Иерусалимский храм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ
строился в течение семи лет (с 961 г. до н.э.) царем Соломоном на месте, где Давид принес жертву Господу после переписи народа. Это было обширное помещение с маленькими окнами и железными решетками , обнесенное трехъ-ярусным ограждением, часть восточной стены которо-го — Стена плача — сохранилась до наших дней как символ храма и его разрушения. В храме находился притвор с поставленными перед ним двумя медными колоннами - столбами (мастер Хирам из Тира), дом Божий и Святое святых, где хранился ковчег завета. В доме Божием по обеим сторонам Золотого алтаря (жертвенника) стояли пять столов с хлебами предложения — вечным заветом для сынов Израилевых пять золотых светильников. Два передние двора: внешний, предназначенный для всех верующих, и внутренний — для священников, завершали это величественное со-оружение, восхитившее своей красотой и роскошью царицу Савскую. Во внутреннем дворе находились медный жертвенник, большая чаша для омовения, по-коившаяся на двенадцати волах, — медное море — и десять передвижных омывальниц. После многократных разрушений и ограблений Иерусалимский храм был восстановлен и освящен в 515 г. до н.э. Его вторичная реконструкция была предпринята Иродом Великим, назначенным римским сенатом царем Иудеи в 37 г. до н.э. В 70 г. во время первой Иудейской войны храм был полностью сожжен.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Иерусалимский храм
Со времени Соломона в Иерусалиме были один за другим три храма, которые нужно различать. Первый храм, построенный Соломоном, существовал с 1004 до 588 г. до Р.Хр. Когда Давид решил построить дом Иегове, то Бог через пророка Нафана удержал его от этого (2 Цар. 7); тогда Давид собрал материал и драгоценности для постройки храма и это дело завещал своему сыну Соломону, когда тот воцарится (1 Пар. 22; 28; 29). Ценность собранного и заготовленного Давидом имущества для постройки храма достигала 10 миллиардов рублей. См. «Соломок». Соломон тотчас же по воцарении приступил к делу; он заключил союз с тирским царем Хирамом, который доставлял ему кедровое и кипарисовое дерево и камень с Ливана, а также послал искусного художника Хирама, чтобы руководить работами (3 Цар. 5; 2 Пар. 2), так что храм начали строить уже на 4 году царствования Соломона, через 480 л [20] после исхода евреев из Египта (3Цар. 6:1), или в 1011 г. до Р.Хр., на холме Мориа в восточной части Иерусалима, на том месте, которое Давид по прекращении моровой язвы, предназначил для этой цели, поставив там жертвенник и совершив жертвоприношение (1 Пар. 21:18 и дал.; 22:1). Здание было готово через семь с половиною лет в 11 году царствования Соломона, т.е. в 1004 г. до Р.Хр. (3Цар. 6:37 и дал.), после чего храм был освящен с большим торжеством (3 Цар. 8; 2 Пар. 5-7). Для построения храма и его частей Давид оставил Соломону, данный ему Богом, образец (1 Пар. 28:11 и дал.); вообще же храм был устроен по образцу скинии, но только в гораздо большем размере, что усматривается из подробных описаний в 3 Цар. 6; 7:13 и дал.; 2 Пар. 3:4 и далее. Собственно храм представлял прямоугольное здание из тесанных камней (30 м длины, 10 м ширины и 15 метров высоты во внутренней его части, с плоской кровлей из кедровых бревен и досок. Посредством промежуточной перегородки из кедрового дерева дом был разделен на 2 помещения: внешнее — Святое, 20 м длины, 10 м ширины, 15 м высоты и внутреннее — Святое Святых, 10 метров длины, ширины и высоты, так что сверху Святого Святых оставалось 5 метров до потолка храма, это помещение называлось горницами (1 Пар. 28:11; 2 Пар. 3:9). Изнутри стены были обшиты кедровым деревом с резными изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов, сплошь обложенных золотом (3Цар. 6:22). Потолок также был обшит кедровым деревом, а пол — кипарисовым: и тот и другой были обложены золотом. Дверь с дверцами из оливкового дерева, украшенными изображениями херувимов, пальм, цветов и обложенная золотом, представляла вход в Святое Святых. Перед этим входом висела, подобно как и в скинии, завеса из искусно сделанной многоцветной ткани (2 Пар. 3:14), прикрепленная, быть может, к тем золотым цепям, которые были протянуты перед входом в Святое Святых (Давир) по 3 Цар. 