ИКОНА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Икона
гр. eikon - изображение, образ) – в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле – изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком значении произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое назначение.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ИКОНА
в православии, католицизме изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, живописное, реже рельефное, являющееся объектом поклонения верующих. Существуют также в ламаизме и буддизме как изображения Будды и присущих этим религиям объектов поклонения. Против И. выступали многие отцы церкви, борьба с ними вылилась в иконоборчество. Почитается не только как образ, но и как личное божество, имеющее особую магическую сипу.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ИKОНА
(греч. «образ», «изображение») – изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в том числе и иконопись, существовали с первых веков христианства) VII Вселенским Собором (787 г., Никея), согласно догмату которого, «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется личности изображенного на ней».

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Икона
изображение, образ Иисуса Христа, Божьей Матери, святого мученика либо евангельского события. Почитание икон установлено догматически в VIII веке, хотя иконопись как церковное искусство существовала уже с первых лет христианства. В 787 году от Рождества Христова на заседании VII Вселенского собора был оглашен догмат, согласно которому поклонение иконам и воздаваемая им честь переходит к их первообразу, поэтому поклоняющиеся иконе покланяются и изображенному на ней. В Русской церкви иконы освящают особым чином, который можно найти в требнике.

Источник: Православная энциклопедия.

ИКОНА
греч. eicon - изображение, образ) - в христианской рел. (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых; в узком значении - произведение специфического вида ср.век. искусства, иконописи, имеющее культовое значение. И. рассматриваются церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому способствующий духовному приобщению к "оригиналу", т.е. проникновению в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви, росту ее богатства.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Икона
(греч. образ, изображение) – изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, какоголибо евангельского или церковноисторического события. Почитание И. появляется во II в. и становится нормой к IV в. В VIII в. возникает движение иконоборцев, объявивших И. идолами. Седьмой Вселенский собор (787) догматически утвердил иконопочитание. В Византии к XI–XII вв. сформировался иконописный канон, вменивший иконописцам изображать Божественное особым образом, позволяющим отличить его от земных явлений и подчеркивающим его святое достоинство. На Руси иконопочитание приобрело всенародный характер, а иконопись стала отличаться новыми, порой уникальными чертами. В XIV–XV вв. она достигла здесь расцвета, подобного которому не знал остальной христ. мир. См. «Троица».

Источник: Краткий православный словарь.

ИКОНА
(греч.eikon — изображение, образ) — живописное, реже рельефное или мозаичное изображение Христа, Богоматери, святых, сцен Священного писания, которому приписывается священное значение. Является предметом поклонения в православном и католическом христианстве. Иконы служили предметом поклонения, так как считались отражающими идею воплощения бога в Христе. Родиной икон является Ви-зантия, но многие их ранние образцы были уничтожены в VIII–IX вв. иконоборцам. В XII в. иконы стали создаваться на Руси, в Греции и других православных странах. Основными темами и сюжетами икон являют-ся изображения святых и мучеников, сцены и эпизоды священной истории, мифологическая трактовка исторических событий.
Икона рассматривается церковью не как тождественное божеству изображение, а как символ таинственно с ним связанный и способствующий духовному приобщению к «оригиналу», то есть проник-новению в мир сверхъестественного через предмет реального мира. При этом считается, что икона не «показывает», но «обознача-ет» то, что на ней изображено. В православных церквях иконы составляют необходимую принадлежность к храму, а также служат для домашнего культа верующих. Как образносмысловое произведение, возводящее мысли и чувства верующих к божественному архетипу, икона исторически формировалась как сложный синтез изоб-разительно-пространственных форм, функционально связанных с символикой внутреннего пространства.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ИКОНА
Изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или событий из священной истории. В православии икона воспринимается не как картина, а как особый святой образ. Это не портрет и не фотография, а духовное выражение глубокой и чистой веры. На иконе за обычными красками и внешним сюжетом присутствует определенное духовное содержание. Икона как мудрый православный друг помогает каждому человеку понять себя, заглянуть в свой духовный мир, найти истину и обрести смысл жизни. Изображение на иконе сводится к минимуму деталей материального мира, но передает максимум духовной энергии. Иконы не только и не столько отражают реально происходившие события и реально существовавших людей, сколько показывают значение этих людей и событий в истории христианства. В этом основное отличие икон от обычной живописи. Главная особенность русской иконы со времени ее появления – светоносность. Иконы источают свет как бы изнутри изображения. Икона житийная – икона, на которой отражены жизнь и чудеса того или иного святого. В центре иконы изображен сам святой. По сторонам в четырех клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнической жизни и чудеса этого святого. Иконы праздничные – иконы, изображающие праздничные события Священной истории: Рождество, Преображение, Вознесение и др. Иконоборчество– отрицание значения икон в духовной и культурной жизни народа. Иконоборчество было осуждено на Вселенском Соборе. Иконоборцы, мн – люди, отрицающие значение икон. Иконография– свод правил создания икон и требований к их написанию (канон). Существует строгий и точный перечень евангельских сюжетов и способов их передачи. Иконописцы не придумывали сюжетов икон, но строго следовали образцам. Иконописанне– вид художественной деятельности или процесс создания иконы художником посредством красок и других материалов живописи. Иконописец– человек, создающий иконы. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI–XII вв. был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве. Выдающиеся русские иконописцы: Андрей Рублев, Гурий Никитин, Сила Савин, Симон Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов, Дорофей Золотарев и др. Современные иконописцы, такие, как о. Зенон (Теодор), творчески продолжают традиции русского иконописания. Иконопись– жанр церковной живописи. История развития иконописи охватывает почти два тысячелетия. Возникла во времена процветания Римской империи почти вместе с возникновением христианства. В России иконы появляются с принятием христианства.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Рецензия-обзор на: Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, ико

