Иисус

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иисус
греческая форма иудейского Иешуа, что является сокращенной формой имени Иегошуа («Спаситель», «Помощь Иеговы»). Это имя в Священном Писании встречается довольно часто, но прежде всего это имя Господа нашего Иисуса Христа. Оно было назначено Богомладенцу Самим Господом через архангела Гавриила (Евангелие от Матфея, 1, 21).

Источник: Православная энциклопедия.

Иисус
(др.-евр. Jehosua — спаситель).
        1. По ветхозаветным преданиям И. Навин был предводителем семитских племен, которые завладели Ханааном и расселились в Палестине.
        2. Идейным ядром, вокруг которого формировалось будущее христианство, была вера в то, что в некоем И., получившем прозвище Христос, воплотится и умрет сын божий. Совр. наука в целом допускает, что Иисус Христос — историч. личность, однако в христианских преданиях — даже в тех случаях, когда они повествуют об И. Христе, — речь идет не об историчности, а о вере первых христиан в духовный символ. Все попытки воссоздать жизнь И. и его образ как историч. лица остаются безрезультатными.

Источник: Словарь античности. 1989

ИИСУС
Спаситель, Мессия. Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. По воле Бога Отца и из сожаления к грешным людям, Иисус Христос пришел в мир и стал человеком. Своим словом и примером Иисус Христос учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведными и быть достойными звания детей Божиих, участниками Его бессмертной и блаженной жизни. Чтобы очистить наши грехи и победить смерть, Иисус Христос умер на кресте и воскрес в третий день. Теперь как Богочеловек Он пребывает на небе со Своим Отцом.
После Своего крещения Иисус удалился в пустыню для того, чтобы в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела. Там Он провёл сорок дней, не вкушая пищи. Вскоре после этого Он начал Свои проповеди. В начале Своей проповеди Иисус избегал называть Себя Христом и Сыном Божьим. Он хотел, чтобы люди, и в первую очередь ученики, осознали это свободно и непринуждённо, от полноты любящего сердца. Иисус явился в мир совсем не так, как ожидало большинство иудеев. Он не был грозным воителем, но всего лишь бездомным странником. Его не сопровождали сонмы ангелов, с Ним были только Его ученики – такие же жалкие бедняки, как Он Сам. Кто уверовал в Него, как в Христа, и принял Его нравственную проповедь – спасутся и обретут Царство Божие.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Иисус

(в миру Иоанн) — иеромонах, основатель Распятского скита, род. в Москве в 1635 г., умер 6 марта 1720 г. Он был священником при одной из московских церквей и своими проповедями и добродетельною жизнию приобрел себе общее уважение прихожан. На него обратил внимание государь Петр І и назначил духовником своим и всего царского семейства. В самом начале XVIII столетия о. Иоанн был замешан в дело Григория Талицкого и 13 марта 1701 года сослан в Соловецкий монастырь для пострижения в монашество. При пострижении о. Иоанн принял имя Иова и, несмотря на свой возраст, исполнял все возлагаемые на него послушания, удивляя братию смиренною покорностию и продолжительностью ночных молитв; вскоре он был освобожден от послушаний и жил в отдельной келье, проводя время в молитве и посте. Между тем донос на о. Иова оказался не основательным; его снова призывали ко Двору на прежнее место, но он отклонил от себя мирские почести и для большего уединения в 1702 г. переселился в Анзерский скит; в 1706 г. ему было поручено начальство над скитом. В 1710 г. о. Иов принял схиму с новым именем Иисуса и еще больше усилил свои подвиги, налагая на себя безмолвие и удаляясь на некоторое время в пустыню. В 1715 г. была освящена Распятская церковь вновь учрежденного на Голгофской горе скита; иеросхимонах Иисус был первым его строителем.