6:21. Входом в Святое служила двухстворчатая дверь из кипариса с косяками из оливкового дерева, дверцы которой могли складываться и были украшены подобно двери в Святое Святых. Перед зданием храма находился притвор 10 метров ширины и 5 метров длины (3Цар. 6:3; 2 Пар. 3:4), перед ним или при входе в него стояли два медных столба по имени Иахин и Воаз, каждый по 9 м вышиною, с капителями, искусно сделанными с углублениями и выпуклостями, и украшенные гранатовыми яблоками,- сетками плетеной работы и лилиями. Высота этих столбов была по 3 Цар. 15 и дал.; Иер. 52:21 и дал., 18 евр. локтей, не считая капителей в 5 локтей (2,5 м); а по 2 Пар 3.15 высота их, не считая капителей, составляла 35 локтей: наконец, по 4 Цар. 17-18 — 3 локтя. Высота этих столбов, вероятно, была та же, что и притвора; о ней не говорится в 3 Цар. 6, но во 2 Пар. 3:4, она указана в 120 евр локтей (60 м); некоторые видят в этом указание на башню, поднимавшуюся высоко над столбами; другие предполагают здесь описку. Вокруг продольной задней стены самого храма была пристройка в три этажа с комнатами для принадлежностей богослужения и запасов; она соединялась с храмом таким образом, что потолочные балки пристройки были укреплены на выступах стен храма; эти выступы в каждом этаже делали стены храма на локоть тоньше, а комнаты настолько же шире; поэтому нижний этаж пристройки был пяти локтей ширины, средний шести и верхний семи. Вышина каждого этажа была 2,5 м (3 Цар. 6:6 и дал.); поэтому стены самого храма значительно возвышались над боковой пристройкой и на них было достаточно места для окон, через которые свет проникал в Святое (3 Цар. 6:4). Святое же Святых подобно скинии, было темным. В боковую пристройку входили через дверь на южной стороне, откуда витая лестница вела в верхние этажи (3 Цар. 6:8). Далее, вокруг храма были построены притворы, из которых ближайший к храму, внутренний двор для священников, был построен из 3 рядов плитняка и одного ряда кедровых брусьев (3 Цар. 6:36); вокруг него был внешний притвор, или большой двор для народа, закрывавшийся выложенными медью воротами (2 Пар. 4:9). Полагают, что это тот притвор, которой был увеличен Иосафатом и в 2 Пар. 20:5 называется новым двором. Из Иер. 36:10, где внутренний двор называется «верхним двором», видно, что он был расположен выше внешнего; по всей вероятности, и самый храм был расположен выше верхнего двора, так что все здание было построено терассами. Из 4 Цар. 23:1 и Иер. 35:2, 4; 36:10 видно, что большой двор был обстроен комнатами, портиками и т. п. для различных надобностей. О размерах внешнего двора ничего не сказано в Библии; вероятно, он был в два раза больше внутреннего двора, который равнялся 300 фут. (100 м) длин, и 150 фут. (50 м) шир., следовательно двор был 600 фут. длин. и 300 фут. ширины (200x100 метров). В Святом Святых храма ковчег Завета поставленный между изображениями херувимов, которые были 10 локтей (5 м) вышины и сделаны из обложенного золотом оливкового дерева, с крыльями в 2,5 м длины, распростертыми так, что одно крыло каждого херувима касалось боковых стен, два же других крыла соединялись концами над ковчегом. Херувимы стояли на ногах с лицами обращенными к Святому (3Цар. 6:23 и дал.; 2 Пар. 3:10 и дал.). В Святом стояли следующие предметы: жертвенник для курения из кедрового дерева, покрытого золотом, 10 золотых светильников, каждый с 7 лампадами, 5 по правую и 5 по левую сторону перед задним отделением храма, и стол для хлебов предложения с их принадлежностями (3 Цар 7:48 и дал.). По мнению некоторых, в храме находилось 10 столов для хлебов предложения. См. «Стол для хлебов предложения». На внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения 5 метров в высоту (2 Пар. 4:1) с его принадлежностями: тазами, лопатками, чашами и вилками (3Цар. 7:40,45,45; 2 Пар 4:11,16); затем большое медное море, или водоем, стоявшее на 12 медных волах (3Цар. 7:23 и далее; 2 Пар. 4: 2 и дал.) и на 10 искусно сделанных подставах с 10 медными умывальниками для ополаскивания жертвенного мяса (3Цар. 7:27 и дал.; 2 Пар. 4:6). Когда храм был готов, его освятили великолепным торжественным жертвоприношением. Так как медного жертвенника не хватало для размещения жертв, то Соломон освятил среднюю часть двора перед храмом, как