Иисус
Источник: Православная энциклопедия.
1. По ветхозаветным преданиям И. Навин был предводителем семитских племен, которые завладели Ханааном и расселились в Палестине.
2. Идейным ядром, вокруг которого формировалось будущее христианство, была вера в то, что в некоем И., получившем прозвище Христос, воплотится и умрет сын божий. Совр. наука в целом допускает, что Иисус Христос — историч. личность, однако в христианских преданиях — даже в тех случаях, когда они повествуют об И. Христе, — речь идет не об историчности, а о вере первых христиан в духовный символ. Все попытки воссоздать жизнь И. и его образ как историч. лица остаются безрезультатными.
Источник: Словарь античности. 1989
После Своего крещения Иисус удалился в пустыню для того, чтобы в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела. Там Он провёл сорок дней, не вкушая пищи. Вскоре после этого Он начал Свои проповеди. В начале Своей проповеди Иисус избегал называть Себя Христом и Сыном Божьим. Он хотел, чтобы люди, и в первую очередь ученики, осознали это свободно и непринуждённо, от полноты любящего сердца. Иисус явился в мир совсем не так, как ожидало большинство иудеев. Он не был грозным воителем, но всего лишь бездомным странником. Его не сопровождали сонмы ангелов, с Ним были только Его ученики – такие же жалкие бедняки, как Он Сам. Кто уверовал в Него, как в Христа, и принял Его нравственную проповедь – спасутся и обретут Царство Божие.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
(в миру Иоанн) — иеромонах, основатель Распятского скита, род. в Москве в 1635 г., умер 6 марта 1720 г. Он был священником при одной из московских церквей и своими проповедями и добродетельною жизнию приобрел себе общее уважение прихожан. На него обратил внимание государь Петр І и назначил духовником своим и всего царского семейства. В самом начале XVIII столетия о. Иоанн был замешан в дело Григория Талицкого и 13 марта 1701 года сослан в Соловецкий монастырь для пострижения в монашество. При пострижении о. Иоанн принял имя Иова и, несмотря на свой возраст, исполнял все возлагаемые на него послушания, удивляя братию смиренною покорностию и продолжительностью ночных молитв; вскоре он был освобожден от послушаний и жил в отдельной келье, проводя время в молитве и посте. Между тем донос на о. Иова оказался не основательным; его снова призывали ко Двору на прежнее место, но он отклонил от себя мирские почести и для большего уединения в 1702 г. переселился в Анзерский скит; в 1706 г. ему было поручено начальство над скитом. В 1710 г. о. Иов принял схиму с новым именем Иисуса и еще больше усилил свои подвиги, налагая на себя безмолвие и удаляясь на некоторое время в пустыню. В 1715 г. была освящена Распятская церковь вновь учрежденного на Голгофской горе скита; иеросхимонах Иисус был первым его строителем.
Граф М. Толстой, "Русские подвижники", 1—14; Порфирий, архим., "Священноинок Иов", 1873.
