изображения Л., сохранившие для потомков его внешний облик. По всей вероятности, первым портретом Л., выполненным при его жизни, был живописный портрет, написанный в 1750-х гг. австрийским художником Г. Г. Преннером.
В своей записке «О мозаике» Я. Штелин писал, что два мастера Усть-Рудицкой фабрики начали делать «погрудное изображение покойного Ломоносова с портрета Преннера». Известно, что этого художника пригласил в Россию покровитель Л. граф М. И. Воронцов, который из дружеских чувств к Л. мог заказать этот портрет. До нашего времени не сохранились ни портрет работы Преннера, ни мозаичная его копия. И. И. Шувалов в 1757 г. заказал французскому граверу Э. Фессару гравировальный портрет Ломоносова для первого тома собрания его сочинений, издававшегося при Московском университете. С этой целью во Францию был послан живописный портрет Л.,. выполненный, по-видимому, австрийским художников Г.Г. Преннером, который в то время был приглашен в Петербург М. И. Воронцовым. По указаниям Л. гравюра Фессара была исправлена академическим гравером SHAPE \* MERGEFORMAT А. Вортманом, причем не очень удачно. Он повернул влево правую ногу портретируемого, оставив нелепо отброшенной полу его камзола. Если у Преннера и Фессара в окне за спиной Л. было изображено бушующее море с блещущей молнией (что должно был напоминать о происхождении Л. и его работах по электричеству), то Вортман награвировал там условный пейзаж Усть-Рудицкой фабрики, заботами о которой был в это время полон Л. Вортман не изменил поворота головы портретируемого, но сумел резче проработать черты лица, сделать его более индивидуальным. Сохранилась запись в журнале Академической канцелярии от 23 мая 1758 г.: « Сего числа от его превосходительства г-на генераллейтенанта и кавалера Ивана Ивановича Шувалова прислана для вырезания на медной доске анатомическая фигура, да при том требовано, чтоб под портретом господина коллежского советника Ломоносова грыдорованной вырезать надпись приказали...» Портрет Л., «исправленный» Вортманом, со стихотворной подписью был напечатан в количестве 1200 экземпляров и опубликован в первый раз в качестве фронтисписа к первому тому «Собрания сочинений» Л., изданного Московским университетом в 1758 г.
В истории русской книги этого периода приложение портрета автора к его сочинениям было большой редкостью. Этот же портрет был помещен в издании «Собрания сочинений» Л. 1784 г. Все последующие портреты Л. точно следуют традиции, идущей от Преннера-Фессара, повторяя поворот головы Л. и его позу. Представляется вероятной версия, что либо сам Л, либо его вдова поручили кому-то из художников-мозаичистов (например, М. В. Васильеву или Е. Т. Мельникову) воспроизвести гравюру Фессара-Вортмана в увеличенном виде и сде лать на ее основе парадный большой (ок. 130 х105 см) поколенный портрет Л. При этом много раз видевший Л. художник точно произвел цвета его одежды. Этот портрет переходил к его потомкам – дочери Елене Михайловне и ее мужу А. А. Константинову, внучке Л. Софье Раевской, ее сыну Александру, затем ее внучке Александре Александровне Раевской. Последним его владельцем был сын Александры от брака с графом Ностицем. Григорий Иванович Ностиц предоставил этот портрет для экспонирования на выставке «Ломоносов и Елизаветинское время» (1911 г. Санкт-Петербург) и сохранял у себя до 1917 г. Дальнейшая судьба портрета неизвестна, осталась лишь его чернобелая репродукция.
В Государственном историческом музее имеется, подтвержденная сравнением с репродукцией, копия этого портрета, к созданию которого, как утверждал один из исследователей, имел отношение Денис Иваноыич Фонвизин.
В 1783 г. директор АН княгиня Е. Р. Дашкова решила заказать портрет Л. для украшения конференц-зала здания АН. 8 февраля она приказала взять упомянутый выше портрет у владевшего им А. А. Константинова и передать ученику художника Л. С. Миропльского И. Михееву. По заказу Дашковой Миропольский написал портрет за три недели и 25 февраля 1783 г. его вывесили в конференц-зале, а оригинал возвратили Константинову. Этот портрет не был простой копией, Миропольский, во-первых, уменьшил изображение, вследствие чего пейзаж за окном исчез, а, во-вторых, показал фигуру Л. до пояса, придвинув ближе к столу; изменены и многие другие детали оригинала. Миропольский полностью сохранил цветовую гамму оригинала, прекрасно передал фактуру тканей, точно написал кружево и золотое шитье и сделал фигуру Л. более спокойной. Единственным дошедшим до нашего времени оригинальным скульптурным изображением Л. является его бюст, изваянный знаменитым русским скульптором Ф. И. Шубиным. С вылепленной в начале 1790-х гг. модели Шубина были сделаны три бюста: в гипсе, мраморе и бронзе. Все они сохранились до наших дней и, благодаря правдивой передаче Шубиным облика великого ученого, с них было сделано впоследствии множество копий. Очень популярной в прошлом веке была гравюра М. Шрайера, сделанная в конце XVIII в. по рисунку его учителя Х. Шульце.
В этом портрете сохранена композиция Фессара, однако внесен ряд изменений: правая рука с пером покоится на колене, совершенно изменена одежда, разбросаны в живописном беспорядке книги, убраны все детали фона. Мягко положены тени на лице, имеющем оживленное, открытое и смелое выражение.
В 1878 г. с гравюры Шрайера в Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге была сделана гелиогравюра, разошедшаяся в большом количестве экземпляров.
Лит.: Глинка М. Е. М. В. Ломоносов (Опыт иконографии). М.:Л. 1961.. Петрова Л. А, Ворожбитова. Л. В. Реликвии Ломоносова в собрании Государственного исторического музея // Новое о Ломоносове. Изд-во ―Янус-К./ V/ 2011/ С. 186-196.