ИКОНОБОРЧЕСТВО
ИКОНОБОРЧЕСТВО
антихристианское движение в Византии VII-IX вв., направленное против монашества и иконопочитания. Имело цель ослабить христианство и отвести народ от веры. В России иконоборчество было присуще ереси жидовствующих.
Иконоборчество
последняя императорская: ересь, которая осуждала иконопочитание как идолопоклонство. Ересь эту воздвигли императоры из династии Исавров. В 726 г. Лев III (717-741) издал здикт против икон и мощей, в 754 г. его сын Константин V (741-775) собрал лжесобор против иконопочитания. Ересь была осуждена на VII Всел. Соборе (787), но несмотря на это император Лев V (813-820) и его преемники возобновили ее. Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г.
Источник: История христианства. Справочник
Иконоборчество
Иконоборчество (Iconoclastic controversy), движение в вост. христ. церкви в 8—9 вв. против культа священных изображений — как рисованных, так и скульптурных. Визант. император Лев III запретил в 726 г. культ икон, и Константин V подтвердил этот вердикт в 753 г. На Вселенском соборе в 787 г. в Никее (Никейские соборы) императрица Ирина отменила оба вердикта, но они были вновь утверждены императорами Львом V, Михаилом II и Феофилом. Культ икон окончательно был восстановлен в 843 г., сохранился в вост. православной церкви.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ИКОНОБОРЧЕСТВО
социально-политическое и религиозное движение в Византии конца XVII — первой половины IX вв., направленное против культа икон. Возникновение иконоборчества было вызвано окончанием догматических споров о божественной и человеческой природе Христа. Поводом для иконоборчества послужило недовольство широких масс верующих неумеренностью иконопочитания, боязнью возвращения к язычеству, магическим обрядам и идолопоклонничество. Иконоборцы, ссылаясь на Библию, объявили иконы идолами, а культ икон — идоло-поклонством. Иконоборчество началось по инициативе государственной власти. В 726 г. византийский император Лев III Исавр, стремясь укрепить свою власть, опираясь на провинциальную знать и священнослужителей, открыто выступил против почитания икон и конфисковал церковные сокровища. На церковном соборе в 754 г. культ икон был объявлен ересью. Однако на II Никейском соборе культ икон был восстановлен и окончательно утвержден в 843 г. Собор утвердил иконопочитание и предал анафеме иконоборцев.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
социально-политическое и религиозное движение против культа икон, иконопочитания. Началось в ряде восточно-христианских стран в VII—VIII вв. В Византии выступления против икон в VIII-первой половине IX вв. приобрели характер движения против церкви, монастырского землевладения и выражавшего интересы разных социальных слоев. Иконоборцы, ссылаясь на Библию, труды церковных авторитетов, объявляли иконы идолами, а сам культ икон — иконопоклонством. Движение подрывало христианское учение о возможности обращения к сверхъестественному миру через религиозные символы. Против выступали знать, церковники, монашество. Император Лев III, стремясь укрепить государственную власть, опираясь на провинциальную знать, запретил в 730 г. культ икон, конфисковал церковно-монастырские сокровища. Культ икон на соборе в 754 г. был объявлен ересью. Но использование идей И. антифеодальным демократическим движением, в частности, лавликианством, заставило сплотиться различные слои высших классов, и на I Никейском соборе в 787 г. культ икон был восстановлен и окончательно утвержден в 843 г. Лозунги И. использовались в XVI в. Реформацией в борьбе с католической церковью. Нидерландская революция XVI а. началась народным восстанием в 1556 г., когда были разбиты иконы и статуи святых а 5,5 тыс. церквей.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ИКОНОБОРЧЕСТВО
еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания св. икон и гонениях на них; в период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императрице Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник «Торжество православия». (19 февраля / 4 марта). Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений — херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. Кроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: Иоанн Дамаскин, Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ИKОНОБОРЧЕСТВО
отрицание почитания святых икон. Это движение появилось в первой половине VIII в. и продолжалось до второй половины IX в. Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-741), который из-за политических соображений резко выступил против почитания икон, и Kонстантине V Kопрониме (741-775). В 754 г. был созван иконоборческий собор, и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. Преемники Льва Исавра то держались его политики, то были нейтральны в этом вопросе, то, наконец, некоторые признавали ошибочность взгляда и объявляли свободу иконопочитания.
При императрице Ирине и ее сыне Kонстантине Порфирородном (780-797) был созван VII Вселенский Cобор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 842 г. при императрице Феодоре, управлявшей Восточной Империей по причине малолетства ее сына и наследника Михаила III, в честь чего был установлен церковный праздник Торжество Православия (первое воскресенье Великого поста). Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали, прежде всего, к ветхозаветному запрещению изображать Бога (см. Втор. 5, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений – Херувимов на ковчеге Завета, в иерусалимском храме и др. Kроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: прп. Иоанн Дамаскин, прп. Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др.
