Иисус

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иисус
греческая форма иудейского Иешуа, что является сокращенной формой имени Иегошуа («Спаситель», «Помощь Иеговы»). Это имя в Священном Писании встречается довольно часто, но прежде всего это имя Господа нашего Иисуса Христа. Оно было назначено Богомладенцу Самим Господом через архангела Гавриила (Евангелие от Матфея, 1, 21).

Источник: Православная энциклопедия.

Иисус
(др.-евр. Jehosua — спаситель).
        1. По ветхозаветным преданиям И. Навин был предводителем семитских племен, которые завладели Ханааном и расселились в Палестине.
        2. Идейным ядром, вокруг которого формировалось будущее христианство, была вера в то, что в некоем И., получившем прозвище Христос, воплотится и умрет сын божий. Совр. наука в целом допускает, что Иисус Христос — историч. личность, однако в христианских преданиях — даже в тех случаях, когда они повествуют об И. Христе, — речь идет не об историчности, а о вере первых христиан в духовный символ. Все попытки воссоздать жизнь И. и его образ как историч. лица остаются безрезультатными.

Источник: Словарь античности. 1989

ИИСУС
Спаситель, Мессия. Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. По воле Бога Отца и из сожаления к грешным людям, Иисус Христос пришел в мир и стал человеком. Своим словом и примером Иисус Христос учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведными и быть достойными звания детей Божиих, участниками Его бессмертной и блаженной жизни. Чтобы очистить наши грехи и победить смерть, Иисус Христос умер на кресте и воскрес в третий день. Теперь как Богочеловек Он пребывает на небе со Своим Отцом.
После Своего крещения Иисус удалился в пустыню для того, чтобы в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела. Там Он провёл сорок дней, не вкушая пищи. Вскоре после этого Он начал Свои проповеди. В начале Своей проповеди Иисус избегал называть Себя Христом и Сыном Божьим. Он хотел, чтобы люди, и в первую очередь ученики, осознали это свободно и непринуждённо, от полноты любящего сердца. Иисус явился в мир совсем не так, как ожидало большинство иудеев. Он не был грозным воителем, но всего лишь бездомным странником. Его не сопровождали сонмы ангелов, с Ним были только Его ученики – такие же жалкие бедняки, как Он Сам. Кто уверовал в Него, как в Христа, и принял Его нравственную проповедь – спасутся и обретут Царство Божие.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Иисус

(в миру Иоанн) — иеромонах, основатель Распятского скита, род. в Москве в 1635 г., умер 6 марта 1720 г. Он был священником при одной из московских церквей и своими проповедями и добродетельною жизнию приобрел себе общее уважение прихожан. На него обратил внимание государь Петр І и назначил духовником своим и всего царского семейства. В самом начале XVIII столетия о. Иоанн был замешан в дело Григория Талицкого и 13 марта 1701 года сослан в Соловецкий монастырь для пострижения в монашество. При пострижении о. Иоанн принял имя Иова и, несмотря на свой возраст, исполнял все возлагаемые на него послушания, удивляя братию смиренною покорностию и продолжительностью ночных молитв; вскоре он был освобожден от послушаний и жил в отдельной келье, проводя время в молитве и посте. Между тем донос на о. Иова оказался не основательным; его снова призывали ко Двору на прежнее место, но он отклонил от себя мирские почести и для большего уединения в 1702 г. переселился в Анзерский скит; в 1706 г. ему было поручено начальство над скитом. В 1710 г. о. Иов принял схиму с новым именем Иисуса и еще больше усилил свои подвиги, налагая на себя безмолвие и удаляясь на некоторое время в пустыню. В 1715 г. была освящена Распятская церковь вновь учрежденного на Голгофской горе скита; иеросхимонах Иисус был первым его строителем.


