ИЛОВАЙСКИЙ Дмитрий Иванович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИЛОВАЙСКИЙ Дмитрий Иванович
(1832-1920) Историк, публицист. Окончил Моск. ун-т (1854), преподавал там же, профессор. С 1862 в отставке, занимался научной и публицистической деятельностью. В 1897-1916 изд. и ред. газ. "Кремль" в Москве. Придерживался дворянско-охранительных взглядов, сторонник «великодержавного национализма», подвергался критике со стороны либерального об-ва за юдофобство и полит. консерватизм. Тр. по истории России, истории славян. Автор учебников для гимназий по русской истории.
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

ИЛОВАЙСКИЙ Дмитрий Иванович
11/23.02.1832 - 15.02.1920), русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления, твердо стоял на позициях - "Православие, Самодержавие, Народность".
После окончания Московского университета преподавал историю в гимназиях, параллельно занимаясь историческими исследованиями. Его первые работы "История Рязанского княжества" (1858) и "Гродненский сейм 1793" (1870) поставили его в ряд крупнейших русских историков. В исследовании "О мнимом призвании варягов" (1871) Иловайский убедительно показал несостоятельность норманнской теории и сделал вывод, что "иностранный элемент" не оказывал существенного влияния на процесс развития Древней Руси".
В 1876-1905 Иловайский выпускает "Историю России" (тт. 1-5), в которой, следуя исторической концепции Н.М. Карамзина, дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича. Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях. Обладая хорошим художественным слогом, умением кратко и точно излагать факты, Иловайский написал несколько учебников по истории, которые многократно переиздавались (некоторые 44 и 26 раз) и пользовались заслуженной популярностью среди учащихся.
Как публицист Иловайский сотрудничал со многими патриотическими изданиями. В 1897-1916 издавал и редактировал православно-патриотическую газету "Кремль", отстаивавшую интересы русского народа, противостоявшую деятельности "инородческих элементов", засилью иудейско-космополитических сил в российской журналистике. В 1905 Иловайский вступил в "Союз русских людей". После 1917 многократно арестовывался еврейскими большевиками. Зверски убит при невыясненных обстоятельствах.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Иловайский, Дмитрий Иванович

Иловайский Дмитрий Иванович


— русский историк, род. в 1832 г., в 1854 г. окончил Моск. унив., где короткое время состоял в числе преподавателей, затем отдался исключительно литературной и публицистической деятельности. Труды его в области русской истории начались с специальных монографий, посвященных областной истории древнего периода ("История Рязанского княжества", М., 1858; магист. диссертация) и времени разделов Польши ("Гродненский сейм 1793 г.", М., 1870, докт. дисс.), и вызвали одобрительное отношение критики, которая отметила в них серьезные достоинства. Затем И. занялся составлением общей истории России; работая над древним периодом ее, он выступил с рядом статей, позднее объединенных в одно общее исследование ("Разыскания о начале Руси", М., 1876), в которых заявлял себя решительным противником норманнской теории (см. Варяги) и, настаивая на туземном происхождении древнерусского государства, развивал еще теорию о существовании особой приазовской Руси. Теории эти встречены были сильными возражениями и не приобрели себе права гражданства в русской исторической науке. Собственно "История России", которую начал затем издавать И. (первый том вышел в М. 1876 г. — четвертый — "Смутное время. Окончание истории России при первой династии", М., 1894), нашла себе довольно согласную оценку в специальной критике, признавшей за этим трудом исключительно значение компиляции, составленной, главным образом, по Карамзину и Соловьеву, причем некоторые критики склонны были дать такого рода оценке и более резкую формулировку (проф. П. Безобразов — в "Рус. Обозрении", В. Н. Сторожев — в "Вестн. Европы", проф. С. Ф. Платонов — в "Ж. М. Н. Пр." за 1891 г.). Некоторые мелкие статьи и исследования И. изданы в 1882 г. отдельной книгой ("Мелкие сочинения", М.). Кроме научных трудов И. составил еще учебники всеобщей и русской истории для разных возрастов (младшего, среднего и старшего) воспитанников среднеучебных заведений. Учебники выдержали длинный ряд изданий и получили широкое распространение в нашей средней школе, благодаря близости к министерской программе. Как публицист, И. выступал со статьями охранительного характера преимущественно в "Русск. Архиве", "Русск. Вестнике", "Русском Обозрении", "Моск. Ведомостях" и "Нов. Времени".