При императрице Ирине и ее сыне Kонстантине Порфирородном (780-797) был созван VII Вселенский Cобор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 842 г. при императрице Феодоре, управлявшей Восточной Империей по причине малолетства ее сына и наследника Михаила III, в честь чего был установлен церковный праздник Торжество Православия (первое воскресенье Великого поста). Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали, прежде всего, к ветхозаветному запрещению изображать Бога (см. Втор. 5, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений – Херувимов на ковчеге Завета, в иерусалимском храме и др. Kроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: прп. Иоанн Дамаскин, прп. Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Иконоборчество
социально-полит, и религ. движение в Византии в VIII— первой пол. IX в. Прежде всего было борьбой военно-землевладельч. фемной знати (положение которой значительно укрепилось в связи с воен. успехами Византии) и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви и монашества, за секуляризацию монастырских земель и раздачу их военным.
Стремление императоров поднять престиж центр, власти и ослабить влияние вышедших из-под контроля церк. иерархов и монашества вылилось в форму идеологич. борьбы против почитания икон. Культ икон, мощей, церк. реликвий был в руках церкви мощным орудием воздействия на население и приносил большие доходы церкви и монастырям.
Иконоборческое движение возглавили сами императоры Исаврийской династии, выражавшие интересы военно-служилой знати. В 726 г. император Лев III Исавр открыто выступил против почитания икон. Идеи и. нашли поддержку среди части народных масс, недовольных ростом монастырского землевладения. Оплотом и. стали вост. провинции империи, Малая Азия и Армения. На стороне иконопочитателей объединилось высшее духовенство и монашество, гор. сановная знать, верхушка константинопольских торгово-ремесленных кругов, обеспокоенных усилением воен. сословия. С особой силой развернулась полит, и идейная борьба при императоре Константине V, который начал проводить конфискацию церк. сокровищ и секуляризацию монастырских земель и передавать их в виде пожалований военно-служилой знати.
Кульминацией борьбы стал церк. собор 754 г., запретивший почитание икон как в храмах, так и в частных домах. Иконопочитание объявлялось «эллинской» ересью, а его защитники предавались анафеме.
В последней четв. VIII в. основные цели были достигнуты: материальное положение оппозиционного духовенства было подорвано, его сокровища и часть земель конфискованы, иконы и мощи уничтожены, многие монастыри закрыты, подверглись разгрому крупные центры сепаратизма. Решена была и вторая задача иконоборцев — отныне фемная знать подчинялась престолу. Иконоборческая политика ко второй четв. IX в. утратила свою остроту. В 843 г. иконопочитание было восстановлено.
Лит.: Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая половина IX в. М.; Л., 1961.
Стремление императоров поднять престиж центр, власти и ослабить влияние вышедших из-под контроля церк. иерархов и монашества вылилось в форму идеологич. борьбы против почитания икон. Культ икон, мощей, церк. реликвий был в руках церкви мощным орудием воздействия на население и приносил большие доходы церкви и монастырям.
Иконоборческое движение возглавили сами императоры Исаврийской династии, выражавшие интересы военно-служилой знати. В 726 г. император Лев III Исавр открыто выступил против почитания икон. Идеи и. нашли поддержку среди части народных масс, недовольных ростом монастырского землевладения. Оплотом и. стали вост. провинции империи, Малая Азия и Армения. На стороне иконопочитателей объединилось высшее духовенство и монашество, гор. сановная знать, верхушка константинопольских торгово-ремесленных кругов, обеспокоенных усилением воен. сословия. С особой силой развернулась полит, и идейная борьба при императоре Константине V, который начал проводить конфискацию церк. сокровищ и секуляризацию монастырских земель и передавать их в виде пожалований военно-служилой знати.
Кульминацией борьбы стал церк. собор 754 г., запретивший почитание икон как в храмах, так и в частных домах. Иконопочитание объявлялось «эллинской» ересью, а его защитники предавались анафеме.
В последней четв. VIII в. основные цели были достигнуты: материальное положение оппозиционного духовенства было подорвано, его сокровища и часть земель конфискованы, иконы и мощи уничтожены, многие монастыри закрыты, подверглись разгрому крупные центры сепаратизма. Решена была и вторая задача иконоборцев — отныне фемная знать подчинялась престолу. Иконоборческая политика ко второй четв. IX в. утратила свою остроту. В 843 г. иконопочитание было восстановлено.
