Имяславие (имеславие)
Имяславие (имеславие)
мистическое учение и молитвенная практика православного Востока, связанные с особым почитанием имени Божия. В начале ХХ в. в русской православной среде разгорелся имяславческий спор, порожденный тем, что одна часть русских монахов на Афоне впала в чрезмерный культ имени Божия, а другая, назвав имяславцев «именобожниками», «именопоклонниками», преуменьшила мистическое значение Божия Имени. Богословски верное понимание И. отражается в формуле: «Имя Божие есть сам Бог, но Бог сам не есть ни Имя Божие, ни имя вообще». Данное учение исходит из духовной реальности идей, отражаемых словами, и утверждает, что человек, произносящий слово «Иисус», вступает в действительные духовноэнергетические отношения к идее и личности Христа. Синод РПЦ, руководствуясь скорее административной, чем богословской точкой зрения, осудил И. как ересь, а движение его поддерживающих монахов признал бунтом. Афонские имяславцы были сосланы по различным монастырям. Однако сторонники И. продолжали хранить ему верность, а ряд крупных религиозных мыслителей (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев) приняли участие в его осмыслении и защите. Поместный собор РПЦ (1917–1918) создал особую подкомиссию для рассмотрения вопроса об И., но вследствие революционных событий работа подкомиссии была прервана. В истории отечественной духовной культуры И. сыграло важную роль, дав богословскую основу «философии имени».
Источник: Краткий православный словарь.