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иловайский Дмитрий Иванович

Иловайский, Дмитрий Иванович - историк и публицист. Родился в 1832 г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за ""Историю Рязанского княжества"" (М., 1858; переиздано в ""Собрании сочинений"", 1884), степень доктора - за ""Гродненский сейм 1793 г."" (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в ""Разысканиях о начале Руси"" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная ""История России"" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком ""Петр Великий и царевич Алексей"" начал в ""Кремле"" (№ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В ""Истории"", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к ""Истории"" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в ""Истории"". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа ""Кремль"", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 №). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Пробудившийся за последние годы интерес к ранней русской истории вызвал ряд работ, сходящихся в отдельных пунктах с Иловайским. - Ср. ""Исторический Вестник"" (1884, 1 и 3); С. Венгеров ""Источники для словаря русских писателей"" (II, СПб., 1910); М. Грушевский ""Iсторiя Украiни Руси"" (I, Львов, 1904); Д. Багалей ""Русская историография"" (Харьков, 1911); Г. Варац ""Происхождение летописного сказания о начале Руси"" (Киев, 1913); К. Иностранцев ""Хунь-ну и гунны"" (""Живая Старина"", 1900, века 3 - 4); ""Русское Богатство"" (1897, № 7; ст. С. Южакова); А. Шахматов ""Разыскания о древних русских летописях""; Л. Пантелеев ""Из воспоминаний прошлого"" (СПб., 1905). С. Ч.

