ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Построенный по оригинальному проекту Ильюшина в 1939 бронированный штурмовик Ил-2, предназначенный для действия по наземным целям с малых высот, также эффективно применялся на фронте. После войны Ильюшин возглавляет работы по проектированию и производству новейших типов пассажирских самолетов, превосходящих по своим летным качествам лучшие мировые образцы.
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.
Источник: Воронежская военно-историческая энциклопедия. Том 1. Персоналии.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
[р. 18 (30) марта 1894] — сов. авиационный конструктор, генерал-лейтенант инженерно-технич. службы. Герой Социалистического Труда (1941). Деп. Верховного Совета СССР 1—5-го созывов. Член КПСС с 1918. Доктор технич. наук (1940). Проф. Военно-воздушной инженерной академии им. проф. H. E. Жуковского (с 1948). Родился в деревне Дилялево б. Вологодской губ. В 1914 был призван в армию, с 1916 — в авиации. Был ангарным рабочим, затем мотористом. В 1917 сдал экзамен на звание пилота. В 1919 вступил в Красную Армию. В 1921 командирован для прохождения курса обучения в Моск. ин-т инженеров Красного воздушного флота, преобразованный затем в Военно-воздушную инженерную академию имени проф. H. E. Жуковского, где спроектировал и построил в планерном кружке учебные планеры "Мастяжарт" и "Рабфаковец" и планер-паритель "Москва". Окончил академию в 1926 и работал в научно-технич. комитете Военно-воздушных сил. С 1931 — на конструкторской работе. В 1936 И. создал двухмоторный самолет ЦКБ-30, на к-ром летчиком В. К. Коккинаки было установлено несколько рекордов высоты с различными грузами и в 1938—39 совершены дальние перелеты по маршрутам Москва — район Владивостока и Москва — о-в Мискоу (Сев. Америка). Военный вариант этого самолета широко применялся в Великой Отечественной войне 1941—45 в качестве дальнего бомбардировщика. В 1939 И. был построен бронированный штурмовик ИЛ-2. Этот новый тип самолета, впервые созданный в СССР, предназначался для действия по наземным целям с малых высот. Штурмовик ИЛ-2 эффективно применялся на фронтах Великой Отечественной войны. В 1946 под руководством И. был спроектирован и построен двухмоторный пассажирский самолет ИЛ-12, в 1954 — самолет ИЛ-14, в 1957 — многоместный четырехмоторный самолет ИЛ-18. И. семь раз награжден Сталинской премией.
Лит.: Гумилевский Л., С. В. Ильюшин, "Вестник воздушного флота", 1944, № 14; Путилов А., Создатель советских боевых самолетов, там же, 1950, № 11.
Ильюшин, Сергей Владимирович
(31.03.1894—09.02.1977) — знаменитый советский авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1960), 7 Сталинских и 1 Государственной премий, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967). В 20-х годах построил 3 планера. Последний из них, "Москва", получил первый приз на соревнованиях в Германии. С 1931 г. возглавлял ЦКБ ЦАГИ, с 1933 — ЦКБ при московском заводе им. В. Р. Менжинского, в дальнейшем ставшее КБ Ильюшина (с 1935 г. — главный конструктор, с 1956 — генеральный). Под его руководством разрабатывались: ЦКБ-26, ЦКБ-30 (ДБ-3, Ил-4), Ил-2, -6, -8, -10, -12, -14, -18, -20, -22, -28, -38, -40, -46, -54, -62. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Награжден Золотой авиационной медалью FAI. Бронзовые бюсты установлены в Москве и Вологде. Его имя носит московский машиностроительный завод.
ИльЮшин,
Сергей ВладимировичРод. 1894, ум. 1977. Авиаконструктор, создатель бомбардировщиков (Ил-4, Ил-28), штурмовиков (Ил-2, Ил-10, Ил-40), пассажирских самолетов (Ил-18, Ил-62). Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). С 1967 г. генерал-полковник инженерно-технической службы, с 1968 г. академик АН СССР. Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Лауреат Ленинской премии (1960).
«Когда я думаю о Сталине, – писал С.В. Ильюшин, – передо мной встает прежде всего простой, сердечный человек. Я имел счастье быть согретым не раз неповторимой, замечательной сталинской улыбкой, от которой веет теплотой и вместе с тем гордостью за своих людей, которые служат делу коммунизма, делу, которому Иосиф Виссарионович посвятил всю свою жизнь.
Для нас, советских авиационных конструкторов, товарищ Сталин сделал все: он открыл нам широкий творческий путь, он вдохновляет нас на новые замыслы, помогает нам и направляет нас в трудных вопросах нашей работы. Я думаю, что выражу чувства всех нас, если скажу, что Сталин – это источник нашего творческого вдохновения.
Каждому из нас, главных конструкторов авиационных заводов, не раз приходилось бывать у товарища Сталина, докладывать ему о своих работах, слушать его простые и мудрые слова. Товарищ Сталин вырастил и воспитал кадры авиационных конструкторов.
