Илия

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИЛИЯ
   • Ilia,
         см. Rhea Silvia, Рея Сильвия.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ИЛИЯ
(евр. «Бог моя крепость») – один из ветхозаветных пророков, ревностный поборник истинной веры и обличитель идолопоклонников, живших во времена израильских царей Ахава и Охозии (IX в. до Р.Х.). По окончании служения был вознесен живым на небо. Жизнеописание Илии излагается в библейских книгах (см. 3 Цар. 17; 4 Цар. 2). Память 20 июля (2 августа).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ИЛИЯ
в ветхозавет. преданиях (3-я и 4-я кн. Царств) пророк. Он предстает как ревнитель Яхве, борец за утвержд. его культа как единств. в Израильском царстве, вступающий в борьбу с жрецами и израил. царями — покровителями культа Ваала (Баала). Это одаренный почти божеств. властью чудотворец, пророк, устами к-рого глаголет бог, проповедник, предсказывающий будущее от имени бога. О происхожд. И. сказано, что он «фесвитянин из жителей галаадских». И. имеет облик нищенств. аскета-подвижника.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Илия
Илия (Elijah) (9 в. до н.э.), евр. пророк во времена царя Ахава. Он был призван, как об этом сказано в Ветхом завете, укреплять веру израильтян в Бога, бороться с поклонением др. богам и способствовать установлению обществ, справедливости. И. осуждал Ахава за его приверженность богу плодородия Ваалу, к-рому поклонялась жена царя Иезавель, и поручил своему преемнику Елисею (Элиша) низложить дом Амврия (Омри). Елисей поднял восстания в Сирии и Израиле и совершил помазание Ииуя царем Израиля, что привело к падению Амвриев.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ИЛИЯ
евр. — Бог мой Яхве) — один из ветхозаветных пророков, ревностный поборник истинной веры и обличитель идолопоклонников, живших во времена израильских царей Ахава и Охозии (IX в. до Р.X.). По окончании служения был вознесен живым на небо. Жизнеописание Илии излагается в библейских книгах: с III Цар XVII по IV Цар II. Согласно представлениям иудеев должен был явиться на землю перед пришествием Мессии, и поэтому уже в новозаветных текстах Илия сближается с Иоанном Крестителем, а иногда и с самим Христом (Мф XI, 14, Лк IX, 19, Ин 1, 21). Кроме того, взятие Илии на небо (т. наз. «Огненное восхождение») прообразует одно из важнейших новозаветных событий — Вознесение Господне. Память 20 июля (2 августа).
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Илия
Иегова мой Бог)-Фесвитянин, житель Галаада (это все, что известно о его происхождении, 3Ц 17.1), один из величайших пророков Божиих, неожиданно появившийся перед Ахавом, одним из наиболее нечестивых царей израильских. На Илие с особой силой почил Дух Божий, который проявлялся в великих чудесах, совершенных им. Он грозно обличал Ахава, Охозию, Иорама, во дни которых жил, за их нечестие и идолопоклонство, но как мало раскаяния он видел в ответ! Как представитель пророков, он вместе с Моисеем явился при преображении Господа. Перед пришествием Мессии, как сказано у Мал 4.5, он должен был придти и приготовить Ему путь, и так было (Мф 11.14; 17.12; Мк 9.13). Илия, не увидев смерти, был взят в огненной колеснице на небо и все же он назван подобным нам человеком (Иак 5.17).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Илия
в Ветхом Завете древнеизраильский пророк (9 в. до н.э.). Илия - борец за утверждение культа Яхве как единственного в Израильском царстве, борец против идолопоклонства. Илия имеет лик нищенствующего аскета-подвижника. В Библии Илии посвящен целый цикл легенд и преданий. Он действовал во времена израильского царя Ахава, прогневавшего Яхве тем, что под влиянием своей жены финикиянки Иезавели стал служить Ваалу, поставив ему в Самарии жертвенник. Илия предрек Ахаву засуху. На третий год засухи Бог велел Илии показаться Ахаву, обещая послать дождь на землю. По требованию Илии весь Израиль и все 450 пророков Ваала, и все, кто пользовался покровительством Иезавели, собрались на горе Кармел. Там Илия предложил народу окончательно сделать выбор между Богом Яхве и Ваалом. Пророки Вааловы сколько ни призывали своего бога, не было ни голоса, ни ответа. Илия построил из камней жертвенник Яхве, велел трижды полить водой жертву и дрова и воззвал к Яхве - и тут же огонь Яхве поглотил и жертву, и дрова, и камни, и воду. Народ, пав ниц, уверовал, что Яхве есть Бог. Спасаясь от Иезавели, Илия ушел в пустыню, где просил смерти у Бога. Но явившийся ангел принес спящему Илии пищу и предрек дальнюю дорогу. После 40-дневных скитаний Илия пришел к горе Хорив, где Яхве обнаружил себя ему в тихом веянии ветра. Затем по воле Бога произошло чудесное вознесение Илии на небо в огненной колеснице.