Источник: Биографический словарь. 2008

ИЛОВАЙСКИЙ Дмитрий Иванович
11.02.1832— 15.02.1920), тайный советник, историк, публицист, педагог, общественный деятель, участник право-монархического движения. Родился в г.Раненбурге Рязанской губ. в семье мещанина, служившего управляющим имением гр. Пален. Окончил 3-классное Ранененбургское уезд. училище, в 1843 поступил в 1-ю гор. гимназию, с 4-го класса содержал себя репетиторством. За проявленные в гимназии способности был рекомендован пед. советом на историко-филологический ф-т Московского ун-та. В ун-те проявил себя как один из лучших студентов. В гимназии и в ун-те был однокашником издателя и редактора исторического журнала «Русский архив» П. И. Бартенева, с которым позже находился в приятельских отношениях. С началом Крымской войны собирался уйти с выпускного курса в действующую армию, но в связи с обнаружившимся у него туберкулезом намерение Иловайского не реализовалось (но в следующую — Русско-турецкую войну 1877–1878 он побывал на фронте, будучи уже известным историком, был под Плевной, стремясь разобраться в причинах неудач русской армии).
Окончив ун-т (1854), несмотря на стремление к науке, как казеннокоштный студент Иловайский должен был 6 лет отработать полученное образование по назначению учебного округа. Получив назначение «старшим учителем по предмету истории» в свою родную гимназию, проработал в ней около 4 лет, параллельно изучая историю края и готовя магистерскую диссертацию. В Рязани познакомился сМ. Е. Салтыковым-Щедриным и входил в кружок местных либералов, обсуждавших грядущие реформы по освобождению крестьян (позже перешел на славянофильские позиции). Вскоре трудолюбивого учителя заметили в Московском учебном округе и благодаря ходатайству гр. А. С. Уварова перевели в 3-ю московскую гимназию. В 1858 защитил магистерскую диссертацию по теме «История Рязанского княжества», за которую был удостоен Уваровской премии Петербургской АН. Затем Иловайский некоторое время в качестве адъюнкта преподавал на юридическом ф-те Московского ун-та (по кафедре всеобщей истории), но в 1862 оставил службу, всецело посвятив себя науке, публицистике и изданию учебников. В 1870 защитил докторскую диссертацию — «Гродненский сейм 1793 г.».
Более 30 лет он работал над пятитомной «Историей России», много сделал для изучения славянства. Член целого ряда научных обществ. Автор учебников по русской и всеобщей истории (до 1917 его пособие по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего — 36 раз, по всеобщей истории для среднего возраста — 35 раз и для старшего — 30 раз). К 25-летию ученой деятельности был произведен в действительные статские советники, что давало потомственное дворянство. Это было особой монаршей милостью, т. к. Иловайский практически не находился на гос. службе. По политическим взглядам в зрелые годы был сторонником твердой самодержавной власти, опирающейся на Православие и единение сословий. Сам себя относил к приверженцам «здорового консерватизма», имея в виду верность основам русского гос. быта при признании необходимых новшеств русской жизни. Сторонник «великодержавного национализма», противник привлечения иностранного капитала в русскую экономику. Со статьями охранительного содержания печатался в «Русском архиве», «Русском вестнике», «Русском обозрении», «Московских ведомостях», «Новом времени». В 1897–1916, на доходы от издания учебников, издавал собственную ежемесячную православно-патриотическую газету «Кремль», состоящую исключительно из его собственных публикаций (он же был редактором и распространителем). Будучи сторонником представительных учреждений, первоначально приветствовал Манифест 17 окт. 1905, но с углублением революционной смуты разочаровался в нем, перейдя в лагерь крайне-правых. Действительный член Русского Собрания (РС), член Союза Русских Людей и Русского Монархического Собрания (РуМоСо).
В нояб. 1908, когда Иловайский отмечал 50-летний юбилей научной деятельности кроме известных ученых, коллективов научных обществ и музеев приветственные телеграммы ему направили многие руководители монархических организаций: А. А. Сидоров, А. И. Савенко, Страхов В. В. (от Киевского Клуба Русских Националистов); Б. В. Назаревский (от Русской Монархической Партии и РуМоСо); Н. Н. Родзевич (от Одесского Союза Русских Людей); еп. Евлогий (Георгиевский), И. П. Созонович, С. Н. Воейков, Н. Е. Марков, Г. Г. Замысловский (от фракции правых III Гос. Думы); Б. В. Штюрмер, В. Н. Поливанов, А. А. Чемодуров (от правой группы Гос. Совета); В. М. Пуришкевич (от Русского Народного Союза им. Михаила Архангела), кн. М. Н. Шаховской (от РС) и др. Между тем, твердый консерватизм, национализм и юдофобство привели к крайней непопулярности Иловайского в либеральных ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Был женат дважды. Первая жена и все трое детей от первого брака (двое сыновей и дочь Варвара, бывшая замужем за И. В. Цветаевым — отцом поэтессы Марины Цветаевой) рано умерли. Во втором браке был женат на Александре Александровне (урожд. Коврайской, 1852–1929, убита грабителями), от которой имел трех детей, двое из которых — Надежда и Сергей умерли в 1904 (в 22 и 20 лет), а дочь Ольга, по словам М.