Иерусалим

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иерусалим
1) город в Израиле, считается священным городом у христиан, иудеев, мусульман; небесный Иерусалим – апокалиптический образ «свя щенного града». После страшного суда в нем будут жить праведники вместе с богом. См. Иисус Христос.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Иерусалим
всемирно известный город, главный из городов иудейской Земли Обетованной. В древности назывался Иевусом по имени основоположника рода Иевусеев, затем его завоевал царь Давид и построил на его месте свой город, нареченный Иерусалимом.

Источник: Православная энциклопедия.

Иерусалим
столица Государства Израиль. В древности - местонахождение Храма и столица (с конца 11 в. до н.э.) Израильско-Иудейского царства, в период 928 г. до н.э. - 70 г. н.э. - Иудейского царства. Крупный религиозный центр, священный город иудеев, христиан и мусульман.

Источник: Исторический словарь

ИЕРУСАЛИМ
столица Израиля. Первые поселения датируются IV тысячелетием до нашей эры. В 1538 году вокруг него построены стены, определившие границы Старого города. Это место нахождения основополагающих религиозных объектов: Храмовая гора и её Западная стена, мечеть Аль-Харам аль-Шариф, Храм Гроба Господня.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

ИЕРУСАЛИМ
Город в Палестине. Один из древнейших городов мира. Его возраст более 3500 лет. Неоднократно упоминается в Библии как место, связанное с жизнью Иисуса Христа. Это священный город для христиан, иудеев и мусульман. Здесь представлены разные памятники истории и культуры, огромное количество достопримечательностей. Культурный, религиозный и политический центр современного Израиля. Сейчас поделен между двумя государствами: Израилем и Палестинской автономией.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Иерусалим
(др.-евр. Jeruschalajim, греко-лат. Hierosolyma, араб, elkuds — святой), город на Ю. Палестины. Вплоть до кон. 2 тыс. до н. э. — ханаанский город-государство, при Давиде — столица Израильско-иудейского царства (при царе Соломоне был возведен знаменитый храм Соломона). После распада Израильско-иудейского царства (926 — 925 до н. э.) И. стал столицей Иудейского царства и сохранял значение как политич. и культовый центр иудеев вплоть до 70 н. э., когда он был разрушен императором Титом. В 135 И. был восстановлен в качестве рим. военной колонии и стал называться Aelia Capitolina. При императоре Константине Великом И. становится «священным городом» христиан, а после араб, завоевания (638) — мусульман. «Небесный И.» — эсхатологич. понятие иудейской и христианской апокалиптики.

Источник: Словарь античности. 1989

ИЕРУСАЛИМ
(jerusalem). Археологические исследования этого города, занимающего важнейшее место во всемирной истории, начались в 1864 г. и продолжаются до настоящего времени. История И. начинается в протогородском периоде, к которому относятся несколько погребений. Первым поселением в позднебронзовом веке стал город джебуситов, ветви ханаанеев. Он находился на горе Офел (на юго-восточной окраине современного И.). В 1000 г. до н.э. захвачен израильтянами Давида, построившими здесь свой город; на северной окраине Соломоном воздвигнут храм. Западный хребет за долиной Тиропеон вошел в черту города лишь в 1 в. В 587 г. до н.э. город был взят вавилонянами и после 538 г. до н.э. вновь отстроен. Современная планировка И. восходит к Ироду Великому (37–34 гг. до н.э.), при Адриане город перестроен.

Источник: Археологический словарь. 1990

Иерусалим
Иерусалим (Jerusalem), свящ. город иудеев (иуда-изм), христиан (христианство) и мусульман. Первоначально место поселения иебуситов; захвачен царем Давидом ок. 1000 г. до н.э. Храм Соломона, гл. святилище иудеев, уничтоженный Навуходоносором II в 586 г. до н.э., был восстановлен в 516 г. до н.э. Иродом Великим. В 70 г. н.э. римляне разрушили город и храм, а на его месте основали колонию под назв. Элиа Капи-толина. Св. Павел считал И. местом появления первой христ. общины, к-рую до своей смерти в 62 г. возглавлял Иаков, один из апостолов Иисуса Христа. Константин I Великий, желая усилить значение И., построил ротонду «Гроба господня» (ок. 335 г.) на месте предполагаемого захоронения Христа. Господство мусульман в И. (с 637 г.) ознаменовалось возведением в 691 г. мечети Куббат ас-Сахра, самой почитаемой мусульманами святыни в городе. Крестоносцы захватили власть в И. в 1099—1187 гг., когда он являлся столицей Иерусалимского королевства. В И. всегда существовала не-многочисл. евр. община, а евр. паломники регулярно посещали «Стену плача», сохранившуюся среди руин зап. стену Иерусалимского храма.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ИЕРУСАЛИМ
Иерушалаим, Аль-Кудс — город в Палестине, крупный культ. центр. Считается свящ. городом у христиан, иудеев и мусульман; место паломничества. Первые упомин. об И. относятся к сер. 2-го тыс. до н.э. В Тель-эль-Амарнском архиве сохран. письма царя И. Абдихибы егип. фараону Аменхотепу IV (ок. 1400 до н.э.). Ок. 1000 до н.э. И., бывший тогда крепостью ханаанейск. племени иебуситов, был захвачен Давидом и стал столицей Израильско-Иудейского царства, а ок. 935 до н.э. — Иудейск. царства. Город был заметно расширен сыном и преемником Давида — Соломоном, выстроившим с помощью финикиян храм Яхве (Соломонов храм). В 586 до н.э. разрушен вавилонским царем Навуходоносором II. В последней трети 6 в. до н.э. заново заселен иудеями, возвративш. из Вавилонск. пленения и создавш. в И. храмовую общину. В 3 в. до н.э. город был объектом борьбы между Птолемеями и Селевкидами. С 140 до н.э. — столица госуд. Хасмонеев (Маккавеев). В 63 до н.э. взят римлянами. Во время Иудейской войны 66 — 73 явл. центром сопротивл. римлянам; захвачен и разрушен ими в 70 н.э. Во 2 в. на месте И. была создана рим. колония Элия Капитолина. В 4 в. при имп. Константине И. стал свящ. центром христиан. В 638 был завоеван арабами (при халифе Омаре) и стал вторым после Мекки свящ. центром мусульман.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ИЕРУСАЛИМ
др.-евр. Иерушалаим; араб. Аль-Кудс) - город в Палестине. Зап., большая часть И. оккупирована гос-вом Израиль, т. н. "Старый город" и кварталы к С. и В. от него - Иорданией. 190,7 т. ж. (1961). Крупный культ. центр. И. считается "священным городом" у христиан, иудеев и мусульман; место паломничества. Первые упоминания об И. относятся к сер. 2-го тыс. до н. э. В Тель-эль-Амарнском архиве сохранились письма царя И. Абдихибы егип. фараону Аменхотепу IV (ок. 1400 до н. э.). Ок. 1000 до н. э. И., бывший тогда крепостью ханаанейского племени иебуситов, был захвачен Давидом и стал столицей Израильско-Иудейского царства, а ок. 935 до н. э. - Иудейского царства. Город был заметно расширен сыном и преемником Давида - Соломоном, выстроившим с помощью финикиян храм Яхве (Соломонов храм). В 586 до н. э. разрушен вавилонским царем Навуходоносором II. В последней трети 6 в. до н. э. заново заселен иудеями, возвратившимися из Вавилонского пленения и создавшими в И. храмовую общину. В 3 в. до н. э. город был объектом борьбы между Птолемеями и Селевкидами. С 140 до н. э. - столица гос-ва Хасмонеев (Маккавеев). В 63 до н. э. взят римлянами. Во время Иудейской войны 66-73 являлся центром сопротивления римлянам; захвачен и разрушен ими в 70 н. э. Во 2 в. на месте И. была создана рим. колония Элия Капитолина. В 4 в. при имп. Константине И. стал "священным" центром христиан. В 638 был завоеван арабами (при халифе Омаре) и стал вторым после Мекки "священным" центром мусульман. В 1099 был завоеван крестоносцами, но в 1187 егип. султан Салах-ад-дин захватил его. В 1517-1917 - в составе Османской империи. С 1920 - адм. ц. англ. мандатной терр. - Палестины. По решению Ген. Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1947 о разделе Палестины И. был выделен в междунар. зону. Однако после арабо-израильской войны 1948-49 И. оказался разделенным демаркац. линией (определена соглашением о перемирии между Израилем и Трансиорданией (Иорданией) 3 апр. 1949) между Израилем и Иорданией: зап., большая ч. была оккупирована израильскими войсками, а меньшая - Иорданией. С 1950 в зап. И. находятся парламент Израиля и ряд его правит. учреждений. В зап. части И. имеются: Евр. ун-т, Археологич. музей и др. В "Старом городе" сохранились Куббат ас-Сахра, т. н. мечеть Омара (на месте храма Соломона), мечеть аль-Акса (кон. 7 в.).

