Иероним

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иероним

Иероним - преподобный затворник печерский, XII века. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Память 21 сентября.

Источник: Биографический словарь. 2008

Иероним

авт. "Слов" в неделю Православия и на новый год, архим. черниг. Успенск. Елецк. монаст. (1829—1830 гг.).


{Венгеров}





Иероним


авт. жизнеопис. Илариона, митр. суздальского, иеромонах (М., 1859).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иероним
из Кардии, ок. 350-260 гг. до н. .э., греческий историк. После смерти Александра Македонского принимал деятельное участие в борьбе его наследников, прозванных диадохами. Связанный с династией Антигонидов, при македонском дворе записал историю войн диадохов с момента смерти Александра (323 г.), вероятно, до смерти Пирра (272 г.). она содержала первое в греческой литературе описание древнейшей истории Рима, а возможно, также и другие географические и этнографические экскурсы. Несмотря на выраженное пристрастие к Антигонидам, произведение И. отличала редкая объективность. Описывая историю, в которой он лично участвовал, И. выказал хорошую ориентацию в политических и военных делах. Подобно Фукидиду, он старался вскрыть причины событий, и хотя включал в свое произведение речи, не стремился к риторическим эффектам и не пытался драматизировать повествование. По всем этим причинам произведение Г. стало первейшим историческим источником, которым пользовались Диодор, Арриан, Плутарх. Современная наука оценивает И. как историка очень высоко, ставя его наряду с Фукидидом.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Иероним
лат. Hieronymus)
(ок. 347 - 419/420 н.э.)
   церковный писатель; осуществленный им латинский перевод Библии (Вульгата) был признан католической церковью каноническим до его обновления в 1946 г. Он также перевел на латинский язык проповеди Оригена и церковную хронику Евсевия.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 348 - 420)
   рим. писатель, грамматик, ритор, философ и теолог, ученик Элия Доната и Мария Викторина. Род. в Далмации, учился в Риме риторике, затем совершил паломничество на Восток. Вскоре после возвращения в Рим И. отправился в Палестину, где до самой смерти вел отшельнический образ жизни. Соч. И. (трактат «О знаменитых мужах», «Письма», коммент. ко всем кн. Библии и др.) хотя и не содержат самостоятельной филос. концепции, одн. носят отпечаток высокой антич. образованности и культуры. В этич. сфере И. заимствовал взгляды рим. стоиков (Цицерон, Сенека Младший), уделяя бол. внимание проблемам воспитания. Аллег. и символ, толкование Библии И. отвергал. Он впервые перевел Ветхий Завет с древнеевр. на латынь («Вульгата») и отредактировал лат. перевод Нового Завета.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Иероним
(Hieronymus) (род. в 347 в Стридоне (Далмация), ум. 30. 9. 419 или 420 в Вифлееме), происходил из богатой христианской семьи, учился в Риме, был учеником грамматика Элия Доната, посвятил себя интенсивному изучению античной и христианской литературы. В 375 — 378 жил отшельником в Халкидской пустыне близ Антиохии, затем в качестве священника отправился в Рим и в 382 — 385 был советником папы Дамасия. Не будучи избранным преемником папы, И. в 386 поселился отшельником в Вифлееме и основал там неск. монастырей. Благодаря дюреровскому «Иерониму в келье» сложился идеальный образ ученого церкви. И. знал латынь, греческий, др.-евр. яз. и как писатель был настолько работоспособен, что мог одновременно диктовать неск. произведений. Этим объясняется некрая небрежность в его сочинениях. По поручению папы Дамасия И. вновь перевел Библию на лат. яз. по тексту оригинала. Со времен Григория Великого этот текст занял место рядом со старым («Итала») и носил с 13 в. обозначение «Vulgata» («Общеупотребительный»). Кроме Библии, И. перевел мн. теологич. труды с греч. (Ориген), руководствуясь цицероновским принципом перевода («согласно содержанию, но не рабски дословно»). Он написал первую христианскую историю литературы («De viris illustrious»), в которую включил произведения 135 христианских писателей, в т. ч. евреев Филона и Иосифа, а также философа Сенеки. Особый интерес вызывают его три книги-апологии против Руфина и ок. 120 подлинных писем. Лат. перевод и продолжение хроник Евсевия до 378, сделанные И., превзошли оригинал. В качестве важнейшего посредника античного и греко-христианского материального и духовного наследия И. оказал влияние на Ср.-век. зап. искусство.

