военно-теократическое государство в 1820-1850 гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики Российской империи.
Имамат
Имамат
Источник: Глоссарий исторических терминов
Имамат
общее название мусульманского теократического государства. Также государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20 -х гг. XIX в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма.
ИМАМАТ
общее название мусульманского теократического государства. Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против царизма. Имамы: Гази-Магомет (1834-1832), Гамзит-бек (1832-1834), Шамиль (1834-1859).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ИМАМАТ
военно-теократическое государство в Дагестане и Чечне, существовало в 1820-50-х гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики российского правительства (см. Кавказская война). Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Имамат
институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халифимам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также защиту и безопас–ность всех граждан государства (См. Халифат). В шиизме имамат имеет божественную сущность, не может быть отпущен на выбор людей и принадлежит только потомкам Али ибн Абу Талиба. Однако единства в данном вопросе у шиитов никогда не было и на протяжении сотен веков они распались на различные секты, каждая из которых имела свою концепцию об имамате (См. Шиизм).
ИМАМАТ
1) Догмат ислама о наследств. праве на верховную духовную и светскую власть над мусульманами. 2) Одна из форм мусульм. теократии. Догмат И. широко использовали араб. халифы, позднее тур. султаны, а также руководители различных мусульм. сект (например, зейдитов). Как форма феод.-теократич. власти И. нашел яркое воплощение в гос-ве мюридистских имамов в Дагестане, возникшем в ходе борьбы горцев Сев. Кавказа против царского колониализма в 20-х гг. 19 в. Особенную известность приобрел И. Шамиля (1834-59), распространившего свою власть на значит. часть горного Дагестана и Чечни. Шамилю удалось на время объединить в рамках своего И. разноплеменных горцев для борьбы против царских колонизаторов. Однако обострявшиеся внутри И. клас. противоречия (между духовенством, богатыми узденями, с одной стороны, и эксплуатируемой ими массой крестьянства - с другой стороны) ослабили его способность к сопротивлению экспансии царизма и привели к капитуляции Шамиля и распаду И. В 1917-21 бурж. националист Н. Гоцинский и Узун-Хаджи пытались использовать догмат И. для сплочения контрреволюц. сил Чечни и Дагестана против Сов. власти. Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в., LM., 1960); Хашаев Х.-М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.
ИМАМАТ
военно-теократическое государство, сложившееся в конце 20-х годов XIX в. в районах Северного Кавказа (Чечня, Дагестан). Идейной основой стал мюридизм (религиозно-политическое течение ислама) и замена адатов (обычное право) гиариатом. Столицы имамата — Ахульго, с 1840 г. Дарго, с 1845 г. — Ведено (второе название — Дарго-Ведено). Образование имамата в большей степени было вызвано внутренним социально-политическим процессом в горских обществах, связанным с разложением родовых отношений и ростом частной собственности. В этих условиях происходила борьба между старой племенной верхушкой и средними слоями (узденями).Первый имам Гази-Магомед с 1828 г. развернул нападения горцев на русские посты и крепости Сунжинской укрепленной линии. В 1830 г. объявил России газават и в 1831 г. захватил Кизляр. В ответ русское правительство организовало карательную экспедицию. Гази-Магомед погиб в бою. Второй имам — Гамзат-Бек — продолжал ту же политику, но пал жертвой кровной мести. В 1834 г. третьим имамом стал Шамиль, сосредоточивший в своих руках (административную, военную и духовную власть. При нем имамат окончательно оформился как государство, достиг своего политического и военного расцвета. Особенно строго соблюдалось выполнение предписаний шариата. Сильная армия, созданная Шамилем, позволила ему длительное время (см. Кавказская война 1830—1864 гг.) противостоять России на Северном Кавказе.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015