ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
(лат. Illustration — освещение, наглядное изображение) — разновидность изобразительного искусства, служащая для образного пояснения и дополнения литературных текстов, книг, журналов, газет. Искусство иллюстрирования заключается в том, чтобы иллюстрация воспринималась как единое целое с иллюстрируемым текстом, как его органичное допол-нение. Исторически первым видом иллюстрации была миниатюра (Китай, Византия). После изобретения книгопечатания и ксилографии иллюстрация стала основ-ной частью графики. К различным видам иллюстрации относятся рисунки, репродукции, гравюры, карты, таблицы и т.д.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Иллюстрация
от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — худож. произведение небольшого размера в средневековых рукописных книгах, выполненное и раскрашенное от руки. У каждого мастера были свои секреты изготовления краски и клея, заимствованные из рецептов визант. и вост. мастеров. Прежде чем накладывать краски на пергамент, их смешивали с яичным белком. Синюю получали из индиго, из цветков василька, а также из минерала лазурита; красную — из плюща, но особенно ценили киноварь и сурик, который получали при нагревании свинцовых белил; зеленую — из малахитовой зелени, желтую — из отвара корней и стеблей шафрана, коричневую — из отвара ольхи, луковичной шелухи. Получали и искусственные краски: «золотую» — из порошка меди и цинка, «серебряную» — из смеси олова и цинка. «Золотые» участки миниатюр полировали до блеска зубом кабана.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунок, фотография, репродукция, карта, схема и т. п.). В более узком смысле – разновидность графики; искусство оформления книги. Перед художником-иллюстратором стоит задача дополнить и обогатить изобразительными средствами содержание книги, показать то, что «нельзя выразить словами», с помощью линейного ритма, экспрессии штриха, соотношения пятен цвета. Некоторые художники избирают для иллюстрирования ключевые моменты повествования, другие создают эмоциональный «аккомпанемент» книги. Иллюстраторы не стремятся передать иллюзию объемов и глубинное пространство, а, напротив, всеми средствами подчеркивают связь графического изображения с плоскостью листа, с начертанием шрифта. Книжная иллюстрация должна быть одновременно зримым образом и орнаментальным знаком.
Самые ранние из дошедших до нас иллюстраций были в папирусах Древнего Египта («Книга мертвых», ок. 1400 г. до н. э.). Миниатюрами украшали позднеантичные и средневековые манускрипты. Иллюстрации в рукописных книгах первоначально представляли собой лишь орнаменты, обрамляющие текст. Затем появились инициалы – богато украшенные заглавные буквы и миниатюры с изображением Христа, Богоматери, святых («Остромирово Евангелие», 1056–1057 г.). В 15 в. в Западной Европе иллюстрации выполнялись в технике гравюры на дереве (ксилографии), они вырезались на одной доске с текстом и печатались вместе с ним; после изобретения книгопечатания (1450) вырезались отдельно и помещались вместе с наборным шрифтом. Их отличает простота и обобщенность контуров, ритмически перекликающихся с рисунком шрифта (А. Дюрер, X. Хольбейн Младший в Германии, Лука Лейденский в Нидерландах, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии и др.). Со второй пол. 16 в., когда появилась гравюра на металле, книжная иллюстрация стремилась к передаче пластического объема фигур и предметов. В 17 в. графические работы выполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особую популярность искусство иллюстрации приобрело в 18 в., когда распространилась резцовая гравюра на металле. Под стиль иллюстраций подбирался шрифт, эффектные декоративные виньетки и концовки (Ю. Гравло, Ш. Эйзен, Ж. М. Моро Младший и др.). Особой цельностью отличались издания, где автор был одновременно и иллюстратором (английский поэт и художник У. Блейк). В нач. 19 в. иллюстрация переживает новый подъем в связи с изобретением торцовой гравюры (Г. Доре). Для графических работ английских мастеров рубежа 19–20 вв. У. Морриса и О. Бердсли характерны утонченные приемы стилизации, умение передать «дух» книги. Замечательными мастерами оформления книги были русские художники из объединения «Мир искусства», которые считали своей задачей не иллюстрировать текст, а создать «единый книжный организм» (иллюстрации А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, М. В. Добужинского к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, И. Я. Билибина к русским народным сказкам и др.), а также В. А. Фаворский (иллюстрации к «Слову о полку Игореве» и др.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Русская апокалиптическая иллюстрация: происхождение и развитие рецензия на Кн. : Чинякова Г. П. Древ

