гр. eikon - изображение, образ) – в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле – изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком значении произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое назначение.
ИКОНА
Икона
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ИКОНА
в православии, католицизме изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, живописное, реже рельефное, являющееся объектом поклонения верующих. Существуют также в ламаизме и буддизме как изображения Будды и присущих этим религиям объектов поклонения. Против И. выступали многие отцы церкви, борьба с ними вылилась в иконоборчество. Почитается не только как образ, но и как личное божество, имеющее особую магическую сипу.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ИKОНА
(греч. «образ», «изображение») – изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в том числе и иконопись, существовали с первых веков христианства) VII Вселенским Собором (787 г., Никея), согласно догмату которого, «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется личности изображенного на ней».
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Икона
изображение, образ Иисуса Христа, Божьей Матери, святого мученика либо евангельского события. Почитание икон установлено догматически в VIII веке, хотя иконопись как церковное искусство существовала уже с первых лет христианства. В 787 году от Рождества Христова на заседании VII Вселенского собора был оглашен догмат, согласно которому поклонение иконам и воздаваемая им честь переходит к их первообразу, поэтому поклоняющиеся иконе покланяются и изображенному на ней. В Русской церкви иконы освящают особым чином, который можно найти в требнике.
Источник: Православная энциклопедия.
ИКОНА
греч. eicon - изображение, образ) - в христианской рел. (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых; в узком значении - произведение специфического вида ср.век. искусства, иконописи, имеющее культовое значение. И. рассматриваются церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому способствующий духовному приобщению к "оригиналу", т.е. проникновению в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви, росту ее богатства.
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Икона
(греч. образ, изображение) – изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, какоголибо евангельского или церковноисторического события. Почитание И. появляется во II в. и становится нормой к IV в. В VIII в. возникает движение иконоборцев, объявивших И. идолами. Седьмой Вселенский собор (787) догматически утвердил иконопочитание. В Византии к XI–XII вв. сформировался иконописный канон, вменивший иконописцам изображать Божественное особым образом, позволяющим отличить его от земных явлений и подчеркивающим его святое достоинство. На Руси иконопочитание приобрело всенародный характер, а иконопись стала отличаться новыми, порой уникальными чертами. В XIV–XV вв. она достигла здесь расцвета, подобного которому не знал остальной христ. мир. См. «Троица».
Источник: Краткий православный словарь.
ИКОНА
(греч.eikon — изображение, образ) — живописное, реже рельефное или мозаичное изображение Христа, Богоматери, святых, сцен Священного писания, которому приписывается священное значение. Является предметом поклонения в православном и католическом христианстве. Иконы служили предметом поклонения, так как считались отражающими идею воплощения бога в Христе. Родиной икон является Ви-зантия, но многие их ранние образцы были уничтожены в VIII–IX вв. иконоборцам. В XII в. иконы стали создаваться на Руси, в Греции и других православных странах. Основными темами и сюжетами икон являют-ся изображения святых и мучеников, сцены и эпизоды священной истории, мифологическая трактовка исторических событий.
Икона рассматривается церковью не как тождественное божеству изображение, а как символ таинственно с ним связанный и способствующий духовному приобщению к «оригиналу», то есть проник-новению в мир сверхъестественного через предмет реального мира. При этом считается, что икона не «показывает», но «обознача-ет» то, что на ней изображено. В православных церквях иконы составляют необходимую принадлежность к храму, а также служат для домашнего культа верующих. Как образносмысловое произведение, возводящее мысли и чувства верующих к божественному архетипу, икона исторически формировалась как сложный синтез изоб-разительно-пространственных форм, функционально связанных с символикой внутреннего пространства.
Икона рассматривается церковью не как тождественное божеству изображение, а как символ таинственно с ним связанный и способствующий духовному приобщению к «оригиналу», то есть проник-новению в мир сверхъестественного через предмет реального мира. При этом считается, что икона не «показывает», но «обознача-ет» то, что на ней изображено. В православных церквях иконы составляют необходимую принадлежность к храму, а также служат для домашнего культа верующих. Как образносмысловое произведение, возводящее мысли и чувства верующих к божественному архетипу, икона исторически формировалась как сложный синтез изоб-разительно-пространственных форм, функционально связанных с символикой внутреннего пространства.
ИКОНА
Изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или событий из священной истории. В православии икона воспринимается не как картина, а как особый святой образ. Это не портрет и не фотография, а духовное выражение глубокой и чистой веры. На иконе за обычными красками и внешним сюжетом присутствует определенное духовное содержание. Икона как мудрый православный друг помогает каждому человеку понять себя, заглянуть в свой духовный мир, найти истину и обрести смысл жизни. Изображение на иконе сводится к минимуму деталей материального мира, но передает максимум духовной энергии. Иконы не только и не столько отражают реально происходившие события и реально существовавших людей, сколько показывают значение этих людей и событий в истории христианства. В этом основное отличие икон от обычной живописи. Главная особенность русской иконы со времени ее появления – светоносность. Иконы источают свет как бы изнутри изображения. Икона житийная – икона, на которой отражены жизнь и чудеса того или иного святого. В центре иконы изображен сам святой. По сторонам в четырех клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнической жизни и чудеса этого святого. Иконы праздничные – иконы, изображающие праздничные события Священной истории: Рождество, Преображение, Вознесение и др. Иконоборчество– отрицание значения икон в духовной и культурной жизни народа. Иконоборчество было осуждено на Вселенском Соборе. Иконоборцы, мн – люди, отрицающие значение икон. Иконография– свод правил создания икон и требований к их написанию (канон). Существует строгий и точный перечень евангельских сюжетов и способов их передачи. Иконописцы не придумывали сюжетов икон, но строго следовали образцам. Иконописанне– вид художественной деятельности или процесс создания иконы художником посредством красок и других материалов живописи. Иконописец– человек, создающий иконы. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI–XII вв. был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве. Выдающиеся русские иконописцы: Андрей Рублев, Гурий Никитин, Сила Савин, Симон Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов, Дорофей Золотарев и др. Современные иконописцы, такие, как о. Зенон (Теодор), творчески продолжают традиции русского иконописания. Иконопись– жанр церковной живописи. История развития иконописи охватывает почти два тысячелетия. Возникла во времена процветания Римской империи почти вместе с возникновением христианства. В России иконы появляются с принятием христианства.
Источник: Основы православной культуры. 2011