живописное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни.
Иконопись
Иконопись
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Иконопись
писание икон, вид Ср.-век. живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В христианстве И. появляется уже в 4 в., вероятно, в подражание греко-егип. портретам, клавшимся на лицо умерших (мумий). Наиболее др. образцы И. — в монастыре св. Екатерины на Синае — относятся ко времени ок. 550.
Источник: Словарь античности. 1989
Иконопись
1) писание икон; 2) вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи и миниатюры, произведения И. – иконы – представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, пластинках и др.). Техника изготовления сближает произведения И. со станковой живописью, однако иконы, обычно входившие в единый художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, включавшиеся в ансамбль иконостаса, нельзя рассматривать как вполне станковые произведения.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ИКОНОПИСЬ
создание живописных изображений богов, святых и др., которые являются объектами религиозного почитания, икон. Христианская церковь создала систему жестких правил написания икон. Церковный иконографический канон зафиксировал особенности иконописных изображений, отделявший священный божественный мир от мира реального. Этой цели служат, например, подчеркивание в изображении лиц святых, богоматери и др. духовного, неземного облика, неподвижность фигур, особая система изображения пространства и временных изображений, наклон головы, особый золотой фон. Православные богословы называют иконы «богословием в красках».
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Иконопись
вид живописи, искусство писания икон. Исторические корни этого вида изобразительного искусства связаны с усвоением традиций того изображения, что существовало на иконах, привозимых на Харьковщину первыми переселенцами. Образцами слобожанской И. ХVІІ-ХVІІІ ст. являются иконы Пресвятой Богородицы Озерянской, образы «Старозаветной Троицы» из с. Барышевки и «Покрова» из Старых Млынов; близки к этим иконографическим памятникам иконы «Христа» и «Богородицы» из Николаевской церкви с. Ахтырки, иконостас из с. Двуречный Кут, что сохранялись в Х-ве до 1941. Постепенно И. Харьковщины начинает испытывать западноевропейское влияние, а со второй половины ХVІІІ ст. классицизм русской живописи, связанный с деятельностью Петербургской академии искусств. Все авторы этих икон остаются неизвестными; частично с их образцами можно познакомиться в Историческом музее.
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
ИKОНОПИСЬ
вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по содержанию, выполненной на деревянных досках, холсте и т.д. Первоначально иконы выполнялись в технике энкаустики, то есть живописи восковыми расплавленными красками, создающими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Затем иконописцы стали использовать главным образом темперу – живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Реже использовалась мозаика, то есть изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц: камень, смальта, галька и т.д. Позднее в иконописи стали применяться масляные краски, в качестве основного связующего вещества которых служили растительные масла. Обычно иконы входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой и декоративным искусством и включались в иконостас.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ИКОНОПИСЬ
вид станковой религиозной живописи, обладающей особым кругом религиозных сюжетов, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения. Главной функцией иконописи было создание живописных изображений и образов, воплощающих сверхчувственные представления в чув-ственно воспринимаемых формах. Возникновение иконописи связано с традициями позднеэллинистической живописи, в особенности с философским порт-ретом. Первые иконописные произведения появились во II–IV вв. (самые древние сохранившиеся иконы от-
носятся к
V–VI вв.) в Византии, Египте, Эфиопии, Балканских странах, Грузии. Византийские иконы представляли собой портреты христианских святых, мучеников и т.д. и выполнялись в технике энкаустике. Позднее преимущество получила техника темперы на яйце.
На Руси искусство иконописи достигло своего рассвета в XII–XVI вв. Русская икона обычно писалась на липовой доске, которая сначала хорошо просушива-лась, затем сверху наклеивался холст — поволока, на который наносился грунт — левкас. Изображение выполнялось темперой на яичном желтке и порывалось олифой. Готовое изображение дополнялось обрамлением из драгоценных металлов и камней (басма, оклад), что при освещении иконы лампадами и свечами созда-вало выразительный красочный эффект.
С середины XVI в. иконопись строго регламентировалась канонами, утвержденными Стоглавым собором. Создание началось с доличного письма (изобра-жение одежды, элементы пейзажа, архитектуры и т.д.) и завершалось личным письмом, передававшим лица. Крупное центральное изображение часто обрамлялось мелкими изображениями — клеймами. С конца XVI в. в искусстве иконописи резко усиливаются элементы декоративности, фантастики, изощренной тонкости (Строгановская школа), появляется парусина. В это же время иконопись утрачивает свой станковый и приоб-ретает монументальнодекоративный характер, утвер-дившись в форме иконостаса. Наиболее талантливыми иконописцами принято считать Феофана Грека, Ан-дрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и др.
