Ильм

Найдено 1 определение
Ильм
знание, наука. Источником знания является Аллах. Стремление к ильму поощряется в Исламе и является богоугодным делом. Уже в первом ниспосланном пророку Мухаммаду аяте Корана говорится о необходимости приобретения знаний: "Читай во имя Господа твоего, который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой–Щедрейший...! (Коран, 96: 1–3). А всего в Коране слово «ильм» и его различные формы встречается сотнями раз. Наряду с понятием «ильм» часто употребляется «марифа»–внеопытное знание, которое достигнуто иррациональным путем в результате длительной практики опыта и субъективных ощущений. Знания бывают неопосредованными и опосредованными. Неопосредованные знания даются человеку Аллахом с момента его рождения путем умозрительного постижения окружающего мира. Опосредованные же знания могут быть получены путем умственного труда, специального изучения различных наук, проблем. Полученные человеком знания разделяются на шариатские (т.е. религиозные) и нешариатские (светские). В Исламе знания могут приобретаться тремя путями: 1. Органами чувств, посредством которых познается окружающий мир; 2. Различными сообщениями, которые передаются другими людьми или средствами (См. Хабар аль–Мутаватир и Хабар аль–Ахад); 3. Разумом, аналитическим мышлением, которому в Исламе придается большое значение. При этом различаются исходные положения, принимаемые без доказательств и лежащие в основе доказательств истинности других положений. Такие знания называются бедихи (аксиомами). Если же знание было получено в результате исследования, на доказательной основе, то оно называется истидлал. Приобретение необходимых знаний по религии, в Исламе является необходимым качеством (фард) всех верующих, так как они должны различать дозволенное от запретного, хорошее от плохого. В одном из хадисов пророк Мухаммад сказал: «Изучение ильма является обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Ибн Маджа, Мукаддима, 17). Что же касается остальных наук, то их изучение также является необходимостью (фард аль–кифая), но не для всех мусульман, а только для той части из них, которая профессионально занимается светскими науками. В Исламе основой любой несправедливости, и даже безбожия и язычества является невежество и безграмотность. Тот, кто изучал и понял зло, которое исходит от неверия, никогда неверным не станет. Согласно Корану, грамотные люди и невежды не равны перед Аллахом: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (39: 9). По причине того, что Ислам высоко ценит образованность, в мусульманском обществе всегда уважали ученых. Знатоков религиозных наук обладающие познаниями в различных областях исламского вероучения и права называют улама (или улемами). Улемы занимаются наукой бескорыстно, не преследуя никакие другие цели (материальные или карьеристские), помимо укрепления шариата и основ Ислама. Ученые обязаны добросовестно относиться к изучению различных наук, не заниматься наукой только ради карьеры, материальной прибыли. Ученые также должны быть скромными людьми, а не горделиво кичиться тем, что они много знают. Псевдоученых, которые занимаются не столько наукой, сколько показухой, называют улама ашшу. Главная цель ученых должна заключаться в том, чтобы довести приобретенные знания до народа, применить их во благо и ради процветания своих стран. Полученные знания нельзя скрывать, их необходимо передать их своим ученикам. В Исламе существует много религиозных наук. Некоторыми из них являются: – Ильм аль–адаб–наука о правилах приличия, воспитанности, хороших манерах;–Ильм аль–калам–калам, философская наука о сущности и атрибутах Аллаха, проблемах метафизического и эсхатологического характера (См. Калам); – Ильм аль–таджвид–наука о правилах правильного чтения Корана; – Ильм аттафсир–наука о толковании Корана (См. Тафсир); – Ильм аль–хадис–хадисоведение, наука о хадисах и их классификации (См. Хадис); Краткие сборники вероучительных, правовых и этических положений исламской религии называются «ильмихалами». Эти сборники предназначены для самого широкого круга верующих мусульман, которые на их основе следуют предписаниям религии.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007