Источник: Исторический словарь

Илия
фесвитянин, из жителей Галаадских», пророк Господа в Израиле (3 Цар. 17:1). Кроме вышеприведенных слов мы нечего не знаем о его родителях и о прежней его жизни. Неизвестный раньше, он вдруг появляется перед Ахавом и Иезавелью, обличая их в грехе и извещая о наказании от Бога. По повелению Господню он скрылся у потока Хорафа, где вороны приносили ему пропитание. После того, как поток высох, он пошел в Сарепту Сидонскую, где чудо доставило ему пропитание. Он исцелил сына своей хозяйки, возвратив ему жизнь. Затем он выступил перед Ахавом и перед многочисленной толпой израильтян на горе Кармиле. Там он просил Бога послать ему на жертвенник огонь. В ответ на молитву огонь ниспал с неба и сжег все, что было сделано для жертвоприношения. По его же молитве пошел обильный дождь после трехлетней засухи. Испытывая упадок духа вследствие малого воздействия Божьих откровений на народ и на его управителей, и будучи гоним, Илия бежал в пустыню. После того, как ангел Господень подкрепил его, он дошел до горы Хорива, где был утешен откровением силы и благодати Господа. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила царем над Сирией и Ииуя — царем над Израилем, и призвал Елисея на пророческое служение. Через некоторое время он опять обличил Ахава и Иезавель за их поступок с Навуфеем. Он предсказал смерть Охозии и низвел огонь с неба на двух начальников с 50 воинами, посланных, чтобы схватить его. Извещенный о том, что он скоро будет взят от земли, он вместе с Елисеем посетил пророческие школы, разделил реку Иордан, перешел через нее и был взят на огненной колеснице на небо. Свою верхнюю одежду, служение и благословение он оставил Елисею (3Цар. 17:19: 21: 4 Цар. 1:2). Может быть Илия раньше сам писал и оставил кому-нибудь из своих учеников письмо, в котором он обличал и предсказывал смерть иудейскому царю Иораму (2 Пар. 21:12 и дал.). Возможно, что Илия жил во время исполнения этого пророчества на земле (4 Цар. 1:17). Илия, как чрезвычайный посланник Бога, вместе с Моисеем, является представителем закона и пророков (Малах. 4); вместе с Моисеем он удостоился быть свидетелем преображения Христа и говорить с Ним о Его исходе (Мат. 17:3). И, однако же сильный в своей молитве, помилованный своим Богом, руководимый и сохраняемый Провидением, прославленный взятием живым на небо, он был такой же человек, как и всякий верующий в Христа (Иак. 5:17). Перед пришествием Мессии, как сказано у Мал. 4:5, пророк Илия должен был прийти и приготовить Ему путь (Лук. 1:17). В Иоанне Крестителе, говорит Христос, это пророчество исполнилось (Мат. 11:14; 17:12; Map. 9:13); ибо он пришел в духе и силе Илии.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Илия
второй после Исайи ветхозаветный пророк. Впервые упоминается в Третьей книге Царств (17, 1), где предвещает Ахаву бездождие в течение трех лет и сопутствующий ему голод. Затем после посещения царя пророк удаляется к потоку Хорив, где живет, питаемый воронами. Когда от предсказанной Илией засухи поток иссякает, пророк уходит в Сарепту к бедной вдовице. Там вновь происходит чудо: пока он живет у нее, мука и масло в кувшинах женщины чудесным образом не иссякают. А когда умирает ее сын, Илия возвращает его к жизни. После этого чуда Писание впервые называет его человеком Божьим. Через три года Илия возвращается к Ахаву и застает его ищущим места для пастбищ скота. Пророк предлагает собрать весь народ, чтобы просить у Бога дождя и окончания голода. И вот 850 жрецов Ваала собрались перед своим жертвенником и полдня бесновались перед своим идолом с тем, чтобы тот разжег на жертвеннике огонь. Вечером Илия соорудил жертвенник Истинному Богу и призвал Его в молитве. Господь низвел с неба огонь такой силы, что сжег не только жертву, но дрова, камни и поглотил даже воду, которую Илия налил в ров, окружавший его жертвенник. Пораженный чудом народ восклицал: «Господь есть Бог!». После этого лжепророков отвели на поток Кисон и по Закону Моисееву закололи как совратителей в идолопоклонничество. После истребления жрецов и последовавшего за ним гнева Иезавели, супруги Ахава, Илия должен был некоторое время скрываться. Позднее Господь дал пророку некоторые знамения, тогда тот вернулся к Ахаву и объявил ему о суде Божьем, который должен был постичь нечестивого царя. Ахав, выслушав Илию, раскаялся, поэтому Господь отложил кару до времен царствования его сына. Когда Ахав умер и воцарился Охозия, Илия бы послан Богом сказать ему, что тот умрет изза своей нечестивой жизни. Охозия в ответ приказал стражникам схватить Илию. Дважды по слову пророка отряды стражников уничтожал небесный огнь. В третий раз по мольбе пятидесятника люди Охозии остались целы, а пророк вместе с ними пошел к царю. В то время Охозия заболел и Илия пришел повторить ему Божий приговор (Четвертая книга Царств, 1, 117). Однако приближалось время, когда сам пророк должен был взойти на небо. По откровению Божию об этом знали его сыны и его ученик Елисей. Последний не отходил от него ни на шаг, а когда они пришли к Иордану, Илия ударил своей милотью по воде, воды расступилась и оба они, учитель и ученик, перешли на другой берег посуху. Илия сказал: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя?». «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», – отвечал Елисей. «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет», – сказал пророк. И вот когда Илия и Елисей шли вместе и беседовали, появилась огненная колесница, кони разделили их и Илия понесся в их вихре на небо. Елисей только «воскликнул: Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую на него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана». Елисей ударил по воде милотью Илии и воскликнул: «Где Господь, Бог Илии, – Он Самый?», и воды Иордана расступились перед ним и он перешел на его западный берег (Четвертая книга Царств, 2, 913). Три дня пророческие сыновья искали Илию и не нашли его тела. Больше пророк не являлся на земле до дня Преображения Господня. Здесь на горе Фавор Илия появился вместе с Моисеем и беседовал с Господом (Евангелие от Матфея, 17, 3–8).

