Иероним - преподобный затворник печерский, XII века. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Память 21 сентября.
Иероним
Иероним
авт. "Слов" в неделю Православия и на новый год, архим. черниг. Успенск. Елецк. монаст. (1829—1830 гг.).
{Венгеров}
Иероним
авт. жизнеопис. Илариона, митр. суздальского, иеромонах (М., 1859).
{Венгеров}
Иероним
из Кардии, ок. 350-260 гг. до н. .э., греческий историк. После смерти Александра Македонского принимал деятельное участие в борьбе его наследников, прозванных диадохами. Связанный с династией Антигонидов, при македонском дворе записал историю войн диадохов с момента смерти Александра (323 г.), вероятно, до смерти Пирра (272 г.). она содержала первое в греческой литературе описание древнейшей истории Рима, а возможно, также и другие географические и этнографические экскурсы. Несмотря на выраженное пристрастие к Антигонидам, произведение И. отличала редкая объективность. Описывая историю, в которой он лично участвовал, И. выказал хорошую ориентацию в политических и военных делах. Подобно Фукидиду, он старался вскрыть причины событий, и хотя включал в свое произведение речи, не стремился к риторическим эффектам и не пытался драматизировать повествование. По всем этим причинам произведение Г. стало первейшим историческим источником, которым пользовались Диодор, Арриан, Плутарх. Современная наука оценивает И. как историка очень высоко, ставя его наряду с Фукидидом.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Иероним
лат. Hieronymus)
(ок. 347 - 419/420 н.э.)
церковный писатель; осуществленный им латинский перевод Библии (Вульгата) был признан католической церковью каноническим до его обновления в 1946 г. Он также перевел на латинский язык проповеди Оригена и церковную хронику Евсевия.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 348 - 420)
рим. писатель, грамматик, ритор, философ и теолог, ученик Элия Доната и Мария Викторина. Род. в Далмации, учился в Риме риторике, затем совершил паломничество на Восток. Вскоре после возвращения в Рим И. отправился в Палестину, где до самой смерти вел отшельнический образ жизни. Соч. И. (трактат «О знаменитых мужах», «Письма», коммент. ко всем кн. Библии и др.) хотя и не содержат самостоятельной филос. концепции, одн. носят отпечаток высокой антич. образованности и культуры. В этич. сфере И. заимствовал взгляды рим. стоиков (Цицерон, Сенека Младший), уделяя бол. внимание проблемам воспитания. Аллег. и символ, толкование Библии И. отвергал. Он впервые перевел Ветхий Завет с древнеевр. на латынь («Вульгата») и отредактировал лат. перевод Нового Завета.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 347 - 419/420 н.э.)
церковный писатель; осуществленный им латинский перевод Библии (Вульгата) был признан католической церковью каноническим до его обновления в 1946 г. Он также перевел на латинский язык проповеди Оригена и церковную хронику Евсевия.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 348 - 420)
рим. писатель, грамматик, ритор, философ и теолог, ученик Элия Доната и Мария Викторина. Род. в Далмации, учился в Риме риторике, затем совершил паломничество на Восток. Вскоре после возвращения в Рим И. отправился в Палестину, где до самой смерти вел отшельнический образ жизни. Соч. И. (трактат «О знаменитых мужах», «Письма», коммент. ко всем кн. Библии и др.) хотя и не содержат самостоятельной филос. концепции, одн. носят отпечаток высокой антич. образованности и культуры. В этич. сфере И. заимствовал взгляды рим. стоиков (Цицерон, Сенека Младший), уделяя бол. внимание проблемам воспитания. Аллег. и символ, толкование Библии И. отвергал. Он впервые перевел Ветхий Завет с древнеевр. на латынь («Вульгата») и отредактировал лат. перевод Нового Завета.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Иероним
(Hieronymus) (род. в 347 в Стридоне (Далмация), ум. 30. 9. 419 или 420 в Вифлееме), происходил из богатой христианской семьи, учился в Риме, был учеником грамматика Элия Доната, посвятил себя интенсивному изучению античной и христианской литературы. В 375 — 378 жил отшельником в Халкидской пустыне близ Антиохии, затем в качестве священника отправился в Рим и в 382 — 385 был советником папы Дамасия. Не будучи избранным преемником папы, И. в 386 поселился отшельником в Вифлееме и основал там неск. монастырей. Благодаря дюреровскому «Иерониму в келье» сложился идеальный образ ученого церкви. И. знал латынь, греческий, др.-евр. яз. и как писатель был настолько работоспособен, что мог одновременно диктовать неск. произведений. Этим объясняется некрая небрежность в его сочинениях. По поручению папы Дамасия И. вновь перевел Библию на лат. яз. по тексту оригинала. Со времен Григория Великого этот текст занял место рядом со старым («Итала») и носил с 13 в. обозначение «Vulgata» («Общеупотребительный»). Кроме Библии, И. перевел мн. теологич. труды с греч. (Ориген), руководствуясь цицероновским принципом перевода («согласно содержанию, но не рабски дословно»). Он написал первую христианскую историю литературы («De viris illustrious»), в которую включил произведения 135 христианских писателей, в т. ч. евреев Филона и Иосифа, а также философа Сенеки. Особый интерес вызывают его три книги-апологии против Руфина и ок. 120 подлинных писем. Лат. перевод и продолжение хроник Евсевия до 378, сделанные И., превзошли оригинал. В качестве важнейшего посредника античного и греко-христианского материального и духовного наследия И. оказал влияние на Ср.-век. зап. искусство.
