Под иконографией понимают всевозможные воспроизведения сюжета методами изобразительного искусства, а также изучение этих изображений. Долгое время анализ изображений не занимал большого места в работе историка. Они служили либо простыми иллюстрациями к текстам, либо предметом изучения историков искусства. В настоящее время иконографический анализ составляет особую область исторических исследований, хотя сомнения по-прежнему остаются как со стороны историков искусства, желающих оставить изобразительные источники в узких рамках своей дисциплины, так и со стороны историков, привыкших работать с текстами и настороженно относящихся к иконографическому материалу Развитие истории ментальностей, а затем культурной истории значительно повысило ценность изображений как источника исторических знаний. Кроме того, расширение территории исторических исследований повлекло за собой использование самых разных изображений в широком смысле этого слова - от наглядных таблиц в письменных текстах до медалей, газетных рисунков и фотографий; работа с каждым отдельным типом изображений требует особого методологического осмысления, в то же время, учитывая эту специфику, необходимо и в целом представлять себе место изобразительного материала в работе историка (см.: Presentation : Image et histoire / / Vingtieme siecle. 2001. Octobre-decembre). Между тем помимо проблем интеллектуального порядка работе историка с изобразительными источниками препятствует целый ряд других обстоятельств, в частности ему иногда очень трудно бывает получить доступ к документам. Копирование обычно ограничивается жесткими условиями. Безусловным прогрессом стало появление электронных баз данных, хотя зачастую все равно возникает необходимость работать с оригиналами документов. «Как, например, по изображению на экране можно выполнить кодикологическое исследование иллюстрированной рукописи?
Как увидеть на диапозитиве игру света, производимую солнечным лучом на витраже? Как обнаружить на скульптуре или архитектурном памятнике следы полихромной росписи, не имея возможности пойти посмотреть их in situ» (Pastoureau M., Rabel С. Image, symbolique, imaginaire. Histoire des images, des symboles et de l'imaginaire / / Les Tendances actuelles de l'histoire du Moyen Age en France et en Allemagne. P., 2002). Как правило, у историков не принято оценивать изображения с эстетической точки зрения, их интересуют условия появления и использование этих изображений. Художественные формы как таковые не привлекают их внимания. Они группируют изображения в серии и своды и анализируют их структуру (расположение, варианты и т. д.). Историки уже не оставляют на откуп искусствоведам даже «великие творения» и изучают их своими собственными методами. В настоящее время подвергаются критике некоторые прежние подходы: например, применительно к истории Средних веков, представление, что изображение напрямую зависит от текста или что форму и сюжет следует рассматривать по отдельности. Развивая «фигуративную мысль» Пьера Франкастеля (согласно которому живопись связана с «автономной функцией сознания», порождающей «целостные системы значений», не сводимые ни к какой другой; см. ст. Bonne J.-С. в «Revue d'esthetique», 1970), современные историки подчеркивают, что изображение само производит смысл, а форма и содержание связаны между собой (Pastoureau M., Rabel С. Op. cit.). Кроме того, историк должен рассматривать изображение как объект, использовавшийся в определенном контексте (Baschet J. Introduction: l'image-objet // L'image. Fonctions et usages des images dans l'Occident medieval. P., 1996).
• Источник, Серийная история