ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
одна из древней-ших культур на Земле, возникшая в III тыс. до н.э. и существующая до настоящего времени. Принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, чье существование связано с разливами рек, дающими возможность зани-маться продуктивным сельским хозяйством. Само название страны «Индия» произошло от названия реки Инд (Синдху). В истории Индии и развитии ее культу-ры можно выделять два основных периода — харап-пский (2500–1800 гг. до н.э., за ним арийский — вся последующая история.
Культура Хараппы и Мохенджодаро возникла в III тыс. до н.э. в среднем и нижнем течении Инда на основе местных градаций и была одной из крупнейших на древнем Востоке, протянувшись на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с севера на юг. О высоком уровне этой цивилизации говорит строгая планировка городов с населением до 100 тыс. человек, наличие особой письменности (до сих пор не расшифрованной) и произведений искусства. В городах четко выде-лялись нижний город (жилая часть) и верхний город (цитадель) с административными зданиями. Важней-шей особенностью этой культуры являлся консерватизм. На протяжении тысячи лет она не претерпела никаких существенных изменений даже в планировке городов. Лишь к концу существования этой цивилизации появились отдельные признаки упадка. Эта культу-ра не оставила нам грандиозных памятников и соору-жений. Нам известны предметы художественного ремесла — изделия из бронзы, ювелирные украшения, керамика и, конечно, печати-амулеты, дающие рельеф-ные оттиски (их обнаружено более двух тысяч).
В середине II тыс. до н.э. в Индии появились арийские племена кочевников, разрушившие остатки хараппской цивилизаций и создавшие основы современной индийской культуры. Арии, с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям, с ведущей ролью жрецов-брахманов и обожествлением священных текстов, при-дали всей индийской культуре религиознодуховный характер. Ведущая роль религии, закрепленная всем образом жизни индусов, привела к тому, что в Индии почти не возникало крупных государственных образований. Поэтому периодизацию индоарийского этапа в индийской истории и культуре обычно ведут по религиям, господствовавшим в разное время.
С конца II до сер. I тыс. до н.э. продолжался ведийский период, в начале которого господствовал ведизм, а затем — брахманизм. Он получил свое название по священным книгам — ведам (от глагола «ведать», «знать»), хранящим все необходимые для жизни знания. Веды представляют собой сборник религиозных тек-стов — гимнов богам, магических формул и описаний необходимых ритуалов. Среди них особая роль принадлежит Ригведе — древнейшей из них, содержащей описания сотворения мира, жизни Вселенной, богов. Также там содержится описание социальной структуры индийского общества, разделенного на четыре варны (сословия) — брахманы (жрецы), кшатрии (военная знать), вайшья (земледельцы и скотоводы) и шудры (слуги). Границы между варнами были незыблемыми. Считалось, что рождение в той или иной варне — ре-зультат поведения человека в прошлых рождениях, Поэт ому не было смысла бунтовать и возмущаться своей жизнью. Так уже в ранний период индийской истории сформировались важнейшие идеи, лежащие в основе мировоззрения — представление о бессмертии души, лишь меняющей тела (сансара) и закон посмертного воздаяния, определяющий место будущего рождения (реинкарнации) — закон кармы.