носятся к
V–VI вв.) в Византии, Египте, Эфиопии, Балканских странах, Грузии. Византийские иконы представляли собой портреты христианских святых, мучеников и т.д. и выполнялись в технике энкаустике. Позднее преимущество получила техника темперы на яйце.
На Руси искусство иконописи достигло своего рассвета в XII–XVI вв. Русская икона обычно писалась на липовой доске, которая сначала хорошо просушива-лась, затем сверху наклеивался холст — поволока, на который наносился грунт — левкас. Изображение выполнялось темперой на яичном желтке и порывалось олифой. Готовое изображение дополнялось обрамлением из драгоценных металлов и камней (басма, оклад), что при освещении иконы лампадами и свечами созда-вало выразительный красочный эффект.
С середины XVI в. иконопись строго регламентировалась канонами, утвержденными Стоглавым собором. Создание началось с доличного письма (изобра-жение одежды, элементы пейзажа, архитектуры и т.д.) и завершалось личным письмом, передававшим лица. Крупное центральное изображение часто обрамлялось мелкими изображениями — клеймами. С конца XVI в. в искусстве иконописи резко усиливаются элементы декоративности, фантастики, изощренной тонкости (Строгановская школа), появляется парусина. В это же время иконопись утрачивает свой станковый и приоб-ретает монументальнодекоративный характер, утвер-дившись в форме иконостаса. Наиболее талантливыми иконописцами принято считать Феофана Грека, Ан-дрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и др.
ИКОНОПИСЬ
искусство создания икон, вид религиозной живописи, для которой характерны особый художественный язык, техника и методы творчества. Иконопись является неотъемлемой частью православной традиции; иконописцы создают образы, предназначенные для молитвы, воплощающие представление о Божественном мире и выражающие религиозное чувство. Сложение принципов и правил иконописания происходило вместе со сложением богословских наук – догматики (научное изложение и обоснование догматов – основных положений – христианского вероучения) и литургики (теория христианского церковного богослужения). Догмат иконопочитания был принят на Седьмом Вселенском соборе (787) и окончательно утвержден в 843 г. в результате победы над иконоборчеством. Икона (от греч. eikon – изображение, образ) – священный образ, в котором для верующего человека соединены видимое и невидимое, телесное и духовное, земное и небесное. Образы икон обращены к вечности, где уже совершилась победа добра над злом и света над мраком; поэтому язык иконописи – символы и знаки. Для этого искусства невозможен реалистический метод изображения. Собственно иконой является не только образ, написанный темперой или восковыми красками на доске, но и любое изображение, которому свойствен художественный язык иконописи: мозаика, фреска, вышивка, книжная миниатюра, рельефная резьба и т. д.
Иконы пришли на смену раннехристианским изображениям Христа (3–4 вв.), в которых он символически представал в образах агнца, Доброго Пастыря (пастуха). Иконопись выросла из позднеэллинистической живописи, из фаюмского портрета. Постепенно язык живописи становился все условнее, изображение тяготело к плоскостности, телесная оболочка лишалась материальности, растворялась в свете. По христианскому преданию, первым иконописцем был св. евангелист и апостол Лука, создавший первообразные чудотворные иконы Богородицы; образ Богоматери Владимирской считался списком (копией) с одной из первых икон, написанных св. Лукой. Самые ранние из сохранившихся икон относятся к 5–6 вв.; они появились в странах Передней Азии, в том числе на Синайском полуострове. Крупнейшие школы иконописи сложились в Византии, среди коптов (христиан) Египта, в Эфиопии, южнославянских странах, Грузии. После разделения Римской империи на восточную и западную части стало различным и отношение к священным образам. Западноевропейские богословы отводили им роль лишь живописной иллюстрации к священным текстам, что привело к переходу от иконы к религиозной картине в эпоху Возрождения.
На Руси иконопись начала развиваться с принятием христианства (988). Первым выдающимся иконописцем был преподобный Алипий, монах Киево-Печерского монастыря, живший на рубеже 11–12 вв. Высшего расцвета русская иконопись достигла в 14–15 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Имена знаменитых иконописцев стали известны благодаря летописным источникам. Древнерусские художники никогда не подписывали свои произведения, осознавая себя лишь благоговейными посредниками в таинстве воплощения святых образов. Не случайно на многих иконах и книжных миниатюрах встречается изображение ангела, водящего рукой иконописца.
