ИМПЕРСКАЯ РЕФОРМА
ИМПЕРСКАЯ РЕФОРМА
конца 15-16 вв. в Германии (Reichsreform) - решения герм. рейхстагов о создании общеимперских суд. и адм. учреждений, к-рые, не нарушая в осн. суверенитета территориальных князей, объединяли бы их действия по охране в политически раздробленной феод. Германии реакц. строя в условиях нараставшего нар. движения внутри страны и усложнившейся в Европе междунар. обстановки. Проводниками И. р. на рейхстагах были князья - руководители созданного в кон. 80-х гг..15 в. в юго-зап. Германии Швабского союза, гл. обр. курфюрст архиепископ Майнцский Бертольд фон Хеннеберг. По его предложению на Вормском рейхстаге 1495 было решено объявить "вечный земский мир", т.е. закон о запрещении в империи внутр. войн, согласно к-рому все споры между терр. суверенами должны были решаться Общеимперским палатным судом (Reichskammergericht). Состав суда гарантировал преобладающее влияние в нем князей. В качестве основы законодательства объявлено было рим. право, которое должно было служить юридическим основанием для массового закрепощения крестьян и проведения всех актов феод. реакции (см. Рецепция римского права). Вводился также общеимперский налог (Gemeiner Pfennig). На Вормском и Аугсбургском (1500) рейхстагах было создано также имперское управление (Reichsregiment), гл. функциями к-рого были дипломатич. дела и финансы; терр. империи была разделена на имперские округа. Важнейшей функцией имперского управления во внутр. политике была концентрация в его руках всех дел об имперских ленах, об имперских правах и вольностях; это ставило в зависимость от него" как имперское рыцарство, так и города, ресурсы к-рых должны были служить интересам княж. олигархии. Однако созданные И. р. учреждения оказались малоэффективными из-за отсутствия у них собств. финанс. базы и собств. воен. сил, а также из-за раздоров между княж. группировками. Лит.: Смирин М. M., Очерки истории политич. борьбы в Германии перед Реформацией, М., 1952. М. M. Смирин. Москва.