Ануфриева Наталья Викторовна
The problems of studying iconography of the illuminated manuscripts of Apocalypses touched in the 19th century by F. I. Buslaev, have remained relevant in modern science and are also reflected in the researchers’ works.
Читать PDF
0.00 байт

"ВСЕМИРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ" В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 ГГ

Кочукова О.В., Кочуков С.А.
В статье рассматривается роль журнала «Всемирная иллюстрация» в формировании художественных образов Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Советская книжная иллюстрация и неофициальное искусство конца 1950-х - 1980-х гг

Ескина Екатерина Владимировна
В конце 1950-х начале 1960-х гг. в отечественную книжную и журнальную иллюстрацию пришло новое поколение молодых художников, многие из которых позже стали видными представителями неофициального искусства.
Читать PDF
0.00 байт

Иллюстрация как средство достижения релевантности текста: межотраслевой подход

Бородина Светлана Дамировна, Еманова Юлиана Геннадьевна, Яо Михаил Константинович
В статье впервые предпринята попытка межотраслевого анализа иллюстрации, расширяющего современное представление о книге, необходимое для понимания и сохранения её как объекта культуры, в котором соединены книжная графика и художес
Читать PDF
0.00 байт

Живописный портрет Бенвенуто Челлини как иллюстрация для его книг

Насобин Олег Брониславович
В статье отмечается, что свою искрометную автобиографию Бенвенуто Челлини оставил незавершенной в 1562 году.
Читать PDF
0.00 байт

Русская журнальная иллюстрация XIX века: методика систематизации

Каск А.Н.
Русская журнальная иллюстрация XIX века явление еще недостаточно исследованное, в особенности с точки зрения тяготения к вымыслу и фантазии при создании изображения или, напротив, к строгой документальности, реалистичности как в с
Читать PDF
0.00 байт

Иллюстрация детских книг в современной Японии: базовые принципы и основные имена

Васильева Екатерина Викторовна, Ли Марина Николаевна
Японская традиция детской книжной иллюстрации занимает специфическое положение как в современном художественном пространстве, так и в контексте современной культуры, являясь одним из наиболее интересных ее феноменов.
Читать PDF
0.00 байт

Культурологические исследования с использованием синергетики: иллюстрация метода

Овсянников Валерий Петрович
В статье показываются возможности метода исследования социокультурных процессов на основе синергетического подхода, который расширяет объяснительный потенциал культурологии.
Читать PDF
0.00 байт

Русская народная сказка как иллюстрация отечественной половой культуры

Страхов А. М.
Читать PDF
0.00 байт

Иллюстрация марийской учебной литературы в творчестве художника З. Лаврентьева

Мамонтова М.С.
Cтатья посвящена вопросам иллюстрирования учебной литературы. Особое значение имеет издание национальной литературы как формы трансляции культуры молодому поколению.
Читать PDF
0.00 байт

Иллюстрация в учебнике - коммуникация или ослепление?

Безрогов Виталий Григорьевич
В статье рассмотрена роль иллюстративного ряда в той коммуникации, которую моделирует учебная литература для начальной школы.
Читать PDF
0.00 байт

Иллюстрация и европейская рационализация классической поэтики

Марков А. В.
В статье рассматривается меняющееся содержание идеи наглядности в ренессансной рецепции античных поэтик и риторик: из свойства изложения наглядность, благодаря новой концепции поэтического творчества, превращается в отвлечённую ид
Читать PDF
0.00 байт

Попытка открыть шкатулку Лемаршана или видеоряд как иллюстрация песенного материала

Е.Э. Никитина
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис и иллюстрация в книге «Окна» Дины Рубиной и Бориса Карафелова

Бочкарёва Нина Станиславна, Загороднева Кристина Владимировна
Исследуется многослойное взаимодействие литературы и живописи в книге Д. Рубиной и Б. Карафелова «Окна» (2012). С одной стороны, весь текст позиционируется авторами как экфрасис картин художника.
Читать PDF
0.00 байт

Роман в тувинской литературе: иллюстрация основных закономерностей развития действительности

Комбу С.

Найдено книг по теме — 16