Граф М. Толстой, "Русские подвижники", 1—14; Порфирий, архим., "Священноинок Иов", 1873.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иисус
греческая форма еврейского имени Иешуа-сокр. от Иегошуа, что значит «помощь Иеговы» или «Иегова спасает»)-а) имя, дававшееся многим в еврейском народе, но известное прежде всего тем, что было дано по указанию Божию (Мф 1.21) Христу, Спасителю людей, родившемуся от Марии в семье Иосифа, потомка Давида (см. Христос Иисус);
б) Осия, сын Навин (Нава или Нона) из колена Ефремова (Чис 13.9), служитель Моисея (Исх 24.13). Вошел в историю как Иисус Навин (Чис 13.7; 14.6). Он возглавил войско израильтян в борьбе с амаликитянами (Исх 17.9) и оказался одним из верных среди разведчиков земли. Бог поставил его наследником Моисея для введения народа Божия в обетованную землю. После перехода Иордана он совершил успешные походы на юг (Нав 10) и на север (Нав 11) Ханаанской земли, разделяя ее по жребию между коленами, как повелел Моисей. По его слову в битве при Гаваоне Господь остановил солнце, давая время мщению и показывая, как может Бог слышать голос человеческий (Нав 10.12-14); (См. Навин)
в) (1Ц 6.14,18)-житель Вефсамиса, на поле которого остановилась колесница с ковчегом;
г) (4Ц 23.8)-градоначальник Иерусалима во дни Иосии, царя иудейского (или до него); (См. ворота)
д) (Езд 2.2; 3.2,8; 4.3; 5.2; 10.8. Неем 7.7; 12.1,10,26; Агг 1.1,12,14; 2.2.4; Зах 3.1,3,6,8,9; 6.11)-сын (потомок) Иоседека, первосвященник во дни Зоровавеля, пришедший с ним из плена и приложивший много стараний для восстановления храма и богослужений. Названный великим иереем (служителем, священником) у пророков Аггея и Захарии, он являлся ярким прообразом грядущего небесного Первосвященника, Отрасли, Которого явит Бог (Зах 6.12);
е) (Езд 2.6; Неем 7.11)-предок Пахаф-Моава;
ж) (Езд 2.36; Неем 7.39)-предок Иедаии (возможно, упомянутый выше в пункте «д»);
з) (Езд 2.40; 3.9; Неем 7.43; 8.7; 9.4,5; 10.9; 12.8,24)-один из глав поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем, приложивших печать под договором на верность Богу, а также участвовавших в молитве во время покаяния народа и пояснявших закон во время чтения его Ездрою (не сам, конечно, но представители его рода);
и) (Езд 8.33)-отец (предок) Иозавада;
к) (Неем 3.19)-отец (предок) Езера;
л) (Кол 4.11)-еврей по прозвищу Иуст, один из верных сотрудников ап. Павла.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ИИСУС
Греческая форма Евр слова Иешуа, сокращенного из Иегошуа, и значит помощь Иеговы, или Спаситель) — означенное имя не редко встречается между Евреями и усвояется в Свящ. Писании разным лицам, но первее всего Господу Иисусу Христу, совершителю нашего спасения. Означенное имя было назначено Богомладенцу-Господу по указанию Божию во сне Иосифу, через ангела Гавриила. “Родит же сына и наречешь Ему имя: Иисус, возвестил ангел Иосифу и Пр. Деве Марии, ибо Он спасет людей своих от грехов их” (Мф 1:21). см Христос Из прочих лиц, упоминаемых в свящ. книгах В. и Н. Завета, под означенным именем особенно замечательны следующие: 1Цар 6:14,18 — Вефсамитянин, на поле которого остановились коровы, везшие Ковчег Завета из земли Филистимской, из г. Аккарона. 4Цар 23:8 — градоначальник Иерусалима, по имени которого были наименованы городские ворота. Положение означенных врат совершенно неизвестно, и о самом Иисусе нигде в другом месте не упоминается. Агг 1:1,14, 1Езд 2:2, Захар 6:11 — сын Иоседеков, первосвященник Иудейский, — первый первосвященник, по возвращении Иудеев из плена. Он помогал Зоровавелю в построении второго храма Иерусалимского (1Езд 5:2). Пр. Захария видел Иисуса в видении стоящим пред Господом в запятнанных одеждах, а по правую руку его сатану, чтобы противодействовать ему, но Ангел Господень поразил проклятием сатану, и облек Иисуса в другие одежды торжественные (Захар 3:1-6). Через несколько времени Захария получил повеление Божие сделать для него золотой венец (Зах 6:10-14). Иисус, сын Иоседеков, несомненно был одним из великих первосвященников, и имя его прославилось в потомстве (Сир 49:14). В пророчестве Захарии он представляется прообразом Христа Спасителя, который, как Отрасль, имел произрасти от корени своего и устроить Церковь Божию на земле (гл. 6). 