Иероглифы

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИЕРОГЛИФЫ
древние рисуночные знаки египетского письма. В переносном значении — непонятная запись, надпись.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Иероглифы
рисуночные знаки древнеегипетского письма. Иероглифическим, священным письмом выполнялись, как правило, монументальные, резаные на камне надписи.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Иероглиф
греч. резное письмо) – название письменного знака, в котором упрощенные рисунки часто обозначают целые слова, слоги или согласные звуки.
изображениями. В древности служили печатями, знаками собственности, в последующее время используются главным образом как броши, перстни.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Иероглифы
знаки, представляющие собой схематизированные рисунки, обозначавшие целые понятия (слова), а в дальнейшем частично слоги, а иногда даже отдельные звуки. По мере развития иероглифического письма иероглифы превратились в условные знаки, частично или полностью утратившие свою изобразительность.

Источник: Исторический словарь

ИЕРОГЛИФЫ (священные письмена)
знаки древнеегипетского письма, появившиеся ок. 3000 г. до н.э. и использовавшиеся до IV в. н.э. для религиозных, погребальных и монументальных надписей на камне, металле и папирусе. Некоторые ученые видят связь иероглифов с клинописью. В обоих использовалось 3 класса символов. В широком смысле термин И. применяется и для других систем письма, основанных на пиктограммах (минойского, хеттского, майя, китайского).

Источник: Археологический словарь. 1996

Иероглифы
Иероглифы (hierogliphs), знаки, применявшиеся в письменности Др. Египта. И. были изобретены ок. 3000 г. до н.э. и до конца 3 в. н.э. использовались в осн. в религ. целях, а также для надписей на монументах. И. являлись рисуночным письмом и наделялись почти магической силой. Для повседневной жизни этот вид письма был слишком сложен, поскольку даже скоропись (иератический и демотический виды письма) требовала длительного обучения. И. сыграли важную роль в археол. исследованиях (Розеттский камень), удлинив историю письменности, начинавшуюся с античности, еще на 2 тыс. лет. Термин широко используется применительно к др. сложным и орнаментальным видам письма минойской цивилизации, хеттов и майя.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ИЕРОГЛИФЫ
др.-егип. рисуноч. письмо, употреблявш. с нач. 3-го тыс. до н.э. приблизит. до 200 н.э. Первонач. каждому рисунку соотв. определ. слово, позднее развились также слоговые и консонантные знаки; гласные звуки не выражались. Для повседнев. употребления из И. родилась упрощ. письменность, иератич. (жреческая, к-рая примен. прежде всего для религ. текстов) и курсивная демотич. (использовавш. для светских текстов). В эллинистич. время через соед. нек-рых демотич. знаков с греч. буквами образовалась коптская письменность, назв. по имени коптов — егип. христиан. Значение И. долгое время не было известно, и лишь в 1822 Ж. Ф. Шампольону удалось произвести их расшифровку с помощью Розеттск. камня. И. использов. также во 2 — 1 тыс. до н.э. у хеттов и на о. Крит.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ИЕРОГЛИФЫ
греч. ieroglypika grammata - священные высеченные письмена (подразумевается на камне)) - знаки, представлявшие собой схематизированные рисунки, обозначавшие целые понятия (слова), а в дальнейшем частично слоги, а иногда даже отд. звуки. По мере развития иероглифич. письма И. превратились в условные знаки, частично или полностью утратившие свою изобразительность.

И. употреблялись древними египтянами (с 4-го тыс. до н. э.), критянами (3-е тыс. до н. э.), хеттами (2-е тыс. до н. э.), ацтеками (с 10-11 вв. н. э.), майя (с нач. н. э.), а в настоящее время - китайцами (со 2-го тыс. до н. э.) и др. народами, населяющими КНР, японцами (с 5-6 вв.). Для совр. кит. И. характерно сочетание фонетич. знака со знаком, уточняющим смысловое значение (ключевым знаком).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Иероглифы
(греч. hieros — священный и glyphein — вырезать), др.-егип. рисуночное письмо, употреблявшееся с нач. 3-го тыс. до н. э. приблизительно до 200 н. э. Первоначально каждому рисунку соответствовало определ. слово, позднее развились также слоговые и консонантные знаки, гласные звуки не выражались. Для повседневного употребления из И. родилась упрощ. письменность, иератическая (греч. hieratikos — жреческая, которая применялась прежде всего для религиозных текстов) и курсивная демотическая (греч. народ — использовавшаяся для светских текстов). В эллинистич. время через соединения некоторых демотич. знаков с греч. буквами образовалась коптская письменность, названная по имени коптов — егип. христиан. Значение И. долгое время не было известно, и лишь в 1822 Ж. Ф. Шампольону удалось произвести их расшифровку с помощью Розеттского камня. И. использовались также во 2 — 1-м. тыс. до н. э. у хеттов и на о. Крит.