И. Ш. Шифман. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ИЕРУСАЛИМ
   • Hierosolўma,
         ??? ?????????? или просто ??????, по-еврейски Ieruschalajim, сильно укрепленный главный город Палестины, почти в середине Иудеи, в колене Виньяминовом, на нескольких холмах, на западном берегу ручья Кедрона. Первоначально здесь стоял Иебус, главный город иебуситов, вероятно, на возвышенности Сионе (впоследствии южной части города), на север от долины Гиннома; город был завоеван Давидом ок. 1050 г. до Р. X. и сделан им столицей. Соломон присоединил еще возвышенность Морию (Moriah), лежащую на северо-востоке, и на ней построил храм (разрушенный вавилонянами в 588 г. до Р. X., после плена вновь выстроенный, впоследствии превращенный Иродом Великим в великолепное здание); обе части он окружил общей стеной. При царях Искии, Иофаме и Манассе, к городу прибавились находящаяся на востоке от Сиона вершина Офель и на севере Нижгород и охранены второй стороной. После разрушения в 588 г. до Р. X. город был вновь отстроен в 458 г. до Р. X. возвратившимися под начальством Есры из плена иудеями в прежних размерах с двойной стеной, с башнями и с 12 воротами. Под владычеством македоно-сирийских царей (Антиох, Епифан), 161 г. до Р. X. на вершине, лежащей на севере от горы, где находится храм, был выстроен замок для гарнизона, Акра; впоследствии это название распространено было на всю часть города. При Маккавеях затем на Мории, на северо-западе от храма выстроен был храмовый замок, Барис, названный впоследствии в честь Антония Антониею; на север и запад от города, на плоскогорье между долиной ручья Кедрона (Иосафатом) и долиной Гигоном образовалось предместье Везефа (равное по величине остальному городу), которое в 45 г. от Р. X. Иродом Агриппой было окружено особой третьей стеной. В 70 г. по Р. X. город (его называет Плиний 5, 15 longe clarissimam urbem orientis, non Iudaeae modo) был разрушен Титом, затем в 136 г. вновь отстроен Адрианом под названием Aelia Capitolina, но не в прежнем объеме. Царский дворец находится на горе Сионе, городская дума в долине сырников (?????????? ??????) между Сионом, Морией и Офелем (?????), на западе от храма; пруд Вифезда лежал на севере от Антонии. По преданию, Голгофа лежала внутри города (в углу нового города, образуемого первой и второй стенами, на Кальварийской горе), настоящее место, вероятно, было за городом на дороге в Иерихон (на северо-востоке от Иерусалима), Гефсимана и гора Елеонская (масличная) лежат в 5 стадиях на востоке от города и отделены от него долиной ручья Кедрона. Об осаде города Титом см. Tac. hist. 2, 3. 9. 12. 5, 1 слл. Dio Cass. 56, 4 слл. Oros. 7, 9. Jos. b. Iud.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Иерусалим
основание мира или безопасное жилище)-главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне-из Иерусалима» (Ис 2.3). Величайший из царей Давид, расширяя свое царство, взял крепость Сион (2Ц 5.7), располагавшуюся на одноименной горе и бывшую частью Иевуса (см.), населенного иевусеями, и тем положил основание Иерусалиму. Еще раньше, по смерти И.Навина, израильтяне взяли Иерусалим, сожгли его, но иевусеи продолжали там жить и после этого (Нав 1.8,21). Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм Господу, в который был перенесен ковчег и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли. Иерусалим имеет множество и других названий:
- Ариил (Ис 29.1,2,7),
- башня стада (Мих 4.8),
- город великий (см.),
- город великого Царя (Пс 47.3; Мф 5.35),
- город Господа (Ис 60.14),
- город Давидов (см. город Давидов,а)
- город Иудин (2Пар 25.28; Лк 1.39),
- город истины (Зах 8.3),
- город кровей (см.),
- город правды (Ис 1.26),
- град Божий (Пс 45.5; 86.3),
- долина видения (Ис 22.1,5),
- жительница долины (Иер 21.13),
- престол Господа (Иер 3.17),
- радость всей земли (Плач 2.15),
- Салим (Быт 14.18; Пс 75.3; Евр 7.1,2),
- святая гора (см.),
- святой город (см.),
- святыня (Иол 3.17),
- Сион (см.),
- скала равнины (Иер 21.13),
- совершенство красоты (Плач 2.15),
- столица верная (Ис 1.21,26).
Иерусалим достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились.
Иерусалим расположен вокруг и севернее гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. Иерусалим, расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям:
- египетским царем Сусакимом около 928 г. до РХ (3Ц 14.25-26),
- филистимлянами и арабами около 845 г. до РХ (2Пар 21.16-17),
- сирийцами около 803 г. до РХ (2Пар 24.22-23),
- израильским царем Иоасом около 790 г. до РХ (4Ц 14.13-14),
- снова египетским царем Нехао около 608 г. до РХ (2Пар 36.3-4) и, наконец,
- халдеями под предводительством Навуходоносора (см.) в 606 г. и 586 г. до РХ (2Пар 36.6-7,10,13-20).
В этот последний раз Иерусалим и его храм были разрушены до основания, но через 70 лет-в 536 г. до РХ часть иудеев по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем в Иерусалим и в период с 520 г. до 516 г. до РХ храм и частично город были восстановлены. В 332 г. до РХ Иерусалим был взят (но на этот раз не разрушен) Александром Великим, а после его смерти захвачен около 301 г. до РХ одним из его преемников-Птолемеем, царем египетским. В 198 г. до РХ Иерусалим захватил Антиох Великий из династии селевкидов, а в 178 г. до РХ Антиох Епифан подверг Иерусалим разрушению и осквернил храм, поставив в нем чуждые алтари и начав приносить в жертву свиное мясо (подражая некоторым греческим культам). В 165 г. до РХ Иерусалим вновь обрел независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. В 63 г. до РХ город был взят римлянами под предводительством Помпея. Вступивший с их дозволения на престол в Иерусалиме в 37 г. до РХ Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. Около 20 г. до РХ он начал основательную перестройку храма (Ин 2.20), обильно украшая его драгоценными камнями и золотом, но в 70 г. по РХ, как и было предсказано Господом, город и храм (в ходе так называемой Иудейской войны) были до основания, более жестоко, чем когда-нибудь ранее, разрушены римлянами под водительством будущего императора Тита. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, известная ныне как «стена плача», в которой по народному преданию есть несколько камней из храма Зоровавеля, а может быть и первого. В 135 г. некто Баркохба, выдавая себя за Мессию, поднял мятеж иудеев против римлян и те в отместку вновь разрушили Иерусалим, убили более 580 тыс. человек, а место, где был храм, вспахали плугом. По приказу императора Адриана место было названо Элия Капитолина и появление в этом городе иудеям было запрещено под страхом смерти. Для дополнительного осквернения бывшего места храма там был заложен храм Юпитеру. В 326 г. при императоре Константине Иерусалим вновь получил свое прежнее название, но, когда в 363 г. при Юлиане Отступнике была предпринята попытка восстановления храма на прежнем месте, основание его было, по свидетельству многих очевидцев, разрушено землетрясением и огнем, вышедшим из земли. В 637 г. Иерусалим был захвачен магометанами под предводительством калифа Омара и с тех пор остается под их владычеством. Современные стены Иерусалима были построены в 1542 г., на месте храма высятся теперь две мечети. Но значение Иерусалима для всякого верующего человека в другом. Он символ града Бога живого, небесного Иерусалима (Евр 12.22; От 3.12), нового, сходящего с неба (От 21.2) города будущей жизни. (См. Зилот, храм)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ИЕРУСАЛИМ