большее место для жертвоприношения (3Цар. 8:64; 2 Пар 7:7). Царь принес здесь в жертву 22.000 волов и 120000 овец (2 Пар. 7 15). Преклонив колена на возвышении из меди, он призвал благословение Божие на храм и на всех молящихся в нем (3Цар. 8; 2 Пар. 6). После молитвы сошел с неба огонь, поглотил всесожжение и жертвы и слава Господня наполнила дом (2 Пар. 7:1). Храм Соломонов был ограблен уже во время царствования его сына Ровоама египетским царем Сусакимом (3 Цар. 14:26), а остальное серебро и золото, царь Аса послал в дар сирийскому царю Венададу, чтобы склонить его заключить с ним союз против Ваасы, царя израильского (15:18, 19) Так исчезла слава храма и внутренняя и внешняя! В последствии, разрушения храма чередовались с его восстановлениями. Храм был ограблен израильским царем Иоасом (4 Цар. 14:14), обобран иудейским царем Ахазом, чтобы подкупить Феглаффелласара (16:8), затем Езекиею, для уплаты дани Сенлахириму (18:15 и дал.). Восстановления же производились Иоасом (4 Цар. 12: 5 и дал.), Иоафамом (15:35) Манассия окончательно осквернил храм, поставив в нем истукан Астарты, идольские жертвенники и коней, посвященных солнцу, и поселив там блудниц (4 Цар. 21; 23:7,11); все это было удалено благочестивым Иосиею. Вскоре после этого пришел Навуходоносор и вывез все сокровища храма (4 Цар. 24:13), и, наконец, когда Иерусалим был разрушен его войсками, сгорел также и храм Соломонов до самого основания (4 Цар. 25:9; 2 Пар. 36:19) в 588 г. до Р.Хр. после 416 летнего существования.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ
Скиния, походный храм Иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синае (Исх 25:9-10), по этому и храм Иерусалимский, в главных частях своих, походил на скинию. Опуская устройство скинии и ее принадлежностей, мы опишем устройство храма Иерусалимского, с теми изменениями, каким он подвергался во времена Зоровавеля и Ирода. I) Здание храма Соломонова, со всеми пристройками, может быть представлено следующим образом, Главнейшие части храма, подобно как в скинии, были: Святилище (26 арш. и 4 верш. длины, 13 арш. и 2 верш. ширины, и 20 арш. 5 верш. высоты) и Святое святых (кубическое пространство в 13 арш. и 2 верш.). Святое святых было 7-ю аршинами ниже Святилища; эти семь аршин заключали в себе комнату, которая находилась в задней части храма над Св. святых и служила для хранения священных вещей (2Пар 3:9) Ближе и востоку, у передней части здания, был притвор, длиною 13 арш. 2 верш., шириною 6 арш. 9 верш., а высотою равный пятидесяти аршинам. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а Святое святых было совершенно темное. Впрочем при богослужении то и другое освещалось в отверстые двери. Кедровые стены Святилища и Святого святых и кипарисовый пол были украшены резными изображениями херувимов, цветов и плодов. Все эти изображения были обложены золотом (3Цар 6:35). Между Святилищем и Святым святых была завеса, висевшая на золотых цепях (ст. 22-25), и дверь из масличного дерева (ст. 31). Другая дверь, также с завесою, отделяла притвор от Святилища. Между притвором и двором были только двери без завесы. Пред спуском на площадь двора, по сторонам дверей, стояли два медных, обложенных золотом, столба, в 4 сажени высотою, с резными вызолоченными вещами. Правый назывался Иахин (стоящий прямо), а левый Боаз (легкий). Во Святом святых находился Кивот завета, тот самый который был в скинии Моисеевой, только крылья херувимов были большие (около 4-х аршин) и утверждались не на Кивоте, а на стенах и потолке (3Цар 6:23-28). Ковчег длинною своею стороною поставлен был от востока к западу и рукояти его были так длинны, что восточные оконечности их обозначались возвышениями на завес (3Цар 8:8). В Ковчеге завета находились только скрижали Закона (3Цар 8:9). Остального же, т.е. жезла Ааронова и чаши с манною, уже не было, вероятно с того времени, как Ковчег был в плену у Филистимлян. Кроме Ковчега, в том же отделении хранились книги Закона. В Святилище находились: а) золотой алтарь кадильный, стоящий на средине, ближе к завесе; б) десять седмисвещных светильников и десять трапез предложения. По пяти светильников и по пяти трапез стояло на обеих сторонах. К зданию храма с северной, западной и южной стороны прилегало 3-х этажное каменное здание, имевшее множество комнат. Стены здания к верху с уживались, а комнаты расширились. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все 3 этажа. В каждой комнате было по одному окну, снаружи широкому, а внутрь узкому. Стекол в окнах не было. Это здание было еще окружено невысокою крытою галереею почти в сажень ширины (3Цар 6:10). Дворов, окружающих здание храма, было три: а) ближайший к храму Двор священников, окруженный оградою, на столько низкою, чтобы чрез нее народ мог видеть священнодействие. Северная, западная и южная стороны этой ограды были каменные, а восточная кедровая (3Цар 7:12). На этом дворе находились: а) жертвенник из медных досок, наполненный внутри землею и камнями. Длина и ширина его была 13 арш. 2 верш., высота 6 арш. 9 верш.. б) ближе к храму стояло медное море, большой водоем (2 саж. и 9 верш. в диаметре, в сажень и 4 верш. высота), имевший вид распустившейся шестилиственной лилии и утвержденный на двенадцати медных волах, которые четырьмя группами смотрели на все четыре стороны; с) по сторонам стояло десять умывальниц, украшенных изображениями херувимов, львов, волов и венков, и поставленных на колесах. Эти умывальницы назначены были для омовения жертв. В медном же море совершали свои омовения священные лица. б) За оградою, окружающею двор священников, был Двор народа с востока, севера и юга окруженный зданиями для священных лиц и предметов. В этот двор, кроме главного входа с востока, вели еще входы с севера и юга, на каждой стороне по четыре. У внутренней, обращенной к храму, стороны зданий были портики в один ряд колонн, в) Наконец, за двором народа был Двор язычников, окруженный каменною стеною и имевший четыре входа. На этом дворе полагают царское место. II) О втором храме Иерусалимском, воздвигнутом Зоровавелем чрез 52 года по разрушении первого храма, мы имеем весьма мало сведений. Знаем мы, что этот храм хотя был построен на том же месте, и может быть на тех же основаниях, но не был так великолепен, как первый храм, и уже не имел в себе ни одной из тех священных вещей, которые украшали храм Соломонов. Нам понятна скорбь старцев при построении 2-го храма (1Езд 2 гл.). Сличая некоторые места Священных книг с показаниями Иосифа Флавия, мы можем о 2-м храме сделать несколько кратких замечаний. Широта и высота храма, согласно указу Кира (1Езд 6:3), была в 60 локтей, т.е. около 13 сажей и 6 вершков. Он был сделан из гладких камней и из дерев. В окружности здания было множество комнат и притворов, с дверями, при которых стояли дверники из левитов. Ограда храма, т.е. двор народа, была недоступна не только иноземцам, но и самим Евреям, если они не были очищены по закону. Святилище отделялось от Святого святых и от притвора также, как и в храме Соломоновом, т.е. дверями и завесами. Священных вещей прежнего храма здесь не было вовсе. На месте Ковчега завета лежала мраморная плита; во Святилище, кроме алтаря кадильного, был один светильник и один стол для хлебов предложения. По сказанию Иосифа Флавия, Птоломей Филадельф, желая возблагодарить Палестинских Евреев за совершенный ими перевод Свящ. книг, послал в Иерусалим множество подарков и, между прочим, трапезу, похожую на Иерусалимскую. Она была почти 2 аршина (2 1/2 локтя) длины, 1 аршин ширины и почти 3 аршина высоты. Что же касается прочих священных принадлежностей храма, то известно, что их было достаточно, так как некоторые сосуды были возвращены Персидскими царями из Вавилона, а некоторые устроены были на добровольные пожертвования Евреев. Богатство 2-го храма было известно угнетателям Еврейского народа — Сирийцам, и часто жажда добычи привлекала их в храм. 2-й Иерусалимский храм испытывал различные перемены судьбы, смотря по тому одолевали ли Евреев враги, особенно Сирийцы, или усиливались ревнители Закона и отечественной свободы. Особенному поруганию подвергся храм при Антиохе Епифане; но вскоре же был обновлен Иудою Маккавеем. Память об этом обновлении долго сохранялась у Евреев под именем праздника обновления (Ин 10:22). III) В царствование Ирода Великого второй храм подвергся большим перестройкам, так что от прежнего храма не осталось почти ничего. Храм перестроенный Иродом может быть представлен в следующем виде. Здание храма стояло на цоколе из белых мраморных плит с