Иман
Иман
культурно-просветительская телепрограмма об исламе на татарском яз. Выходила в эфир в Челябинской гостелерадиокомпании (ЧГТРК) в период 2001–05 гг. два раза в месяц по вторникам вечером, с последующим утренним повтором. Хронометраж программы составлял 20 мин. Учредителями проекта выступили первый муфтий Регионального ДУМ Челябинской обл. Г. Шакаев, комитет по делам национальностей, религиозных и обществ. организаций пр-ва Челябинской обл. и областной Конгресс татар. Передачу готовила творческая группа в составе: гл. редактора Тамары Николаевой, режиссера Галины Антроповой, ассистента режиссера Надежды Шкуро, звукорежиссера Галины Ефремовой, видеомонтажера Галины Николаевой. Автором и постоянным ведущим передачи являлась председатель исполкома Конгресса татар Челябинской обл. Сания Шевченко. Целью программы было знакомство зрителей с тысячелетней культурой ислама. В своих выпусках И. рассказывал о мус. праздниках и традициях, о фестивалях и конкурсах башкирской и татарской художественной самодеятельности, о решении проблем в области сохранения языка, культуры и традиций этих народов, показывал репортажи о жизни мусульман в разл. городах Юж. Урала; гости программы отвечали на вопросы телезрителей. Немалое значение программа уделяла передаче нац. традиций башкир и татар подрастающему поколению. За время существования проекта в эфир вышло более 130 выпусков. Посл. передача вышла в апреле 2005 г. Причиной прекращения существования проекта стало закрытие на ЧГТРК всех художественных программ. В течение трех лет в Челябинской обл. не было собственной телепрограммы, посвященной исламу. С осени 2008 г. РДУМ рассматривает возможность создания новой телепрограммы об исламе на базе телеканала «Областное телевидение». Лит.: Иман – это «вера». – http://chelyabinsk.rfn.ru/ region.html?rid=597. С.Ш., А.С.
Иман
вера. Терминологически означает принятие истинной исламской веры и закрепление ее положений в своих убеждениях. Человек, который уверовал в Аллаха и во все положения религии, которые были сформулированы пророком Мухаммадом, является мумином (правоверным). Вера должна быть закреплена в сердце каждого верующего. Однако ее необходимо сформулировать и словами (икрар). В случае если по каким-то причинам вера не была сформулирована словами, то доказательством ее наличия является появление этого человека на коллективном намазе и его совершение. После закрепления веры в сердце (тасдик), выражения ее словами (икрар), необходимо следовать положениям веры на протяжении всей своей жизни (амаль) Первой ступенью веры является произнесение формулы веры (калима аттаухид): «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник» (ля иляха илляллах мухаммадун расулюллах). Это является основой исламской религии. Вера во все необходимые положения исламской религии называется иджмал аль–иман. Иджмал аль–иман выражается формулой калима ашшахадата: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник» (Ашхаду анлаиляха илляллах ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расулюху). Весь широкий комплекс положений веры детально изложен в тафсил аль–имане, который состоит из трех пунктов: 1) Вера в Аллаха как Творца всего сущего и в Его единство. Кроме того, необходимо уверовать, что только Ему необходимо совершать служение и поклонение. Затем нужно уверовать, что пророк Мухаммад является посланником и рабом Аллаха. Необходимо также верить во всеобщее воскресение из мертвых и Судный день. 2) Вера в положения исламского символа веры «Аманту». Это вера в Аллаха, ангелов, священные Писания, пророков, Судный день и предопределение с его добром и злом. Основы «Аманту» сформулированы в аяте Корана 4: 136. 3) Вера в истину Корана и достоверной Сунны. Сюда входят все практические основы исламской религии, такие как: намаз, пост в месяц Рамадан, выплата закята и совершение хаджа в Мекку. Мусульманину также необходимо признавать все обязательные предписания вероучения и права (фарды), знать о запретных (харам) и дозволенных (халал) вещах и деяниях. Помимо упомянутых выше пунктов, необходимым условием веры мусульманина является также убеждение в том, что он останется правоверным до конца своих дней, не сомневаясь в истинности своей веры. Он не должен совершать действия, которые могут привести его к неверию. Существует также понятие иман аль–мардуд–«вера» лицемеров. Они только внешне выглядят мусульманами, а в своем сердце держат двуличие, фальшь, гордыню и приверженность своим страстям. Их истинная сущность раскрыта в коранической суре «Мунафикун».