основание, или жилище мира; — этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом (Нав 18:28) по имени родоначальника Иевусеев, Иевуса. Впрочем думают, что древность его восходит даже ко временам Авраама, предполагая в нем Салим, в котором, во времена Авраама, царем и первосвященником был Мельхиседек. Иевус был завоеван у Иевусеев Давидом, который сделал его метрополиею своего царства, и построил к с.-з. от старого города крепость, или новый город, названный Иерусалимом. Таким образом Иерусалим сделался столицею Иудеи. Новейшие исследования Палестины, тщательно производимые доселе, пролили много света на г. Иерусалим, равно как и на прочие места, так называемой, Святой Земли. По общему мнению, первое понятие о первобытном положении города несомненно сообщается в 22 гл. кн. Бытия, именно: по словам книги, он должен был находиться в земле Mopua, на одной из гор которой Авраам по Божественному повелению готовился некогда принести в жертву сына своего Исаака (2Пар 3:1). Точное определение положения города Иерусалима никогда не подлежало сомнению. Он лежит в 12-ти часах пути от Средиземного моря и в 8 от Иордана на широкой плоской возвышенности, состоящей более чем из 4 горных вершин и возвышающейся более чем на 2,500 футов над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на в. и долина Гионна ю. и з. служат его границею. Библейская историческая гора Мориа находится в настоящее время на одном общем уровне с прочими частями города и занята мечетью Омаровой, стоящей вероятно на прежнем месте храма Соломонова. Это здание считается на столько священным в глазах Турок, что ни одному христианину не дозволяется вступать даже в ограду, окружающую мечеть. Хотя возвышенность горы теперь мало заметна, но высота оной неоспорима. Чтобы приготовить место на г. Мориа для постройки храма, Соломон обнес ее громадною стеною. Местность между горой и стеною представляла обширную площадь удобную для сооружения на ней храма и его огромных притворов. На с.-з. углу означенной площади находилась величественная башня, названная Иродом башнею Антония, в честь Марка Антония. Гора Сион находилась на ю.-в. от г. Мориа; настоящее положение и высота ее вполне соответствует древнейшим повествованиям о сей свящ. горе различных историков. После многократных опустошений, которым подвергался Иерусалим, к сожалению, невозможно с точностью определить границы Сиона. Впрочем между Сионом и Мориа доселе существует еще значительный подъем почвы, который настолько соответствует восточной стороне Акры, по описанию древних историков, что не оставляет никакого сомнения в том, что она составляла некогда часть г. Сиона. Иудеи доселе называют весь этот подъем земли Сионом, Акра (называемая так от греч. слова, значащего высокий) иногда называется также нижним городом, а самая гора Сион верхним, и находясь на с. от означенной горы, отделялась от нее долиной. Город был построен некогда на вершине Акры. После 25 летнего существования город был срыт и гора подведена под общий уровень с близ лежащею местностью. Настоящий Иерусалим главным образом расположен на г. Мориа, имеет около 2 1/2 англ. миль в окружности с 20,000 населением. Относительно наружной формы город можно назвать квадратом. Восточная стена тянется прямо во всю свою длину. На с. и ю. сторонах в ней находится по одному изгибу с наружной стороны и один изгиб с западной внутрь. Близ изгиба с западной стороны находятся Яфские ворота, называемые иначе Вифлеемскими. На южной стороне находятся ворота Сионские, называемые иначе Давидовыми. На восточной стороне, близ купели Вифезда, — врата Стефана именуемые также Овчими и вратами Св. Девы. На западной стороне между Голгофою и Везефою находятся врата Дамасские. Означенные четверо ворот суть главные городские ворота, и они всегда открыты с утра до солнечного заката. Кроме указанных существует еще двое небольших ворот, которые открываются только в известных случаях: одни на ю. стороне, несколько на з. от г. Мориа, так именуемые Навозные, а другие, под названием Иродовых находятся на з. стороне и ими проходят из Везефы. На в. от Мориа находятся седьмые ворота, или, лучше сказать, место, где они находились в то время, когда Христиане владели городом, потому что в настоящее время они совершенно заложены, — это так называемые Золотые врата. Доселе у Магометан господствует предание, что в эти ворота войдет христианский победитель Мусульман. Несомненно, что этими вратами вошел Господь в храм Божий во время торжественного Своего входа в Иерусалим. Кроме означенных, в Свящ. Писании упоминаются еще ворота: Ефремовы, Вениаминовы, Рыбные, Водяные, Конские, Темничные, Железные и некоторые др. Евреи занимают меньшую часть города сравнительно с тем, что занимают Турки и Арабы. Армяне живут в своем монастыре на Сионской горе и в окрестностях. Греки и католики имеют свои монастыри по близости с Голгофой, близ которых и находятся их жилища. Турки и Арабы занимают Везефу, всю восточную часть города и почти в каждой части города имеют свои разбросанные дома. Евреи живут на пространстве между Сионом и Мориа, занимаемом в настоящее время мечетью Омара, огражденною стенами. Как мы уже заметили выше, ни одному из Христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти, за исключением разве Магометан, хотя означенное запрещение в последнее время не имеет уже такого значения как прежде. В ней и по сторонам оной высятся четыре минарета. У евреев в Иерусалиме находится значительное число синагог и почти все они выстроены в местности ими занимаемой. Храм Гроба Господня стоит близ г. Голгофы, там же и Камень помазания. Это здание, отличающееся своею массивностью и объемом, вмещает в себе придел Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса, семь небольших других приделов, монастырь, и различные монастырские пристройки. Греки имеют здесь 12 монастырей и один близ Сионских ворот. Армяне имеют три монастыря на Сионской горе, два в