Источник: Православная энциклопедия.

ИЛИЯ
мой Бог — моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3Цар 17:1). В первый раз мы встречаем Илию в 3Цар 17:1 перед Ахавом с грозных предвестием ему трехлетнего с половиною бездождия и вследствие сего голода. “Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову” (Сравн. Лк 4:25, Иакова 5:17). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами (17:5,6). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту — селение на Финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь, в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по Гречески: ??????? (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим (3Цар гл. 17). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдиею, искал где либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. “Ты ли это смущающий Израиля?” воскликнул Ахав при виде пророка. — “Нет, отвечал Илия, не я смущаю Израиля, и ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов” (18:17-18), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода. Предложение это Ахавом было принято, и вот пред идольским жертвенником стали 850 жрецов Ваала и Астарты: но тщетно они с утра и до полудня бесновались и просили Ваала низвести огонь на их жертвенник. “Кричите громким голосом, говорил им Илия, ибо он бог; может быть он задумался, или занят чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется” (18:27). Вечером же он сам соорудил жертвенник из 12-ти камней и, призвав имя Господа своего, молитвою низвел огнь с неба от Господа, истребивший и всесожжение, и дрова, и камни, и прах и поглотивший даже воду, бывшую во рве. Пораженный этим чудом, народ воскликнул: “Господь есть Бог! Господь есть Бог!” Отведенные к потоку Кисон, лжепророки идольские были закланы Илиею, согласно с законом Моисеевым, повелевавшим поступать так со всеми совратителями в идолопоклонство (18:1-40). После истребления жрецов, сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя: сам же вошел на вершину Кармила и преклонил лицо свое к коленям в молитве к Господу. И действительно, по молитве его небо со всех сторон покрылось дождевыми тучами и полились потоки дождя. Ахав сел в колесницу, заплакал и поспешил отправиться в Изреель; Илия, же, подкрепленный силою Божию, опоясал чресла свои и бежал пред колесницею Ахава, даже до самых ворот города (18:41-46). Так, окончив дело пророка, он воздал царю подобающую честь, как его подданный (Лк 4:25, Иак 5:17-18, Евр 11:35). Когда Ахав сообщил своей жене, идолопоклоннице Иезавели, о том какая судьба постигла жрецов Вааловых, то она сильно разгневалась и грозила Илии. немедленною смертью. Узнав об этом, Илия, чтобы спасти жизнь свою, пошел в г. Вирсавию, находившийся в царстве Иудейском, где он мог считать себя безопасным от преследований Ахава и Иезавели. Вирсавия находилась в расстоянии около 90 миль от Изрееля, но он не удовольствовался своим прибытием в этот город, а оставив здесь своего слугу, сам удалился далее на ю. в пустыню. Здесь он остановился, сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. “Довольно уже Господи, говорил он, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.” Потом он лег и заснул. И вот ангел коснулся его и сказал ему: “встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою.” Осмотревшись, Илия увидал в головах у себя хлебец, какие обыкновенно пекут на горячих камнях, и кувшин с водою. Подкрепившись чудесно посланною ему пищею, Илия встал и в продолжение 40 дней шел по дикой, каменистой и опасной пустыне Синайского полуострова, пока не достиг горы Хорив. Здесь он нашел себе убежище в одной пещере и провел ночь. И вот он слышит голос от Господа: “Что ты здесь Илия? — Возревновал я о Господе Боге Саваофе, отвечал Илия, ибо все сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем, остался я один, но и моей души ищут. чтобы отнять ее.” Господь повелел ему выйти из пещеры и стать на гору, в ожидании откровения Божия. Начались страшные знамения. Сначала разразилась ужасная буря с грозным вихрем, раздирающим горы и сокрушающим скалы; за бурею последовало землетрясение, потом пронесся огонь. После огня веяние тихого ветра (и там Господь). Он сказался не в буре, не в землетрясении, не в огне, но в вечерней