Ифигения

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИФИГЕНИЯ
в греческой мифологии дочь Агамемнона. Принесена отцом в жертву богине Артемиде, чтобы обеспечить грекам благополучное отплытие к Трое. Однако богиня заменила И. на жертвеннике ланью, а И. перенесла в Тавриду, где сделала своей жрицей.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ИФИГЕНИЯ
дочь мифического царя Агамемнона и Клитемнестры, которую отец хотел принести в жертву Артемиде. Богиня была разгневана тем, что он убил лань в ее священной роще, и ниспослала безветрие, вследствие которого греки не могли отплыть в Трою. Но во время жертвоприношения Артемида накрыла Ифигению облаком и унесла в Тавриду, а на ее месте оказалась лань. В Тавриде Ифигения сделалась жрицей Артемиды и спасла своего брата Ореста.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Ифигения
в греческой мифологии дочь Агамемнона. Так как ее отец убил священную лань Артемиды, богиня не позволила греческому флоту отплыть в Трою. Дочь должна была быть принесена в жертву во искупление проступка отца. Во время жертвоприношения Артемида заменила ее ланью и перенесла в Тавриду, где Ифигения стала жрицей богини и должна была приносить в жертву Артемиде всех чужестранцев. Ее брат Орест и его друг Пилад должны были погибнуть таким же образом, но она с ними бежала в Грецию. Образ Ифнгении отражен в трагедиях Еврипида, операх Скарлатти, Глюка.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Ифигения
в мифах древних греков дочь Агамемнона и Клитеместры. Когда греческий флот, направлявшийся под Трою, задержался в Авлиде, беотийской гавани, из-за отсутствия попутного ветра, жрец расценил это как гнев богини Артемиды на греков за оскорбление, нанесенное ей Агамемноном, и потребовал принести ей в жертву Ифигению. Агамемнон вызвал дочь в Авлиду под предлогом ее бракосочетания с Ахиллом; в момент жертвоприношения Артемида похитила Ифигению с алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где сделала Ифигению жрицей в своем храме.

Источник: Исторический словарь

ИФИГЕНИЯ
в греч. миф. дочь Агамемнона и Клитемнестры. Когда греч. флот, направл. под Трою, задержался в беотийской гавани Авлиде из-за отсутствия попутного ветра, жрец Калхант объявил, что богиня Артемида гневается на греков за оскорбление, нанесен. ей Агамемноном, и требует принести в жертву И. Уступая настойч. требованиям ахейск. войска и гл. обр. Одиссея и Менелая, Агамемнон вызвал И. в Авлиду под предлогом ее бракосочет. с Ахиллом; в момент жертвоприношения И. была похищена с алтаря Артемидой, заменившей ее ланью; по др. вер-сии — медведицей или телкой (возможно, с этого момента место И. среди дочерей Агамемнона занимает Ифианасса). Сама же И. была перенесена богиней в Тавриду и сделана жрицей в ее храме. Здесь она должна была приносить в жертву всех попавших в эти края чужеземцев.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Ифигения
(лат. Iphigenia), в греч. мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, сестра Хрисофемиды, Электры и Ореста. Так как ее отец убил священную лань Артемиды, богиня не позволяла греч. флоту отплыть из А в лиды в Трою. Прорицатель Калхас объявил, что И. должна быть принесена в жертву во искупление проступка отца. И. была привезена в Авлиду под предлогом ее брака с Ахиллом. Во время жертвоприношения Артемида заменила ее ланью и перенесла И. в Тавриду, где та стала жрицей богини. В Тавриде И. должна была, по обычаю варваров, приносить в жертву Артемиде всех чужестранцев. Брат И. Орест и его друг Пи лад, собиравшиеся похитить статую Артемиды, должны были погибнуть таким же образом, но И. бежала вместе с ними в Грецию. Этот миф (особенно жертвоприношение И.) — излюбленный сюжет живописи (помпейские фрески, картины Тьеполо, Беклина, Фейербаха). Судьба И. в Авлиде и Тавриде становилась сюжетом опер (Скарлатти и Глюк). К этому материалу обращалась также поэзия, в особенности драма; в обеих трагедиях Еврипида замет но стремление очеловечить веру в богов. Этич. вопросы ставятся и решаются с позиций, близких точке зрения Еврипида. Наиболее соверш. художеств, воплощение драмы И. с гуманистич. позиций предстает в «Ифигении в Тавриде» Гете.
        
        рис. Принесение Ифигении в жертву. (С помпейской фрески. Неаполь, Национальный музей).

