[1886 (в нек-рых источ. 1890), Симбирск, ныне Ульяновск — после 1948, Одесса] — арт. оперы (бас), камерный певец, режиссер и педагог. Засл. арт. Республики (1932). С 1906 пел в церковном хоре, с 1907 — в хоре Симбир. муз.-драм. общества любителей под упр. Н. Никитина, с 1908 участвовал в оперных спектаклях этого общества. Окончив симбир. духовную семинарию, поступил в Казан. ветеринарный ин-т и одновременно участвовал в концертах Общества любителей рус. музыки. Исп. романсы М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова и др., выступал в партиях Варлаама ("Борис Годунов") и Чуба ("Ночь перед Рождеством") в отрывках из опер. В 1910—15 обучался пению в Петерб. конс. (сначала у Е. Иванова-Смоленского, с 1912 — у С. Габеля). В 1911 был принят солистом петерб. "Муз.-историч. общества" (осн. А. Шереметев). В 1912 дебютировал в партии Мефистофеля ("Фауст") на сцене петерб. Нар. дома. В том же году поступил на частные оперные курсы Раппопорта, где сцен. мастерство проходил под рук. Н. Фигнера (в 1915 подготовил с ним партию Мельника — "Русалка" А. Даргомыжского). В 1914 в консерваторском спектакле исп. партию Фигаро ("Свадьба Фигаро"). В 1915—18, 1920—24 и в 1928—56 солист Одесской оперы (в годы войны выступал с т-ром в Алма-Ате, Красноярске). В 1918—20 выступал в оперных спектаклях в рабочих р-нах Одессы под аккомпанемент рояля. Пел также в Свердловске (1924—25, 1927), Тифлисе (1925— 26), Киеве (1926—28). Гастролировал в Н. Новгороде (1912), Николаеве, Екатеринославе (1918), Абакане (1944).
1-й исп. партий: Профессора ("Трагедийная ночь"), Захара Беркута ("Золотой обруч"), Берсенева ("Разлом"), Сотника ("Сотник"), Сатаны ("Яблуневий полон"); в Одессе — Черевика ("Сорочинская ярмарка"), Сокальского ("Шорс" Б. Лятошинского), Свингали ("Трильби"), Пугачева ("Орлиный бунт"); в Свердловске — Мороза ("Князь Серебряный" П. Триедина); в Киеве — Ганса Закса ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); на рус. сцене — Амфортаса и Клингзора ("Парсифаль"). Лучшие партии: Руслан, Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Сальери, Гремин, Кочубей, Нилаканта, Мефистофель ("Фауст"). Др. партии: Сусанин (Жизнь за царя" М. Глинки), Фарлаф, Владимир Галицкий, Пимен, Досифей, Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Салтан, Додон (на укр. яз.), Томский, Златогор, Чуб ("Черевички"), Тарас Бульба ("Тарас Бульба" Н. Лысенко); Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Шонар ("Богема"), Марсель ("Гугеноты"), Сен-Бри, Джакомо, Цунига, Линдор, Копелиус, Дапертутто, Миракль, Симон, Тонио, Битерольф. Партнеры: М. Бочаров, А. Добровольская, Ю. Кипоренко-Даманский, Л. Липковская, Ф. Литвин. Пел п/у В. Дранишникова, А. Мелик-Пашаева, И. Прибика, С. Прокофьева, А. Хессина, Н. Черепнина.
Выступал и как камерный певец, в репертуаре к-рого были романсы А. Даргомыжского, М. Мусоргского, А. Рубинштейна, П. Чайковского. В 1920 вместе с А. Добровольской совершил конц. турне по югу России и Крыму (Ялта, Евпатория, Севастополь, Керчь, Мариуполь, Бердянск, Ростов-н/Д). Давал концерты в Поволжье. (Бывший на одном из концертов в Симбирске писатель С. Скиталец, высоко оценил талант певца. В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Красноярске, организовал худож. бригаду, к-рая выступала с концертами перед рабочими на заводах. В 1942 был назначен худож. рук. концертной бригады, к-рая выступала в действующей армии (за два мес. дала ок. 100 концертов).
Занимался также режиссерской деят-стью. В Одессе поставил "Руслана и Людмилу" (1920). "Наталку Полтавку" (1944), "Кармен" (1948, вместе с Н. Боголюбовым), "Русалку" А. Даргомыжского.
Преподавал в Одесской конс.
Соч.: Незабываемое // H. H. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. — Л., 1968. С. 119; Его голос уникальной силы и красоты... / О. П. Цесевиче // Музика (Київ). 1980. № 1. С. 26—27 (на укр. яз.); Мой 45-летний творческий путь на оперной сцене (машинопись). — в РО ЦНБ СТД.
Лит.: С. И. Ильин.// Театр. клуб, кино (Одесса). 1928. № 28. С. 17.