ИКОНА ВИЗАНТИЙСКАЯ

Найдено 1 определение
ИКОНА ВИЗАНТИЙСКАЯ
греч. eikon – изображение, образ) – живописное или мозаичное изображение Христа, Богоматери, святых, сцен Священного Писания, ставшее в христианстве предметом поклонения как символ, который способствует духовному приобщению к Богу. Ее происхождение связывают с фаюмским портретом IV в. до н.э. – II в. н.э.: на лицо усопшего клали дощечку с его портретом, выполненным энкаустикой (восковыми красками). Иконы писались на скрепленных с тыльной стороны липовых, реже сосновых, еловых или дубовых досках. На стыки досок наклеивали ткань – паволоку – и наносили сначала белый грунт – левкас, – изготовленный из порошка мела и животного клея, затем – коричневый из минеральных и органических соединений различных цветов. На первых иконах изображался один святой по пояс или погрудно в технике энкаустики, реже темперы (краски из природных материалов, приготовленные на яичном желтке). Высохший красочный слой покрывался тонкой пленкой олифы или масляного лака. Плоскостное, статичное, фасное изображение подчеркивало мистическую связь между молящимся и святым, как бы отвечающим на взгляд молящегося. Христос и Мария всегда обращены к зрителю в фас. Апостолы, праведники, патриархи c несколько удлиненным овалом лица, с большими глазами, отрешенно смотрящими на молящегося, с подчеркнуто высоким лбом и тонкими, бесплотными губами были представлены в фас или в три четверти. Сатана или Иуда Искариот изображались только в профиль, так как верующие не искали с ними связи. На византийских иконах не было изображений персонажей со спины. Отсутствие единого источника света и золотой фон икон, как бы вырывающий воздушные, бесплотные фигуры из реального пространства, делали их изолированными. Обратная перспектива (большие по размерам фигуры и предметы располагались на втором плане), фронтальное построение иконы способствовали погружению верующего в иной, сверхчувственный мир. Согласно легендам, первые иконы были «нерукотворными». Иоанн Дамаскин утверждал, что «Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному Лицу, запечатлел на куске материи Свой образ», когда во время шествия на Голгофу Христос обратился к женщине Веронике с просьбой дать ему воды. Умыв лицо, он промокнул его полотенцем. «Спас (спаситель) Нерукотворный» – оглавное (голова до плеч) изображение зрелого Христа с длинными волосами и небольшой бородой – стало образцом для иконописцев. Нерукотворный образ хранился в Константинополе до 1204 г. и исчез после разгрома города крестоносцами. К глубокой древности восходят буквенные обозначения имени Иисуса Христоса («Христос» – греч. помазанник, посланник Божий) по обеим сторонам от головы – IC XC – и нимб в форме золотого круга, олицетворяющий свет вечного. На нимбе – крест (память об искупительной жертве Иисуса), на котором начертаны греческие буквы WON («вечно сущий»). Богоматерь с младенцем Христом на руках, по преданию, была написана апостолом Лукой. Существовали житийные иконы, запечатлевшие житие и чудеса того или иного святого, «чудотворные иконы», обладавшие особой силой воздействия на человека, переносные иконы большого формата, которые прислонялись к колонкам алтарной преграды, иконы – защитницы армии и городов. Они выставлялись на триумфальных колесницах, а император и правители шли пешком рядом со святыней. Самыми ранними из сохранившихся византийских икон являются иконы VI в.: «Богоматерь с младенцем», «Сергий и Вакх» (наиболее почитаемые в Константинополе святые мученики, которых водили по приказу римского императора Максимиана в женских одеждах с железными обручами на шеях). На ранних иконах младенец Иисус Христос имел пропорции взрослого человека, символизирующие его всечеловечность. К УI в. окончательно сложился тип Богоматери Оранты, олицетворяющей Заступницу мира и ежедневную молитву христианской церкви. Ее изображали в тунике, перехваченной поясом, с поднятыми в молитве руками; на голове – большое длинное покрывало, окутывающее почти всю фигуру, с каймой вишневого цвета и тремя звездами – мафорий. В период иконоборчества (первая половина VIII – середина IX вв.), когда были уничтожены почти все ранневизантийские иконы, утвердилась нормативная художественная система – канон, – регламентировавшая писание икон после восстановления иконопочитания на II Никейском соборе в 843 г.: плоскостное статичное изображение святого, аскетическое лицо с удлиненным овалом, тонкий нос, большие выразительные глаза, одухотворенность всего облика. В этот период появились керамические иконы с погрудными изображениями Христа, Богоматери или святых. С XI в. в византийской иконописи усилился мотив Богородицы и были разработаны различные иконографические типы Богоматери с младенцем: Одигитрия (греч. путеводительница), изображаемая стоящей или сидящей на престоле; Панагия (греч. всесвятая) с поясным изображением Христа на груди; Елеуса (греч. милующая) со склоненным к ней младенцем Христом (Владимирская Богоматерь, созданная в Константинополе около 1125 г. и привезенная в Киевскую Русь); появилась иконография Покрова в память о событии X в., когда в константинопольском Влахернском храме во время всенощного бдения Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели Богоматерь в окружении ангелов и святых, которая держала над верующими покров – одно из проявлений заступничества Богородицы за весь мир и знак спасения византийской империи от вторжения сарацинов. В палеологовскую эпоху (1261 – 1453) иконы начали размещаться в иконостасе (многоярусная преграда между трапезной и алтарной частями). В них стали видеть не только средство проповеди христианского учения, но и произведения искусства. Это способствовало появлению новых тем («Троица») и композиций («Деисус», воплощающий идею заступничества Богоматери, Иоанна Предтечи и святых за людей перед Христом, Великим судией; «Праздничный чин» – изображение основных христианских праздников – и др.). Движение исихастов, утверждавших, что Бога можно познать не разумом, а через «обожение» благодаря «божественным энергиям», растворяющимся в мире, способствовало усилению личностного начала и эмоциональности изображения. Художникиисихасты воссоздавали свет, льющийся не извне, а изнутри, из фигуры Иисуса Христа, что придавало иконам характер свечения – «фаворский свет» («Преображение» Иисуса Христа на горе Фавор перед тремя избранными учениками – Петром, Иаковом, Иоанном). В композицию «Троицы», «Тайной вечери», «Брака в Кане» и др. вводятся архитектура и пейзаж, отделяющие одну сцену от другой, усиливается роль отдельного мазка, пробела, золотых линий, покрывающих одежду, возникает интерес к портрету (икона XIV в. «Собор апостолов», стоящих перед зрителем в два ряда, второй ряд – на возвышении; портретное сходство ощущается в иконе «Григорий Палама» конца XIV в.). Икона все больше превращается в произведение искусства. К XIII – XIV вв. относят небольшие мозаичные иконы, которые набирались из кубиков смальты размером с булавочную головку и скреплялись воском с деревянной основой («Распятие» в Государственном музее в Берлине); к иконам XV в. – «Воскрешение Лазаря». Ее создателем называют греческого мастера Визагия, написавшего эту икону, как полагают, после турецкого завоевания.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012