древнесемитское верховное божество, олицетворение плодоносящего начала, бог плодородия. Изображался в виде величественного длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами. В эллинистический период Илу отождествлялся с Зевсом и Кроносом.
Илу
Илу
Источник: Исторический словарь
ИЛУ
Ил, Эл, Илум, Илим, Элим, Элохим — первонач. «сильный», «могучий», приняло значение «бог» — др.-семит. верхов. божество. В зап.-семит. миф. верхов. бог, демиург и перво-предок. Основные сведения об И. содержатся в угарит. текстах, но почитался он (на раннем этапе), видимо, во всем зап.-семит. ареале. И. — отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство. Живет И. «у источ. Реки, у истока обоих Океанов», т.е. в цент-ре мироздания (возможно, локализовавш. у источ. Афка в Ливане). И. — олицетворение плодоносящ. начала, бог плодородия, и, как таковой, именов. быком. Он, в частн., вступает в свящ. брак (воспроизводивш. в угаритском храмовом действе), от к-рого родились боги Шалимму и Шахару, что повлекло пробуждение всех сил природы. И. возглав. совет всех богов — его детей. Супруга и дочь И. — мать богов Асират. И. предстает как добрый, мудрый и милосердный старец. Боги действуют только с дозволения И., однако он стар и слаб, и ему иногда угрожают силой (так, Анат добивается его разрешения построить дом для Балу (Алиййану-Балу). Отличит. черты И. — пассивность, бездеятельность; он прежде всего символ высшей власти. В угарит. списке богов И. предшествует «Илу отцовский», вероятно, его отец, к-рого И. свергает (позднее и в др. местностях отцом И. считался, очевидно, Баалшамем — владыка неба). Но и И. постепенно теряет фактич. власть. Как верхов. бог И. изображался в виде величеств. длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами, принимающим жертву и благославляющим жертвователя, а также в образе быка. К 1-му тыс. до н.э. культ И. постепенно вытесняется культами местных божеств. В иуд. доиудаистич. пантеоне образ И. (Эла) уже в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. сливается с образом Йахве. В эллинистич. период И. отожд. с Зевсом и Кроносом, реже — с Ураном. По финикийской теогонии Санхонйатона — Филона Эл-Крон (И.) — сын Урана-неба (Баалшамема?) и Геи-земли (Арцай), брат Дагона. Он восстает против Урана и побеждает его, от него рожд. новое поколение богов. Известен финикийский миф о том, как Крон (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына, Элиун (финик.), или (на иврите) Эльон, явл., согл. теологии Санхонйатона — Филона, отцом Урана и Геи (его супруга — Берут) и растерзан. диким зверем; на раннем этапе, очевидно, выступал как ипостась И. (возможно, просто его эпитет); он считался, наряду с Шалимму, богом-покровителем Иерусалима. И., вероятно, тожд. аморей-ский бог Лим, в Месопотамии — Марту. Сказания об И. (Элькунирши) проникли в хеттскую миф.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998