Неглубокое, без второго и дальних планов, пространство икон наполнено сиянием золотого света (символ Божественного света, Царствия Небесного, в котором нет теней). Божественный свет – в золотых фонах икон, в нимбах вокруг голов священных персонажей, в сверкающих золотых линиях-лучах (ассистах) на одеждах. Таким образом, людям явлен горний (высший, небесный) мир. Ближе всего к золотому по своему символическому значению белый, также обозначающий и цвет, и свет (символ праведности, чистоты, преображения). Этот цвет играет важную роль в очищающих душу пламенных образах Феофана Грека. Противопоставлен белому черный, в котором нет света; это цвет, наиболее удаленный от Бога, цвет зла и смерти (черным на иконах обозначали пещеры, олицетворяющие могилы и зияющую адскую бездну). В остальных случаях применения черного цвета избегали; даже контуры фигур обводили темно-красным или коричневым. Коричневым или темно-зеленым окрашивали полосу внизу иконы, символически обозначающую землю («позем»). Смешиваясь с царственным пурпуром (темно-красным цветом) в одеждах Богоматери, коричневый напоминал о ее тленной (смертной) человеческой природе, в то время как пурпур свидетельствовал о величии Царицы Небесной. Пурпурный (багряный) цвет играл важнейшую роль в византийской культуре. Это символ высшей власти – Бога на небе, императора на земле. Зеленый цвет, природный, живой, – цвет Святого Духа, надежды, вечного цветения жизни. Красный – цвет тепла, жизненной энергии, Воскресения и в то же время – крови, страданий и жертвы Христа. В красных одеждах с крестами в руках писали мучеников. Красный и синий вместе означают земное и небесное, воплотившееся в образах Спасителя и Богоматери, поэтому их одежды пишут этими цветами.
Лики на иконах изображаются фронтально; даже при воспроизведении обращенных друг к другу персонажей их фигуры и лики даются в трехчетвертном развороте. В профиль изображаются только отрицательные персонажи (Иуда) либо второстепенные (слуги, люди из толпы и т. п.). В вечности, явленной на иконах, исчезают бытовые подробности, не существуют земное время и трехмерное пространство. Все события – совершившиеся, грядущие и происходящие в данный момент – слиты воедино, у них нет начала и конца. В иконописных образах не выражаются человеческие бурные эмоции, они лишены психологизма (в этом их отличие от религиозных картин). Икона изображает не лицо человека, а очищенный от всего случайного и преходящего просветленный лик святого, отрешенного от земных страстей и взирающего на мир людей широко открытыми, «душою исполненными» глазами.
По особым правилам строится иконописное пространство. В нем не применяется прямая перспектива; предметы видны со всех сторон, линии не убегают вдаль, к линии горизонта (которой на иконах нет), а сходятся к стоящему перед иконой, открывая перед человеком мир вечности и бесконечности. Так в иконописи создается т. н. обратная перспектива.
Символически отделяя иконное изображение от земного мира, в доске делают углубление (ковчег), затем наносят грунт (левкас), поверх которого пишут изображение, как правило, темперными красками (на Руси их замешивали на яичном желтке). В древнерусском искусстве живопись была представлена главным образом иконами и фресками. В 18 в. в результате петровских реформ начинает преобладать светская живопись, однако традиции иконописи сохранились до наших дней. Иконы продолжали писать на протяжении веков мастера старинных художественных центров (Палех, Мстера, Холуй). Сегодня искусство иконописи возрождается вновь, создаются иконописные мастерские при храмах и монастырях.
Иконы пришли на смену раннехристианским изображениям Христа (3–4 вв.), в которых он символически представал в образах агнца, Доброго Пастыря (пастуха). Иконопись выросла из позднеэллинистической живописи, из фаюмского портрета. Постепенно язык живописи становился все условнее, изображение тяготело к плоскостности, телесная оболочка лишалась материальности, растворялась в свете. По христианскому преданию, первым иконописцем был св. евангелист и апостол Лука, создавший первообразные чудотворные иконы Богородицы; образ Богоматери Владимирской считался списком (копией) с одной из первых икон, написанных св. Лукой. Самые ранние из сохранившихся икон относятся к 5–6 вв.; они появились в странах Передней Азии, в том числе на Синайском полуострове. Крупнейшие школы иконописи сложились в Византии, среди коптов (христиан) Египта, в Эфиопии, южнославянских странах, Грузии. После разделения Римской империи на восточную и западную части стало различным и отношение к священным образам. Западноевропейские богословы отводили им роль лишь живописной иллюстрации к священным текстам, что привело к переходу от иконы к религиозной картине в эпоху Возрождения.
