Иларион, митрополит суздальский

Найдено 1 определение
Иларион, митрополит суздальский

(в миру Иван) — митрополит суздальский, сын священника Анании, род. в 1632 г., умер 14 декабря 1708 г. В 1648 г. он, против желания отца, женился, но чрез год овдовел. В 1652 г., Иван переселился со старшим братом в Москву; однажды случайно зашел он во Флорищеву пустынь; тут жили четыре строгих отшельника; ему очень понравилась подвижническая жизнь. Коломенский епископ Павел, брат умершей жены его, постриг его в монахи с именем Илариона, рукоположил во иеродиакона и он ушел во Флорищеву пустынь; вскоре патриархом Никоном он посвящен был в иерея. Когда все отшельники перемерли от моровой язвы, Иларион удалился за Оку, но вскоре возвратился в пустынь и, собрав до 15 человек новой братии, возобновил обитель. Иларион вел жизнь строго отшельническую, по им же написанному уставу; ему много приходилось терпеть огорчений от братии, как из-за принятия новоисправленных богослужебных книг, так и из-за его строгости и лишений, которым он умышленно подвергал братию, никогда не отказывая в помощи бедным. Иларион был лично известен царю Алексею Михайловичу и пользовался особым уважением царя Феодора Алексеевича, и по желанию царя Феодора, был восприемником сына его Илии; по этому случаю царь сделал богатые дары Флорищевой пустыни. Вторую жену свою царь Феодор избрал по совету Илариона; около 1680 г. царь посетил пустынь и приказал заложить в монастыре церковь по образцу церкви в с. Измайлове. При прощаньи Иларион поднес царю Феодору, как дар, искусно сплетенные лапотки. Царь Феодор приезжал в 1682 г. на освящение церкви. Патриарх Иоаким 11 декабря 1682 г., посвятил Илариона в митрополита Суздальского. Прибыв в свою епархию, митрополит ревностно занялся поучениями паствы, к чему обязывал и соборных священников, отдавался делам милосердия, исправлял нравы духовенства окружными посланиями, учредил поповских надсмотрщиков (впоследствии — старосты, ныне — благочинные), украшал храмы, возобновлял старые, строил новые и т. д. В последние годы жизни Иларион ослеп, но по повелению Петра Великого оставался на кафедре. В начале декабря 1708 г. во время утрени Иларион внезапно почувствовал себя очень дурно и был отнесен в келью на руках; 14 декабря того же года он и умер; по смерти его оказалось у него всего 3 полушки денег. Тело его погребено в северо-западном углу соборной церкви.


"Правосл. Собеседн.", 1868 г., прилож.; Иероним, иером., "Жизнь Илариона, митр. суздальского"; Любимов, "Житие святителя Илариона"; "Душеполез. Чтение", 1867 г., ч. 1; "Владим. епарх. ведом.", 1874 года, № 5; Иоасаф, иером. "Церковно-истор. опис. сузд. достопам."; "Владим. ежегодник", т. 1, вып. 1.


{Половцов}





Иларион, митрополит суздальский


— митрополит суздальский, сын нижегородского священника Анании, постригся в монашество в 1653 г., 22-х лет от роду. Уединившись в Флорищеву пустынь, И. сделался известным Никону, к которому он примкнул в деле исправления книг. Слава о его подвижничестве привлекла Феодора Алексеевича; он дважды посетил пустынь, приказал построить в ней церковь и назначил И. архиепископом суздальским. При венчании второго брака царя И. получил белый клобук и сан митрополита. Ум. в дек. 1707 г.; погребен в суздальском соборе.


Ср. гр. М. Толстой, в "Душеполезн. Чтении" (1867, т. I, 263—288).


{Брокгауз}





Иларион, митрополит Суздальский


(Иван Ананиевич) — святитель, митрополит Суздальский и Юрьевский.


† 1707, память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.


Родился 13 ноября 1631 года.


Детство Ивана, будущего митрополита, прошло в Нижегородском Зачатиевском монастыре, где он жил вместе с отцом, овдовевшим и принявшим монашество священником. Наблюдая за суровыми иноческими подвигами, Иван рано воспитал в себе кротость, послушание, добрый нрав и усердие к исполнению иноческих правил. Отец надеялся, что сын его навсегда останется в монастыре. Но Богу угодно было вести его другим путем. Однажды Иван поехал навестить своих братьев, которые уговорили его вступить в брак. Через полтора года жена его умерла, и он принял это как указание Божие на вступление в иноческую жизнь. По совету одного клирика он отправился во Флорищеву Успенскую пустынь Владимирской епархии, в которой жили несколько строгих подвижников. Побывав в ней, он всей душой полюбил пустынь и пообещал жившим в ней старцам вернуться вновь после устройства своих дел. Но его встретили новые искушения. По совету братьев он едва не вступил во второй брак. Но Господь вразумил его особым знамением. Трижды Иван был наказан слепотой, как только задумывал нарушить свой обет. Пораженный слепотой, он горячо молился пред ракой преподобного Сергия. Преподобный явился ему во сне и повелел идти во Флорищеву пустынь, и Иван прозрел. Теперь он уже не колебался.