Мосалева Галина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Икона и полотенце в представлениях современного русского сельского населения Алтайского края

Грибанова Н. С.
Читать PDF
0.00 байт

Православная икона в религиозно-просветительской деятельности духовенства Оренбургской епархии на ру

Андреева Юлия Сергеевна
В статье рассматриваются некоторые особенности православного иконопочитания, анализируется использование икон в процессе религиозно-нравственного воспитания прихожан Оренбургской епархии в конце XIX и начале XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Икона в народной культуре старообрядцев Забайкалья

Ковригина Инесса Анатольевна
Обоснована необходимость комплексного исследования места и роли иконы в пространстве народной культуры старообрядцев Забайкалья. Приводится обзор научной литературы, посвящённой изучению разных аспектов семейской культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Круглая икона святителя николая Чудотворца из Николо-Дворищенского собора в Великом Новгороде

Гульманов Алексей Леонидович
В статье рассматривается история открытия и научного изучения круглой иконы свт. Николая, которая являлась одной из знаменитых святынь Великого Новгорода. В настоящее время сохранились два ранних списка этой иконы.
Читать PDF
0.00 байт

Белобережская икона Божией Матери "Троеручица": к вопросу о происхождении и датировке образа

Злотникова Ирина Владимировна
Белобережская икона Божией Матери "Троеручица" была одной из самых почитаемых икон на Брянской земле.
Читать PDF
0.00 байт

Уникальная древнерусская икона из собрания Львовского национального музея

Майоров Александр Вячеславович
В работе анализируется сюжет уникальной древнерусской иконы «Собор Св. Иоакима и Анны» из собрания Львовского национального музей (Украина).
Читать PDF
0.00 байт

Икона из вологодского Спасо-Всеградского собора «Спас Всемилостивый (Обыденный)» и ее списки в собра

Виноградова Елена Анатольевна, Федышин И. Н., Федышин Н. Н.
В статье рассматривается икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)», история ее создания и почитания, возведения всеградского храма, а также группа ее списков в собрании Вологодского музея-заповедника.
Читать PDF
0.00 байт

Икона Боголюбской Божией Матери из греческого монастыря святого Ильи пророка

Конявская Елена Леонидовна
Статья посвящена истории создания и особенностям иконографии образа Боголюбской Божией Матери, созданной русским мастером в 1835 г. Икона обнаружена в греческом монастыре святого Ильи на острове Санторини.
Читать PDF
0.00 байт

О. Ю. Тарасов. Икона и «Русский мир»

С.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядческая икона Нижней Печоры: предварительные итоги изучения

Дронова Т. И., Плаксина Н. Е.
Дается общая характеристика наиболее крупных иконописных собраний на обследованной территории Усть-Цилемского района.
Читать PDF
0.00 байт

Эгон (Игорь) Сендлер и русская икона на Западе

Колупаев Владимир Евгеньевич
Эгон (Игорь) Сендлер (Egon Sendler) католический священник, немецкий иезуит, один из ведущих западных экспертов и практиков по иконописи, работавший в русской традиции, к сожалению, малоизвестен в российском научном и культурном п
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на кн.: Невьянская икона начала - середины XVIII века. Авт. -сост. Е. В. Ройзман, М. В. Рат

Мангилев Петр Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Икона и печь как знаки устойчивого бытия русских переселенцев в Сибири XVII века

Люцидарская Анна Алексеевна
В статье рассмотрено бытование печей и икон в жилых помещениях в семьях русских поселенцев в Сибири в XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Русская икона в европейских музейных собраниях

Юренева Тамара Юрьевна
В статье рассматриваются коллекции русских икон в европейских музеях, анализируются исторические и социокультурные факторы, обусловившие их формирование и состав. В XIX в.