На Руси иконопись начала развиваться с принятием христианства (988). Первым выдающимся иконописцем был преподобный Алипий, монах Киево-Печерского монастыря, живший на рубеже 11–12 вв. Высшего расцвета русская иконопись достигла в 14–15 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Имена знаменитых иконописцев стали известны благодаря летописным источникам. Древнерусские художники никогда не подписывали свои произведения, осознавая себя лишь благоговейными посредниками в таинстве воплощения святых образов. Не случайно на многих иконах и книжных миниатюрах встречается изображение ангела, водящего рукой иконописца.
Неглубокое, без второго и дальних планов, пространство икон наполнено сиянием золотого света (символ Божественного света, Царствия Небесного, в котором нет теней). Божественный свет – в золотых фонах икон, в нимбах вокруг голов священных персонажей, в сверкающих золотых линиях-лучах (ассистах) на одеждах. Таким образом, людям явлен горний (высший, небесный) мир. Ближе всего к золотому по своему символическому значению белый, также обозначающий и цвет, и свет (символ праведности, чистоты, преображения). Этот цвет играет важную роль в очищающих душу пламенных образах Феофана Грека. Противопоставлен белому черный, в котором нет света; это цвет, наиболее удаленный от Бога, цвет зла и смерти (черным на иконах обозначали пещеры, олицетворяющие могилы и зияющую адскую бездну). В остальных случаях применения черного цвета избегали; даже контуры фигур обводили темно-красным или коричневым. Коричневым или темно-зеленым окрашивали полосу внизу иконы, символически обозначающую землю («позем»). Смешиваясь с царственным пурпуром (темно-красным цветом) в одеждах Богоматери, коричневый напоминал о ее тленной (смертной) человеческой природе, в то время как пурпур свидетельствовал о величии Царицы Небесной. Пурпурный (багряный) цвет играл важнейшую роль в византийской культуре. Это символ высшей власти – Бога на небе, императора на земле. Зеленый цвет, природный, живой, – цвет Святого Духа, надежды, вечного цветения жизни. Красный – цвет тепла, жизненной энергии, Воскресения и в то же время – крови, страданий и жертвы Христа. В красных одеждах с крестами в руках писали мучеников. Красный и синий вместе означают земное и небесное, воплотившееся в образах Спасителя и Богоматери, поэтому их одежды пишут этими цветами.
Лики на иконах изображаются фронтально; даже при воспроизведении обращенных друг к другу персонажей их фигуры и лики даются в трехчетвертном развороте. В профиль изображаются только отрицательные персонажи (Иуда) либо второстепенные (слуги, люди из толпы и т. п.). В вечности, явленной на иконах, исчезают бытовые подробности, не существуют земное время и трехмерное пространство. Все события – совершившиеся, грядущие и происходящие в данный момент – слиты воедино, у них нет начала и конца. В иконописных образах не выражаются человеческие бурные эмоции, они лишены психологизма (в этом их отличие от религиозных картин). Икона изображает не лицо человека, а очищенный от всего случайного и преходящего просветленный лик святого, отрешенного от земных страстей и взирающего на мир людей широко открытыми, «душою исполненными» глазами.
По особым правилам строится иконописное пространство. В нем не применяется прямая перспектива; предметы видны со всех сторон, линии не убегают вдаль, к линии горизонта (которой на иконах нет), а сходятся к стоящему перед иконой, открывая перед человеком мир вечности и бесконечности. Так в иконописи создается т. н. обратная перспектива.
Символически отделяя иконное изображение от земного мира, в доске делают углубление (ковчег), затем наносят грунт (левкас), поверх которого пишут изображение, как правило, темперными красками (на Руси их замешивали на яичном желтке). В древнерусском искусстве живопись была представлена главным образом иконами и фресками. В 18 в. в результате петровских реформ начинает преобладать светская живопись, однако традиции иконописи сохранились до наших дней. Иконы продолжали писать на протяжении веков мастера старинных художественных центров (Палех, Мстера, Холуй). Сегодня искусство иконописи возрождается вновь, создаются иконописные мастерские при храмах и монастырях.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007