Иеровоам

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Иеровоам
народ умножается)-а) сын (потомок) Навата, ефремлянин, первый царь отделившегося после смерти Соломона Израильского царства. Он был рабом Соломона, поставленным им смотрителем над работами в Иерусалиме, но возмутился и «поднял руку на царя» (3Ц 11.26). После того, как пророк Ахия объявил ему, что Господь за идолопоклонство отторгает от Соломона десять колен (см. Израиль) и отдает их ему, Иеровоаму (3Ц 11.31-33), он бежал от Соломона в Египет и пробыл там до его смерти. По смерти Соломона и возвращении Иеровоама отделившиеся десять колен воцарили его над собой и он обосновался в Сихеме (3Ц 12.25). Стремясь закрепить за собой царство и не допустить израильтян ходить на поклонение в Иерусалим, он поставил двух тельцов в Дане и Вефиле и сказал: «вот боги твои, Израиль» (3Ц 12.26-29). Этим он ввел народ свой в тяжелый грех, который в Священном Писании так и называется-грехом Иеровоама, или путем Иеровоама. Он назначил своих священников, не из сынов Аарона, и не реагировал ни на какие предупреждения. После его смерти и короткого царствования его сына Навата, род Иеровоама прекратился;
б) (4Ц 14.23,27-29; 15.1,8; 1Пар 5.17; Ос 1.1; Ам 1.1; 7.9-11)-сын и преемник Иоаса, другой царь израильский, обычно называемый Иеровоамом 2, предпоследний из рода Ииуя, царствовавший в Самарии 41 год. Он значительно расширил границы своего царства и царство его процветало при нем, но от греха Иеровоама, сына Наватова, он не отступал. В его дни жили и пророчествовали Иона, Осия и Амос.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Иеровоам
1) Сын Наватов. ефремлянин, первый царь Царства Израильского. До того он был начальником общественных работ и был высоко ценим царем Соломоном. Когда пророк Ахия возвестил ему о его (будущем) возвышении, то он должен был бежать в Египет (3Цар. 11:26 и дал.) Когда по смерти своего отца сын Соломона Ровоам грубо отверг требования 10 колен, Иеровоам был выбран этими коленами царем (около 975 г. до Р.Хр.; 3Цар. 12:20) и царствовал 22 года. Он стал известен тем, что ввел Израиля в грех; для того чтобы народ, ходя на поклонение в Иерусалим, не вернулся под власть иудейского царя, он поставил два капища — одно в Дане, другое в Вефиле, где народ мог служить своему Богу в образе золотого тельца (12:26 и дал.). «Путь Иеровоама» или «грех его» поддерживался его преемниками (3Цар. 15:34; 16:2; 19 и дал.). Вместо сыновей Аарона он избрал священниками совсем незначительных людей. Ни знамения, ни предупреждения, ни преждевременная смерть Авия не могли заставить Иеровоама изменить образ жизни Иеровоам вел непрестанные войны с иудеями. После короткого царствования его сына Навата, род Иеровоама прекратился (3Цар. 12-14; 20; 2 Пар. 10-13). 2) Сын Иоасов, четвертый из рода Ииуя, израильский царь (около 825-784 г. до Р.Хр.). Он подражал греху Иеровоама. Более, чем какой-либо другой израильский царь, он расширил границы своих владений, изгнал сириян, взял Дамаск и восстановил царство Израиля на восток от Иордана, от Емафа до Мертвого моря. Несмотря на это, задолженность израильтян за это время возросла из-за увеличившейся роскоши и несправедливостей (Ам. 2:5, 6). Царство после него быстро пало, и его род вскоре прекратился (4 Цар. 14:23 и дал.). Жрец идолов Амасия жаловался на пророка Амоса за его обличительные пророчества против дома Иеровоама (Ам. 7:10 и дал ).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ИЕРОВОАМ
народ умножается) — имя двух царей Израильских: 3Цар 11:26 — первый царь десяти колен (975-954 до Р.X). Его отец был Нават Ефремлянин из города Цереды, лежавшего в равнине Иорданской (2Пар 4:17). Энергия и деятельность молодого Иеровоама обратили на него особенное внимание Соломона, возобновлявшего в то время г. Иерусалим. Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова (3Цар 11:28). В этот период жизни Иеровоама пророк Ахия, Силомлянин, встретил его на поле, вне Иерусалима, и разодрав на 12 частей новую одежду, бывшую на нем, дал ему десять частей и предсказал, что Бог поставит его царем над десятью из 12 колен Израилевых. Иеровоам возмутился против Соломона. Соломон же хотел умертвить Иеровоама, но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому и жил в Египте до смерти Соломоновой. Заметим при этом, что Египет уже и прежде сего служил убежищем для Адера (3Цар 11:17-48). Когда Ровоам отправился в Сихем вступить на престол, Иеровоам был вызван из Египта Израильтянами, и вместе с ними просил Ровоама облегчить тяжкое иго, наложенное на них Соломоном. Суровый отказ Ровоама раздражил 10 колен, которые разошлись после того по шатрам своим, призвали Иеровоама в собрание и воцарили его над Израилем. Ровоаму остались подвластны только два колена, Иудино и Вениаминово. Укрепляя Сихем на западной границе своего нового царства, и Пенуил на восточной, Иеровоам сначала имел пребывание в первом городе. но затем, как кажется, избрал своею резиденциею г. Фирцу (3Цар 14:17). Первое действие царствования Иеровоама состояло в том, что он поставил в Дане и Вефиле, на двух противоположных концах своего царства, двух золотых