Лит.: Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая половина IX в. М.; Л., 1961.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ИКОНОБОРЧЕСТВО
социальнополитическое и религиозное движение в Византии первой половины VIII – середины IX вв., объявившее всякое изображение божества ересью, а культ икон – идолопоклонством. Оно опиралось на военноземледельческую знать, провинциальных священнослужителей и часть городских торговоремесленных кругов, а также на те еретические течения в христианстве, которые отвергали иконопочитание (монофиситы, монофелиты, несторианцы). Целью этого движения было усиление императорской власти, ослабление могущества ортодоксальной церкви и монастырей, раздел их имущества, подчинение церковной иерархии государственной власти. Оплотом иконоборцев были восточные провинции империи, Малая Азия и Армения. В основе учения иконоборцев, ориентированных на первоначальное христианство, которое не знало почитания икон, лежал тезис о неописуемости и непознаваемости Бога: духовное нельзя выразить через материальное. По их мнению, истинным образом Христа являлось не изображение, а евхаристия – причащение вином и хлебом, – приобщавшая верующего к мистическому единению с божеством. Иконоборческое движение было возглавлено императорами Львом III Исавром (717 – 741) и Константином V Копронимом (741 – 175). Лев III поддержал малоазийское духовенство, потребовавшее в 726 г. запретить почитание икон. Эдиктом 728 г. он объявил почитание икон, креста и мощей идолопоклонством. В 730 г. император сместил патриарха Германа, поставив на патриарший престол иконоборца Анастасия. На иконоборческом соборе 754 г. при участии Константина V было запрещено почитание икон не только в храмах, но и в частных домах. Иконоборцы уничтожали иконы и мозаики с изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых и пророков, заменяя их абстрактной символикой и декоративным орнаментом; фигуры и природные мотивы подверглись стилизации; получили распространение так называемые «процветшие» кресты, концы которых завершались шарами или ответвлениями. В период иконоборчества практически приостановилось развитие религиозного изобразительного искусства, но усилилась роль театров. Иконоборцы ввели в богослужение актыпеснопения и театрализованные панегирии, драматизировали проповедь, использовали в литургии элементы пантомимы. Они положили начало спиритуалистическому искусству Византии X – XI вв. На VII Вселенском соборе в Никее иконоборчество подверглось осуждению. В 843 г. было восстановлено иконопочитание.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
Иконоборчество
движение, которое возникло в Византии в первой половине VIII века и было направлено против почитания икон, за укрепление светской власти и умаление влияния церкви. Иконоборцы, в числе которых были некоторые малоазийские епископы, объявили иконы идолами, а культ икон - идолопоклонством, сродним язычеству. Василеве Лев III, замечательный полководец, администратор и законодатель, опираясь на армию, провинциальную знать, придворную аристократию и часть белого духовенства, с 726 года выступил против иконопочитания, а в 730 году отменил культ икон. Уничтожение религиозных символов, христианских реликвий, культа мощей подрывало авторитет и материальную базу церкви и монашества. Против иконоборчества выступила часть духовенства, монашества, крупных церковных иерархов, а также часть столичной аристократии, особенно из числа знатных женщин, фанатично преданных почитанию икон. Идейным главой защитников икон в VIII веке был знаменитый Иоанн Дамаскин (арабское имя - Мансур). Правительственную же политику поддержали провинциальная служилая знать большинства фем, армия, а постепенно и торгово-ремесленные слои византийского города. Сын и преемник Льва III, Константин V, с еще большей энергией выступил против иконопочитания, за что позднее получил от своих недругов кличку Копроним ("Дермоименный"): по легенде, будучи младенцем, он испражнился в купель во время совершения над ним обряда крещения. Василеве созвал в 754 году во дворце Иерии на азиатском берегу Босфора, между портовыми городами Халкидоном и Хрисополем большой церковный собор, на котором присутствовало свыше 300 епископов. Они объявили иконопочитание ересью. Были приняты законы, ограничивающие рост монашества, а значит, сокращавшие доходы церкви. Даже ношение монашеской одежды оказалось под запретом. Примерно с 761 года Константин V стал подвергать открытым гонениям и мучениям отдельных, наиболее непокорных представителей монашества, хотя преувеличивать размеры преследований не стоит. Речь идет о нескольких сотнях потерпевших. Попытка возвратиться к ортодоксальному православию была предпринята императрицей - регентшей. Ириной на VII Вселенском соборе в сентябре 787 года в малоазийском городе Никее (в Константинополе организовать собор не удалось, так как горожане столицы, армия были настроены в массе своей все еще антииконопочитательски и оставались верны памяти умершего одиннадцать лет назад Константина V). Тем не менее, Никейский собор подверг анафеме иконоборцев и установил иконопочитание. Чествование икон и поклонение им, по учению