Инбер, Вера Михайловна

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИНБЕР Вера Михайловна
(1890–1972), писательница. В 1941‑44, находясь в Ленинграде, вела большую патриотич. работу в частях и среди населения города. Защитникам Ленинграда посвящены сборник стихов «Душа Ленинграда» (1942), поэма «Пулковский меридиан» (1943), кн. очерков «Почти три года (Ленинградский дневник)» (1946).

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

ИНБЕР Вера Михайловна
(1890-1972) Поэтесса. Член ВКП(б) с 1943. Училась на Высших женских курсах в Одессе (1909-10). С 1910 жила и лечилась в Швейцарии и Париже. В 1914 вернулась в Россию, с 1922 жила в Москве. В 1920-ых входила в Лит. центр конструктивистов. В 1920-ых сотрудничала в моск. газ. и ж., много ездила по стране, неоднократно посещала страны Зап. Европы. В 1941-44 находилась в осажденном Ленинграде, сотр. газ. «Ленингр. правда». Сб-ки поэзии «Печальное вино» (1914), «Бренные слова» (1922), «Цель и путь» (1925), «Сыну, которого нет» (1927), «Вполголоса» (1932), «Душа Ленинграда» (1942), «Путь воды» (1951), «Апрель. Стихи о Ленине» (1960), «За много лет» (1964), «Анкета времени» (1971), поэмы «Овидий» (1939), «Пулковский меридиан» (1943) и др. произв. Лауреат Ст. пр. (1946). Родственница Л.Д.Троцкого. Мужья –академик А.Н.Фрумкин (2-ой брак), академик АМН СССР И.Д.Страшун (3-й брак).
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

ИНБЕР Вера Михайловна
(28.6.1890–11.11.1972), поэтесса, лауреат Сталинской премии (1946). Дочь владельца изд?ва; мать – двоюродная сестра Л.Д. Троцкого. Училась на ист. – филолог. ф?те одесских Высш. женских курсов. С 1910 публиковала стихи в одесских газетах, с 1912 – в журнале «Солнце России». Первый сб. стихов «Печальное вино» вышел в 1914 (Париж), второй – «Горькая услада» в 1917 (Петроград). В 1922 переехала в Москву, печаталась в журналах «Огонек», «Красная нива» и др. Чл. группы ЛЦК (Лит. центр конструктивистов). С сер. 1920?гг. писала также прозу, работала в журналистике. Выпустила неск. поэтических сборников: «Цель и путь» (1925), «Мальчик с веснушками» (1926), «Сыну, к?рого нет» (1927) и др. Во время Вел. Отеч. войны осталась в Ленинграде, где пережила блокаду. Именно блокада стала гл. темой ее творчества в 1941–45; наибольшую известность получили ее стихи «Трамвай идет на фронт», «Заботливая женская рука», поэма «Пулковский меридиан» (1941–43), дневник «Почти три года», книги «Душа Ленинграда», «О ленинградских детях», «О Ленинграде». Часто выступала по радио, на митингах в воинских частях и на заводах, публиковала стихи и статьи в периодич. печати. За «проникнутую пафосом борьбы с фашизмом» поэму о блокаде «Пулковский меридиан» (1941–43) И. получила Сталинскую премию. После войны продолжила писать стихи и прозу. Среди прочего также публиковала фактич. заказные, «правильные идеологически» произведения, как, например, книгу о В.И. Ленине «Апрель» (1960). Автор мемуаров.
Была несколько раз замужем. 1?й муж (с 1910, развод в 1914) – Натан Инбер, с к?рым она жила во Франции и Швейцарии; 2?й – академик А.Н. Фрумкин; 3?й – проф. и дир. 1?го Мед. ин?та (Ленинград) Илья Давыдович Страшун.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

Инбер, Вера Михайловна

[1890—] — современная поэтесса, беллетристка, журналистка. Состоит в лит-ой группе конструктивистов (ЛЦК). Род. в Одессе, в буржуазной семье. До революции несколько лет провела за границей. В Париже выпустила первую книгу стихов "Печальное вино" [1912]. Второй сборник вышел в 1917 ("Горькая услада"). После революции И. выпустила еще три книги стихов ("Бренные слова", Одесса, 1922, "Цель и путь", М., 1925, "Сыну, которого нет", M., 1927), несколько сборников рассказов ("Уравнение с одним неизвестным", М,, 1926, "Ловец комет", М., 1927, и др.) и книгу очерков о Париже ("Америка в Париже", М., 1928).


Творчество И. корнями своими уходит в предреволюционную буржуазную культуру. Как поэтесса И. родилась на переломе от символизма к акмеизму и футуризму и впитала в себя влияние самых разнообразных поэтов той поры — от Гумилева и Виктора Гофмана до Игоря Северянина. И. не относится к категории поэтов, активно выявляющих свое отношение к описываемым вещам, настойчиво проповедывающих свое мировоззрение; для нее характерно нейтральное отношение к материалу. Этим можно объяснить удивительное разнообразие ее тем, из которых ни одна по-настоящему не близка, не дорога поэту. И. прошла большой творческий путь: лирика, преобладавшая в ее первых книгах, начинает уступать место сюжетным или описательным стихам (здесь — стык И. с конструктивизмом); все ощутимее становится ироническая струя, переходящая иногда в чистый юмор; расширяется круг тем за счет современных, советских. Однако революция входит в творчество Инбер не столько политической стороной, сколько внешне-бытовой. В отличие от других конструктивистов, пытающихся ставить в своих произведениях острые социальные, проблемы, И. ограничивает свой выход в современность поверхностным оптимизмом ("Земля советская", "События в Красном море"). Камерный, "домашний" угол зрения, характерный для ранних стихов И., почти не расширился. Революция выглядит в стихах И. внешне-декоративно. Проза И., в к-рую она переносит свои стиховые приемы (локальный образ, игра слов, ироничность интонаций), ничего не прибавляет к ее идеологическому облику. Идейные воззрения конструктивизма (см.) приобретают у нее свой особый отпечаток: она прочней, чем другие конструктивисты, связана с дореволюционной культурой. Так напр. мотивы техницизма, американизма, типичные для "вождя" конструктивистов — Сельвинского, воспитанного не столько на символистах, сколько на Маяковском, для И. мало характерны. Социалистическое будущее И. рисует "идиллическим" и "уютным".



Библиография: II. Зелинский К., Вера Инбер, "Жизнь искусства", 1924, XXI; Его же, Сб. "Госплан литературы", М., 1925; Лежнев А., "Прожектор", 1926, XVIII; Адонц Гайк, Вера Инбер, "Жизнь искусства", 1926, XXXIX; Зелинский К., Европеянка, "На литературном посту", 1928, XI — XII.


III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.


Е. Мустангова.


{Лит. энц.}






Инбер, Вера Михайловна


Род. 1890, ум. 1972. Поэтесса-лирик, автор сборников стихотворений, поэм. Произведения: "Сыну, которого нет" (сборн., 1927), "Вполголоса" (сборн., 1932), "Пулковский меридиан" (поэма, 1943), "Анкета времени" (сборн., 1971) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Двоюродная сестра Л. Д. Троцкого.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008