1Езд 2:6 — Израильтянин, из рода Пахаф-Моава. 2Езд 9:48 — из левитов, объяснявших народу читаемое Ездрою из книги Закона в седьмой месяц. 1Езд 2:40 — также из левитов, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем. Неем 3:19 — отец Езера, во дни Неемии, чинившего стену Иерусалима во втором участке. Неем 10:9, 12:24 — два лица из левитов во дни Неемии. Кол 4:11 — Иисус, по прозванию Иуст (праведный), Христианин, бывший с ап. Павлом в Риме, Он вместе с Аристархом и Марком, племянником Варнавы, был сотрудником ап. Павла и служил для него, по его собственному выражению, отрадою. В Acta Sanctorum (June IV, 67) он называется епископом Елевтерополя.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Иисус
1) Евр. Иешуа, Иесуа или Иехошуа (Езд. 3:2; 4:3; 5:2; Неем. 12:26; Агг. 1:1; 2:4), слово еврейское, которое обозначает: Иегова спасает. Так назывался сын и преемник первосвященника Иоседека. Он возвратился вместе с народом из Вавилонского плена. Вместе с князем Зоровавелем Иисус старался восстановить город, храм и богослужение. Он был ярким прообразом Иисуса Христа по своему служению и, особенно, по двум пророчествам. В первом (Зах. 3), о нем говорится, что он подобен головне исторгнутой из огня, что о« защищается ангелом от сатаны и облечен в торжественную одежду; в этом же пророчестве Иисус получает обещание, если останется верным, судить дом Господень; и дается обетование, что Господь пошлет раба своего, по имени Отрасль, и изгладит грех земли в один день.
Во втором пророчестве — в Зах. 6.9 и дал. говорится, что на голову Иисуса возлагаются венцы, которые сделаны из серебра и золота, собранного у приходивших из Вавилонского плена евреев. В этом месте он является прообразом той Отрасли, которая создает храм Господень, и «придут издали и примут участие в построении храма». Срав. Хелдай и Товия. 2) Сын Навина или Нуна (Чис. 13: 9) из колена Ефрема (1 Пар 7:27) слуга Моисея (Исх. 24:13). Моисей дал ему имя Иисус вместо прежнего Осия (Чис. 13:17). Иисус был предводителем израильтян в битве с Амаликитянами при Рефидиме (Исх. 17: 8) Он был также одним из соглядатаев, которые посылались в Ханаан для осмотра земли. Только он и Халев говорили правду народу о Ханаане (Чис. 14:6 и дал.). Иисус Навин был избран Богом быть преемником Моисея, для чего и был поставлен Моисеем перед священником Елеазаром и всем израильским обществом. Моисей возложил на него руки (Чис. 27:19). Таким образом, он торжественно был призван и поставлен Богом (Втор. 31). Когда израильский народ перешел Иордан, ему было 84 года. После того он в продолжение 26 лет покорял Ханаан и делил покоренную землю. Вся его жизнь была ярким выражением высказанного им: Я и дом мой будем служить Господу» (И. Нав. 24: 15). После торжественной прощальной речи к народу и возобновления завета народа с Богом он окончил свою жизнь 110 лет и был похоронен в своем уделе в Фимнаф-Сера на горах Ефремовых (И. Нав. 24:29 и дал.). Об И. Навине, как прообразе Величайшего Вождя Спасения, Который вводит своих в настоящий покой, смотри Евр. 2:10; 4:8 и дал. Доказательством известности Иисуса Навина в то время является финикийская надпись около города Тингиса в Мавритании, в западной Африке. Эта надпись принадлежит финикийцам, которые бежали из Ханаана, и эта же надпись приводится в истории вандалов Прокопия ( Prokopius ): «мы те, которые убежали от разбойника Иисуса, сына Навина». 3) Вефсамитянин, на поле которого остановился ковчег, когда он был отослан обратно филистимлянами (1 Цар. 6:14). 4) Градоначальник в Иерусалиме, перед воротами которого находились высоты с жертвенниками, которые были разрушены Иосией (4 Цар. 23:8). 5) Священник во времена Давида (1 Пар. 24:11). 6) Имена некоторых лиц, возвращавшихся из Вавилона (Ездр. 2:2,40; 8:33; Неем. 3:19; 8:7). 7) Город в колене Иуды, снова отстроенный после возвращения из плена (Неем. 11:26). 8) Называемый Иуст, верующий еврей, сотрудник ап. Павла (Кол. 4:11).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
719.77 кб