Источник: Словарь античности. 1989
ИЕРОНИМ
• Hieronўmos,
?????????,
1. из Кардии, современник Александра Великого. По смерти Александра он был ранен в сражении с Антигоном и попал в плен, но Антигон пощадил его и назначил надзирателем над работами для добывания асфальта на Мертвом море. Diod. Sic. 19, 100. После смерти Антигона он был переведен Димитрием в качестве полемарха в город Феспии, пережил не только его, но и Селевка, и Пирра и умер при дворе Антигона Гопаты. Diod. Sic. 18, 42;
2. И. с острова Родоса, ученик Аристотеля. Кроме сочинения ????? ?????, особенно часто упоминаются его ??????????. Также и Цицерон упоминает его по поводу принципа, что отсутствие боли — величайшее благо (Cic. fin. 2, 3, 8. 5, 5, 14. tusс. 2. 6, 15. 30, 84 и чаще). Отрывки собрал M?ller, fragm. hist, graec., II, 450 cл.;
3. И. из Сиракуз, сын Гелона, внук Гиерона II, после смерти которого oн сделался властителем Сиракуз. Своей роскошью и жестокостью он вскоре возбудил общую ненависть и был убит по заговору своих войск во втором году своего царствования. Во 2-й Пунической войне он стоял на стороне карфагенян против римлян. Polib. 7, 1 cл. Liv. 24, 4 слл. Sil. It. 14, 79 слл.;
4. И. из Стридона в Далмации, св. отец (331-420), в 386 г. удалился в вифлеемский монастырь и нашел в тишине его возможность заняться обширной литературной деятельностью. В числе его трудов следует заметить перевод Библии, послуживший основанием для так называемой вульгаты, и перевод летописи Евсевия, при составлении которого он имел еще перед собой сочинение Светония de viris illustribus. Он сам написал сочинение de viris illustribus в 392 г., которое касается только христиан (изд. Herding, 1879). Начиная с Эразма (1516) особенные заслуги оказали изданию его сочинений бенедиктины (1693) и Валярси (Vallarsi, 1734-1742, в 11 т. in folio).
?????????,
1. из Кардии, современник Александра Великого. По смерти Александра он был ранен в сражении с Антигоном и попал в плен, но Антигон пощадил его и назначил надзирателем над работами для добывания асфальта на Мертвом море. Diod. Sic. 19, 100. После смерти Антигона он был переведен Димитрием в качестве полемарха в город Феспии, пережил не только его, но и Селевка, и Пирра и умер при дворе Антигона Гопаты. Diod. Sic. 18, 42;
2. И. с острова Родоса, ученик Аристотеля. Кроме сочинения ????? ?????, особенно часто упоминаются его ??????????. Также и Цицерон упоминает его по поводу принципа, что отсутствие боли — величайшее благо (Cic. fin. 2, 3, 8. 5, 5, 14. tusс. 2. 6, 15. 30, 84 и чаще). Отрывки собрал M?ller, fragm. hist, graec., II, 450 cл.;
3. И. из Сиракуз, сын Гелона, внук Гиерона II, после смерти которого oн сделался властителем Сиракуз. Своей роскошью и жестокостью он вскоре возбудил общую ненависть и был убит по заговору своих войск во втором году своего царствования. Во 2-й Пунической войне он стоял на стороне карфагенян против римлян. Polib. 7, 1 cл. Liv. 24, 4 слл. Sil. It. 14, 79 слл.;
4. И. из Стридона в Далмации, св. отец (331-420), в 386 г. удалился в вифлеемский монастырь и нашел в тишине его возможность заняться обширной литературной деятельностью. В числе его трудов следует заметить перевод Библии, послуживший основанием для так называемой вульгаты, и перевод летописи Евсевия, при составлении которого он имел еще перед собой сочинение Светония de viris illustribus. Он сам написал сочинение de viris illustribus в 392 г., которое касается только христиан (изд. Herding, 1879). Начиная с Эразма (1516) особенные заслуги оказали изданию его сочинений бенедиктины (1693) и Валярси (Vallarsi, 1734-1742, в 11 т. in folio).