В 1651 году епископом Коломенским Павлом Иван был пострижен в монашество с именем Иларион и рукоположен во иеродиакона. Он поселился во Флорищевой пустыни и приобрел известность строгой подвижнической жизнью отшельника.


22 мая 1655 года патриархом Никоном Иларион рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Флорищевой пустыни. Он неусыпно заботился о благоустройстве и украшении своей обители, ввел строгий устав.


Жизнь в пустыни для отца Илариона не отличалась спокойствием. Он не раз подвергался нападениям разбойников, обитавших в лесах, окружавших пустыню. Его жестоко пытали и требовали указать, где находятся сокровища.


Около 30 лет провел Иларион во Флорищевой пустыни (был настоятелем-игуменом пустыни) и за это время приобрел себе добрую славу.


11 декабря 1681 года отец Иларион был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. Смиренно принял он назначение на архипастырский пост. С принятием высокого сана он не уменьшил своих подвигов и вел жизнь, подобную древним отцам-пустынникам. Для него существовала норма — 1 000 земных поклонов ежедневно. Его колени и руки от этого покрылись коростой. Пищу вкушал через день, иногда через два или три, а в посты оставался без пищи по неделям. Изнурял себя тяжелым трудом. В свободное время любил читать Священное Писание.


25 марта 1682 года патриархом Иоакимом был возведен в сан митрополита.


Главным в своей деятельности он считал попечение о делах веры. В этом вопросе он был образцом для других. Ежедневно совершая Божественную литургию, митрополит Иларион молился с таким усердием, что слезы ручьями лились из его очей.


Большое значение придавал митрополит Иларион строительству храмов. Он построил в своей епархии до 70 церквей. Старался возвысить нравственный уровень приходского духовенства.


Замечательной чертой митрополита Илариона была его благотворительность. Много своих средств он тратил на благотворительные цели. Одной из важнейших добродетелей в человеке он считал гостеприимство. Поэтому принимал к себе всех без исключения — кормил нищих и убогих, помогал бедным.


За его богоугодную жизнь Господь наградил митрополита Илариона даром слез, даром прозорливости и дал ему власть над нечистыми духами.


28 февраля 1705 года митрополит Иларион уволен на покой.


Незадолго до кончины митрополит Иларион лишился зрения, но продолжал богослужения. На вопрос одного протопресвитера, как он без зрения совершает литургию, митрополит Иларион ответил, что когда он начинает служить, то у него в этот момент дивно отверзаются очи, и он видит все ясно, а по окончании службы его опять как-будто покрывает какой-то мрак.


Скончался митрополит Иларион 14 декабря 1708 года (по другим источникам — 14 декабря 1707 года) во время пения Херувимской песни. Его тело в течение двух недель находилось в храме и не претерпело изменений.


Погребен в северо-западной части соборного храма в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре Владимирской епархии.


Литература:


Иероним, иеромонах. Жизнь и подвиги святого Илариона, митрополита Суздальского. [Георгиеский В. Т.]. — Пг, 1914. Любимов. Житие святителя Илариона. Иоасаф (Гапонов), иеромонах. Церковно-историческое описание Суздальских достопамятностей. Сочинение магистра, иеромонаха Иоасафа. — Чугуев, 1857.


Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологическое описание. В приложении архивные акты монастыря. Житие преподобной Евфросинии по списку XVII века и описание миниатюр. — Владимир, 1900.


Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь. — М., 1868, с. 29—53.


Толстой М.В. Русские подвижники. — М., 1868, с. 29—53.


Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 3, с. 927.


Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901— 1902, т. 2, с. 559.


Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 131.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 657, 710.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1396. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 218. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 356.


Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 88,100,104. Жизнь Илариона, митрополита Суздальского. — М., 1859.


Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. — М., изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913, с. 219.


Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 172.


Самарские епархиальные ведомости. 1874, № 9, с. 210.


— 1886, № 10, с. 211.


Владимирские епархиальные ведомости. — 1874, № 5.


Владимирский ежегодник. — т. 1, вып. 1. Душеполезное чтение. — 1867, ч. 1. Православный собеседник. — Казань, 1907, апрель, с. 556.


Исторический вестник. — 1885, февраль, с. 467.


Русская старина. — 1887, июль, с. 1, 2. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 12, с. 1012—1045. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 12, с. 43.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 45.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 850. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б.г, т. 1, с. 933. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 85—86.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008