Со второй половины I тыс. до н.э. в истории Индии начинается новый период, связанный с появлением новых религий, делавших акцент на этику и нравственные стороны поведения человека. Важнейшая роль среди них принадлежит первой мировой религии — буддизму. Его основателем стал Сиддхартха Гаутама из племени шакьев. Одним из главных представлений буддизма является видение жизни как страдания, причина которого — в человеческих страстях и желаниях. Осознав истину, Гаутама стал называться Буддой (Просветленным истиной). Она — в пути к нирване — это высшее состояние освобождения от всех земных страстей и привязанностей, в котором прекращалось действие закона кармы и душа человека покидала сансару. Буддизм быстро приобрел популярность, хорошо вписавшись в систему ценностей индийского общества, а затем стал и государственной религией первого круп-ного государства в Индии — империи Маурьев и Ку-шанской империи. После этого началось широкое строительство храмов, культовых сооружений, посвященных Будде. Они возводились из камня, который впервые стал использоваться в качестве строительного материала. Поэтому многие постройки дошли до наших дней. Это — ступы, пещерные храмы и монастыри, скульптуры, мемориальные колонны. Мемори-альные колонны (стамбхи) представляют собой хоро-шо отполированные каменные столбы, завершающиеся капителью со скульптурными изображениями животных. Сaмая известная из них — Львиная капитель из Сарнатха (сер. III в. до н.э.), изображенная на государственном флаге Индии. Ступы — сооружения, воздвигаемые в честь лица или события, чтимых буддистами. Представляет собой полусферический купол, сложенный из крупного кирпича, стоящий на круглом цоколе с террасой. Одна из самых известных — ступа в Санчи (III–I вв. до н.э.). Пещерные храмы и монастыри вырубались прямо в скалах. Это был длительный и трудоемкий процесс, который начинался сверху от самого потолка, а потом мастера спускались все ниже и ниже. При этом мастера копировали деревянные построй-ки — капители, карнизы (вплоть до головок гвоздей). Одновременно вырубались и скульптуры. Выдающимися образцами пещерных храмов (чатья) были храм в Карли (I в. до н.э. — I в. н.э.), в Аджанте (II в. до н.э. — VII в. н.э.). Большое развитие в Индии получила мо-нументальная скульптура. Ранний буддизм не покло-нялся Будде как богу, и поэтому в этот период изобра-жений Будды в виде человека не было. Он воспроизводится через символ колеса закона, ланей, слушающих его проповедь, слонов, поклоняющихся священному дереву и др. От этого времени сохрани-лись скульптуры якшини — богинь в образе молодых женщин, позже появились и мужские изображения. Они олицетворяли мужское и женское начала мира, поэтому изображались с подчеркнутыми признаками пола. С начала I тыс. н.э. в буддизме произошли серьезные изменения, и в скульптуре Будду стали представлять в виде человека. Сложились основные типы изоб-ражения Будды — стоящий Будда (гандхарская школа, возникшая под влиянием эллинистической культуры), сидящий Будда — в позе лотоса с поднятой правой рукой (школа Матхура). Развивается также и живопись (с начала I тыс. н.э.). Великолепным образцом ее служат фрески Аджанты, на которых представлены не только сцены из жизни Будды, но и вся человеческая жизнь от рождения до смерти, все слои общества, все человеческие чувства.
Несмотря на то, что буддизм возник в Индии и оказал на ее культуру огромное воздействие, преодолеть главное препятствие для своего распространения — кастовый строй — он не смог. Поэтому время расцвета буддизма в Индии сменяется его упадком, и он посте-пенно покидает страну. А его место занимает индуизм - новая религия, приспособившая традиционные индийские ценности к новым условиям. Он стал господству-ющим со второй половины I тыс. н.э. Пантеон инду-изма весьма обширен, и кроме главных богов Вишну (хранителя мира), Шивы (разрушителя) и Брахмы (создателя мира) — включает множество местных божеств. Им возводятся многочисленные храмы, как скальные (Храм в Эллоре (
VI–Х вв.)), так и наземные. Пещерные храмы этого времени достигли необыкновенного совершенства, из скал высекались настоящие дворцы, галереи, портики и многочисленные скульпту-ры. Наземные храмы строились двух типов. На юге — над святилищем возвышалось завершение — шикхара в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом. На севере — шикхара была параболических очертаний с диском наверху. Прекрасным образцом такого храма являются храмы в Кхаджурахо (XI в.). Храмы Индии этого времени играли роль универсальных сводов знания. Они были и музеями, и сокровищницами, и свое-образными энциклопедиями. Их стены, покрытые не-исчислимым количеством статуй, можно было читать, как каменные книги с увлекательным сюжетом.
С начала II тыс. в культурной жизни Индии произошли существенные изменения, связанные с вторжением мусульманских завоевателей в страну. Начался индоисламский период в индийской культуре. Расцвет его связан с правлением династии Великих Моголов (XVI–XVIII вв.). Господство ислама наиболее сильно отразилось на характере индийской архитектуры, в которой появились сооружения нового типа — мечети, минареты, мавзолеи, медресе. В строительстве вместо прежней сухой кладки напуском была введена кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и ку-пола, прежде никогда не применявшиеся в Индии. Выдающимися памятниками индоисламского периода являются город Фатхпурсикри — резиденция Великих Моголов (грандиозный дворцовый и храмовый ансамбль), мавзолей Тадж-Махал, созданный в память жены Шах-Джахана из белого мрамора с венчающим зда-
 ние луковичным куполом. Из живописных жанров развитие получила миниатюра, отмеченная особым интересом к природе и к личности правителей (это вызвало появление целой серии портретов правителей). В этот период в искусстве Индии соединились две тради-ции — мусульманская и индийская, слившись в совер-шенном синтезе.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012