Иерусалиме и третий поменьше вне Сионских врат, на том самом месте, где по преданию стоял дом первосвящ. Каиафы, в котором стоял Господь Иисус на судилище и на дворе которого ап. Петр отрекся от Него. У Коптов, Сириян, Абиссинцев также находится во владении по небольшому монастырю. Дома в Иерусалиме большею частью каменные, в большинстве впрочем они низки, неправильной архитектуры, с плоскими кровлями или террасами. Окна в них небольшие и выходят преимущественно на улицу; они ограждены толстыми железными решетками, а за ними виднеются красивые деревянные решетки, устроенные с целью чтобы мимо ходящие не могли видеть из-за них женщин. Улицы узки и большею частью неправильны. Садов в городе очень немного. Из особенных достопримечательностей Иерусалима без сомнения первое место занимает Храм св. Гроба, священнейшее здание для всего Христианского мира. Он выстроен несколько на з. от улицы ведущей к Дамасским воротам Константином Великим, или, вероятнее, матерью его, Еленою, над Гробом Господним. Храм св. Гроба и разрушали и возобновляли несколько раз, потому-то в настоящем своем виде он принадлежит уже к более позднему времени, за исключением некоторых частей его лицевой стороны, существовавших быть может до времен Крестоносцев. Он состоит, так сказать, из неправильной громадной глыбы здания и вмещает в себе все традиционные священные места, соединенные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя, как-то: Голгофу, Камень помазания и св. Гроб, в котором было положено Тело Иисусово. Голгофа и погребальная пещера находились, по словам Свящ. Писания, вне врат Иерусалима; но как известно, что город был расширен по направлению к оным, и вот они вошли в состав города и помещаются под одной кровлею храма. В том же самом храме показывают. кроме сего, много других свящ. достопримечательностей, как-то: место погребения Адама, Мельхиседека, гробницы Иосифа и Никодима, место на котором стояла Мария во время помазания Тела Иисусова и место где явился Христос по воскресении Марии Магдалине и Богоматери и где позже, спустя 300 лет, был обретен Животворящий Крест Господень. Храм разделен между лицами различных Христианских вероисповеданий (за исключением протестантских), монахи и священники которых живут в соседстве или в самом даже здании храма, для исправления своих дневных и ночных богослужении: впрочем храм всегда тщательно охраняется мусульманами, которым платится известная плата за посещение и осмотр святынь оного. За сим достойны внимания: монастырь св. Иакова, принадлежащий Армянам, одно из обширнейших зданий в Иерусалиме, с прекрасным садом и очень ценною библиотекою. В нем показывают место мученической кончины Иакова, брата Господня, камень, покрывавший дверь св. Гроба и др. Дом св. Марка принадлежит Сирийским Христианам и служит местом пребывания их епископа. Монастырь Константина принадлежит Грекам. Абиссинский монастырь — несколько к ю. от храма гроба Господня; в нем показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака. Латинский монастырь с 15-ю Францисканскими монахами из Испанцев, Коптский монастырь и некоторые другие. Гробница Давида или Ель-Неби-Дауд находится на южной вершине Сиона, вне городской стены. Она одно из замечательнейших зданий в Иерусалиме. Означенное сооружение над местом погребения царя пророка Давида, как говорят, существовало уже в IV столетии и считалось Христианами означенного века за Сионскую горницу, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками, и установил таинство св. Причащения. Ее охраняют с большим тщанием, чем даже самую мечеть Омара. Церковь Христова, принадлежащая Английским и Прусским протестантам, расположена на Сионской горе, несколько к ю.-в. от Яфских ворот. Есть и другие общественные церковные здания в Иерусалиме, но поименованные нами суть главнейшие. Вообще можно сказать, что настоящий Иерусалим, по различию вероисповеданий, разделяется на четыре квартала: 1) Христианский, имеющий своим центром храм Гроба Господня, в котором церковь г. Голгофской, царя Гроба Господня, храм Воскресения и церковь Обретения Креста с множеством различных свящ. достопримечательностей: 2) Армянский квартал, заключающий з. часть Сиона и населенный главным образом Армянами, имеющими здесь два монастыря с разными другими достопримечательностями; 3) Еврейский квартал, расположенный на в. стороне Сионского холма, с остатком з. стены Соломонова храма, куда обыкновенно собираются Евреи в пятницу для молитвы и плача о древнем своем храме, и наконец 4) самый большой квартал, Магометанский, занимающий две трети города, где главное строение мечеть Омара, главную святыню которой составляет каменная скала, с которой, по мусульманскому поверью, Магомет вознесся на небо. Среди означенного квартала возвышается также большая Еврейская синагога и находятся различные другие достопримечательности, священные в глазах Евреев, Скажем в заключение несколько слов и о наших Русских постройках в Иерусалиме, занимающих место на Гионской возвышенности на с.-з. стороне Иерусалима, в одной из самых здоровых местностен, и составляющих не малое украшение пустынных окрестностей святого града. Самые постройки здесь следующие: обширный двор и среди его церковь, построенная по образцу одной из древнейших Афонских церквей, в Византийском стиле; госпиталь — огромный двухэтажный дом, большое каменное здание, в центре которого находится домовая церковь Прав. Русской духовной миссии. В верхнем этаже оного находятся квартиры для членов миссии, важных посетителей, библиотека и др., а в нижнем — приют для Русских путешественников. Все они тщательно поддерживаются Прав. Палестинским Обществом, состоящим под августейшим покровительством Великого Князя Сергия Александровича. Кроме означенных построек, существуют еще два одноэтажные корпуса, занятые мужским и женским приютами; одно одноэтажное здание с квартирами для консула, секретаря и пр.; еще два домика, из которых в одном помещается драгоман консульства, а в другом квартиры кавасов и привратника; за тем здания для чайной, бани и др. Русский храм в Иерусалиме, с его украшениями и величественным, совершающимся в нем богослужением, обращает на себя общее внимание и привлекает тысячи приходящих иноверцев. Размеры нашей Библейской Энциклопедии не дозволяют нам входить в дальнейшие подробности касательно истории Иерусалима, названия оного, местоположения составных частей, окрестностей, его древностей и т.п. Пусть любознательный и благочестивый читатель, при помощи Библии и творения Иосифа Флавия, сам постарается изучить оные с географическою картою Иерусалима в руках, при чем, конечно, он может руководствоваться и наиболее известными русскими и иностранными учеными сочинениями по означенному предмету. Полное описание Иерусалима в настоящем его виде можно найти у Норова, Диксона и проф. Олесницкого.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Иерусалим
