Ихсан

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ихсан
совершенное поклонение, искреннее служение, когда правоверный поклоняется Аллаху так, словно видит Его, и даже если он не в состоянии представить себе подобное, он все равно знает, что Аллах видит его.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Ихсан
Чистосердечие») – газета, выходящая в свет под лозунгом «Об исламе – от мусульман». Издается в Ижевске и бесплатно распространяется среди мусульман Удмуртии и прилегающих регионов. Основана в 2003 г. До 2006 г. называлась «Аль-Ихлас». Учредитель и редактор газеты – Расул Раисович Гафиатуллин. Направленность издания общемус. Газета носит ярко выраженную религиознопросветительскую и социально-политич. направленность. Ориентирована преимущественно на читателей, желающих глубже познать ислам. Значительное место в газете занимают публикации, посвященные фетвам, знакомству с нравственностью и этикой ислама, ритуалами, историей мирового ислама. В посл. годы немало места уделяется освещению строительства мечетей в Удмуртии. Публикуются в большинстве своем перепечатки из сайтов Ислам.Ру, Islamonline.net, IslamQ&A, Islamоnline.сom. В отечеств. СМИ И. периодически критикуется за то, что время от времени публикует материалы, отличающиеся воинственностью и нетерпимостью. Газета выходит ежемесячно на русском яз., на 4 полосах формата А3. Тир. – 2800 экз. (сентябрь 2008 г.) Д.К. Ичкинские татары (самоназвание «эцкеннер») – этнографическая группа татар, проживающих в Курганской обл. Говорят на среднем (казанско-татарском) диалекте татарского яз., испытавшего влияние мишарского (зап.) и сибирско-татарского (вост.) диалектов. В формировании и.т. приняли участие выходцы из разл. групп казанских татар, оказавшихся в Зауралье в кон. XVI в. Относились к казачьему сословию. Этнографы предполагают, что устойчивое сохранение у них самоназвания «эцкеннер» связано с их былой принадлежностью к служилому сословию. В кон. XVIII в. и.т. были объединены частично в составе I мишарского и III башкирского кантонов Башкиро-Мещерякского войска; по этой причине их называли как мишарями, так и башкирами. С 1840-х гг. одно селение и.т. оказалось в составе земель Оренб. казачьего войска, поэтому его жители стали казаками. Однако в целом этническое самосознание и.т. осталось устойчивым. В 1819 г. и.т. в спец. прошении писали, что «родовые их названия татар неизвестно почему переименовано. Называют (их) мещеряками». Чиновник, занимавшийся этим делом в 1824 г., констатировал: «Восстановить в первобытное предков их состояние с наименованием по-прежнему татарами, которое мещерятское звание не по роду их на них возложено». По данным переписи 1926 г., и.т. называли себя татарами. Численность и.т. невелика – в 1857 г. их насчитывалось 12,5 тыс. чел. И.т. описывали такие ученые, как Ф.Г. Миллер, П.С. Паллас и И.Г. Георги. Так, Паллас, проезжая по Зауралью в апреле 1770 г., записал след. данные об и.т., проживавших в д. Альменево: «Сии татары суть роду Ичкинских казаков, которые лет за сто, или, как старики между собой говорят, во время юношества Петра Великого, пришли из Казанской пров., поселились в малом числе на р. Ичкане, впадающей в р. Исеть. Теперь же число их столь умножилось, что составляет почти 200 семей, которые живут, рассеявшись, по р. Тече и Миясу. Они так же, как мещеряки, в нужном случае исправляют военную службу, и сего ради свободны от всех податей и рекрутского набора, сеют гречиху, коея семена привезли с собою с Исети». Ак. Георги тоже писал, что ичкинцы переселились в зауральские степи со стороны Казани. В отличие от ногайцев, зауральских башкир, сибирских татар, занимавшихся преимущественно кочевым скотоводством, и.т. издавна занимались хлебопашеством, рыболовством и торговлей. В администр.-тер. отношении земли и.т. сначала входили в Уфимскую, Пермскую и Сибирскую губ., с 1737 г. – в Исетскую провинцию, которая затем вошла в состав Оренб. губ. На сегодня и.т. расселены в Сафакулевском, Альменевском (запад и юго-запад Курганской обл.), Шатровском и Шадринском (север и северо-запад области) р-нах. Культурный центр – с. Юлдус (татар. Эчкен, Ичкино), где построена соборная мечеть ичкинских татар. Лит.: Воронин А. Дорога с другом на звезду // Казанские ведомости. – 24.06.2003; Восточная жемчужина на р. Ичкинка // Шадринский курьер. – 1.06.2005, № 64–56 (2192–93), с. 5; Галиуллин Р. Из истории с. Ичкино (Юлдус) и ичкинских татар // Мусульмане Сибири. 06.2000, № 9 (10); Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. – Казань, 1993, с. 49–50; Курганская область / Сост.-ред. Г.П. Устюжный, А.И. Букреев. – Курган, 1993, с. 54–55; Муслимов А. Искали воду, нашли родину // Истина. – Тюмень, 06.2005, с. 4; Татары / Отв. ред. Р.К. Уразманова, С.В. Чешко. – М., 2001. с. 18–19. А.С., Г. Бай.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009