Игнатий Римский-Корсаков

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Игнатий (Римский-Корсаков)

митрополит тобольский, р. в 1630 гг. в двор. семье, † 13 мая 1701.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Игнатий Римский-Корсаков

— митрополит тобольский, род. в 1630—1635 гг., умер 13 мая 1701 г.; происходил из дворянского рода и был стольником при ц. Алексее Михайловиче; постригся в Соловецком монастыре и был там в 1677 г. экклесиархом (церковным уставщиком). В 1680 г. жил на соловецком подворье в Москве, управляя Моргуловской пустынью. В 1685 г. он является уже архимандритом московского Новоспасского монастыря; в 1687 г. по поручению патриарха Иоакима ездил в Кострому и Кинешму для увещевания раскольников, о чем оставил "Известие", в 1689 г. принимал участие в увещании Сильвестра Медведева. 3 апреля 1692 г. назначен митрополитом тобольским и сибирским. Под конец жизни сошел с ума, в 1700 г. жил уже на покое в Чудовом монастыре; затем, ввиду буйного поведения, был переведен в Симонов монастырь, где и скончался и погребен. Он принадлежал к старо-русской партии, с патриархом Иоакимом во главе преследовавшей нововведения и боровшейся против возрастающего влияния иностранцев, имея в виду и защиту православной веры и русские торгово-промышленные интересы. В этом именно направлении написаны полемические его сочинения: "Возобличение на лютеранский катехизис" и в особенности "Слово на латинов и лютеров" — последнее сочинение собственно без имени автора, но по многим данным принадлежит ему же. Игнатий принимал и непосредственное участие в борьбе партий. Он деятельно поддерживал патриарха Иоакима, в деле Шакловитого допрашивал диакона Иакова, увещевал Сильвестра Медведева; при этом его приемы борьбы не отличались прямотой и роль его является довольно некрасивой; неоднократно он писал доносы. Патриарх Адриан видимо недолюбливал его и постарался удалить из Москвы, хотя и с почетным назначением. В бытность митрополитом тобольским Игнатию пришлось бороться против сибирских раскольников, в особенности против известного протопопа Авакума и казанского чернеца Иосифа Истомина. Против них написаны его три известные окружные послания. Игнатий говорит в этих посланиях, что заблуждение раскольников происходит от армян, появившихся в России в царствование Иоанна Васильевича Грозного и распространивших свое учение о двуперстном крестном знамении; поэтому он называет и самих раскольников армянами и полу-армянами, а раскол — армянскою или полу-армянскою ересью. При нем завязались сношения с Пекином, куда он посылал благословенную грамоту на освящение первого русского храма священнику Максиму, уведенному насильно русскими пленниками в 1685 г. В своей епархии Игнатий учредил "десятильников" (особых чиновников от архиерея для сбора податей); в 1697 г. они были отменены указом. В 1704 г. Игнатий открыл мощи св. Симеона верхотурского.


Его сочинения довольно многочисленны: 1) житие Анны Кашинской; 2) житие Симеона Верхотурского, тропарь на обретение его мощей и рассказ о чудесах от них; 3) житие и завещание патриарха Иоакима; 4) толкование образа Софии премудрости Божией; 5) Возобличение на лютеранский катихизис (Несвижский) и 6) слово на Латинов и Лютеров — два последние напечатаны в Чтениях Общ. Ист. и Древн. России 1884 г., № 3, в статье "Исторические розыскания в южно-русских архивах"; 7) Три послания к раскольникам (Казань, 1855 г.); 8) Историческое известие о российском царстве; 9) Известие о увещании раскольников в 1687 г. в уездах Костромском и Кинешемском; 10) "Слово благочестивому и христолюбивому воинству".


И. Шляпкин, "Св. Дмитрий Ростовский и его время". СПб. 1891 г., стр. 168—170 и др. О сочинениях Игнатия: Бычков, "Опис. рук. Имп. Публ. Библиотеки", 1, 147; Проток. и изд. Импер. Общ. люб. древн. письм., 1879, 1880, 1886; Е. Попов, "Пермская и великопермская епархия", 80. Второе из вышеуказан. сочинений — в рукоп. Ундольского, 8 и 9 в рукоп. Акад. Наук, 10 — в рукоп. Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс.


{Половцов}





Игнатий Римский-Корсаков


(в миру Иван Степанович) — митрополит сибирский, стольник Алексея Михайловича, в 1677 г. принял монашество в Соловецком м-ре, в 1685 г. архим. моск. Новоспасского м-ря, в 1687 г. отправился в Костромской и Кинешемский уезды для обличения раскольников. Написанные им в это время "Известие о увещании раскольников в 1687 г.", а также его три послания к раскольникам интересны по заключающимся в них фактам, важным для истории раскола. Кроме того, И. принадлежат: "Житие Анны Кашинской", "Житие Симеона Верхотурского", "Житие и завещание патриарха Иоакима", "Толкование образа Софии премудрости Божией", "Возобличение на лютеранский катехизис", "Слово на Латинов и Люторов", "Историческое известие о Латинском царстве от св. Писания" и др., большая часть которых находится в рукописях. В церковной жизни своего времени И. играл видную, но неказистую роль, не брезгал доносами. Этим объясняется удаление И. в почетную ссылку — назначение митрополитом в Сибирь (1492 г.). В Сибири И. строил церкви, обличал раскольников, до 1700 г., когда должен был оставить епархию, так как "повредися в уме" и уехать в Москву, в Чудов монастырь, где и ум. в 1701 г.