Ерушалаим. Иерусалим, «Город Великого Царя», «радость всей земли» (Пс. 47:3; Пс. 121); святой город (Неем. 11:1,18; Мат. 4:5; 27 53), из которого слово Господне должно распространиться по всей земле (Ис. 2:3) ради Того, Который там был распят (Отк. 11:8; Лук. 24:47). О Иерусалиме мы знаем, что это был царский город евусян и назывался Иевус (Суд. 19:10 и дал.; 1 Пар. 11:4 и дал.; И. Нав. 18:28) Он называется также Салим (Пс. 75-3); может быть, и в Быт. 14: 18 говорится о нем После покорения Палестины, при разделе, он был отдан во владение колена Вениамина и находился на самой границе с коленом Иудиным (И Нав 18:16,28). Поэтому, некоторым образом, он считался городом колена Иуды (15:8). Так, напр., у И Нав 15-63 сказано, что сыны Иуды жили в Иерусалиме вместе с иевусеями, потом в Суд. 1:8, что сыновья Иуды покорили и сожгли город и в стихе 21, что сыновья Вениамина не могли выгнать иевусеев, но жили вместе с ними в Иерусалиме Благодаря расположению и хорошим укреплениям, прошло долгое время, пока израильтяне стали единовластно владеть городом. Только когда Давид взял крепость Сион (2 Цар. 5-6,9), Иерусалим оказался вполне во власти израильтян. При разделении царства после смерти Соломона он стал столицею Иудейского царства и был особенно почитаем благодаря храму и богослужению, которое там совершалось (3Цар. 12-27; Срав Пс. 77-68). Подвергнувшись ограблениям от Сусакима, царя Египетского (3Цар 14: 26), филистимлян и арабов (2 Пар 21: 17), сирийцев (2 Пар 24-23), от израильского царя Иоаса (4 Цар. 14-13 и дал ), от Египетского царя (2 Пар 36: 3), Иерусалим, наконец, был разрушен халдеями (2 Пар. 36:7,10,17 и дал). 70 лет спустя город вторично был отстроен возвратившимися евреями; Город потом был взят Александром Македонским, после смерти которого Иерусалим был взят египетским фараоном Птолемеем. В 170 г. город был разрушен Антиохом Епифаном, который снес городские стены и в храме поставил статую Юпитера. Под водительством Маккавеев, около 163 г. до Р.Хр., евреи снова отвоевали свою независимость. Ровно через 100 лет после этого в 63 г. до Р.Хр. город был взят римлянами под начальством Помпея. Ирод Великий тратил большие деньги на украшение города, но в 70 году по Р.Хр. все — и город, и храм — были разрушены до основания римлянами под начальством Тита. Из всех построек Иерусалима уцелели только три башни и часть западной стены. После этого евреи вскоре получили возможность возвратиться в Иерусалим и под начальством бунтовщика Баркохбы вторично захватили город в свою власть, но были окончательно разбиты после трехлетней кровавой борьбы, в которой, по рассказам, погибло 580.000 евреев. Место, занимаемое раньше храмом, было вспахано плугом в знак полного уничтожения. Город в 135 г. по Р.Хр. был превращен в римскую колонию и въезд туда евреям был воспрещен под страхом смерти. Император Адриан переменил название города, дав ему имя Элия Капитолина (Aelia Capitolma ), посвятил его языческим богам для того, чтобы по возможности осквернить его. и сделал все, что мог, чтобы истребить все следы иудейства. Во время императора Константина Великого город получил свое прежнее название, а мать его, Елена, построила церковь над гробом Христа (около 326 г. по Р.Хр.). Когда Юлиан Отступник в 363 году начал, вопреки словам Христа, строить еврейский храм, его попытка, по свидетельству современников-летописцев, была уничтожена землетрясением и пламенем, вышедшим из земли Последующая история города вкратце такова. В 614-му году персидский царь Хозрой, умертвив 90.000 человек, истребил, насколько мог, все что почиталось христианами. В 628 г. Хозрой был покорен Гераклием, и греки взяли Иерусалим обратно. Некоторое время спустя, а именно, с 637 г. наступило долгое и бедственное владычество магометан. После четырехмесячной осады город был захвачен калифом Омаром и подпал на долгое время под власть арабов. В 969 г. им завладели египетские фатимиды. В 1077 г. он был взят турками, а в 1099 году — крестоносцами, которые провозгласили Готфрида Бульонского королем. После него царствовал его брат Балдуин, который умер в 1118 году. Самостоятельное Иерусалимское королевство продержалось 88 лет. Благодаря предательству Раймунда, султан Саладин в 1187 г. снова покорил город. В 1242 году город был дарован итальянским князьям Салихом Измаилом, эмиром Дамаска, но в 1291 г. они совершенно потеряли его: он сделался владением египтян до 1382 года. Турецкий султан Селим в 1517 году покорил Египет, Сирию и Иерусалим; его сын Солиман выстроил или перестроил его теперешние стены в 1542 году. После этого город все время оставался под турецкой властью, за исключением периода 1831-1840 гг., когда им владел Ибрагим Паша — египтянин В 1948 году он был разделен между Израилем и Иорданией. Западная и южная части города остались в руках Израиля, восточная и северная, включая Старый город с храмовой горой перешли к Иордании В войну 1967-го года Израиль занял весь Иерусалим и объявил его объединенным городом и столицей государства. В объединенном Иерусалиме живут свыше 300 тысяч человек, из них примерно 250 тысяч — евреи, а остальные — мусульмане и христиане разных исповеданий Иерусалим расположен в центре иудейских гор на 31 ° 47 северной широты и 35° 15 восточной долготы от Гринвича, возвышаясь на 800 м над уровнем Средиземного моря Расстояние между морем и Иерусалимом около 50 км, до Мертвого моря расстояние равно 20 км, до Иордана — почти 30 км Местность постепенно понижается к востоку, где она обрывается так называемой Иосафатовой долиной, которая орошается в период дождей разливающимся Кедронским потоком. В юго-восточном конце города Иерусалима восточная Иосафатова долина встречается с южной Енномовой долиной, которая, начинаясь еще на западной стороне города, дает ему природную границу. К северу от города простирается обширная равнина, украшенная оливковыми деревьями и смоковницами. В середине самого города были две впадины или небольшие долимы, благодаря которым застроенная земля естественно делилась на три главные части или возвышенности. Самой высокой из этих возвышенностей была Сион на юго-западной сторонне, окруженная с юга и запада Енномовой долиною и с востока долиною Тиропеонскою, которая на юго-востоке оканчивается Кедронскою долиною, Сион, который у Иосифа Флавия называется «верхним городом», был издревле окружен стенами и глубоким рвом, и считался самым защищенным пунктом города; там были расположены крепость и царский дворец К северу от Сиона, отделенная частью долины Тиропеонской, была