Граф М. Толстой, "Русские подвижники", 1—14; Порфирий, архим., "Священноинок Иов", 1873.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иисус
греческая форма еврейского имени Иешуа-сокр. от Иегошуа, что значит «помощь Иеговы» или «Иегова спасает»)-а) имя, дававшееся многим в еврейском народе, но известное прежде всего тем, что было дано по указанию Божию (Мф 1.21) Христу, Спасителю людей, родившемуся от Марии в семье Иосифа, потомка Давида (см. Христос Иисус);
б) Осия, сын Навин (Нава или Нона) из колена Ефремова (Чис 13.9), служитель Моисея (Исх 24.13). Вошел в историю как Иисус Навин (Чис 13.7; 14.6). Он возглавил войско израильтян в борьбе с амаликитянами (Исх 17.9) и оказался одним из верных среди разведчиков земли. Бог поставил его наследником Моисея для введения народа Божия в обетованную землю. После перехода Иордана он совершил успешные походы на юг (Нав 10) и на север (Нав 11) Ханаанской земли, разделяя ее по жребию между коленами, как повелел Моисей. По его слову в битве при Гаваоне Господь остановил солнце, давая время мщению и показывая, как может Бог слышать голос человеческий (Нав 10.12-14); (См. Навин)
в) (1Ц 6.14,18)-житель Вефсамиса, на поле которого остановилась колесница с ковчегом;
г) (4Ц 23.8)-градоначальник Иерусалима во дни Иосии, царя иудейского (или до него); (См. ворота)
д) (Езд 2.2; 3.2,8; 4.3; 5.2; 10.8. Неем 7.7; 12.1,10,26; Агг 1.1,12,14; 2.2.4; Зах 3.1,3,6,8,9; 6.11)-сын (потомок) Иоседека, первосвященник во дни Зоровавеля, пришедший с ним из плена и приложивший много стараний для восстановления храма и богослужений. Названный великим иереем (служителем, священником) у пророков Аггея и Захарии, он являлся ярким прообразом грядущего небесного Первосвященника, Отрасли, Которого явит Бог (Зах 6.12);
е) (Езд 2.6; Неем 7.11)-предок Пахаф-Моава;
ж) (Езд 2.36; Неем 7.39)-предок Иедаии (возможно, упомянутый выше в пункте «д»);
з) (Езд 2.40; 3.9; Неем 7.43; 8.7; 9.4,5; 10.9; 12.8,24)-один из глав поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем, приложивших печать под договором на верность Богу, а также участвовавших в молитве во время покаяния народа и пояснявших закон во время чтения его Ездрою (не сам, конечно, но представители его рода);
и) (Езд 8.33)-отец (предок) Иозавада;
к) (Неем 3.19)-отец (предок) Езера;
л) (Кол 4.11)-еврей по прозвищу Иуст, один из верных сотрудников ап. Павла.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ИИСУС
Греческая форма Евр слова Иешуа, сокращенного из Иегошуа, и значит помощь Иеговы, или Спаситель) — означенное имя не редко встречается между Евреями и усвояется в Свящ. Писании разным лицам, но первее всего Господу Иисусу Христу, совершителю нашего спасения. Означенное имя было назначено Богомладенцу-Господу по указанию Божию во сне Иосифу, через ангела Гавриила. “Родит же сына и наречешь Ему имя: Иисус, возвестил ангел Иосифу и Пр. Деве Марии, ибо Он спасет людей своих от грехов их” (Мф 1:21). см Христос Из прочих лиц, упоминаемых в свящ. книгах В. и Н. Завета, под означенным именем особенно замечательны следующие: 1Цар 6:14,18 — Вефсамитянин, на поле которого остановились коровы, везшие Ковчег Завета из земли Филистимской, из г. Аккарона. 4Цар 23:8 — градоначальник Иерусалима, по имени которого были наименованы городские ворота. Положение означенных врат совершенно неизвестно, и о самом Иисусе нигде в другом месте не упоминается. Агг 1:1,14, 1Езд 2:2, Захар 6:11 — сын Иоседеков, первосвященник Иудейский, — первый первосвященник, по возвращении Иудеев из плена. Он помогал Зоровавелю в построении второго храма Иерусалимского (1Езд 5:2). Пр. Захария видел Иисуса в видении стоящим пред Господом в запятнанных одеждах, а по правую руку его сатану, чтобы противодействовать ему, но Ангел Господень поразил проклятием сатану, и облек Иисуса в другие одежды торжественные (Захар 3:1-6). Через несколько времени Захария получил повеление Божие сделать для него золотой венец (Зах 6:10-14). Иисус, сын Иоседеков, несомненно был одним из великих первосвященников, и имя его прославилось в потомстве (Сир 49:14). В пророчестве Захарии он представляется прообразом Христа Спасителя, который, как Отрасль, имел произрасти от корени своего и устроить Церковь Божию на земле (гл. 6). 