тельцов, с явною целью лишить народ возможности ходить в столицу враждебного ему царства для жертвоприношения в Дому Господнем. “Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта,” сказал он, указывая на идольские изваяния (3Цар 12:28). Город Дан долгое время был центром идолопоклонства на севере (Суд 18:30-31), и народ охотно отправился туда. Город Вефиль, на южной границе Иеровоамова царства. имел несколько другой характер. Здесь царь соорудил жертвенник и лично священнодействовал при совершении идолопоклоннических обрядов. Священники из левитов были устранены, и должность левитов отправляли простые Израильтяне, не принадлежавшие к колену Левия. Таким образом священнодействие было открыто каждому (2Пар 11:15). Он установил праздник, подобный празднику Кущей, только не в седьмой, а в восьмой месяц свящ. года. Но вот явился грозный обличитель идолослужения, некто пророк из Иудеи. В первый же языческий праздник, он внезапно предстал перед Иеровоамом, совершавшим тогда, в качестве первосвященника, идолослужение перед тельцом Вефильским, и громко воззвал к алтарю: “жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе.” — “Возьмите его,” воскликнул Иеровоам, протягивая руку, но рука его иссохла, а жертвенник, по слову пророка, распался. Только по молитве пророка он получил исцеление. Впрочем обличение пророка, болезнь руки и чудесное исцеление оной нисколько не подействовали на Иеровоама. Он продолжал ходить в нечестии, и вот ему было ниспослано новое грозное вразумление Божие. Заболел Авия, сын Иеровоамов, и он послал свою жену в переодетом виде к пр. Ахии, теперь уже седовласому и полуслепому старцу, посоветоваться и узнать о ходе болезни отрока. Несмотря на то, что царица была переодета, и на свое слабое зрение, пророк тотчас же распознал посетительницу. Он предсказал ей скорую смерть отрока, падение династии Иеровоама и разрушение царства Израильского. Дитя действительно умерло, как предсказал Ахия, лишь только царица возвратилась в Фирцу и переступила через порог своего дома. “И похоронили его и оплакали его все Израильтяне,” говорит свящ. историк (3Цар 14:1-18). Общественная скорбь по сему случаю указывает на то, с какими надеждами на будущность ожидал народ продолжения новой династии. Война между Ровоамом и Иеровоамом не имела, по-видимому, важного значения, так как первому было воспрещено нападать на десять колен (2Пар 11:1-4). Впрочем Авия, сын Ровоама, одержал над войсками Иеровоама значительную победу, несмотря на сравнительную малочисленность своих войск и ловкую тактику, с которою Иеровоам поражал своего врага спереди и с тылу. Последствием означенной победы было то, что Авия возвратил под свою власть некоторые важные города, и в том числе Вефил. Иешану и Ефрон. ”И не входил уже в силу Иеровоам во дни Aвuu, замечает свящ. летописец, и поразил его Господь, и он умер” (2Пар 13:20), после 22-х-летнего царствования. Его много обещавшая юность, его энергия и деятельность в летах совершенного возраста, его политическая тактика и воинские подвиги закончились наконец полным поражением и уничижением; он сошел в гроб, пораженный рукою Божиею. Как сам он и его царство оставили Господа, так и Господь оставил их и предал гибели. 4Цар 14:23-29 и др. — Иеровоам 11-й царь Израильский, сын и преемник Иоаса, царя 10 колен правнук Ииуя (835-794 до Р.X.). Несмотря на то, что он не оставил служения тельцам, однако же вел счастливые войны с Сириею, Моавитянами, Аммонитянами, взял Дамаск и Емаф и восстановил древние пределы своего царства до Евфрата и Мертвого моря. Господь помогал ему, потому что еще не хотел предать на погибель потомков Израиля. Никогда состояние царства 10 колен не было, по-видимому, так блестяще, как во дни царствования Иеровоама, но современные ему пророки, Осия и Амос, громко вопияли против нечестия и беззаконий, созревавших под счастливо-удачною обстановкою политических дел. Потому Бог чрез пророка возвестил наконец приближающуюся погибель дома Иеровоама и падение царя Израильского (Амос 7:9-11), что вскоре и постигло Израиль. Царствование Иеровоама II продолжалось 41 год. После него вступил на престол сын его, Захария, царствовавший только 6 месяцев, и вскоре после него царство Израильское действительно было разрушено Салманассаром, царем Ассирийским.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Похожие термины:

  • Иеровоам I

    Иеровоам I (Jeroboam I) (ум. ок. 901 г. до н.э.), первый царь сев. Израильского царства (ок. 922—901 гг. до н.э.) (Израиль). После смерти Соломона его сын Реовоам не смог заручиться поддержкой части Израиля, к-рая отд
  • ТЕЛЬЦЫ ЗОЛОТЫЕ ИЕРОВОАМА

    3Цар 12:28). Иеровоам, царь Израильский, опасаясь, чтобы его подданные, ходя в Иерусалим для поклонения Богу, не отреклись от него и не присоединились к Ровоаму, царю Иудейскому, слил двух золотых тельц
  • ИЕРОВОАМА ВОССТАНИЕ

    восстание в Др. Израиле ок. 935 до н.э. против податного гнета и трудовой повинности, введен. царем Соломоном. В ответ на отказ сына Соломона — Ровоама смягчить непосил. бремя сев. израил. племена отло
  • Видения прозорливца Иоиля о Иеровоаме, сыне Наватовом

    См. «Библия».