богиня плодородия у шумеров. Она же Нинин, Нинанна. Имя ее означает по-шумерски "владычица небес". Она считалась в Шумере богиней плодородия, плотской любви, распрей. Под именем Нинсианы она почиталась как астральное божество - "звезда утреннего восхода" (планета Венера). Из шумерского пантеона она перешла в аккадский под именем Иштар. Вначале она была богиней-покровительницей Урука, Забалама и Кулаба. Символ Инанны - кольцо с лентой появляется уже на рубеже IV-III тыс. до н.э. Другой ее символ - многолепестковая розетка с фигуркой быка на ней.
С И. связано очень много мифов. В одном из них рассказывается о сошествии богини в ад. В большинстве мифологических систем один из главных богов однажды уходит в ад. Соответственно на земле наступает кризис.
Считается, что смерть и воскрешение богини плодородия связаны с временами года. Однако не исключено, что в мифах о смерти богов плодородия отражаются экологические кризисы: Когда Инанна прибыла во дворец, на гору из лазурита, У врат подземного царства она не испугалась, Во дворце подземного царства она смело сказала: "Открой, привратник, открой!.
Нэти, главный привратник ада, Ответил святой Инанне.
Для чего, скажи мне, ты пришла в страну, откуда нет возврата? Чистая Инанна ему ответила: "К моей старшей сестре Эрешкигаль, Ибо муж ее, повелитель Гудальанна, убит..
Тогда Эрешкигаль пришла в ярость и укусила себе бедро, Нэти - главному привратнику она сказала: "Ступай, Нэти.
Открой двери Ганзира, "лика" ада, единственного дворца в подземном царстве.
И когда Инанна войдет, Войдет согнувшись, пусть ее введут ко мне нагой..
Согнувшись до земли, совсем нагая, предстала она перед Эрешкигаль.
Божественная Эрешкигаль воссела на свой трон.
Она изрекла свой приговор, издала гневное слово.
Она издала вопль, вопль проклятия, И слабая женщина обратилась в труп, И труп был подвешен на крюк.
Когда истекли три дня и три ночи, Ее визирь Ниншубур.
В Эриду он пришел в дом Энки, И заплакал он перед Энки.
Энки выскреб грязь из-под ногтя и слепил кургарру.
Энки выскреб грязь из-под ногтя, окрашенного в красный цвет, и слепил калатурру.
Он вручил "пищу жизни" кургарру, Он вручил "питье жизни" калатурру.
Божества преисподней предложили им воду реки, - они отказались.
Божества преисподней предложили им зерно со своих полей, - они отказались.
Дай нам труп, что висит на крюке, - сказали они Эрешкигаль.
И вот им отдали труп, что висел на крюке.
Один окропил его "пищей жизни", другой "питием жизни", И Инанна встала. Но когда Инанна захотела подняться из ада, Ануннаки остановили ее: .
"Если Инанна хочет подняться на землю, Пусть найдет кого-нибудь вместо себя..
Чистая Инанна отдала в руки демонов пастуха Думузи.
И тут демоны схватили его за бока.
И Думузи заплакал, лицо его позеленело.
К небесам, к богу Уту воздел он руки: "Уту, ты ведь брат моей жены, а я - муж твоей сестры! Я тот, кто приносит сливки в дом твоей матери! Я тот, кто приносит молоко в дом Нингаль!.
Так вот спаслась богиня плодородия за счет гибели бога скотоводства.
Иными словами, экологический кризис был жестокий, и чуть не погибло все сельское хозяйство, оно с трудом выжило, но скот весь погиб. Вот как можно истолковать этот миф. Материалы раскопок говорят, что даже самые мощные города и крепости иногда погибали без нападения врагов - от засухи или иных катастроф. Так, напр., несколько раз до нашествия иудеев погибал Иерихон.