Ср. И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский" (СПб., 1891 г.); Н. Абрамов, "И. Корсаков, митроп. сибирский" ("Странник", 1862 г., IV). Послания И. изд. в Казани (1855 г.).


В. Б.


{Брокгауз}





Игнатий Римский-Корсаков


митрополит Сибирский и Тобольский.


Родился около 1630—1635 года. Происходил из дворянского рода Римских-Корсаковых, был стольником царя Алексея Михайловича.


Пострижен в монашество в Соловецком монастыре и с 1677 года был в данном монастыре экклесиархом (ключарем, уставщиком — прим. ред.).


В 1680 году назначен управляющим Моргулевской пустынью. Пребывал на Соловецком подворье в Москве.


С 1683 года — архимандрит Спасского Ярославского монастыря.


В 1685 году переведен архимандритом Московского Новоспасского монастыря.


В 1687 году по поручению патриарха Иоакима увещевал раскольников в Костроме и Кинешме.


В 1689 году участвовал в увещевании Сильвестра Медведева.


3 апреля 1692 года патриархом Адрианом хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита.


В 1700 году по болезни (сошел с ума) уволен на покой в Чудов монастырь, а затем переведен в Симонов монастырь, где и скончался 13 мая 1701 года.


Митрополит Игнатий принадлежал к старорусской партии, преследовавшей нововведения Петра I и боровшейся против возрастающего влияния иностранцев во всех вопросах жизни русского народа.


Митрополиту Игнатию пришлось усиленно бороться против сибирских раскольников, и особенно против известного протопопа Аввакума и казанского чернеца Иосифа Истомина.


При митрополите Игнатии были обретены мощи праведного Симеона Верхотурского († 1694, память 12/25 сентября и 18/31 декабря).


Труды:


Житие праведной Анны Кашинской. Житие праведного Симеона Верхотурского, тропарь на обретение его мощей и рассказы о чудесах от них.


Житие и завещание праведного Иоакима // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся. — М., 1774. Т. 6. — С.Ш—139. Толкование образа Софии Премудрости Божией. Возобличение на лютеранский катехизис. Слова латинов и лютеров // Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. — 1884, № 3.


Окружные пастырские послания в обличение сибирских еретиков и раскольников. — Казань, 1855.


Историческое известие о Российском царствии от Святого Писания и повестей Отцов. Историческое известие о увещевании раскольников в 1687 году в уездах Костромском и Кинешемском.


Слово благочестивому и христолюбивому воинству // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею.— СПб., 1842. Т. 5. № 243, 247, 248, 290. Послания блаженного Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского // Православный собеседник.— Казань, 1855.


Литература:


Шляпкин И. Святитель Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. — СПб., 1876—1918,1891, т. 24, с. 168—170. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. — СПб., 1882, т. 1, с. 147.


Попов Е., протоиерей. Великопермская епархия. — Пермь, 1879, с. 80. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 144, 317, 338.


Макарий (Булгаков), митрополит. История русского раскола, известного под именем старообрядства. — СПб., 1855, (2-е изд. 1858; 3-е изд. 1889), с. 197, прим. 349. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 399, 661. Баранов В. С. Летопись Верхотурского Николаевского монастыря. — Нижний Новгород, 1910, с. 69, 71, 79.


Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. — СПб., 1910. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. — Казань, 1913, с. 77.


Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 131.


Протоколы заседаний Императорского общества любителей древней письменности. 1879— 1880,1886.


Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 681.


Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908, т. 1, с. 491.


Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 1, с. 698. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. — М., 1903—1911; 1908; 1916; 1908, доп. т. 1, с. 89, 90. Монастырь. — Нижний Новгород, 1908, № 11, с. 72—76, № 19, с. 86—90.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 53. Русская старина. — 1879, октябрь, с. 357.


— 1910, август, с. 206—208.


Исторический вестник. — 1894, май, с. 551.


Православный собеседник. — Казань, 1855, кн. 2, с. 47—115.


Самарские епархиальные ведомости. — 1886, № 10, с. 211.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 2, с. 242.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 47—48.





Игнатий Римский-Корсаков


(до монаш. Иван Степанович) — митрополит Сибирский и Тобольский, † 13 мая 1701 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
657.54 кб

«Слово о Российском царствии» митрополита Игнатия (Римского-Корсакова)

Никулин Иван Александрович
В публикации представлено одно из неизданных сочинений известного церковного писателя второй половины XVII в. митрополита Сибирского Игнатия (Римского-Корсакова). «Слово о Российском царствии» написано в 1690 г.
Читать PDF
234.74 кб

Последние годы жизни митрополита Игнатия (Римского-Корсакова): личная драма в контексте эпохи

Никулин Иван Александрович
В статье на основании опубликованных и неопубликованных источников рас сматриваются события отъезда митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) из Тобольска в Москву и его конфликта с высшей церковной властью в лице патриарха Адриана
Читать PDF
336.36 кб

Грамота в Пекин священнику Максиму Леонтиеву митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) как памятник л

Никулин Иван Александрович
В статье рассматривается грамота митрополита Игнатия (Римского-Корсакова), адресованная находящемуся в Пекине священнику Максиму Леонтиеву, с благословением переделать часовню в храм и его освятить.
Читать PDF
84.07 кб

Никулин И. А. , свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Е

Сухова Наталья Юрьевна
Читать PDF
248.80 кб

Рецензия на кн. : Никулин И. А. , свящ. Преосвященный игнатий (Римский-Корсаков), митрополит сибирск

Гайденко Павел Иванович