Источник: Словарь античности. 1989

ИЕРОГЛИФЫ
(англ. hieroglyphs, букв, «священные письмена»), знаки древнеегипетского письма, появляются около 3000 г. до н.э. и существуют до 4 в. н.э. Название И. не совсем точно, т.к. они использовались не только для чисто религиозных текстов, но и для погребальных и монументальных надписей. И. вырезались на камне и металле или рисовались на папирусе. Расшифровку И. выполнил Ж.Б.Шампольон, тщательно изучив билингвы Розеттского камня и обелиска в Филах. Некоторые ученые устанавливают связи И. с ранней письменностью Месопотамии. В обеих системах использовались три класса символов, каждый из которых представлял отдельный рисунок или геометрическую форму. Пиктограммы или идеограммы выражали целые слова в рисуночной форме. Фонограммы выражали звуки слов, рисунок предмета произносился так, как ранее — соответствующее слово, становясь частью нового слова (положение облегчалось тем, что гласные в расчет не принимались). Детерминативы содержали информацию о классе слова, записанного фонограммами, и применялись, когда толкование фонограмм было затруднительным. Часто все три класса символов использовались совместно. За всю историю их развития не делалось попыток упростить систему, даже с появлением иератического и демотического письма. В результате иероглифическая система, будучи высокохудожественной , как это видно по надписям гробниц и храмов, оставалась крайне громоздкой и запутанной. В широком смысле термин И. применяется и для других систем письма, основанных на пиктограммах, особенно минойского Крита, хеттов и майя.

Источник: Археологический словарь. 1990

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Декоративные иероглифы мунччадо в корейской культуре

Киреева Л. И.
This paper contains some observations on Korean Folk Paintings minhwa. It is focused on the problem of munchado or Chinese Character Paintings.
Читать PDF

Китайские иероглифы в корейском языке

Каримова Р.
Актуальность темы китайской иероглифики достаточно неопределенная, судить об этом можно по наличию книг на русском и английских языках.
Читать PDF

«Забыть и понять»: «Божественные иероглифы» Александра Герцена

Созина Елена Константиновна
В статье сделана попытка понять причины интереса современных читателей к Герцену и прояснить ряд проблем его жизни и творчества.
Читать PDF

Аббревиатуры и иероглифы сна в романе Э. Т. А. Гофмана «Эликсиры сатаны»

Мишина Л. А.
В статье анализируется использование Э. Т. А. Гофманом, автором романа «Эликсиры сатаны», феномена сна. Представлена авторская концепция сна, которая была сформирована под влиянием немецкого психолога и философа Г.Шуберта.
Читать PDF

Знаки-иероглифы в системе Я. С. Друскина

Шадрин Алексей Анатольевич
Рассматриваются возможности категориальной разработки терминов «иероглиф», «высота», «окрестность», входивших в число понятий, наиболее интенсивно обсуждавшихся внутри эзотерического содружества «чинарей», Я.С. Друскина, Л.С.
Читать PDF

Иероглиф и его роль в композиции современного китайского плаката

Русакова Александра Сергеевна
Основываясь на искусствоведческом анализе современных образцов художественного плаката и анализе уникальных графических свойств иероглифа, автор статьи исследует взаимосвязь плакатной композиции и письменного знака.
Читать PDF

Текстовые аллюзии и языковая игра в новелле-иероглифе С. Кржижановского «Легенда»

Кузьмина Е. О.
Читать PDF

«Иероглифическая» иконография Э. Маля

Чуворкина Ольга Александровна
В данной статье мы будем говорить о первых этапах развития методологического подхода, непосредственно связанного как со всей традицией бытования сакрального христианского образа, его комментирования и интерпретации, в том числе и
Читать PDF

Иероглифическая образная письменность как главная причина устойчивости китайской культурной традиции

Ан Светлана Андреевна, Ворсина Ольга Александровна, Песчанская Евгения Викторовна
Китайская цивилизация является одной из великих, при этом, в отличие от египетской и вавилонской, она не канула в Лету и с течением времени лишь усилила свои культурные и экономические особенности.
Читать PDF

Роль и место иероглифических фразеологизмов китайского происхождения в корейском языке

Михайлова Марина Валерьевна
Рассмотрены некоторые особенности использования и функционирования в корейском языке идиоматических выражений, заимствованных из китайского. Определяется их функция и место в современном корейском языке.
Читать PDF

Особенности и традиции иероглифических оснований китайского политического менталитета

Сунь Цзыци
Статья посвящена анализу особенностей и традиций иероглифических оснований китайского политического менталитета.
Читать PDF

Онто-логика славянского семиозиса: орнаменталика логической формы и аритмология иероглифического пис

Кребель Ирина Алексеевна, Глатко Михаил Сергеевич
Сопротивление русского языка линейной логике аналитических языков, его пафос и производимая пафосом стилистика наводят на необходимость привлечения метафоры, воспроизводящей полноту языкового события (Логоса языка) и отличной от ф