ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИЛЬЮШИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
(1894-1977), советский авиаконструктор. В 1919 г. вступил в Красную Армию авиамехаником, закончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. С 1933 г. возглавил конструкторское бюро. Основная его специализация-штурмовая, бомбардировочная авиация и пассажирские самолеты. Под руководством И. был создан лучший штурмовик ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ «Ил-2». Его массовое производство началось в 1940 г., за годы войны было выпущено более 36 тыс. машин. После войны И. в основном работал над пассажирскими самолетами. Им был сконструирован первый послевоенный массовый пассажирский самолет «Ил-12» (произведено 1500 машин), популярный четырехмоторный «Ил-18», с которого начался экспорт советских пассажирских самолетов. В 60-х гг. в конструкторском бюро И. созданы реактивные магистральные лайнеры «Ил-62,-86,-96,-114». Самолеты И. отличались надежностью и большим ресурсом.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович
18/30.03.1894-1977), выдающийся русский авиаконструктор. Родился в вологодской деревне. По окончании Военно-воздушной академии им. Жуковского в 1926 работал в научно-техническом комитете военно-воздушных сил. В 1936 создал двухмоторный самолет ЦКБ-30, на котором было совершено несколько рекордов высоты и дальности полетов (перелеты В.К. Коккинаки Москва-Владивосток, Москва - США). Военный вариант этого самолета широко применялся в Великой Отечественной войне в качестве дальнего бомбардировщика.
Построенный по оригинальному проекту Ильюшина в 1939 бронированный штурмовик Ил-2, предназначенный для действия по наземным целям с малых высот, также эффективно применялся на фронте. После войны Ильюшин возглавляет работы по проектированию и производству новейших типов пассажирских самолетов, превосходящих по своим летным качествам лучшие мировые образцы.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович
(1894–1977), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957,1974). С 1935 гл. конструктор ЦКБ, где велись работы по созданию самолета дальнего действия с двумя двигателями. Под рук. И. созданы бомбардировщик и торпедоносец Ил‑4 (по сравн. с иностр. самолетами такого же типа имел лучшие летнотактич. данные), бронированный одноместный штурмовик Ил‑2 (мощное средство для непосредств. поддержки войск на поле боя и борьбы с танк, и моторизов. группировками противника). В июле‑авг. 1941 самолеты Ил‑2 были впервые применены в боях на Центр, фр. В годы войны этот самолет был модифицирован, стал двухместным (во второй кабине помещался стрелок, вооруженный крупнокалиберным пулеметом). В кон. 1942 двухместный штурмовик был впервые применен на фронте. В янв. – фев. 1943 эти самолеты широко использовались на Сталингр. фр. В 1943 коллектив ЦКБ под рук. И. построил двухместный штурмовик Ил‑10, который в кон. 1944 начал поступать в части ВВС. После войны И. создал серию пассаж, и воен. самолетов.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

илЬЮШин сергей Владимирович
(18.3.1894, деревня Дилялево Вологодской губернии – 9.2.1977, Москва), трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.17.1957, 29.03.1974), генерал-полковник (1967), ученый, авиаконструктор, лауреат 7 Государственных премий СССР (1941-71), лауреат Ленинской премии (1957, 1960). Призван в армию в 1914. С 1919 в Красной Армии. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского (1926). С 1931 начальник Центральной КБ, с 1933 главный конструктор, создатель ряда новых самолетов бомбардировочной, штурмовой, транспортной и пассажирской авиации. С 1956 генеральный конструктор. Деятельность Ильюшина была тесно связана с Воронежским авиационным заводом № 18 (ныне ВАСО). Неоднократно бывал в Воронеже в связи с организацией производства боевых и гражданских самолетов: в 1930-е годы – бомбардировщика ДБ-3 (впоследствии Ил-4), в 1940-41 – штурмовика Ил-2, после ВОВ – других типов «илов». 21.4.1938 Ильюшин получил травмы, лично управляя самолетом УТ-2, потерпевшим катастрофу в районе Рамони. Именем Ильюшина названа улица в Воронеже.

Источник: Воронежская военно-историческая энциклопедия. Том 1. Персоналии.

ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович
(1894—1977) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), Герой Социалистического Труда (1941,1957,1974), лауреат Сталинской (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952), Ленинской (1960) и Государственной премий СССР (1971). В 1914 г. призван в армию; в 1917 г. направлен в школу летчиков. В 1918 г. призван в Красную Армию, служил механиком авиаремонтного поезда, комиссаром, начальником поезда на Северном и Южном фронтах. В 1926 г. получил звание «военный инженер-механик Воздушного флота», работал на должности председателя самолетной секции научно-технического комитета Военно-воздушных сил. В 1933 г. назначен начальником конструкторского бюро (КБ), выпустившим в 1935 г. первый бомбардировщик ЦКБ-26 и бронированный штурмовик БШ-2, переименованный в 1941 г. в Ил-2 — легендарный самый массовый самолет периода Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В КБ, работавшем под его руководством, созданы многие типы бомбардировщиков (Ил-4, Ил-28), штурмовиков (Ил-2, Ил-10, Ил-40 и др.), пассажирских самолетов (Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и др.).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович
(1894—1977), советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1967), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), академик АН СССР (1968). Член КПСС с 1918. В Сов. Армии с 1919. Окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского (1926). Участник гражданской войны. Был авиамехаником, начальником авиаремонтного поезда. С 1931 начальник Центрального КБ. Под его руководством созданы многие типы бомбардировщиков (ИЛ-4, ИЛ-28), штурмовиков (ИЛ-2, ИЛ-10 и др.), пассажирских самолетов (ИЛ-12, ИЛ-14, ИЛ-18, ИЛ-62 и др.). Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Ленинская премия (1960). Депутат Верховного Совета СССР 1—7-го созывов. ИНБЕР Вера Михайловна (1890—1972), русская советская писательница. Член КПСС с 1943. В годы Вел. Отеч. войны работала в осажденном Ленинграде, сотрудничала в «Ленинградской правде», красноармейских газетах и на радио. Героическая оборона города отражена в сборнике стихов «Душа Ленинграда» (1942), книге очерков «Почти три года (Ленинградский дневник)» (1946), поэме «Пулковский меридиан» (1943). Государственная премия СССР (1946).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович
(18.3.1894–9.2.1977), конструктор, академик АН СССР (с 26.11.1968), ген. – полк. инж. – тех. службы (25.10.1967), трижды Герой Соц. Труда (25.11.1941, 29.12.1957, 29.3.1974), 7?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952), д?р тех. наук (1940). Сын крестьянина. С 1909 работал чернорабочим на фабрике в Костроме, затем сменил много профессий. В 1914 призван в армию, служил в аэродромной команде, получил подготовку летчика. В 1917 в Петрограде вступил в авиаотряд Кр. Гвардии. С 1918 чл. РКП(б). В 1918 участвовал в создании комсомола в Вологде, зав. отделом пром?сти горсовета. В мае 1919 призван в РККА. Окончил Воен. – возд. академию РККА им. Н.Е. Жуковского (1926). В Гражд. войну воевал на Сев. и Кавк. фронтах: авиамеханик, нач. авиаремонтного парка. С 1926 пред. секции Науч. – тех. к?та ВВС РККА. С 1930 инженер на науч. – испытательно аэродроме ВВС, с 1931 инженер Центр. аэрогидродинамич. лаборатории. С 1933 нач. КБ в Центр. АКБ. В 1933 сконструировал свою первую машину (позже получившую название Ил?4). На разработанных И. первых сов. боевых самолетах ЦКБ?26 (ЦКБ?30, ЦКБ?30Ф) установлено несколько мир. рекордов, совершены известнейшие беспосадочные перелеты конца 1930?х гг. С авг. 1936 гл. конструктор КБ при авиазаводе им. В.Р. Менжинского, одноврем. в 1936–38 нач. Гл. упр. Опытного самолетостроения Наркомата оборонной пром?сти СССР. Под руководством И. создано несколько типов бомбардировщиков и торпедоносцев (Ил?4, Ил?28), штурмовиков (Ил?2, Ил?10, Ил?40 и др.), пассажирских самолетов (Ил?12, Ил?14, Ил?18, Ил?62 и др.). С 1956 ген. конструктор. В 1960 получил Ленинскую, в 1971 Гос. премии.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