расположена Акра, называемая Иосифом Флавием «нижним городом». На северо-восток от Сиона расположена святая гора Мориа, которая соединялась с Сионом каменным мостом через Тиропеон; до сих пор еще существуют остатки моста. Гора Мориа вначале не была очень высокой, но впоследствии для постройки храма часть ее вершины была приподнята, а стороны выравнены; Мориа составляет только восточную часть горы, находящейся в городе; она поднимается к северу после небольшого спуска до высоты Бет-Заит (Оливковый дом). У Иосифа Флавия эта местность называется «Новый город». Вероятно, название Бет-Заит произошло потому, что раньше там росли оливковые сады. На юге гора Мориа спускается в Енномову долину. В настоящее время гора Мориа — самая низкая часть города. На восток от Иерусалима находится Елеонская гора, отделяемая от города Кедронскою долиною. С этой горы город и окружающее пространство до самого мертвого моря представляют прекрасную картину. У подножия Елеонской горы, напротив Мориа, расположен Гефсиманский сад. Вблизи от юго-восточной части города находится незначительное селение Сильван,, немного ниже «источника Неемии», называвшееся прежде Эн-Рогель ( En - Rogel ), от этого же места простираются соединившиеся здесь долины, извиваясь между высокими горами по направлению к Мертвому морю. При конце Тиропеонской долины между холмом Офелом и Сионом находится Силоамскии источник. Горы около Иерусалима различны по своей высоте и только в трех случаях — Неби-Самуил, Эль-Рам и Те-лел-Фулил — они достигают значительной высоты. Елеонская гора возвышается только на 60 м. над самой высокой частью горы Сион. Несмотря на это, все они служат охраной, так как врагу необходимо было перейти эти горы, чтобы подойти к Иерусалиму. Далекие вершины гор Моава на горизонте для завоевателей, приходящих с востока, кажутся стеною. Размышляя о неприступности города Иерусалима, которую создают эти горы в соединении с глубокими пропастями и долинами, становятся понятными такие выражения, как: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и навек (Пс. 124:2). Так как город был высоко расположен и лежал в центре Палестины, то он был для всех живущих вокруг племен крепостью, к которой они возводили свои глаза; о путешествии в Иерусалим часто встречаем таковые выражения, как «восходить» и т.п. Срав. Пс. 120:1 «Возвожу очи мои к горам». Такова естественная защита Иерусалима. Скажем также немного о стенах этого города. Самая первая из построенных Давидом и Соломоном стен заключала в себе горы Сион, Мориа и Офел. Глубокие, начинающиеся у подножия этих гор, долины давали возможность легко укрепить город с этой стороны. Эта южная стена во время царей простиралась вдоль обрывов этих холмов и заключала внутри себя Силоамский источник, Офел и, вероятно, части от Гионской и Кедронской долин (2 Пар. 33:14; Неем. 2:14- 3:15). Вторая стена, построенная Иофамом, Езекиею и Манассиею, перестраивалась на южной линии. Начинаясь с северо-восточной границы Сиона, она заключала внутри себя Акру, одну часть Везефа и сходилась со старою стеною на востоке. Эти стены были разрушены халдеями, но восстановлены, вероятно, по старому плану и остались таковыми во время Христа. Надо полагать, что при будущих раскопках удастся верно определить то место, где шла вторая стена — место которое более других вызывает споры, ибо это даст возможность определить действительное местоположение Голгофы.
Третья стена, начатая Иродом Агриппой 10 лет спустя после смерти Христа, простиралась еще далее на север, до самых «гробниц царей», к югу от Везефа, где она, спускаясь, встречалась со старой стеной. Пространство, занимаемое Иерусалимом, имело 10 км в окружности, тогда как теперь оно равно 5 км. Теперешняя стена выстроена в 1542 году; она имеет от 13 до 20 м в вышину и, приблизительно, 3% км в длину. Восточная часть стены Иерусалима представляет почти прямую линию, а южная часть совпадает с местом, некогда занимавшимся храмом и называемым теперь Эль-Харам. На этом месте храма, бывшей горе Мориа, уже несколько веков стоят две магометанские мечети: роскошная восьмиугольная мечеть Омара, приблизительно, на месте старого храма, и пониже, ближе к стене, мечеть Эль-акса. В юго-восточном направлении от них стена (которая здесь имеет 25,6 м высоты) своим основанием возвышается на 50 метров над Кедроном. С этого места стена неправильной линией тянется в юго-западном направлении по горе Сиону, оставляя южную большую часть горы вне города, поворачивает в западной части Сиона к северу, по направлению к Яффским воротам, где стоит огромная башня, нижняя часть которой была построена в глубокой древности; она называется «башней Давида». У Иосифа Флавия она названа «Гиппиковой башней. Оттуда ломанной линией стена идет до северо-восточного угла и оставляет вне города большую часть Везефа. Местами стена укреплена четырехугольными башнями с площадками и бойницами для стрельбы. Из тех многих ворот (о которых мы читаем в Ветхом Завете, а также у Иосифа Флавия), жители города пользуются только четырьмя. Они называются Яффскими или Вифлеемскими на западе, Дамаскими на севере, Стефановыми на востоке и Сионскими на юге. В восточной стене около Эль-Харам находятся «Золотые ворота», давно уже заложенные камнем. Кроме этих, в городской стене находятся двое небольших ворот, которые недавно были открыты: «Ворота Ирода» на северо-востоке» и «Навозные ворота» у Стены плача на юге. Современный Иерусалим несомненно находится на месте прежнего города. До сих пор слова псалмопевца о Иерусалиме: что это — «прекрасная возвышенность, радость всей земли» (Пс. 47:3), — остаются справедливыми. Город с Елеонской горы представляет особенно красивый вид со своими внушительными стенами, многочисленными куполами и минаретами. Но прежней славы нет... По Евсевию ( IV 5) первая церковь в Иерусалиме в течение 100 лет управлялась епископами, которых сменилось за это время 15 человек, начиная с Иакова, брата Господня (Деян. 15: 13; Гал. 1:19). Преемниками его указываются: Симеон Иуст I, Закхей, Вениамин. Иоанн, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрес, Иосиф и Иуда. В Библии также говорится о горнем Иерусалиме, который «мать всем нам» (Гал. 4:26), о небесном Иерусалиме, к которому верующие уже приступили в этой жизни (Евр. 12:22) и о новом Иерусалиме, нисходящем с неба на землю (Отк. 3:12; 21:2,10), в котором не существует никакого храма, а Бог со Своим Агнцем является его храмом (Отк. 21:22). Все это рисует нам царствие Божие при его начале и при его конце красками, взятыми из описания любимого евреями Иерусалима (Отк. 20:8).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Сибирский Иерусалим»: еврейская община города Каинска в XIX начале XX в