{Половцов}
б) Осия, сын Навин (Нава или Нона) из колена Ефремова (Чис 13.9), служитель Моисея (Исх 24.13). Вошел в историю как Иисус Навин (Чис 13.7; 14.6). Он возглавил войско израильтян в борьбе с амаликитянами (Исх 17.9) и оказался одним из верных среди разведчиков земли. Бог поставил его наследником Моисея для введения народа Божия в обетованную землю. После перехода Иордана он совершил успешные походы на юг (Нав 10) и на север (Нав 11) Ханаанской земли, разделяя ее по жребию между коленами, как повелел Моисей. По его слову в битве при Гаваоне Господь остановил солнце, давая время мщению и показывая, как может Бог слышать голос человеческий (Нав 10.12-14); (См. Навин)
в) (1Ц 6.14,18)-житель Вефсамиса, на поле которого остановилась колесница с ковчегом;
г) (4Ц 23.8)-градоначальник Иерусалима во дни Иосии, царя иудейского (или до него); (См. ворота)
д) (Езд 2.2; 3.2,8; 4.3; 5.2; 10.8. Неем 7.7; 12.1,10,26; Агг 1.1,12,14; 2.2.4; Зах 3.1,3,6,8,9; 6.11)-сын (потомок) Иоседека, первосвященник во дни Зоровавеля, пришедший с ним из плена и приложивший много стараний для восстановления храма и богослужений. Названный великим иереем (служителем, священником) у пророков Аггея и Захарии, он являлся ярким прообразом грядущего небесного Первосвященника, Отрасли, Которого явит Бог (Зах 6.12);
е) (Езд 2.6; Неем 7.11)-предок Пахаф-Моава;
ж) (Езд 2.36; Неем 7.39)-предок Иедаии (возможно, упомянутый выше в пункте «д»);
з) (Езд 2.40; 3.9; Неем 7.43; 8.7; 9.4,5; 10.9; 12.8,24)-один из глав поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем, приложивших печать под договором на верность Богу, а также участвовавших в молитве во время покаяния народа и пояснявших закон во время чтения его Ездрою (не сам, конечно, но представители его рода);
и) (Езд 8.33)-отец (предок) Иозавада;
к) (Неем 3.19)-отец (предок) Езера;
л) (Кол 4.11)-еврей по прозвищу Иуст, один из верных сотрудников ап. Павла.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Во втором пророчестве — в Зах. 6.9 и дал. говорится, что на голову Иисуса возлагаются венцы, которые сделаны из серебра и золота, собранного у приходивших из Вавилонского плена евреев. В этом месте он является прообразом той Отрасли, которая создает храм Господень, и «придут издали и примут участие в построении храма». Срав. Хелдай и Товия. 2) Сын Навина или Нуна (Чис. 13: 9) из колена Ефрема (1 Пар 7:27) слуга Моисея (Исх. 24:13). Моисей дал ему имя Иисус вместо прежнего Осия (Чис. 13:17). Иисус был предводителем израильтян в битве с Амаликитянами при Рефидиме (Исх. 17: 8) Он был также одним из соглядатаев, которые посылались в Ханаан для осмотра земли. Только он и Халев говорили правду народу о Ханаане (Чис. 14:6 и дал.). Иисус Навин был избран Богом быть преемником Моисея, для чего и был поставлен Моисеем перед священником Елеазаром и всем израильским обществом. Моисей возложил на него руки (Чис. 27:19). Таким образом, он торжественно был призван и поставлен Богом (Втор. 31). Когда израильский народ перешел Иордан, ему было 84 года. После того он в продолжение 26 лет покорял Ханаан и делил покоренную землю. Вся его жизнь была ярким выражением высказанного им: Я и дом мой будем служить Господу» (И. Нав. 24: 15). После торжественной прощальной речи к народу и возобновления завета народа с Богом он окончил свою жизнь 110 лет и был похоронен в своем уделе в Фимнаф-Сера на горах Ефремовых (И. Нав. 24:29 и дал.). Об И. Навине, как прообразе Величайшего Вождя Спасения, Который вводит своих в настоящий покой, смотри Евр. 2:10; 4:8 и дал. Доказательством известности Иисуса Навина в то время является финикийская надпись около города Тингиса в Мавритании, в западной Африке. Эта надпись принадлежит финикийцам, которые бежали из Ханаана, и эта же надпись приводится в истории вандалов Прокопия ( Prokopius ): «мы те, которые убежали от разбойника Иисуса, сына Навина». 3) Вефсамитянин, на поле которого остановился ковчег, когда он был отослан обратно филистимлянами (1 Цар. 6:14). 4) Градоначальник в Иерусалиме, перед воротами которого находились высоты с жертвенниками, которые были разрушены Иосией (4 Цар. 23:8). 5) Священник во времена Давида (1 Пар. 24:11). 6) Имена некоторых лиц, возвращавшихся из Вавилона (Ездр. 2:2,40; 8:33; Неем. 3:19; 8:7). 7) Город в колене Иуды, снова отстроенный после возвращения из плена (Неем. 11:26). 8) Называемый Иуст, верующий еврей, сотрудник ап. Павла (Кол. 4:11).