(сцен. псевд. Инаев; наст. имя Сандро) [11 (23).8.1889 (в нек-рых источ. 1887), Тифлис — 4.6.1958, Тбилиси] — арт. оперы (лирико-драм. баритон), конц. певец, режиссер и педагог. Нар. арт. СССР (1950). Род. в семье столяра. В 1907 после смерти отца оставил гимназию и поступил молотобойцем в кузнечный цех ж.-д. мастерских, позднее (до 1911) работал там же в бухгалтерии. Обладая красивым дискантом, с семи лет пел в хоре п/у С. Кавсадзе, в 1908— 10 — в хоре "Нар. муз. общества" п/у Н. Сулханишвили. С 1910 брал уроки пения у Н. Коваленского. В 1911 —16 учился в вокальной студии Е. Ряднова. В 1912 дебютировал на сцене тифлис. Нар. дома в партии Эскамилио. Позднее пел в антр. С. Евлахова, с к-рой гастролировал в Кутаиси, Батуми, Сухуми, Баку, Грозном и др. городах. С 1916 ведущий солист Тифлис. оперного т-ра, с 1933 зав. худож. частью Тбклис. т-ра оперы и балета. В 1923 по совету А. Сумбаташвили-Южина совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у Э. Джиральдони, затем выступал на сцене оперного т-ра г. Мачерато в операх "Кармен", "Фаворитка", "Трубадур". В 1925 победил на конкурсе вокалистов в Милане и был приглашен в Мадрид, оперный т-р, где пел в "Аиде", "Трубадуре", "Тоске", "Андре Шенье" и с наибольшим успехом в "Кармен". Гастролировал в Москве (Большой т-р, 1925 Ленинграде (1932), Ереване, Баку, Харькове. Обладал подвижным, глубоким (в среднем и нижнем регистрах) голосом исключительно красивого тембра и широкого диапазона.
Его исп. отличалось артистизмом и выразительностью. Один из основоположников груз. оперно-вокального искусства (в репертуаре было ок. 50 партий).
1-й исп. партий (в операх груз. композиторов): Мурмана ("Абесалом и Этери"), Мгосани ("Сказание о Шота Руставели"), Киазо ("Даиси"), Гоча ("Коварная Тамара"), Реваза и Теймураза ("Лейла"). Выступал также в рус. и западноевропейском репертуаре: Борис Годунов, Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Князь Игорь, Грязной, Елецкий, Онегин, Отар-бег; Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Валентин и Мефистофель ("Фауст"), Невер, Риголетто, Жермон, Амонасро, Альфио, Атанаэль, Скарпиа, Вольфрам. Партнеры: О. Бахуташвили-Шульгина, Б. Залипский, Ф. Поляев, В. Сараджишвили. Пел п/у З. Палиашвили. С. Столермана. Выступал и как камерный певец.
В конце 1920-х — нач. 30-х гг. поставил на сцене Тбилис. оперного т-ра "Аиду" и "Евгения Онегина".
С 1927 вел пед. работу в Тбилис. конс., где на протяжении пяти лет рук. оперным классом и вокальной кафедрой, затем вел кл. сольного пения. Ученики: М. Амиранашвили, Н. Джапаридзе, П. Заамешвили, Ш. Кикнадзе, Т. Такидзе-Орджоникидзе, П. Томадзе, И. Шушания.
Вел активную муз.-общ. деят-сть: был членом правления профсоюза работников искусств, худож, советов Тбилис. оперного т-ра, конс., жюри конкурсов.
Записывался на грампластинки.
Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 43—45; Кашмадзе Ш. Сандро Инашвили. — Тбилиси, 1948 (на груз. яз.); Хучуа П. Выдающийся певец // Заря Востока (Тбилиси). 1957. 30 мая; Его же. Тбилисский Государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. З. П. Палиашвили: Краткий очерк. — Тбилиси, 1958; Квалиашвили М. Сандро Инашвили — артист и человек. (К 80-летию со дня рождения) // Веч. Тбилиси. 1967. 23 авг.