Источник: Словарь античности. 1989

ИЕРОНИМ
   • Hieronўmos,
         ?????????,
       1. из Кардии, современник Александра Великого. По смерти Александра он был ранен в сражении с Антигоном и попал в плен, но Антигон пощадил его и назначил надзирателем над работами для добывания асфальта на Мертвом море. Diod. Sic. 19, 100. После смерти Антигона он был переведен Димитрием в качестве полемарха в город Феспии, пережил не только его, но и Селевка, и Пирра и умер при дворе Антигона Гопаты. Diod. Sic. 18, 42;
       2. И. с острова Родоса, ученик Аристотеля. Кроме сочинения ????? ?????, особенно часто упоминаются его ??????????. Также и Цицерон упоминает его по поводу принципа, что отсутствие боли — величайшее благо (Cic. fin. 2, 3, 8. 5, 5, 14. tusс. 2. 6, 15. 30, 84 и чаще). Отрывки собрал M?ller, fragm. hist, graec., II, 450 cл.;
       3. И. из Сиракуз, сын Гелона, внук Гиерона II, после смерти которого oн сделался властителем Сиракуз. Своей роскошью и жестокостью он вскоре возбудил общую ненависть и был убит по заговору своих войск во втором году своего царствования. Во 2-й Пунической войне он стоял на стороне карфагенян против римлян. Polib. 7, 1 cл. Liv. 24, 4 слл. Sil. It. 14, 79 слл.;
       4. И. из Стридона в Далмации, св. отец (331-420), в 386 г. удалился в вифлеемский монастырь и нашел в тишине его возможность заняться обширной литературной деятельностью. В числе его трудов следует заметить перевод Библии, послуживший основанием для так называемой вульгаты, и перевод летописи Евсевия, при составлении которого он имел еще перед собой сочинение Светония de viris illustribus. Он сам написал сочинение de viris illustribus в 392 г., которое касается только христиан (изд. Herding, 1879). Начиная с Эразма (1516) особенные заслуги оказали изданию его сочинений бенедиктины (1693) и Валярси (Vallarsi, 1734-1742, в 11 т. in folio).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Иероним Чеславович Граля - польский знаток истории московской Руси

Дмитриев Михаил Владимирович
Рассмотрены публикации польского историка Херонима (Иеронима) Грали по истории Московской Руси. Особое внимание уделено его книге, посвященной известному государственному деятелю третьей четверти XVI в.
Читать PDF
0.00 байт

Иероним Граля: штрихи к портрету ученого

Тюменцев Игорь Олегович
Заметка посвящена юбилею выдающегося польского историка и дипломата Херонима (Иеронима) Грали.
Читать PDF
0.00 байт

Бергман М. Иероним Босх и алхимия

Автор реферата И.Л.Галинская
Читать PDF
0.00 байт

Иероним Стридонский: античное наследие и христианская перспектива

Ананьева Оксана Алексеевна
Статья посвящена вопросу о влиянии античной философии на складывающееся христианское учение и основана на анализе произведений Иеронима Стридонского одного из Отцов церкви IV в. н. э.
Читать PDF
0.00 байт

Святой Иероним Стридонский в западноевропейской живописи: традиции, символы, смыслы

Яковлев Владимир Васильевич, Вольская Татьяна Владимировна
Впервые в отечественной историографии рассматривается символическое и аллегорическое значение различных атрибутов, сопровождающих живописные изображения святого Иеронима Стридонского в произведениях западноевропейских живописцев X
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ТВОРЕНИЯХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ V–VI ВЕКОВ: ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ, ИОАН КАСС

Дьяченко Ольга Николаевна
Отражены результаты исследования проблемы добра и зла в работах представителей западной патристики (Блаженного Иеронима, Иоанна Кассиана Римлянина, Григория Двоеслова), которых объединяет трактовка данной темы в контексте антропол
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о споре Иеронима Стридонского и Руфина Аквилейского

Яблонская О.В.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории уяснения древне-латинского и Иеронимова текста Библии

А. И. Садов
Читать PDF
0.00 байт

Исторический образ Иеронима Пражского

И. С. Пальмов
Читать PDF
0.00 байт

Никита Шабанов. Тайны Иеронимуса Босха

Э.Ж.
Читать PDF
0.00 байт

Отражение жизни и деятельности святого Иеронима Стридонского в западноевропейской живописной традици

Яковлев Владимир Васильевич, Вольская Татьяна Владимировна
Впервые в отечественной историографии анализируется отражение различных событий из жизни святого Иеронима Стридонского в произведениях западноевропейских художников XV-XVII вв.
Читать PDF
0.00 байт

О некоторых символах картин Иеронима Босха

Райгородский Леонид Дмитриевич
Статья посвящена рассмотрению сложной и интересной проблемы, связанной с символикой и иносказательными образами в картинах великого нидерландского художника XVI в. И. Босха.
Читать PDF
0.00 байт

Иеронимо и Everyman: преломление традиции средневекового религиозного театра в «Испанской трагедии»

Микеладзе Наталья Эдуардовна
В статье исследуются пути преобразования жанров средневекового религиозного театра (моралите, фарса, мистерии) в «Испанской трагедии» Томаса Кида.
Читать PDF
0.00 байт

Абеляр между Августином и Иеронимом

Андерсен Владимир Владимирович
«История бедствий», автобиография Петра Абеляра, зачастую сравнивается с самым известным позднеантичным произведением автобиографического жанра «Исповедью» Блаженного Августина.
Читать PDF
0.00 байт

РЕЦЕПЦИЯ ВЗГЛЯДОВ СВТ. ГРИГОРИЯ НИССКОГО И БЛЖ. ИЕРОНИМА НА СВЯТЫЕ МЕСТА ПАЛЕСТИНЫ: ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПА

(Копыл) Екатерина
В статье представлены основные взгляды свт. Григория Нисского и блж. Иеронима Стридонского на святые места Палестины и паломничество к ним в историческом контексте, показана противоречивость их высказываний, которая в XVI-XVII вв.

Похожие термины: