бывший иеромонах (сент. 1880 или 1881—1958), активный участник черносотенного движения. Из донских казаков (станица Мариинская Области Войска Донского), сын сельского дьячка (по др. данным диакона). Окончил Новочеркасскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1905) по первому разряду. Студентом принял монашеский постриг (1903). В 1905 преподавал духовное красноречие в Ярославской ДС, в это же время вступил в ряды Союза Русского Народа (СРН). В 1906 из-за недовольства семинаристов был переведен в Почаевскую лавру Волынской губ., где прославился своими выступлениями в защиту Православия и Самодержавия, а также против революционного движения, интеллигенции и евреев. Печатался в черносотенных газетах «Почаевский листок», «Вече», «Русское знамя» и др. Благодаря ораторским способностям приобрел значительное число почитателей и заслужил авторитет в монархическом движении. Возглавил Почаевский отдел Союза Русского Народа, насчитывавший, по некоторым данным, до 10 тыс. чел. Был приглашен в С.-Петербург и принят Императором Николаем II Александровичем. Находясь в столице, выступал со своими проповедями в салонах и во многих гвардейских полках.
В 1908, после нескольких предупреждений со стороны местных властей, недовольных резкостью выступлений Илиодора, он был переведен в Царицын для заведования Свято-Духовым Троицким подворьем. На новом месте Илиодор стал активным деятелем Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа, организованного еп. Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долгановым), фактически заняв следующее за владыкой место в партийной иерархии. Илиодор с церковного амвона активно критиковал «богатеев» и купцов, живущих трудом бедных людей, чиновничество и полицию, отчуждавших Царя от народа, и даже архиереев. Конфликтовал с редакторами местных газет «Царицынская жизнь» и «Царицынский вестник». Занимал непримиримую позицию в критике иудаизма и евреев. П. А. Столыпин так характеризовал его деятельность: «Ужасно то, что в исходных своих положениях Илиодор прав, жиды делают революцию, интеллигенция как Пангурово стадо, идет за ними, пресса также, да разве Толстой, подвергнутый им оплеванию, не первый апостол анархизма, но приемы, которыми он действует, и эта безнаказанность все губят и дают полное основание оппозиции говорить, что она права».»...По одним впечатлениям он как бы крайний; по другим, как бы склоняющийся к партии левых, причем есть даже такие суждения, что не есть ли он второй Гапон?», — докладывал о нем Саратовскому губернатору Царицынский уездный исправник. Сомнения эти были небезосновательны. Сам о себе Илиодор писал: «Я — революционер. Таким революционером был и Христос. Таким революционером, бунтовщиком, разбойником и я желаю быть. Я— ученик Христов. Хочу подражать Ему». Между тем, Илиодор обладавший ораторским талантом и влиянием на народ, собирал на свои проповеди и выступления до несколько тысяч человек. Как отмечал местный уездный исправник, «все его речи произносятся им с повышенным нервным тоном, с жестикуляцией, с топаньем ногами, посохом». Илиодор занялся амбициозной церковной застройкой, честолюбиво обещая «сделать из Царицына три Кронштадта» (т. е. затмить славу св. прав. Иоанна Кронштадтского). Итогом рьяной деятельности Илиодора, приводившей даже к столкновениям его почитателей с полицией, стало решение Св. Синода об удалении иеромонаха из Царицына. Однако в ответ на многочисленные жалобы его почитателей, Император Николай II дал Илиодору испытательный срок, и тот с триумфом вернулся в Царицын. Но убедившись, что бунтарь испытательного срока не выдерживает, Государь в янв. 1911 согласился на перевод его в один из захудалых монастырей Тульской епархии. Илиодор царской воле не подчинился, объявил голодовку и заперся со своими почитателями в построенном им храме. Перед хлынувшими в монастырь паломниками он выступил со своим знаменитым предложением еженедельно сечь министров розгами, а председателя Совета министров Столыпина драть еще и сугубо по средам и пятницам, «чтобы тот помнил постные дни». Схваченный жандармами Илиодор под конвоем был отправлен на новое место служения, откуда вскоре бежал, переодевшись в светское платье. Прибыв в Царицын, мятежный иеромонах со своими приверженцами заперся в Подворье (так называемое «царицынское сидение»). Попытки властей уговорить Илиодора успеха не имели, тогда П. А. Столыпин неожиданно для многих распорядился «прекратить всякие действия против монастыря и Илиодора». В мае 1911 Илиодор был вызван в Царское Село и принят Императором Николаем II.
В дек. 1911 он поддержал еп. Гермогена (Долганова), отказавшегося подчиниться Высочайшему повелению об увольнении его из Св. Синода, совместно с ним начал активную кампанию против Г. Е. Распутина, с которым ранее находился в дружбе. В янв. 1912 по постановлению Св. Синода Илиодор был заточен во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. Пытался бежать оттуда. План побега предполагал, что по прибытии в Царицын «Илиодор набатом созовет массы народа, как местного, так и пришлого; монахиня Ксения выбросит на крыше монастыря красный флаг; по выходе на площадь будет объявлено о низложении Государя с Престола как ненормального; затем будет призвано казачество к вооруженному восстанию». В нояб. 1912 Илиодор отправил в Св. Синод «отречение», подписав его кровью, со словами: «Да судит вас Вечная истина! Я же отрекаюсь от вашего Бога. Отрекаюсь от вашей веры. Отрекаюсь от вашей Церкви». Просил прощения у интеллигенции и евреев, против которых непримиримо выступал в свое время.«Народ израильский! Светоч мира! Ты особенно прости меня», — взывал Илиодор. Монархисты, до тех пор активно защищавшие иеромонаха перед властью, отвернулись от богохульника и крамольника. В конце 1912 Илиодор был лишен сана и расстрижен, после чего уехал на Дон, женился, стал проповедовать новую религию «разума и солнца».«Колдуном я раньше был— народ морочил», — говорил Труфанов о своем священстве. Близ станицы Мариинской основал религиозную общину «Новая Галилея», начал строить «Храм Солнца». За богохульство и оскорбление монарха в своих речах был привлечен к дознанию. Организовал покушение на Распутина, которое осуществила 29 июня 1914 поклонница Труфанова Х.Гусева. Распутин был тяжело ранен, а Труфанов при помощи революционного подполья в женском платье бежал за границу, где опубликовал ряд клеветнических материалов, порочащих Царскую Семью. Перед революцией жил в Норвегии. Приход к власти большевиков поддержал. В марте 1919 по этому поводу заявлял: «К Октябрьской революции отношусь сочувственно, ибо после Февральской революции остались помещики, купцы и фабриканты, которые пили народную кровь».
В 1918–1919 вернулся в Царицын, возобновив проповедническую деятельность: создал «мистическую коммуну» и объявил себя «русским папой», «патриархом живой христовой церкви». Затем сотрудничал с Ф.Э.Дзержинским в атеистической пропаганде. В 1922 был выслан из Советской России за границу. Попав в США, Труфанов обошел едва ли не все известные церкви и секты. По слухам, в последнее время он работал не то швейцаром, не то таксистом и умер в нищете. По характеристике Саратовского губернатора П. П. Стремоухова, «Илиодор был не только опасным авантюристом, мечтавшим выдвинуться и сыграть крупную роль для удовлетворения своего ненасытного честолюбия. Никаких убеждений ни левых, ни правых, у него никогда не было. Служить Богу либо черту ему было совершенно безразлично, лишь бы добиться своих ближайших целей».
Соч.: Видение монаха. М., 1907; За что царь распустил Вторую государственную думу. Харьков, [1907]; Когда же конец? М., [1907]; Правда о Союзе русского народа, Союзе русских людей и др. монархических партиях. Одесса, 1907; Его преосвященству, преосвященнийшему Гермогену, епископу Саратовскому и Царицынскому иеромонаха Илиодора доклад. М., 1908; Где ты, Господи? Из поучений иеромонаха о. Илиодора. Сухум, 1911; Святой чорт (Записки о Распутине). М., 1917, 1991; Тайны Дома Романовых. М., 1917; «Вести русскую массу к политической коммуне нужно через религиозную общину. Письмо иеромонаха Илиодора В. И. Ленину» / Вст. ст., коммент. и подг. текста к публ. Е. В. Булюлиной, И. В. Гарсковой // Отечественные архивы. 2005. № 4 и др.
Лит.: Архив русской революции. М., 1993. Т. 16; Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911–1917. М., 2001; Патрашкин С. Илиодор // Русская мысль. 1912. Книга III. Отд. XIV; Переписка и другие документы правых 1911 года // Вопросы истории. 1998. № 10; Почаевские известия. 1908. 16 окт.; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998. Т. 1–2; Правые партии и организации в Поволжье: идеологические концепции и организационное устройство (1905–1917). / Сост. Е. М. Михайлова. М., 2002; Савицкая О.Н. Православное духовенство в правомонархическом движении. 1905–1914 гг. По материалам Саратовской губ. // Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2001; Саратовский духовный вестник. 1908. 21–28 сент.; [Степанов С. А.] Илиодор (С.М.Труфанов) // Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993; Его же. Черная сотня в России (1905–1914 гг.). М., 1992; Его же. Черная сотня. М., 2005; Харьковская весть. 1908. 23 авг.; Царицынская жизнь. 1908. 8 авг. Арх.: ГАВО. Ф. Р-37. Оп. 2. Д. 10. Л. 54–54 об.; ГА Саратовской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 7289, 7589, 7590, 7913, 8775, 8949, 8951, 10296; Ф. 8. Оп. 1. Д. 917, 924. А. Иванов, Е. Михайлова
ИЛИОДОР, ТРУФАНОВ Сергей Михайлович
ИЛИОДОР, ТРУФАНОВ Сергей Михайлович
Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008