Гончаров Юрий Михайлович
Статья посвящена истории одной из старейших еврейских общин Сибири общины Каинска Тобольской губернии (сейчас Куйбышев Новосибирской области) в досоветский период.
Читать PDF
0.00 байт

Проскинтарий Хождение старца Арсения Суханова в 7157 году во Иерусалим и прочия святыя места для опи

Мальцев Леонид Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

2011. 01. 004. Гудмэн М. Рим и иерусалим: столкновение древних цивилизаций. Goodman M. Rome and Jeru

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Кабанское городище Воскресенский монастырь новый Иерусалим архиерейская дача

Ситдиков А. Г., Персова С. Г.
Статья посвящена историко-археологическим и историко-архитектурным памятникам на территории Архиерейской дачи, находящейся на территории г.Казани.
Читать PDF
0.00 байт

Эпиграммы императрицы Евдокии в контексте ее первого паломничества в Иерусалим

Александрова Татьяна Львовна
В данной статье эпиграммы, атрибутируемые императрице Евдокии (ок. 401-460), рассматриваются в контексте ее биографии и событий эпохи, в тесной связи с сохранившимися источниками, прежде всего с «Житием св.
Читать PDF
0.00 байт

Афины - Фанар - Иерусалим: особенности взаимоотношений во второй половине XIX - начале ХХ веков

Петрунина Ольга Евгениевна
В статье прослеживается эволюция взаимоотношений между находившимися под властью Османских султанов Константинопольским и Иерусалимским патриархатами после Крымской войны.
Читать PDF
0.00 байт

Ефес или Иерусалим? об успении Божией Матери по поводу обретения католиками дома Божией Матери около