Ильюшин, Сергей Владимирович

[р. 18 (30) марта 1894] — сов. авиационный конструктор, генерал-лейтенант инженерно-технич. службы. Герой Социалистического Труда (1941). Деп. Верховного Совета СССР 1—5-го созывов. Член КПСС с 1918. Доктор технич. наук (1940). Проф. Военно-воздушной инженерной академии им. проф. H. E. Жуковского (с 1948). Родился в деревне Дилялево б. Вологодской губ. В 1914 был призван в армию, с 1916 — в авиации. Был ангарным рабочим, затем мотористом. В 1917 сдал экзамен на звание пилота. В 1919 вступил в Красную Армию. В 1921 командирован для прохождения курса обучения в Моск. ин-т инженеров Красного воздушного флота, преобразованный затем в Военно-воздушную инженерную академию имени проф. H. E. Жуковского, где спроектировал и построил в планерном кружке учебные планеры "Мастяжарт" и "Рабфаковец" и планер-паритель "Москва". Окончил академию в 1926 и работал в научно-технич. комитете Военно-воздушных сил. С 1931 — на конструкторской работе. В 1936 И. создал двухмоторный самолет ЦКБ-30, на к-ром летчиком В. К. Коккинаки было установлено несколько рекордов высоты с различными грузами и в 1938—39 совершены дальние перелеты по маршрутам Москва — район Владивостока и Москва — о-в Мискоу (Сев. Америка). Военный вариант этого самолета широко применялся в Великой Отечественной войне 1941—45 в качестве дальнего бомбардировщика. В 1939 И. был построен бронированный штурмовик ИЛ-2. Этот новый тип самолета, впервые созданный в СССР, предназначался для действия по наземным целям с малых высот. Штурмовик ИЛ-2 эффективно применялся на фронтах Великой Отечественной войны. В 1946 под руководством И. был спроектирован и построен двухмоторный пассажирский самолет ИЛ-12, в 1954 — самолет ИЛ-14, в 1957 — многоместный четырехмоторный самолет ИЛ-18. И. семь раз награжден Сталинской премией.


Лит.: Гумилевский Л., С. В. Ильюшин, "Вестник воздушного флота", 1944, № 14; Путилов А., Создатель советских боевых самолетов, там же, 1950, № 11.





Ильюшин, Сергей Владимирович


(31.03.1894—09.02.1977) — знаменитый советский авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1960), 7 Сталинских и 1 Государственной премий, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967). В 20-х годах построил 3 планера. Последний из них, "Москва", получил первый приз на соревнованиях в Германии. С 1931 г. возглавлял ЦКБ ЦАГИ, с 1933 — ЦКБ при московском заводе им. В. Р. Менжинского, в дальнейшем ставшее КБ Ильюшина (с 1935 г. — главный конструктор, с 1956 — генеральный). Под его руководством разрабатывались: ЦКБ-26, ЦКБ-30 (ДБ-3, Ил-4), Ил-2, -6, -8, -10, -12, -14, -18, -20, -22, -28, -38, -40, -46, -54, -62. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Награжден Золотой авиационной медалью FAI. Бронзовые бюсты установлены в Москве и Вологде. Его имя носит московский машиностроительный завод.