Источник: Словарь античности. 1989

ИФИГЕНИЯ
   • Iphigen?a,

         ?????????, дочь Агамемнона и Клитемнестры; ее называют также дочерью Агамемнона и Астиномы, дочери Хриса, или дочерью Тесея и Елены, которую Клитемнестра воспитывала как свою собственную дочь. Когда безветрие, ниспосланное Артемидой, разгневанной на Агамемнона или Менелая, не позволяло грекам, стоявшим в гавани Авлиды, пуститься в поход на Трою, прорицатель Калхант объявил, что И. должна быть принесена в жертву богине. Просьбы Менелая убедили Агамемнона послать за дочерью под предлогом обручения ее с Ахиллеем и принести ее в жертву. Но в самый момент заклания Артемида поставила на место И. лань, а ее на облаке унесла в Тавриду, чтобы сделать там своею жрицею. Там она в течение долгого времени совершала обряды жестокого культа Артемиды Таврической, до самого прибытия ее брата Ореста (см. Орест), приехавшего на берег Тавриды с целью унести в Грецию статую Артемиды. И. бежала с ним и вернулась в Грецию. Eur. Iphig. Aul. и Таur. Sophoc. Electra. 565. Pind. pyth. 11, 23. Ov. met. 12, 27 и cл. Во многих местах Греции, напр., в Гермионе, Артемида носила прозвище И., и таврийцы утверждали, что И. есть почитаемая ими богиня; по Гесиоду, она не умерла, но была превращена Артемидой в Гекату. Hdt. 4, 103. Вот почему полагают, что И. первоначально представляла особый вид Артемиды и совпадала с так называемой Артемидой Таврической (см. ´???????, Артемида). В Бравроне, в Аттике, где совершалось поклонение последней, говорят, умерла и похоронена И.; здесь также она имела свой культ. Ее святилище и гробницу показывали также в Мегаре. По другому преданию, Артемида одарила ее бессмертием, и И., под именем Орсилохии, живет на Левке в супружестве с Ахиллеем.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Ифигения
греч. Iphigenia)
   в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры. Принесенная в жертву во время отплытия ахейского флота под Трою, И. осталась жить благодаря вмешательству богини Артемиды: девушка стала жрицей в храме Артемиды-Девы в Таврии. На родину И. возвратил брат Орест.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   дочь Агамемнона и Клитемнестры (вариант: Тесея и Елены, воспитанная Клитемнестрой), сестра Ореста и Электры. Когда греческие корабли направлялись под Трою, Агамемнон (вариант: Менелай) прогневал Артемиду, застрелив ее лань, и богиня послала встречный ветер, задержавший греков в Авлиде. Агамемнон дал обет принести И. в жертву богине (по другому мифу, он обещал это сделать еще до рождения И., но не выполнил обет). Под предлогом бракосочетания с Ахиллом он вызвал И. в Авлиду и собрался принести в жертву, но Артемида в последнее мгновение заменила девушку ланью и унесла в Тавриду (Крым), сделав ее своей жрицей. Там И. должна была приносить в жертву на алтаре Артемиды каждого прибывшего в Тавриду чужеземца. Выполняя веление оракула, Орест и его друг Пилад прибыли в Тавриду, чтобы разыскать там статую Артемиды Таврической и увезти в Аттику. И. собиралась заколоть Ореста на алтаре, но узнала брата, и тот увез ее на родину вместе со статуей Артемиды.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Первоначально - местное божество, по функциям близкое к Артемиде; в классической мифологии - дочь Агамемнона и Клитемнестры. Когда греческий флот, готовясь к походу на Трою, задержался в Беотийской гавани в Авлиде, жрец объявил, что богиня Артемида гневается на греков за оскорбление, нанесенное ей Агамемноном, и требует, чтобы ей принесли в жертву дочь обидчика. Зачем Артемиде понадобилась именно Ифигения, остается неясным. Согласно версии, принятой Эсхилом в "Агамемноне", Ифигения действительно была принесена в жертву и ее смерть послужила Клитемнестре дополнительным поводом для убийства мужа. Еврипид в своей последней, незаконченной трагедии "Ифигения в Авлиде" придерживается другой версии этой легенды, согласно которой Артемида в последний момент спасла Ифигению от смерти. В другой трагедии Еврипида - "Ифигения в Тавриде" - Ифигения выступает в роли жрицы Артемиды, в обязанности которой входит приносить в жертву богине всех чужеземцев, взятых в плен. Обстоятельства складываются так, что, не подозревая о том, что перед ней ее брат Орест со своим другом Пиладом, Ифигения, согласно ритуалу, готовится их убить. Затем следуют классическая сцена узнавания и драматический побег.
   Следуя Еврипиду, Глюк написал две одноименные оперы. К этим сюжетам обращались также Расин ("Ифигения") и Гете ("Ифигения в Тавриде").
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Тавры в древнегреческой мифологии: «Ифигения таврическая» как образ в мифе и мифологичность образа

Обидина Юлия Сергеевна
Рассматривается миф об Ифигении как пример взаимоотношений между греками и племенами, населявшими Причерноморье до эпохи греческой колонизации.
Читать PDF
0.00 байт

«и Ифигения едала, когда она была в Крыму»: цикловедческое каприччо о крымских очерках А. К. Толстог

Фигут Рольф
Читать PDF
0.00 байт

Взгляды софистов второй половины v В. До Н. Э. В трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде»

Юрина Е.С.
В статье исследуется трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде» в качестве философского дискурса взглядов софистов второй половины V в. до н. э. с целью показать влияние софистики V в. до н. э. на трагика Еврипида.