1Езд 2:6 — Израильтянин, из рода Пахаф-Моава. 2Езд 9:48 — из левитов, объяснявших народу читаемое Ездрою из книги Закона в седьмой месяц. 1Езд 2:40 — также из левитов, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем. Неем 3:19 — отец Езера, во дни Неемии, чинившего стену Иерусалима во втором участке. Неем 10:9, 12:24 — два лица из левитов во дни Неемии. Кол 4:11 — Иисус, по прозванию Иуст (праведный), Христианин, бывший с ап. Павлом в Риме, Он вместе с Аристархом и Марком, племянником Варнавы, был сотрудником ап. Павла и служил для него, по его собственному выражению, отрадою. В Acta Sanctorum (June IV, 67) он называется епископом Елевтерополя.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Иисус
1) Евр. Иешуа, Иесуа или Иехошуа (Езд. 3:2; 4:3; 5:2; Неем. 12:26; Агг. 1:1; 2:4), слово еврейское, которое обозначает: Иегова спасает. Так назывался сын и преемник первосвященника Иоседека. Он возвратился вместе с народом из Вавилонского плена. Вместе с князем Зоровавелем Иисус старался восстановить город, храм и богослужение. Он был ярким прообразом Иисуса Христа по своему служению и, особенно, по двум пророчествам. В первом (Зах. 3), о нем говорится, что он подобен головне исторгнутой из огня, что о« защищается ангелом от сатаны и облечен в торжественную одежду; в этом же пророчестве Иисус получает обещание, если останется верным, судить дом Господень; и дается обетование, что Господь пошлет раба своего, по имени Отрасль, и изгладит грех земли в один день.
Во втором пророчестве — в Зах. 6.9 и дал. говорится, что на голову Иисуса возлагаются венцы, которые сделаны из серебра и золота, собранного у приходивших из Вавилонского плена евреев. В этом месте он является прообразом той Отрасли, которая создает храм Господень, и «придут издали и примут участие в построении храма». Срав. Хелдай и Товия. 2) Сын Навина или Нуна (Чис. 13: 9) из колена Ефрема (1 Пар 7:27) слуга Моисея (Исх. 24:13). Моисей дал ему имя Иисус вместо прежнего Осия (Чис. 13:17). Иисус был предводителем израильтян в битве с Амаликитянами при Рефидиме (Исх. 17: 8) Он был также одним из соглядатаев, которые посылались в Ханаан для осмотра земли. Только он и Халев говорили правду народу о Ханаане (Чис. 14:6 и дал.). Иисус Навин был избран Богом быть преемником Моисея, для чего и был поставлен Моисеем перед священником Елеазаром и всем израильским обществом. Моисей возложил на него руки (Чис. 27:19). Таким образом, он торжественно был призван и поставлен Богом (Втор. 31). Когда израильский народ перешел Иордан, ему было 84 года. После того он в продолжение 26 лет покорял Ханаан и делил покоренную землю. Вся его жизнь была ярким выражением высказанного им: Я и дом мой будем служить Господу» (И. Нав. 24: 15). После торжественной прощальной речи к народу и возобновления завета народа с Богом он окончил свою жизнь 110 лет и был похоронен в своем уделе в Фимнаф-Сера на горах Ефремовых (И. Нав. 24:29 и дал.). Об И. Навине, как прообразе Величайшего Вождя Спасения, Который вводит своих в настоящий покой, смотри Евр. 2:10; 4:8 и дал. Доказательством известности Иисуса Навина в то время является финикийская надпись около города Тингиса в Мавритании, в западной Африке. Эта надпись принадлежит финикийцам, которые бежали из Ханаана, и эта же надпись приводится в истории вандалов Прокопия ( Prokopius ): «мы те, которые убежали от разбойника Иисуса, сына Навина». 3) Вефсамитянин, на поле которого остановился ковчег, когда он был отослан обратно филистимлянами (1 Цар. 6:14). 4) Градоначальник в Иерусалиме, перед воротами которого находились высоты с жертвенниками, которые были разрушены Иосией (4 Цар. 23:8). 5) Священник во времена Давида (1 Пар. 24:11). 6) Имена некоторых лиц, возвращавшихся из Вавилона (Ездр. 2:2,40; 8:33; Неем. 3:19; 8:7). 7) Город в колене Иуды, снова отстроенный после возвращения из плена (Неем. 11:26). 8) Называемый Иуст, верующий еврей, сотрудник ап. Павла (Кол. 4:11).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Ястребов Г. Г. Кем был Иисус из Назарета? М. : Эксмо, 2008. (религия. Путеводитель). 384 с