Похожие термины:

  • АБАЛАЦКАЯ ЗНАМЕНИЕ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы

    Называется она так от с. Абалак Тобольской еп., при котором в двадцати пяти верстах от Тобольска с 1783 устроен монастырь. В царствование Михаила Феодоровича, при Тобольском архиеп. Нектарии, на Абала
  • АХТЫРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы

    Явилась в 1739 в г. Ахтырке Харьковской еп. священнику Покровской церкви Даниилу Васильеву, человеку весьма добродетельному и благочестивому. Однажды, при наступлении сенокоса, он косил траву на сво
  • ГРЕЧЕСКАЯ АНДРОНИКОВСКАЯ, чудотворная икона

    Принадлежала имп. Андронику III Палеологу. В 1347 была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до н. XIX ст. Когда в 1821 турки напали на Грецию и опустошили многие города, в том числе
  • БАЙБУЗСКАЯ, чудотворная икона

    Прославилась в 1852 в с. Байбузе Черкасского у. Перенесена в Киево-Печерскую лавру. Празднуется 26 декабря/8 января. Прот. И. Бухарев
  • БАЛЫКИНСКАЯ, чудотворная икона

    Явилась в с. Балыкине Стародубского у. Черниговской еп. в 1711. Празднуется 30 июня/13 июля.
  • БАРСКАЯ, чудотворная икона

    Находилась в Барском монастыре Могилевской еп. В н. XVI в., когда поляки завладели г. Баром (иначе Ровом), монастырь был под их властью; но в 1793 вся Подолия и монастырь с чудотворной иконой были возвращ
  • Казанская икона Богоматери

    одна из наиболее почитаемых в России святынь; иконогр. тип — «Одигитрия» («Путеводительница»); Богоматерь изображена оплечно, голова Ее наклонена к Иисусу, Младенец располагается слева от Нее, обр
  • ДАЛМАТСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы

    Находилась в Долматовском Успенском монастыре, Екатеринбургской еп. Далматовский монастырь основан в 1644 иноком Далматом, который по смирению своему удалился из Невьянского монастыря, где хотели
  • МОЛДАВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы

    которая изображается с Младенцем Христом, держащим руку у своей главы. Находилась в г. Николаеве в Спасо-Николаевском Молдавском мужском монастыре Херсонской еп. Празднуется 13/26 марта. Прот. И. Бух
  • РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, чудотворная икона

    Находилась в Лукиановой пустыни Александровского у. Эта икона была с 1594 храмовой в с. Игнатьеве. Она три раза являлась в пустынном месте, в трех верстах от села. Тогда церковь перенесли из Игнатьева
  • КИЕВО-БРАТСКАЯ, чудотворная икона

    Явилась в 1654 и находилась в Киеве, в Киево-Братском монастыре, почему так и называется, но прежде была местной в Вышгороде. В 1662, переправившись через Днепр, около Вышгорода, крымские татары, воевавш
  • ЗНАМЕНИЕ ЦАРСКОСЕЛЬСКОЕ, чудотворная икона

    Находилась в Царском Селе, в малой придворной церкви. Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам г
  • ИЛЬИНСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ, чудотворная икона

    Находилась в Ильинском Троицком монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе. Написана она в 1658 монахом Геннадием, который до монашества назывался Григорием Дубенским. При архиеп. Черниговском Лаза
  • ДАМАСКИНСКАЯ, чудотворная икона

    См.: "ТРОЕРУЧИЦА".
  • ДЕРЖАВНАЯ, чудотворная икона

    Явилась русским людям в день отречения Николая II 1 марта 1917. На этой иконе Божья Матерь, Царица Небесная была изображена как Царица земная, символизируя таким образом переход функции Удерживающего
  • ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ, чудотворная икона

    Явилась в 1392. Подлинный список с нее находился в с. Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской еп. Дмитровского у. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим младенцем Иисусом с п
  • ДОЛИНСКАЯ, чудотворная икона

    Изображена с Младенцем Иисусом на левой руке, взирающим на левую сторону, по направлению от лика Богоматери. Празднуется 13/26 февраля.
  • ДОНАСИАТСКАЯ, чудотворная икона

    Предание говорит, что это та самая икона, пред которою, после поражения скифов, в первый раз был читан акафист Пресвятой Богородице. Имп. Алексей Комнин (XI в.), когда был в Трапезунде, дал сию икону св.
  • ДОНСКАЯ, чудотворная икона

    Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к вел. кн. Дмитрию Ивановичу Донскому в битве с татарами. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во все продолжение войны оставалась при русс
  • ДУБЕНСКАЯ, чудотворная икона

    Принадлежала с давних времен к семейным святыням знаменитого дома кн. Острожских. Доблестный защитник Православия в западнорусской Церкви, кн. Константин Острожский пожертвовал свою благоговейн