Иерусали?мский собо?р — собор, проходивший около 49 года после Рождества Христова, был единственным собором, на котором присутствовали святые Апостолы, согласно Деяниям Святых Апостолов (глава 15, 1-34).
Принято считать, что основным постановлением собора было воздержание от идоложертвенности и крови, удавленины и блуда, а также запрет верующим делать другим того, что себе не хотят. Однако, это мнение идет вразрез с общим контекстом данной главы Деяний Святых Апостолов и всего библейского понимания (Апостольского) Первого Вселенского собора. На данном соборе Святой Апостол Петр утвердил известный ранее догмат Церкви — спасение по благодати, а не по добрым делам. Причем спасение по благодати предоставлено Богом каждому человеку — и еврею и язычнику. Дальнейшее же послание язычникам не стоит считать необходимым для исполнения каждому верующему в нынешнее время, поскольку это послание носило временный характер и имело своей целью побудить язычников не вводить в соблазн простых верующих евреев-христиан. Последние не могли спокойно относиться к языческим обрядам и традициям, таким как возможность жить в блуде и внебрачной жизни, что для евреев соблазн. Язычники, поклоняясь своим богам, нередко употребляли в пищу кровь, что также соблазн и искушение для евреев, равно как и вкушение идоложертвенной пищи, то есть пищи предложенной идолу (истукану).