прохладе, — в веянии тихого ветра. “Возвратись, сказал Илии Господь, и поди к Дамаску, и когда придешь, то помажь Азаила в цари над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в цари над Израилем: Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехочы, помажь в пророка вместо себя.” При этом Господь утешил и Илию, сказавши, что Он оставил для себя между Израильтянами еще семь тысяч мужей, которые не преклонили колен своих пред Ваалом и уста, которых не целовали идола (3Цар 19:1-18). Услыхав волю Божию, Илия снова отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел-Мехолы; помазал его в пророки, бросив на него милоть свою — символический знак посвящения в пророческую должность. Елисей тотчас же последовал за ним и стал служить ему (гл. 19). Далее в 3Цар говорится об Илии, что он получил повеление от Бога снова предстать пред Ахавом и объявить ему грозный суд Божий, имеющий совершиться над ним и его домом, по случаю умерщвления Навуфея и отнятия у него виноградника. “Ты убил и еще вступаешь в наследство”?. грозно сказал Илия Ахаву, явившись пред ним в Навуфеевом винограднике. Так говорит Господь, продолжал он, на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь.” Ахав сказал Илии: “Нашел ты меня враг мой! — Нашел, был ответ Илии, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Божиими. Так говорит Господь: Я наведу на тебя беды... И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама... И псы съедят Иезавель за стеною Изреели.” Выслушав сие. Ахав раскаялся, разодрал свои одежды, возложил на себя вретище и постился... так что Господь отложил Свой праведный суд над домом его до дней царствования сына Ахава, Охозии (3Цар 21:17-29). По смерти Ахава, пр. Илия был послан к сыну его, царю Охозии, сказать ему, что он умрет вследствие своей нечестивой жизни. Здесь свящ. писатель кн. Царств сообщает несколько интересных сведений о наружном виде человека Божия. “Каков видом тот человек, который вышел навстречу вам?” спрашивал Охозия у посланных им к Вельзевулу вопросить о своей болезни и встреченных на пути, по повелению Божию, пр. Илиею. — Человек, этот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, отвечали посланные. На это сказал царь: “это Илия Фесвитянин”! Два раза затем посылал царь своих пятидесятников схватить пророка, но оба раза они чудесно были попалены с своими отрядами огнем небесным. Третий пятидесятник с своим отрядом по своей усердной мольбе к пророку был пощажен, и Илия отправился с ним, и смело, перед постелью болящего Охозии, повторил ему смертный приговор от Бога (4Цар 1:1-17). Приближалось время взятия Илии на небо, Елисей и сыны пророческие по откровению Божию знали о том, что должно было совершиться, и Елисей не отходил от Илии ни на шаг. Они пришли к реке Иордану, Илия ударил своим плащом по реке; вода расступилась по обе стороны, и оба они перешли по сухому дну. “Проси, что сделать тебе прежде; нежели я буду взят от тебя? Сказал Илия. -Дух, который в тебе, пусть будет па мне вдвойне, отвечал Елисей. — Трудного ты просишь, сказал Илия. Если увидишь, как я буду взять от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет.” Они продолжали идти вместе и беседовали друг с другом. И вот огненная колесница и огненные кони разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. “Отец мой, omeц мой, колесница Израилева и конница его!” — воскликнул Елисей, и не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую на него, и пошел назад и стал на берегу Иордана. По примеру Илии, он ударил его милотию по воде и воззвал: “Где Господь Бог. Илии — Он Самый? и Иордан расступился туда и сюда, и Елисей перешел на западный берег реки. Тщетно сыны пророческие три дня искали тело Илии — его уже не было здесь, и он не являлся более на земле, до самого события Преображения Господня на горе Фавор, когда ученики Господа, Петр, Иаков и Иоанн, видели его вместе с Моисеем беседующим с Господом (Мф 17:3-8). Замечательное указание на пр. Илию находится у пр. Малахии (4:5-6). “Вот Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием.” Из Нового Завета мы знаем, что в означенном месте под именем Илии разумеется Иоанн Креститель (Мф 11:14, Мк 9:11-13, Лк 1:17). В духе и силе Илии имел совершать служение свое Предтеча