Ястребов Г. Г. Кем был Иисус из Назарета? М. : Эксмо, 2008. (религия. Путеводитель). 384 с

Ткаченко Александр Анатольевич
Читать PDF
875.90 кб

Иисус Арнольда Тойнби. Вычислительная герменевтика и непрерывная традиция классической средиземномор

Олкер Х.Р.Мл., Ленерт В.Дж., Шнайдер Д.К.
В статье представлено комплексное обоснование подхода авторов к исследованию вопроса о вдохновляющей силе и притягательности истории Иисуса, основанного на выявлении аналитически воспроизводимых, суггестивных мотивационно сюжетных
Читать PDF
127.14 кб

Кем был Иисус из Назарета: реконструкции образа исторического Иисуса конца xx - начала XXI века

Андреев Алексей Васильевич
В настоящей статье рассматриваются реконструкции личности, жизни и учения «исторического Иисуса», выполненные ведущими участниками «Поиска исторического Иисуса» конца XX начала XXI в.
Читать PDF
246.89 кб

Симпатизировал ли Иисус зелотам?

Вячеслав Герасимчук
В статье автор касается одной из наиболее радикальных интерпретаций личности и миссии Иисуса, а именно взгляда на Иисуса как на сторонника насильственной борьбы с римской тиранией или проповедника, сочувствующего идеологии и метод
Читать PDF
1.61 мб

Господь Иисус Христос и Мельхиседек, царь Салима (Евр. VII, 1-4)

Е. А. Воронцов
Читать PDF
1,008.33 кб

Иисус Христос Спаситель мира, по богослужебным книгам православной церкви

М. В. Ашихмин
Читать PDF
1.32 мб

Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил

Д. А. Хвольсон
Читать PDF
1.02 мб

Иисус Христос Спаситель мира, по богослужебным книгам православной церкви

М. В. Ашихмин
Читать PDF
99.38 кб

Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн. Книга первая: начало евангелия. Издат

Алексеев Анатолий Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Фоносемантические средства в поэзии и музыке (на материале рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»)

Павловская Ирина Юрьевна
Статья посвящена фоносемантическому анализу рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» с лингвистических и музыковедческих позиций. Фоносемантика музыкальной партитуры оперы проведена с использованием концепции Б.
Читать PDF
746.60 кб

Действительно ли человечество идёт к «Вечной жизни», о которой говорили Моисей, Иисус и Мухаммед?

Оганесян Сергей Саядович, Фарре-трензелева Ольга Александровна
Сравнительно-сопоставительный анализ Торы, Библии и Корана с тенденциями исторического развития человечества показывает, что сведения, изложенные в названных Писаниях о перспективах развития людей, полностью подтверждаются, ибо де
Читать PDF
142.73 кб

2005. 01. 013. Вик П. Иисус против Диониса? к вопросу о контексте Евангелия от Иоанна. Wick P. Jesus

Махов А. Е.
Читать PDF
1.21 мб

Иисус Христос Спаситель мира, по богослужебным книгам православной церкви

М. В. Ашихмин
Читать PDF
650.61 кб

Иисус Христос Спаситель мира, по богослужебным книгам православной церкви

М. В. Ашихмин
Читать PDF
567.97 кб

Иисус Христос Спаситель мира, по богослужебным книгам православной церкви

М. В. Ашихмин

Похожие термины:

  • Скотти, Иисус Навин, архитектор

    род. 1801 г., † 16 янв. 1857 г. {Половцов}
  • Скотти, Иисус Навин, живописец-декоратор

    р. 1734 г., † 26 мая 1784. {Половцов}
  • ИИСУС ХРИСТОС

    в христ. религии богочеловек, распятый около 30 н.э. на кресте. «Иисус» — греч. передача еврейск. личного имени Йешу(а), исходная форма — Йегошуа; «Христос» — перевод на греч. яз. слова мессия. Эпитето
  • ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА

    (ок. 4 до н.э. – ок. 30 н.э.)   В любом рейтинге самых влиятельных в истории евреев Иисус из Назарета займет одно из первых мест. При тщательном, объективном и чисто логическом изучении истории истинное
  • Иисус Навин

    в ветхозавет. традиции помощник и преемник Моисея, руководивший завоев. Ханаана Израилем; гл. персонаж книги Иисуса Навина. Происходил из колена Ефрема и первонач. носил имя Осия.
  • ИИСУС СЫН НАВИН

    Нав 1:1) называемый в Исх 24:13 служителем Моисея, вследствие того что он помогал ему в деле служения. Первоначальное имя его было Осия (Чис 13:9). В первый раз мы находим И. Навина в то, время, когда Израиль
  • ИИСУС, СЫН СИРАХОВ

    Сир 50:29). Под сим именем известны два лица: одно — писатель известной свящ. книги, а другое, вероятно, переводчик оной на Греческий язык. Первый жил в Иерусалиме, вероятно, во времена первосвященника