И. Левицкий
Читать PDF
0.00 байт

«Одним оком на Иерусалим, а другим оком на чешские нивы…»: идеология богемизма и ее трансформация в

Е. А. Митина
Читать PDF
0.00 байт

Идеальные архитектурные пространства в библейских текстах: райский сад, стан Израильский, Иерусалим

Балакина Л. А.
На основе аналитического исследования текстов Библии с целью извлечения сведений о местах обитания рассмотрены Райский сад, Стан Израильский и Иерусалим Небесный на предмет определения их общих архетипических качеств и принадлежно
Читать PDF
0.00 байт

Новый Иерусалим: год 2009

Ганина Наталия Александровна, Шмидт Вильям Владимирович
В очерке обобщены впечатления и мысли современного посетителя Воскресенского монастыря Нового Иерусалима, а также краткие выводы о состоянии и перспективах президентской реставрации.
Читать PDF
0.00 байт

«НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ» КАК ПРООБРАЗ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАЛОГО САДА

Зинченко Наталия Александровна, Ионас Эрика Александровна, Кондратюк Арина Александровна
В статье описан процесс проектирования малого сада как иллюстрации к библейскому рассказу Иоанна Бо-гослова о Небесном Иерусалиме.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт «Откровения» в альбоме «Возвращайтесь домой» группы «Новый Иерусалим»

Г.С. Прохоров
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция системы «Певец – слушатель» в альбомах группы «Новый Иерусалим»

Г.С. Прохоров
Читать PDF
0.00 байт

Новый Иерусалим

Масленникова Наталья Викторовна
На историко-литературном материале актуализируется образ созданного Патриархом Никоном Святого Живоносного Воскресения Христова монастыря Нового Иерусалима, который стал подлинной сказкой национального зодчества, шедевром мировой
Читать PDF
0.00 байт

Мотивы сочинения Св. Тихона Задонского «Горний Иерусалим» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Морозов Николай Григорьевич
В статье делается попытка определить значение мотивов сочинения Св. Тихона Задонского «Горний Иерусалим» в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Похожие термины:

  • Иерусалим III 1-й крестовый поход

    Крестоносцы во главе с Готфридом Бульонским осадили город 7 июня 1099, а 15 июля он был взят штурмом. В течение трех дней город был ареной резни, в которой погибли 70 000 мусульман. См. Антиохия II.
  • Афанасий, игумен верейского мон. Входа в Иерусалим

    1695-1696 г. игумен верейского мон. Входа в Иерусалим. {Половцов}
  • Иерусалим VI Арабо-израильские войны

    Место сражения 15 мая 1948. Поскольку брит. мандат над Палестиной заканчивал свое действие в полночь 14 мая 1948, Организация Объединенных Наций 29 нояб. 1947 разделила страну. Евреи создали государство Изр
  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

    христианский праздник, совершаемый в последнее предпасхальное воскресенье.
  • Иерусалим I Иудейские войны Римской империи

    Город был осажден 60-тысячным рим. войском под командованием Тита в марте 70. Его с величайшим героизмом защищали иудеи, предводительствуемые партией зелотов. К исходу шестой недели осады Тит овладе
  • Иерусалим IV Войны между крестоносцами и турками

    20 сент. 1187 Святой город был осажден сарацинами во главе с Салахад-дином. После осады, продолжавшейся 14 дней, в течение которых было отбито несколько решительных вылазок, мусульмане ворвались в горо
  • Иерусалим II Мусульманское вторжение в Сирию

    В начале 637 Иерусалим был осажден мусульманами, сначала под командованием Абу Обейды, а затем халифа Омара. После многомесячной обороны, в течение которой и дня не проходило без вылазки или нападен
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ мужской монастырь НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

    Московская еп., ставропигиальный, Звенигородского у., при г. Воскресенске. Основан патр. Никоном по образцу Иерусалимского храма Воскресения Христова. Еще в 1657 патр. Никон приступил к построению эт
  • ИЕРУСАЛИМ, НОВЫЙ, НЕБЕСНЫЙ

    От 21:2) — выражение, употребленное аллегорически для изображения небесного Иерусалима, царства небесного, царства святых на небе (От 3:12). Иногда, впрочем, слово Иерусалим в переносном смысле означа
  • Иерусалим V

    см. Газа IV.
  • ВХОД В ИЕРУСАЛИМ

    один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о прибытии Христа в Иерусалим перед своей мученической кончиной и воскресением (Мф XXI, 1-11, Мк XI, 1-10, Лк XIX, 29-38, Ин XII, 12-15). От
  • Иерусалим небесный

    аллегорическое выражение, употребляемое для обозначения царства святых (Откровение Иоанна Богослова, 3, 12).
  • Иерусалим (Jerusalem) I Иудейские войны Римской империи

    Город был осажден 60-тысячным рим. войском под командованием Тита в марте 70. Его с величайшим героизмом защищали иудеи, предводительствуемые партией зелотов. К исходу шестой недели осады Тит овладе
  • ИЕРУСАЛИМ (Йерушалаим)

    Столица Израиля, один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов, И. занимал на заре своего существования возвышенность, известную позднее по
  • Иерусалимский, А. Н

    авт. философск. брошюр (Бобров, 1900 гг.). {Венгеров}
  • Адриан, игумен Входо-Иерусалимского мон

    1666—1681 г. игумен Входо-иерусалимского мон. в Верее. {Половцов}
  • Альберт Иерусалимский

    Albertus Hierosolymitanus), св. — патриарх Иерусалимский; род. ок. 1149, Кастро-ди-Гвалтьери (Италия), ум. 14.09.1214, Акка (Палестина). Происходил из знатной семьи Авогадро. После изучения богословия и права стал регуля
  • АЛЕКСАНДР ИЕРУСАЛИМСКИЙ

    патриарх, священномученик (ск. 251), ученик великого учителя Церкви и писателя - св. Климента Александрийского. В н. III в., как и многим другим, еп. Александру пришлось испытать немало страданий во время
  • Александр, строитель Входо-Иерусалимского мон

    1648-1653 г. строитель верейского Входо-Иерусалимского мон. {Половцов}
  • Антоний, игумен Входо-Иерусалимского мон

    1738 г. игумен Верейского Входо-Иерусалимского мон. {Половцов}