Иероним, Софроний Евсевий
Иероним, Софроний Евсевий
св., латинский христианский писатель, Отец Церкви, ок. 340-420 гг. н. э. Родился в Стридоне в Далмации. Ок. 354 г. прибыл в Рим, чтобы изучать грамматику, риторику и философию. Примерно в 366 г. принял христианство из рук папы Либерия. После окончания учебы уехал в Тревир, где познакомился с монастырской жизнью. Затем переехал в Аквилею, а в 373 г. поехал на Восток, направляясь в Иерусалим, но болезнь задержала его в Антиохии. После выздоровления два года жил в пустыни Халкис, предаваясь физическому и умственному труду. Ок. 378 г. был рукоположен в священники и вскоре после этого выезхал в Константинополь, где слушал речи Григория Богослова и изучал труды Оригена. В 382 г. прибыл на Римский синод. Завязав дружеские отношения с папой Даматом, стал его секретарем. Дамат поручил ему ревизию переводов Священного Писания. Вскоре после смерти Дамата И. покинул город. Некоторое время он пребывал в Египте, где слушал лекции Дидима Слепого, а в 386 г. навсегда поселился в Вифлееме. Здесь он основал монастырь, школу, вел благотворительную деятельность и изучал древнееврейский язык. — Писательская деятельность И. богата и разнородна по своему содержанию. Основной его заслугой является ревизия латинских переводов Священного Писания и перевод некоторых его книг. Полный латинский текст Ветхого и Нового Заветов под редакцией Иеронима позднее был назван Vulgata. Официально признанный католической церковью, он используется по сей день. И выполнил также переводы некоторых произведений Филона Александрийского, Евсевия Кесарийского (Хроники которого он дополнил описанием событий 325-378 гг.) и Дидима Слепого. И. оставил множество собственных трудов, в основном эгзегетических (многочисленные комментарии к Ветхому и Новому Заветам) и полемических. Писал он и биографии. Произведение О славных мужах (Liber de viris illustribus) рассказывает о христианских писателях (частично И. использовал материал Евсевия). Жития монахов: Житие св. Павла, Житие св. Иллариона и Житие св. Малха — и ранее названные произведения позволяют причислить И. к агиографам. Сохранилось также 59 проповедей, записанных монахами, для которых И. их произносил. Собрание писем И. числом 154 (среди них попадаются и адресованные ему) представляется чрезвычайно ценным источником для исследования тогдашних отношений, господствующих как в Церкви, так и во всей Римской Империи. Эти письма относятся к разным периодам жизни И. И. — одна из наиболее выдающихся личностей в истории патристической литературы и истории Церкви, и это не благодаря незаурядным способностям — ибо он не был творческой личностью, — но прежде всего благодаря невероятной работоспособности и необычной, даже для его времени, эрудиции. Знание латинского, греческого, древнееврейского языков, большая начитанность в древних авторах, прилежание и добросовестность при отборе научного материала принесли ему признание современников, а его слава пережила много веков. Как писатель И. является прекрасным стилистом, знакомым с секретами риторического мастерства и умеющий их использовать. Правда, он писал языком своего времени. Однако ориентированным на лучшие образцы. Его сочинения позволяют проследить развитие латинского языка в IV и V вв. н. э. Но И. обладал нелегким характером: он был горяч и самоуверен в споре, не умел забывать обид, хотя бы и был сам в какой-то степени виноват, отличался деспотичностью, не шел на компромиссы даже там, где требовалась сдержанность и некоторая гибкость. Все это все же не уменьшает роли этого великого представителя поздней античности.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999