Господа, Иоанн Креститель, уготовлявший путь Господу, и вот евангельское повествование прямо и определенно называет его именем Илии (Мф 17:10-12). Наконец, по верованию Православной Церкви, пр. Илия вместе с Енохом снова имеют придти на землю перед вторым пришествием Господа (От 11:3-12). В заключение скажем, что Магомет в своем Коране относится с великою похвалою о пр. Илии. Магометане, как и Иудеи, считают его посредником между небом и землею, который является в человеческом виде людям благочестивым на земле, посещает их в мечетях и синагогах и сообщает откровения Божий, особенно благочестивым мужам и раввинам. В Православной Церкви, равно как и в других христианских восточных церквях, имя пр. Илии занимает весьма высокое место. Это имя часто нарекается детям при их рождении; в честь пророка Божия Илии у нас на Руси воздвигнуто много храмов, и память его, 20 июля, празднуется церковью, как большой праздник. В Ефиопской церкви. Коптской и некоторых других имя пр. Илии также внесено в их календари, как святого, а память его празднуется 8-го февраля и 1-го декабря.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Илия
Завершив завоевание, израильтяне стали быстро переходить от скотоводства к земледелию и мирной жизни бок о бок с хананеями. Их отношение к иноверцам в первые годы было очень жестоким. Но такое положение не могло оставаться долго. Язык у обоих народов был сходный, что способствовало развитию контактов и заключению смешанных браков. Через несколько веков обе народности полностью слились. Переход к оседлости принес израильтянам материальный достаток и большие религиозные испытания. От ханаанеев они переняли не только искусство виноделия или строительство крепостей, но и их пышные религиозные праздники. Вскоре евреи стали почитать и старые хананейские святыни — храмы Ваала, Астарты, Гада, Анат и других богов, которые находились в Сихеме, Мегиддо, Бет-Шане и других городах. Автор Священной Истории говорит о своих соплеменниках, что они «оставили Яхве и стали служить Ваалам и Ашерам». Это, впрочем, не означало забвения или отторжения Яхве — он оставался Богом-покровителем всех израильтян. Но наряду с ним допускалось почитание и других богов. Политическая история израильтян тоже не стояла на месте В 1020 г до Р.Х. у них утвердилась царская власть. Первым царем стал Саул, которого в 993 г до Р.X. сменил Давид. При сыне последнего Соломоне (Шеломо) в Иерусалиме построили первый Храм Господень. Время первых царей было эпохой могущества и процветания. Однако, затем положение стало ухудшаться. В 922 г до Р.X. единое Израильское царство распалось — в Иудее продолжали царствовать потомки царя Давида, а в Израиле утвердился у власти Иеровоам (Иеровеам). Царская власть сразу ослабла и на севере и на юге, что привело к возникновению сильной религиозной оппозиции. Но, если в Иудее цари более или менее придерживались монотеизма, то в Израиле почитание хананейских богов сделалось нормой. Связано это было с тем, что Храм Господень остался в Иерусалиме, и для укрепления своего авторитета израильским царям надо было позаботиться о создании собственных религиозных центров. Уже Иеровоам восстановил в Вефиле и Дане — на южной и северной оконечности своего царства — древние святилища Эля. Здесь были установлены «золотые тельцы» — позолоченные изваяния быков. Таким образом был открыт путь к возрождению древних хананейских верований. Своего расцвета язычество достигло при царе Ахаве (869–850 г.г. до Р.X.), который был женат на финикиянке Иезавель. Царица была страстно привязана к культу тирского Ваала — Мелькарта. По ее настоянию в Самарии возвели храм Мелькарта. В честь Ваала регулярно устраивались великолепные торжества, а все пророки Яхве подверглись преследованиям — их казнили или изгнали из страны. В Библии мы читаем: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное перед очами Господа более всех бывших прежде него. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева». В это тяжелое время и начал свое служение Богу Илия — один из величайших пророков древнего Израиля. По преданию, он был уроженцем города Тишби и происходил из рода Ааарона. Рождение Илии ознаменовалось замечательным видением. В то самое время, когда мать Илии рожала его, Савах, его отец, увидел белообразных мужей, разговаривавших с младенцем. Затем они запеленали его огнем и стали кормить, влагая в рот огненный пламень. Этим видением Господь дал знать о появлении на свет нового пророка. Воспитанием и обучением Илии, как происходившего из священнического рода, занимались священники. С самых юных лет он предал себя Богу. Любовь его к Господу и верность Ему были безграничны. И поэтому все, что он просил у Бога, ему давалось. Но он никогда ничего не просил лично для себя. Когда Илия достиг зрелого возраста, он объявил настоящую войну Ваалу. К этому моменту Иезавели удалось расправиться со всеми поборниками Бога Израилева, так что Илии пришлось выступить в одиночку против царицы и царя, против Ваала и соблазненного народа. Рассказ об Илии в Библии начинается так: «И сказал Илия, пророк, фесвитянин, из жителей галаадских, Ахаву: «Жив Господь Бог Израилев, перед Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову…». После этого он удалился к потоку Хораф и поселился там. Вороны приносили ему хлеб с мясом каждое утро и вечер, а из потока он пил. Однако дождей не было, и вскоре поток пересох. Тогда Илия отправился в Сарепту Сидонскую. У ворот этого города он встретил бедную вдову и попросил у нее хлеба. Но был уже сильный голод, и вдова отвечала: «У меня ничего нет, кроме горсти муки в кадке и небольшого количества масла в кувшине. Сейчас я наберу дров, испеку хлеб для себя и для моего сына, а когда он кончится, мы умрем от голода». Илия сказал: «Не бойся, этого не будет, ибо сказал Господь Бог Израилев: «мука в кадке не истощиться, и масло в кувшине не убудет до того дня, пока Господь не даст дождь на землю». Так в действительности и было: вдова пекла хлеб, ела его вместе с Илией и своим сыном, между тем мука в кадке не истощалась и масло в кувшине не убывало. Какое-то время спустя сын той женщины заболел и умер. Она стала сетовать на свою судьбу и говорила Илии: «Божий человек! Ты пришел ко мне напомнить о моих грехах и умертвить моего сына». Илия взял тело мальчика, отнес его в свою горницу и стал молиться Господу. Бог услышал его голос, возвратил душу мальчика в тело, и тот ожил. Так Илия тайно жил в Сарепте, в то время, когда слуги царя безуспешно искали его по всему Израилю и даже среди соседних народов. Но вот однажды Господь сказал Илии: «Пойди, покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю». Илия вышел из своего убежища и бесстрашно предстал перед глазами Ахава. Царь спросил: «Ты ли это, смущающий Израиля?» Илия отвечал ему: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, питающихся от стола Иезавели». Ахав послал ко всем сынам Израиле-вым и собрал всех пророков на гору Кармил. Илия вышел к народу и сказал: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте». Но народ молчал, выжидая, что будет дальше. Илия продолжал: «Я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, возложу его на дрова, а огня не подложу. Они будут призывать своего бога, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, и есть Бог истинный». Евреи согласились и отвечали: «Хорошо, пусть будет так». Жрецы Ваала взяли тельца, который был им дан, приготовили его для жертвоприношения и начали призывать Ваала. С утра до полудня они возглашали: «Ваал, услышь нас!» Но не было им ни голоса, ни ответа. В полдень Илия стал смеяться над ними, говоря: «Кричите громким голосом, ибо он бог, может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» Миновал полдень, наступил вечер. Жрецы Ваала выбились из сил, но по- прежнему им не было ни голоса, ни ответа. Когда установленное время прошло, Илия сказал: «Теперь отойдите, чтоб и я совершил мое жертвоприношение». Они отошли и умолкли. Илия взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник во имя Господа, сделал вокруг жертвенника ров, положил на жертвенник дрова, а поверх них — рассеченного тельца. Потом велел: «Наполните четыре ведра водой и вылейте ее на жертву и дрова». Когда это повеление было исполнено, Илия велел сделать то же во второй и в третий раз. Вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. После этого Илия обратил свой взгляд на небо и сказал: «Услышь меня Господи! Да познают в сей день эти люди, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по