Ткаченко Александр Анатольевич
Читать PDF
0.00 байт

Иисус Арнольда Тойнби. Вычислительная герменевтика и непрерывная традиция классической средиземномор

Олкер Х.Р.Мл., Ленерт В.Дж., Шнайдер Д.К.
В статье представлено комплексное обоснование подхода авторов к исследованию вопроса о вдохновляющей силе и притягательности истории Иисуса, основанного на выявлении аналитически воспроизводимых, суггестивных мотивационно сюжетных
Читать PDF
0.00 байт

Кем был Иисус из Назарета: реконструкции образа исторического Иисуса конца xx - начала XXI века

Андреев Алексей Васильевич
В настоящей статье рассматриваются реконструкции личности, жизни и учения «исторического Иисуса», выполненные ведущими участниками «Поиска исторического Иисуса» конца XX начала XXI в.
Читать PDF
0.00 байт

Симпатизировал ли Иисус зелотам?

Вячеслав Герасимчук
В статье автор касается одной из наиболее радикальных интерпретаций личности и миссии Иисуса, а именно взгляда на Иисуса как на сторонника насильственной борьбы с римской тиранией или проповедника, сочувствующего идеологии и метод
Читать PDF
0.00 байт

Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн. Книга первая: начало евангелия. Издат

Алексеев Анатолий Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Господь Иисус Христос и Мельхиседек, царь Салима (Евр. VII, 1-4)

Е. А. Воронцов
Читать PDF
0.00 байт

Иисус Христос Спаситель мира, по богослужебным книгам православной церкви

М. В. Ашихмин
Читать PDF
0.00 байт

Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил

Д. А. Хвольсон
Читать PDF
0.00 байт

Фоносемантические средства в поэзии и музыке (на материале рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»)

Павловская Ирина Юрьевна
Статья посвящена фоносемантическому анализу рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» с лингвистических и музыковедческих позиций. Фоносемантика музыкальной партитуры оперы проведена с использованием концепции Б.
Читать PDF
0.00 байт

Действительно ли человечество идёт к «Вечной жизни», о которой говорили Моисей, Иисус и Мухаммед?

Оганесян Сергей Саядович, Фарре-трензелева Ольга Александровна
Сравнительно-сопоставительный анализ Торы, Библии и Корана с тенденциями исторического развития человечества показывает, что сведения, изложенные в названных Писаниях о перспективах развития людей, полностью подтверждаются, ибо де
Читать PDF
0.00 байт

2005. 01. 013. Вик П. Иисус против Диониса? к вопросу о контексте Евангелия от Иоанна. Wick P. Jesus

Махов А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Евангельский текст в структуре стихотворения М. М. Хераскова «Иисус друг грешников»

Павляк Ольга Николаевна
Автор статьи анализирует малоизвестное стихотворение М.М.
Читать PDF
0.00 байт

О содержании и жанровых особенностях поэмы С. А. Ширинского-шихматова «Иисус в Ветхом и в Новом заве

Коровин В.Л.
Рассматривается самое большое и наименее известное сочинение князя Сергия Александровича Ширинского-Шихматова (1783-1837), напечатанное в 1824 г.
Читать PDF
0.00 байт

Иисус Христос в устойчивых сравнениях славян

Кузнецова Ирина Владимировна
Работа посвящена сопоставительному анализу славянских устойчивых компаративов с компонентом Иисус Христос и его синонимами, их представленности в словарях и употреблению в речи носителей языка, в том числе функционированию в Интер
Читать PDF
0.00 байт

Иисус Христос Спаситель мира, по богослужебным книгам православной церкви

М. В. Ашихмин

Похожие термины:

  • Скотти, Иисус Навин, архитектор

    род. 1801 г., † 16 янв. 1857 г. {Половцов}
  • Скотти, Иисус Навин, живописец-декоратор

    р. 1734 г., † 26 мая 1784. {Половцов}
  • ИИСУС ХРИСТОС

    в христ. религии богочеловек, распятый около 30 н.э. на кресте. «Иисус» — греч. передача еврейск. личного имени Йешу(а), исходная форма — Йегошуа; «Христос» — перевод на греч. яз. слова мессия. Эпитето
  • ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА

    (ок. 4 до н.э. – ок. 30 н.э.)   В любом рейтинге самых влиятельных в истории евреев Иисус из Назарета займет одно из первых мест. При тщательном, объективном и чисто логическом изучении истории истинное
  • Иисус Навин

    в ветхозавет. традиции помощник и преемник Моисея, руководивший завоев. Ханаана Израилем; гл. персонаж книги Иисуса Навина. Происходил из колена Ефрема и первонач. носил имя Осия.
  • ИИСУС СЫН НАВИН

    Нав 1:1) называемый в Исх 24:13 служителем Моисея, вследствие того что он помогал ему в деле служения. Первоначальное имя его было Осия (Чис 13:9). В первый раз мы находим И. Навина в то, время, когда Израиль
  • ИИСУС, СЫН СИРАХОВ

    Сир 50:29). Под сим именем известны два лица: одно — писатель известной свящ. книги, а другое, вероятно, переводчик оной на Греческий язык. Первый жил в Иерусалиме, вероятно, во времена первосвященника