ИЛЬИН Владимир Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИЛЬИН Владимир Николаевич
16.8.1891, близ Киева - 1974, Париж) - православный богослов, литургист и историк культуры. Окончил Киевский университет по естественному (1913) и историко-филологическому (1917) отделениям, а также Киевскую консерваторию. До 1919 преподавал в Киевском университете, затем покинул Россию. За границей читал лекции по философии (Константинополь, Берлин, Прага). Изучение богословия продолжил в Германии, где слушал лекции А. Гарнака. С 1925 профессор Русской музыкальной академии в Париже и лектор Свято-Сергиевского Богословского института. Член Русского студенческого христианского движения: участвовал в экуменическом движении. Публиковался в различных периодических изданиях.
В книге «Преподобный Серафим Саровский» (Париж, 1925: 4-е изд. М" б/г) И. сочетает житийное повествование с научным исследованием жизни святого в контексте исторической эпохи. Святость Саровского чудотворца И. связывает с самой природой Православия, вышедшей из Древнего и Нового Израиля.
В книгах «Запечатанный гроб - Пасха Нетления» (Париж, 1926: 2-е изд.
Париж, 1991) и «Всенощное бдение» (Париж, 1927) И. рассматривает последование всенощного бдения и богослужений Страстной седмицы и Пасхи в связи с текстами Священного Писания, святых отцов и церковным искусством. Объяснение богослужений дается применительно к современной литургической практике в переводе на русский язык.
И. проявлял интерес к библейским исследованиям и написал книгу «Шесть дней творения» (Париж, 1930; 2-е изд. Париж, 1991). В этом экзегетико-апологетическом труде автор ставил своей задачей интерпретацию первых глав книги Бытия в аспекте достижений современной науки. Особую ценность в книге представляют историософские и богословские обобщения, что же касается ее естественно-научного метода, то в настоящее время книга кажется устаревшей.
В работах «Арфа Давида. Религиозно-философские мотивы русской литературы» (т, 1. Проза. Брюссель, 1960; 2-е изд. Сан-Франциско, 1980) и «Арфа Царя Давида в русской поэзии» (Брюссель, 1960) дано богословское осмысление духовных исканий в русской литературе XVIII-XIX вв. Неопубликованными остались главный труд его жизни - «Общая морфология» - этот своеобразный синтез богословия и философии, а также работы по истории философии, по науковедению и музыковедению.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Ильин, Владимир Николаевич

[16(29).08.1891—23.10.1974] — богослов, философ, музыковед. Уроженец с. Владовка Киевской губ. Окончил Киевский ун-т по физ.-матем., ист.-филол. и филос. ф-там; закончил Киевскую консерваторию по классу композиции. В 1918—1919 —приват-доц. Киевского ун-та. В 1919 эмигрировал сначала в Константинополь, затем переехал в Берлин, где в ун-те совершенствовался по богословию. Участник Религ.-филос. академии (1922—1940). В годы Второй мировой войны недолго жил в Германии. С 1949 проф. Рус. консерватории в Париже. Д-р богословия. Преподавал в Богословском ин-те и в ин-те Св. Дионисия в Париже. Активный деятель Рус. студенческого христ. движения. Умер в Париже. Автор ряда известных литургических и апологетических трудов. В них толкуется служба Святой Пасхи и всенощного бдения, приводится ряд естественно-науч. доводов в защиту христ. веры, разбирается символика Креста. Увлекался концепцией С.Булгакова. Осн. темой филос.-публицистического творч. И. была судьба России. Он искал ответ на вопрос, в чем причина зла в ее трагической истории. Это привело его в 1923 к сближению с развивавшимся в то время евразийским течением рус. эмигрантской мысли. Вместе с П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким, Г.В.Вернадским и др. он стал в 20-е гг. активным автором евразийских сб., периодических и непериодических изд. Там обосновывался самобытный, отличный от Зап. и Вост., путь развития России на фундаменте истинного православия и сближения со своими тюркскими ист. корнями. И. представлял и развивал гл. обр. религ. сторону этой концепции. Им предложена идея Номогенеза, устанавливающая взаимодействие духа и материи на основе закономерностей, предустановленных Божественной волей. Активно выступал против попыток ряда евразийских авторов сочетать религ. начало с апологетикой марксизма или идеями "общего дела" Н.Ф.Федорова. Известно также музыкальное и музыковедческое творч. И. Он оставил после себя 3 симфонии, пьесы, романсы и 2 оперы (на "Черную маску" Андреева и "Страшную месть" Гоголя).



Соч.: Евразийство и славянофильство // Евразийская хроника. Вып.4. Прага, 1923; К проблеме литургии в Православии и католицизме // Россия и латинство. Берлин, 1923; К взаимоотношению права и нравственности // Евразийский временник. Кн.4. Берлин, 1925; Столб злобы богопротивной // Там же; Преподобный Серафим Саровский. Париж, 1925; Всенощное бдение. Париж, 1926; Запечатленный гроб. Пасха нетленная. Объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Париж, 1926; Материализм и материя. Париж Варшава, 1928; Атеизм и гибель культуры. Варшава, 1929; Загадка жизни и происхождение живых существ. Париж, 1929; Социальные цели и достоинство Евразийства // Евразия. Париж, 1929; Религиозное и философское мировоззрение Федорова Н.Ф. // Евразийский сборник. Кн.6. Прага, 1929; Шесть дней творения. Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж, 1930; Эйдократическое преображение науки // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Кн.7. Париж, 1931; Под знаком диалектики // Там же; Арфа Царя Давида в русской поэзии. Брюссель, 1960; Метафизические и нравственные устои русской литературы и их антитезы // Возрождение. 1962. № 129; Тай-новидение у Пушкина и Лермонтова // Там же. № 130; Оккультизм Тургенева // Там же. 1963. № 134; Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987; Эссе о русской культуре. СПб.,


1997.

Г.Т.Койшибаев






Ильин, Владимир Николаевич


Род. 1891, ум. 1974. Православный философ, теолог, критик. До 1918 г. приват-доцент Киевского университета. В 1919 г. эмигрировал, был профессором русского Богословского института в Париже. Среди работ "Преподобный Серафим Саровский" (1925); "Всенощное бдение" (1927); "Шесть дней творения" (1930); "Загадка жизни и происхождение живых существ" (1929); "Арфа царя Давида в русской поэзии" (1960).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008