искусство составления букетов из живых цветов, распространенное в Японии, композиция, составленная по законам И. Сложилась к середине XV в.
ИКЭБАНА
ИКЭБАНА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ИКЭБАНА
(яп. — «жизнь цветов») — искусство составления букетов, распространенное в Японии. Ведет начало со времен распространения буддизма в Японии (VI в.), когда в буддийских храмах по обеим сторонам алтаря стали появляться букеты «рикка» («стоящие цветы»). Постепенно эти букеты стали все более низкими, в их состав входили сосна, кедр, кипарис, бамбук и хризантемы. А с Х
V в. стали появляться новые формы аранжировки — нагэире (натуралистический метод), возникший в связи с чайной церемонией, в котором цветы расставляются в естественном виде, не до-пускается подрезание листьев, стеблей и цветов; мори-бана, возникшая в XX в., моделирующая определенный пейзаж или кусочек природы. В основе композиции лежат три основные ветки, символизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия — Небо, символи-зирующий его стебель составляет основу букета. Рядом с ним — символ Человека, который равен двум третям первого стебля и наклонен в ту же сторону. Третий стебель — символ Земли — самый короткий, его по-мещают спереди или наклоняют в сторону, противо-положную двум первым. Все стебли закрепляются в металлической подставке с игольчатыми стержнями (кэндзан) так, чтобы создать впечатление кроны едино-го отвода. К букету можно добавить листья, траву и т.д., но композиция трех стеблей остается неизменной.
Сегодня в Японии есть разные школы икебаны, но главные правила искусства выросли из идей дзэн-буддизма и поэтому одинаковы для всех. Это — изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала, асимметрия и кажущаяся незавер-шенность. Икебана всегда символична и подбирается в соответствии с сезоном, отмечаемым событием, настроением хозяина. Особое внимание уделяется фактору времени — икебана должна отражать его течение или связь с определенным временем года. Поэтому полностью распустившиеся цветы, стручки и засохшие листья выражают прошлое; наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее; бутоны, набухшие точки — будущее. Также символичен каждый элемент икебаны. Икебану обычно ставят в специальной нише (токонома), где букет создает яркий декоративный эффект, так как является эмоциональной доминантой интерьера.
V в. стали появляться новые формы аранжировки — нагэире (натуралистический метод), возникший в связи с чайной церемонией, в котором цветы расставляются в естественном виде, не до-пускается подрезание листьев, стеблей и цветов; мори-бана, возникшая в XX в., моделирующая определенный пейзаж или кусочек природы. В основе композиции лежат три основные ветки, символизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия — Небо, символи-зирующий его стебель составляет основу букета. Рядом с ним — символ Человека, который равен двум третям первого стебля и наклонен в ту же сторону. Третий стебель — символ Земли — самый короткий, его по-мещают спереди или наклоняют в сторону, противо-положную двум первым. Все стебли закрепляются в металлической подставке с игольчатыми стержнями (кэндзан) так, чтобы создать впечатление кроны едино-го отвода. К букету можно добавить листья, траву и т.д., но композиция трех стеблей остается неизменной.
Сегодня в Японии есть разные школы икебаны, но главные правила искусства выросли из идей дзэн-буддизма и поэтому одинаковы для всех. Это — изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала, асимметрия и кажущаяся незавер-шенность. Икебана всегда символична и подбирается в соответствии с сезоном, отмечаемым событием, настроением хозяина. Особое внимание уделяется фактору времени — икебана должна отражать его течение или связь с определенным временем года. Поэтому полностью распустившиеся цветы, стручки и засохшие листья выражают прошлое; наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее; бутоны, набухшие точки — будущее. Также символичен каждый элемент икебаны. Икебану обычно ставят в специальной нише (токонома), где букет создает яркий декоративный эффект, так как является эмоциональной доминантой интерьера.