Моя первая встреча с товарищем Сталиным относится к 1933 г. С начала 1933 г. я работал в конструкторском бюро завода имени Менжинского. 5 августа 1933 г. меня пригласили к Клименту Ефремовичу Ворошилову. Там уже был покойный тов. Баранов, который мне сказал, что сейчас поедем к товарищу Сталину. Мы поехали на дачу к товарищу Сталину вместе с Барановым. Был яркий солнечный день. К.Е. Ворошилов подъехал на минуту раньше. Товарищ Сталин со всеми тепло поздоровался и сразу пригласил на террасу. Началось совещание. Обсуждались вопросы морской авиации, были доложены данные новых гидросамолетов. Обстановка была непринужденная и деловая. Иосиф Виссарионович внимательно выслушивал нас и в процессе докладов задавал технические вопросы.
После заседания, длившегося часа два с половиной, товарищ Сталин объявил перерыв и пригласил всех в парк. Когда мы вышли, Иосиф Виссарионович предложил сыграть партию в городки. Все согласились.
Игру вел Иосиф Виссарионович с товарищем Ворошиловым на одной стороне, а мы с товарищем Барановым – на другой. Оказалось, что товарищ Сталин замечательно играет в городки и очень метко бьет. Во время игры я старался не отставать от товарища Сталина, и за меткие попадания Иосиф Виссарионович называл меня чемпионом. Несмотря на это, все же мы с тов. Барановым проиграли. Выиграли Сталин и Ворошилов.
Во время игры товарищ Сталин как бы совсем отвлекся от тех больших государственных вопросов, которые обсуждались на совещании. Все внимание его было поглощено городками. После окончания игры нас пригласили к обеду. После обеда совещание снова возобновилось, но уже по другим вопросам авиации. Оно продолжалось до позднего вечера.
Ежегодно, а иногда и несколько раз в год, товарищ Сталин вызывает нас, авиационных конструкторов, лично заслушивает наши доклады, дает конкретные указания и помогает нам своими советами. Каждый конструктор имеет возможность лично доложить о ходе своих дел, о выполнении данного ему задания, о всех трудностях, встающих перед ним.
Летом этого года я был приглашен к товарищу Сталину. В приемной я встретил и других авиационных конструкторов – Поликарпова, Архангельского.
Я вошел, товарищ Сталин поздоровался со мной и сразу перешел к делу. Тут же за столом сидели товарищи Ворошилов и М.М. Каганович. Мне давалось задание – сконструировать новый самолет. После обсуждения и уточнения элементов этого задания, Иосиф Виссарионович спросил меня:
– Какой срок вам нужен для этого?
Я назвал срок. Иосиф Виссарионович улыбнулся и сказал:
– А сократить нельзя?
Я ответил, что это трудно сделать. Тогда Иосиф Виссарионович сказал:
– А почему же конструктор (назвал фамилию известного советского конструктора) дает более короткий срок? Почему вы этого не можете сделать? Может быть, вам следует изменить метод вашей работы? – И добавил: – Не надо стремиться делать все самому.
Тут же товарищ Сталин дал мне ряд указаний, которые помогли нам значительно сократить сроки выполнения этого большого задания.
– Желаю вам успехов.
Иосиф Виссарионович очень внимателен к нам, авиационным конструкторам, и не пропускает случая помочь указанием, советом, а также поддержать конструктора в нужную минуту. Мне никогда не забыть случая, имевшего место лично со мной. В конце 1937 г. на одном моем самолете обнаружился дефект в подкосах шасси. От этого произошел ряд неприятностей. Меня вызвали к товарищу Сталину, но я не знал, по какому вопросу он меня вызывает. Когда я пришел в кабинет Иосифа Виссарионовича, он сидел за столом. Увидев меня, пожал мне руку, пригласил сесть и сразу спросил:
– Что у вас там с подкосами шасси?
Я доложил товарищу Сталину о дефекте. Иосиф Виссарионович задал ряд технических вопросов, уточняющих характер дефекта. Я рассказал о допущенной мною ошибке, которая явилась причиной этого дефекта. И тут же рассказал о мерах, принятых для ее устранения.
Под конец беседы товарищ Сталин дал мне ряд ценных указаний. В частности, он сказал мне, что нужно конструировать самолеты так, чтобы они были просты в производстве и в эксплуатации и были бы доступны среднему летчику».
Такое же внимание конструктор ощущал и в годы Отечественной войны. Так, И.В. Сталин вызывал его в декабре 1942, когда поставил вопрос о модификации самолета Ил‑2 и о необходимости его серийного производства. Уже в 1943 промышленность освоила серийное производство двухместного самолета этой марки. Боевые качества машины возросли после установки на ней мощного двигателя и установки 23‑мм пушки, а у части самолетов 37‑мм пушки. В 1944 продолжалось наращивание выпуска двухместного штурмовика Ил–10. В 1945 этих самолетов промышленность выпустила в 1,8 раза больше, чем в 1944.