Твоему слову. Да познает этот народ, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». В тот же миг упал с неба огонь, пожрал жертву, дрова, камни и прах и поглотил воду, которая была во рве. Увидев это, народ пал на землю и стал восклицать: «Есть Бог, Господь есть Бог!» Илия велел им: «Схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся». Народ сейчас же перехватал пророков. Илия отвел их к потоку Киссону и всех заколол там. Потом он сказал Ахаву: «Иди, ешь и пей, ибо слышен уже шум дождя». И действительно, вскоре небо сделалось мрачно от туч и от ветра и пошел большой дождь. Ахав не посмел ничего сделать с Илией, но когда жена его Иезавель узнала, что Илия убил мечом всех пророков Ваала, она послала сказать ему: «Если ты Илия, а я Иезавель, то пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душой того, что сделано с душой каждого из них». Илия поспешил укрыться от гнева царицы у горы Хорив. Там он вошел в пещеру и ночевал в ней. А утром было к нему слово Господне. Господь спросил: «Зачем ты здесь, Илия?» Пророк отвечал: «Возревновал я, о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили твои жертвенники, а пророков твоих убили мечом. Я последний остался в живых, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Господь велел ему: «Выйди и встань на горе перед лицом Господним, и Господь пройдет перед тобой. И будет большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы перед Господом, но не в этом ветре Господь. После ветра будет землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения — огонь, но не в огне Господь. Потом будет веяние тихого ветра. В этом ветре — Господь!» Илия сделал так, как ему было велено: встал у входа в пещеру и закрыл лицо плащом. И сказал ему Господь: «Иди и помажь Елисея, сына Сафатова из Авел-Мехолы в пророки вместо себя. И не сокрушайся так! Не все сыны Израилевы позабыли Меня и предались Ваалу. Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей, которые не преклоняли колена перед Ваалом и не целовали его идолов». Эти слова утешили Илию. Он пошел от горы Хорив и нашел Елисея, сына Сафатова, который как раз пахал свое поле. Когда Илия проходил мимо, Елисей оставил волов, побежал за ним и сказал: «Позволь мне поцеловать своего отца и свою мать, а потом я пойду за тобой». Илия отвечал: «Пойди и приходи назад». Елисей, отойдя, заколол своих волов, изжарил их мясо и раздал людям, чтобы они ели. А сам пошел за Илиею и стал служить ему. После этого прошло несколько лет, в продолжении которых Илия продолжал пророчествовать в Израиле и не уставал обличать Ахава. В конце концов царь раскаялся в своих грехах, умилился перед Господом, возложил на свое тело вретище, постился, спал на вретище и ходил печальный Но Иезавель продолжала грешить перед Господом. Между тем срок пророческого служения Илии подошел к концу, и Господь решил вознести его в вихре на небо. Когда Илия понял, что пришел конец его земному существованию, он захотел отослать от себя Елисея, но тот не пожелал оставить его. Так пришли они оба к Иордану и Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей отвечал: «Дух, который на тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет». Так они шли дорогой и разговаривали. Вдруг явилась огненная колесница и огненные кони и разлучили их обоих — Илия унесся в вихре на небо, а Елисей остался на земле. С тех пор он больше не видел своего учителя. Только милоть его (верхняя одежда) упала с неба к ногам Елисея. Поднимая ее, он обрел двойной пророческий дар, как и обещал ему Илия. Таков красочный рассказ Библии об этом пророке Явление его произвело на евреев огромное впечатление Илия стал как бы вторым Моисеем израильской религиозной истории. И хотя он не писал пророчеств и не оставил после себя никаких писаний, влияние его на древнюю израильскую религию было огромно. Он явился в решительный момент, когда угроза язычества представлялась самой серьезной, и нанес по нему сокрушительный удар. Более того, старые религиозные представления он наполнил новым очень важным содержанием, и именно благодаря Илии среди израильтян начал утверждаться взгляд на Яхве, как на единственного, универсального и всеобщего Бога, помимо Которого нет и не может быть других богов.