ИльЮшин, Сергей Владимирович


Род. 1894, ум. 1977. Авиаконструктор, создатель бомбардировщиков (Ил-4, Ил-28), штурмовиков (Ил-2, Ил-10, Ил-40), пассажирских самолетов (Ил-18, Ил-62). Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). С 1967 г. генерал-полковник инженерно-технической службы, с 1968 г. академик АН СССР. Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Лауреат Ленинской премии (1960).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович
(1894–1977), советский авиаконструктор. В Красной Армии с 1919, участник Гражданской войны. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Лауреат Сталинской премии за создание многих типов бомбардировщиков (1941, 1942, 1943, 1946, 1947,1950,1952).
«Когда я думаю о Сталине, – писал С.В. Ильюшин, – передо мной встает прежде всего простой, сердечный человек. Я имел счастье быть согретым не раз неповторимой, замечательной сталинской улыбкой, от которой веет теплотой и вместе с тем гордостью за своих людей, которые служат делу коммунизма, делу, которому Иосиф Виссарионович посвятил всю свою жизнь.
Для нас, советских авиационных конструкторов, товарищ Сталин сделал все: он открыл нам широкий творческий путь, он вдохновляет нас на новые замыслы, помогает нам и направляет нас в трудных вопросах нашей работы. Я думаю, что выражу чувства всех нас, если скажу, что Сталин – это источник нашего творческого вдохновения.
Каждому из нас, главных конструкторов авиационных заводов, не раз приходилось бывать у товарища Сталина, докладывать ему о своих работах, слушать его простые и мудрые слова. Товарищ Сталин вырастил и воспитал кадры авиационных конструкторов.
Моя первая встреча с товарищем Сталиным относится к 1933 г. С начала 1933 г. я работал в конструкторском бюро завода имени Менжинского. 5 августа 1933 г. меня пригласили к Клименту Ефремовичу Ворошилову. Там уже был покойный тов. Баранов, который мне сказал, что сейчас поедем к товарищу Сталину. Мы поехали на дачу к товарищу Сталину вместе с Барановым. Был яркий солнечный день. К.Е. Ворошилов подъехал на минуту раньше. Товарищ Сталин со всеми тепло поздоровался и сразу пригласил на террасу. Началось совещание. Обсуждались вопросы морской авиации, были доложены данные новых гидросамолетов. Обстановка была непринужденная и деловая. Иосиф Виссарионович внимательно выслушивал нас и в процессе докладов задавал технические вопросы.
После заседания, длившегося часа два с половиной, товарищ Сталин объявил перерыв и пригласил всех в парк. Когда мы вышли, Иосиф Виссарионович предложил сыграть партию в городки. Все согласились.
Игру вел Иосиф Виссарионович с товарищем Ворошиловым на одной стороне, а мы с товарищем Барановым – на другой. Оказалось, что товарищ Сталин замечательно играет в городки и очень метко бьет. Во время игры я старался не отставать от товарища Сталина, и за меткие попадания Иосиф Виссарионович называл меня чемпионом. Несмотря на это, все же мы с тов. Барановым проиграли. Выиграли Сталин и Ворошилов.
Во время игры товарищ Сталин как бы совсем отвлекся от тех больших государственных вопросов, которые обсуждались на совещании. Все внимание его было поглощено городками. После окончания игры нас пригласили к обеду. После обеда совещание снова возобновилось, но уже по другим вопросам авиации. Оно продолжалось до позднего вечера.
Ежегодно, а иногда и несколько раз в год, товарищ Сталин вызывает нас, авиационных конструкторов, лично заслушивает наши доклады, дает конкретные указания и помогает нам своими советами. Каждый конструктор имеет возможность лично доложить о ходе своих дел, о выполнении данного ему задания, о всех трудностях, встающих перед ним.
Летом этого года я был приглашен к товарищу Сталину. В приемной я встретил и других авиационных конструкторов – Поликарпова, Архангельского.
Я вошел, товарищ Сталин поздоровался со мной и сразу перешел к делу. Тут же за столом сидели товарищи Ворошилов и М.М. Каганович. Мне давалось задание – сконструировать новый самолет. После обсуждения и уточнения элементов этого задания, Иосиф Виссарионович спросил меня:
– Какой срок вам нужен для этого?
Я назвал срок. Иосиф Виссарионович улыбнулся и сказал:
– А сократить нельзя?
Я ответил, что это трудно сделать. Тогда Иосиф Виссарионович сказал:
– А почему же конструктор (назвал фамилию известного советского конструктора) дает более короткий срок? Почему вы этого не можете сделать? Может быть, вам следует изменить метод вашей работы? – И добавил: – Не надо стремиться делать все самому.
Тут же товарищ Сталин дал мне ряд указаний, которые помогли нам значительно сократить сроки выполнения этого большого задания.
– Желаю вам успехов.
Иосиф Виссарионович очень внимателен к нам, авиационным конструкторам, и не пропускает случая помочь указанием, советом, а также поддержать конструктора в нужную минуту. Мне никогда не забыть случая, имевшего место лично со мной. В конце 1937 г. на одном моем самолете обнаружился дефект в подкосах шасси. От этого произошел ряд неприятностей. Меня вызвали к товарищу Сталину, но я не знал, по какому вопросу он меня вызывает. Когда я пришел в кабинет Иосифа Виссарионовича, он сидел за столом. Увидев меня, пожал мне руку, пригласил сесть и сразу спросил:
– Что у вас там с подкосами шасси?
Я доложил товарищу Сталину о дефекте. Иосиф Виссарионович задал ряд технических вопросов, уточняющих характер дефекта. Я рассказал о допущенной мною ошибке, которая явилась причиной этого дефекта. И тут же рассказал о мерах, принятых для ее устранения.
Под конец беседы товарищ Сталин дал мне ряд ценных указаний. В частности, он сказал мне, что нужно конструировать самолеты так, чтобы они были просты в производстве и в эксплуатации и были бы доступны среднему летчику».
Такое же внимание конструктор ощущал и в годы Отечественной войны. Так, И.В. Сталин вызывал его в декабре 1942, когда поставил вопрос о модификации самолета Ил‑2 и о необходимости его серийного производства. Уже в 1943 промышленность освоила серийное производство двухместного самолета этой марки. Боевые качества машины возросли после установки на ней мощного двигателя и установки 23‑мм пушки, а у части самолетов 37‑мм пушки. В 1944 продолжалось наращивание выпуска двухместного штурмовика Ил–10. В 1945 этих самолетов промышленность выпустила в 1,8 раза больше, чем в 1944.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.