собора, относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображен на иконе, следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Последующие четверть века прошли без особых религиозных эксцессов, пока не последовала иконоборческая реакция, усилившаяся с правления Льва V Армянина (813 - 820 гг.), энергичного и популярного полководца. Эта реакция достигла апогея при горячем, несдержанном василевсе Феофиле (829 - 842 гг.), воспитанном в непримиримом иконоборческом духе. После его смерти, вдова Феофила, императрица - регентша Феодора уже в начале 842 года незамедлительно вернула государство на курс иконопочитания, однако основная цель правительственной иконоборческой политики - ослабление церкви, более полное подчинение ее императорской власти, была достигнута. Следует учитывать, что между исследователями существуют большие разногласия относительно происхождения этого движения, его причин, характера, движущих сил, социального состава, значения.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
ИКОНОБОРЧЕСТВО
в ср. века религ.-политич. движение, направл. против поклонения свящ. изображениям и отражавшее протест нар. масс против церкви и освящаемого ею гнета. Наибольшее распространение И. получило в Византии. Идеологич. корни И. восходят к борьбе древнего христианства против языческого культа изображений богов и к ветхозаветным представлениям о неописуемости божества. И. испытало и влияние ислама, не знавшего почитания икон. Распространение И. в Византии относится к 8-9 вв., периоду преобладания свободной крест. общины, которая испытывала гнет со стороны гос-ва и церкви, находившихся в руках гор. сановной знати. Протест против гнета принял здесь форму нар. еретич. движения (павликиане и др.) и вылился в борьбу против поклонения иконам. Феодализирующиеся провинциальная военноземлевладельч. знать и духовенство использовали нар. движение для укрепления своего политич. и экономич. положения. Имп. Лев III, представитель интересов провинциальной знати, выходец из Сирии, в 726 выступил против иконопочитания. Не желая терять влияния на массы, духовенство поддержало Льва III и догматически санкционировало И. на соборе 754. Против И. выступила оттесненная от власти гор. знать Константинополя, торг. центры Эллады и о-вов, монашество. Императоры-иконоборцы, закрывая монастыри, распродавая их земли, конфискуя церк. сокровища и имущество гор. знати, усилили провинц. знать и фемное войско (см. Фемы), поддержали крест. общину и гор. ремесленников. Затем провинц. знать использовала свои привилегии для наступления на крестьян, что привело в дальнейшем, в 820, к нар. восстанию под рук. Фомы Славянина. Массы стали отходить от офиц. И. Этим воспользовалась окрепшая в результате улучшения условий для торговли в связи с усилением воен. мощи Византии гор. знать, к-рая в 787 временно добилась восстановления иконопочитания. В 815 провинц. знать вновь овладела гос. аппаратом и восстановила И. Однако опасность нараставшего антифеод. нар. движения привела к объединению провинц. и гор. знати в их борьбе с павликианами. Оторванное от нар. движений, И. потерпело поражение; в 843 иконопочитание было окончательно восстановлено. Победа иконопочитания содействовала развитию феодализации в Византии по своеобразному пути - при сохранении бюрократич. управления гос-вом и церковью, при господстве гор. сановной знати. И. имело место в России в 14 в. и в Зап. Европе в период Реформации (выступление Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 в Нидерландах и др.). В историографии сущность И. в Византии объяснялась по-разному. В 16-17 вв. конфессиональные историки видели в иконоборцах предшественников реформации. В 18 в. историки-просветители считали И. неудачно проводимой борьбой против суеверий (Ш. Монтескье, Э. Гиббон). Позитивистская историография 19 в. рассматривала И. с т. зр. социально-политич. реформ (греч. ученый К. Папаригопулос, франц. А. Ломбард). И. понималось как борьба церк. и светского землевладения (В. Г. Васильевский, франц. ученый Ш. Диль) и как борьба против института монашества (И. Андреев, К. Н. Успенский). Нек-рые историки считали И. борьбой идей Востока, отд. религии к-рого (иудаизм, ислам) вообще не признают изображение божества, с самобытной греч. культурой, к-рую якобы защищали иконопочитатели (нем. ученый К. Шварцлозе). И. рассматривалось также как борьба филос. школ (Б. Мелиоранский, югосл. ученый Г. Острогорский). Совр. зап. историография изучает гл. обр. историю почитания икон в визант. церкви (франц. ученый А. Грабар). Связь И. с процессами феодализации Византии разбирается только в сов. историографии (М. Я. Сюзюмов, Е. Э. Липшиц). Лит.: Левченко М. В., История Византии. Краткий очерк, М.-Л., 1940; Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Уч. зап. Свердл. гос. пед. ин-та", 1948, в. 4; его же, Историография иконоборчества, "Визант. временник", 1962, т. 22; Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. об-ва и культуры VIII - перв. пол. IX вв., М.-Л., 1961; Grabar A., Iconoclasme byzantin. Dossier arch?ologique, P., 1957; Alexander P. J., The Patriarch Nicephorus of Constantinople, Oxf., 1958. М. Я. Сюзюмов. Свердловск.