Цветаевой, для Иловайского «хуже, чем умерла: бежала к человеку еврейского происхождения в Сибирь, где с ним и обвенчалась». Дочери, за то, что та ввела в его род еврейство, он так и не простил. В 1918 86-летний старец «за убеждения» был арестован ЧК, просидел в заключении три недели, но стараниями поэтессы М.Цветаевой, имевшей связи среди евреев-чекистов, был освобожден. Причем, родной внук Иловайского сводный брат Цветаевой Андрей просил поэтессу ни в коем случае не рассказывать деду об обстоятельствах освобождения, «узнает — обратно запросится». На допросах ЧК вел себя достойно и мужественно. На вопрос о политических убеждениях, если верить Цветаевой, ответил: «А мои труды читали? Был монархист, есть монархист. На десятом десятке, сударь мой, не меняются». Цветаева со слов очевидца допроса приводит еще один характерный эпизод. Следователь спрашивает, как Иловайский относится к Ленину и Троцкому.«Подсудимый молчит, мы уже думаем, опять не понял, или, может быть, глухой. И вдруг, с совершенным равнодушием: «К Ленину и Троцкому? Не слыхал»».«Это был красавец старик. Хорошего роста, широкоплечий, в девяносто лет прямей ствола, прямоносый, с косым пробором и кудрями Тургенева и его же прекрасным лбом, из-под которого — ледяные большие проницательные глаза, только на живое глядевшие оловянно», — вспоминала Цветаева. Скончался Иловайский в 1920-м, немногим не дожив до 88 лет.
Соч.: История Рязанского княжества. М., 1858, 1997; Руководство ко всеобщей истории. М., 1868 и др.; Руководство к русской истории. Средний курс. М., 1868 и др.; Гродненский сейм 1793 года. Последний сейм Речи Посполитой. М., 1870; О мнимом призвании варягов. Из исследования о начале Руси. М., 1870; История России. Т. 1–5. М., 1876–1905; Вопрос о народности русов, болгар и гуннов. [СПб., 1881]; Еще о ереси жидовствующих и митрополите Зосиме. [М., 1884]; Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений М., 1860 и др.; Сочинения Д. И. Иловайского. Ч. 1–3. М., 1884–1914; Мелкие сочинения, статьи и письма. Вып. 1–2. М., 1888–1896; Новая династия, М., 1996; Отец Петра Великого: Царь Алексей Михайлович Романов. М., 1996; Собиратели Руси. М., 1996; Становление Руси. М., 1996, 2003; Царская Русь. М., 1996; Русская история: краткий курс. М., 2003; Начало Руси. М., 2004 и др.
Лит.: Бабич И. В. О Д.И.Иловайском и его учебниках // Иловайский И. Д. Краткие очерки русской истории. В 2-х ч. Ч.1. М., 1992; Дурновцев В. И., Бачинин А. Н. Ученый грызун: Д. И. Иловайский // Историки России. XVIII — нач. ХХ века. М., 1996; Иванов А. А. «Смерти я не страшусь». Дмитрий Иванович Иловайский (1832–1920) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Историк Д. И. Иловайский о себе и о своем «Кремле» // Москва. 1909. № 13; Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А. А.Чернобаев. М., 2001; Кирьянов Ю. И. Иловайский Дмитрий Иванович // Политические партии России. Конец XIX — первая треть ХХ века. Энциклопедия. М., 1996; Правые в 1915 — февр. 1917 (по перлюстрированным Департаментом полиции письмам) // Минувшее. М.-СПб., 1993. Т. 14; Цветаев Д.В. О труде Д. И. Иловайского «История России. Эпоха Михаила Федоровича». Варшава, 1899; Цветаева М. И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991; Чекурин Л.В. Русский историк Д. И. Иловайский: Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002.; Юбилей Иловайского Д. И. М., [1908]. Арх.: РГИА. Ф. 1636 (Иловайский Д. И.). А. Иванов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
317.35 кб

Начальная история Руси по учебникам Дмитрия Ивановича иловайского

Плетнева Анна Викторовна
В дореформенной России формирование исторического сознания молодежи являлось очень важным вопросом и стояло в центре внимания научных кругов и передовой общественности.

Похожие термины:

  • Иловайский 2-й, Дмитрий Иванович

    система мер, исключающих неблагоприятные изменения в военно-политической обстановке. При этом государства мирового сообщества должны проводить согласованную военную (оборонную) политику, на вза