Источник: 100 великих пророков и вероучителей. 2002

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Энколпион с композицией «Распятие. Пророк Илия» из Довмонтова города Пскова

Прусакова Зоя Васильевна
Статья посвящена публикации креста-энколпиона, происходящего из раскопок В.Д. Белецкого в Довмонтовом городе Пскова в 1966 г. и поступившего на хранение в Отдел истории русской культуры Эрмитажа (инв. №ПД-66/43).

Похожие термины:

  • Илия, игум. Адрианова мон

    Ярославск. еп., 1641 г. {Половцов}
  • Саразон, Илия бен-Исаак Айзик

    — проповедник в России; умер в 1878 году в Иерусалиме. С.
  • Рабинович, Илия Акиба

    — раввин и писатель, род. в 1862 г., состоит ныне раввином в Полтаве. Примкнув сначала к сионизму, Р. вскоре стал противником этого движения и лидером антисионистов. В 1902 г. принял участие в краковском
  • Илия, игум. Дымского Антониева мон

    Новгородской еп. 1749 г. {Половцов}
  • Болховер, Арье-Леб бен-Илия

    — внук Исаака, родоначальника всех Болховеров, прозванного Ициком הנידמה שאד; Б. был раввином в Заславе (Волынской губ.) во 2-й половине 19 в. Из его произведений известны: 1) 
  • Илия, архиепископ новгородский

    (Иоанн) — святой, архиепископ новгородский, умер 7 сентября 1186 г.: память 7 сентября; мощи покоятся в Новгородском соборе. Был священником при храме св. Власия, на Волосовой улице, в Новгороде; в 1163 г.,
  • Илия, архим. Чудова мон

    в Москве, 1605 г. {Половцов}
  • Илия, архим. Истобинского Троицкого мон

    Пермск. еп., 1834 г. {Половцов}
  • Илия, архим. Печерского Вознесенского мон

    под Нижним Новгородом, 1509—1514 г. {Половцов}
  • Илия, архим. Симонова мон

    в Москве; † 1654 г. {Половцов}
  • Пумпянский, Арон Илия

    — писатель и общественный раввин. Род. в Вильне в 1835 г., ум. в Риге в 1893 г. Окончив в 1859 г. курс раввинского училища, П. совместно с О. Волем редактировал в 1860—1 г. русское Приложение к Гармелу; затем пер
  • Ойзерман, Иуда Ашер бен-Илия

    — раввин; род. в 1832 г.; в 1857 г. занял пост раввина в Пушолатах (Ковенской губ.), ныне (1911 г.) состоит раввином в Новогеоргиевске (Херсонской губ.). О. написал два тома респонсов "Bet Jehudah" (Вильна, 1880) и &q
  • Делятич, Илия бен-Авраам

    — раввин в Дельтите (Минской губ.), составил два комментария к "Aboth de r. Nathan", изданные одной книгой (Вильна, 1833): "Sch´ne Eliahu", глоссы и заметки к версиям Илии Виленского, и "Ben Abraham", толко
  • Авраам бен-Илия

    — сын "Виленского Гаона", род. около 1750, ум. в Вильне в 1808 г. А. получил первоначальное образование под руководством гениального отца, который был противником как мистицизма хасидов, так и пилпу
  • Илия Перец бен-Иссахар Бер

    — талмудист, род. в Вильне в 1806 г. (в годовщину смерти Илии-гаона, в честь которого и был назван Илиею), умер там же в 1866 г. во время холерной эпидемии; раввинское образование И. получил под руководство
  • Илия бен-Иоиль Гейльперн

    (прозванный Илией Зальменс) — знаток Талмуда и галахи, умер в Вильне в 1865 г. И. написал заметки и глоссы к книге "На-Torah wa-ha-Mizwah" раввина Мальбишаи; в этом труде И. проявляет большую эрудицию в рав
  • Левин, Иошуа Гешель бен-Илия Зеев

    — раввин, внук р. Хаима Воложинского и ученик р. Илии Роголера из Калиша, род. в 1818, ум. в 1883 г.; был одно время преподавателем в воложинском ешиботе, в 1871 г. занял пост раввина в Праге (предместье Варша
  • Илия Хаим бен-Нахум

    — раввин в Туреце (Гродненской губ.); автор "Aderet Elijahu" (Вильна, 1864), комментария к изложенным в ритуальном кодексе законам о патологических изменениях организма животного, влекущих за собою неп
  • Ландау, Исаак Илия бен-Самуил

    — известный проповедник, род. в Вильне в 1801 г.; был членом раввинской комиссии 1861 г. от Волынской губ.; в 1868 г. был избран проповедником и даяном в Вильне; ум. там же в 1876 г. Л. написал следующие сочинени
  • Раголер, Илия бен-Яков

    — выдающийся раввин и каббалист, потомок р. Мордехая Яффе; род. в 1794 г., ум. в Калише в 1849 г. Раголер был свободен от "пилпула"; он изучал талмудический текст без комментариев. Ему не были чужды св