лестницею пред главным входом. Высота и длина храма с портиком были 22 сажени, ширина 4 сажени. Притвор имел выступа по 4 сажени на обе стороны, так что длина его не равнялась ширине Святилища, как было в храме Соломоновом, а была около 10 сажен; ширина его была 2 сажени. Святилище имело около 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты; от притвора оно отделялось великолепною Вавилонскою завесою, и двустворчатыми, всегда открытыми вратами, над которыми утверждена была огромная, в рост человека, золотая виноградная кисть. Во Святилище находились: светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник. Святое святых было кубическое, как и в храме Соломоновом; каждая сторона его была в 1 сажень и 1 аршин. Кровля храма была плоская с золотыми спицами, которые, служили для отогнания птиц. Храм с западной, северной и южной стороны был также обстроен боковыми зданиями, в 3 этажа, имевшими 38 комнат, соединявшихся витыми лестницами. Дворов, окружающих здание храма, было три: А) Двор священников ближайший к храму. В нем находились большой жертвенник, подобный Соломонову, но меньший его в размерах, именно трех сажен и четырех вершков высоты. Вход на него был с южной стороны. Пред жертвенником ближе к югу находился большой водоем. Двор священников был окружен невысокою стеною и стоял несколько выше двора народа. Б) Двор народа был 14-ю ступенями выше двора язычников. Он был окружен с севера, востока и юга множеством зданий, с галереями внутрь двора и с греческими и латинскими надписями, запрещавшими язычникам входить сюда. Двор народа имел два отделения, одно для жен, другое для мужей. Отделение жен, узкое, шло от севера к югу и было пятью ступенями ниже отделения мужей, от которого отделялось невысокою стеною. В этой стене был вход к храму от главных, восточных, или Никаноровых дверей, которые, по богатству материала и изяществу украшений, назывались Красными вратами (Деян 3:2). А те врата, которые находились в ограде, отделяющей двор мужей от двора жен, были обиты золотыми и серебряными листами. Отделением мужей окружался двор священников с севера, востока и юга. Вокруг двора народа с трех сторон было множество зданий в два и три этажа, для разных лиц и вещей, нужных для храма и его священнодействий. При этих зданиях пребывал народ Иудейский во дни праздников; здесь же, конечно, находился и Господь наш, когда учил во храме. В) Двор язычников, полагаемый в 4 стадии (около 400 саж.) в окружности, обнесен был стеною и галереями с внутренней стороны, которые составлены были из колонн, поддерживавших крышу. На южной стороне эти галереи имели три ряда колонн, на прочих трех два ряда. Каждая колонна была из мрамора и имела 7 сажен и 12 вершков высоты. Пол под этими галереями был из разноцветных камней; кровли также были устроены с царскою щедростью. Из двора язычников вели в город шесть ворот. На северной стороне, между колоннами, было два выхода: один на помост Гаввафу, другой к Овчим воротам. Во дворе язычников происходила продажа жертвенных животных и мена церковной монеты на гражданскую. Из этого-то двора Спаситель, по ревности к Дому Божию, два раза изгонял торгующих (Ин 2:13-21, Мф 21:12-13). Которая часть храма называется в Евангелии притвором Соломоновым (Ин 10:23), это определить трудно.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
169.02 кб

АРХИТЕКТУРА ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА КАК КЛЮЧ К АПОКАЛИПСИСУ: ГЕРМЕНЕВТИКА СЭРА ИСААКА НЬЮТОНА

Шаров Константин Сергеевич
В работе на основе исследования архивных рукописей Исаака Ньютона проведен анализ точки зрения английского ученого на архитектуру и ритуалы Иерусалимского Храма в связи с возможной трактовкой Апокалипсиса.

Похожие термины:

  • ПЕРВЫЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

    (начало X века —586 год до нашей эры). Храм просуществовал 364 года. Завоевав Иерусалим и нанеся поражение филистимлянам, царь Давид перенес отвоеванный у них Ковчег Завета в Иерусалим. Он поместил Ков
  • ВТОРОЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

    516 до нашей эры –70 нашей эры. Простоял 585 лет. После разрушения Первого Иерусалимского Храма до начала его восстановления был период в 70 лет. Иерусалимский храм находится в центре внимания библейск