ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ
ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ
(англ. Indo-Europeans), языковая семья, происхождение которой, по-видимому, связано со степями. Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2-го тысячелетия до н.э. в Европе, а также в Иране, Индии, временно также на Ближнем Востоке (с хеттами и хурритами в Митанни). Почти все современные языки Европы, а также Индии (санскрит и т.д.) являются индоевропейскими. Как это впервые было показано сэром Уильямом Джонсом в 1786 г., термин И. можно с уверенностью применять лишь к лингвистическому материалу, т.к. он плохо коррелирует с антропологическими и археологическими данными.
Источник: Археологический словарь. 1990
ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ
языковая семья. На индоевропейских языках сейчас говорит большая часть человечества: славянские народы (русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, словаки и др.), прибалтийские народы (литовцы, латыши), романо-германские (англичане, немцы, французы, итальянцы). Иранцы, индийцы, армяне тоже И. Более четырехсот лет ученые ищут прародину И. Почему их языки так близки, почему культура этих народов имеет много общего? Видимо, они произошли от какого-то одного древнего народа, считали ученые. Где жил этот народ? Одни думали, что родина И. - Индия, другие ученые находили ее в Гималаях, третьи - в Месопотамии. Однако большинство считали прародиной И. Европу, точнее - Балканы, хотя каких-то материальных подтверждений для этих гипотез не было. Ведь если И. откуда-то переселились, то должны остаться материальные следы такого переселения, остатки культур. Однако археологи никаких общих для всех этих народов орудий, жилищ и т.д. не находили.
Единственное, что объединяло всех И. в древности, так это микролиты и позднее, в неолите, - сельское хозяйство. Только они появились в каменном веке везде, где до сих пор живут И. Они есть и в Иране, и в Индии, и в Средней Азии, и в лесостепи и степи В. Европы, и в Англии, и во Франции.
Точнее, они есть везде, где живут индоевропейские народы, но их нет там, где нет этих народов. Видимо, вся Европа вместе с микролитами приняла сельское хозяйство с гор Загроса и Ю. Прикаспия. Карта распространения геометрических культур и карта путей распространения сельского хозяйства совпадают полностью. Переход к сельскому хозяйству - это самая крупная революция в истории человечества. Такая ломка в жизни охотников и собирателей не могла пройти незаметной. Ведь менялось все - и образ жизни, и занятия, и идеология. И конечно, это не могло пройти бесследно для языка. Изучение жизни первобытных племен показывает, что они с большой неохотой воспринимают что-то в хозяйстве от других народов. Напр., австралийские аборигены до сих пор не хотят перенимать скотоводство. Они продолжают охотиться на стада овец, считая их ничейными, чем навлекают на себя гнев властей. Если что-то воспринимается, то это воспринимается со всеми обрядами, связанными с новыми обычаями, с новым хозяйством. Видимо, и воспринимая сельское хозяйство, европейские охотники перенимали у переселенцев с Ближнего и Среднего Востока и обряды, и заклинания. Причем, естественно, эти заклинания (сельскохозяйственные заклинания) произносились на языке первооткрывателей, т.е. на языке народов, принесших это хозяйство в Европу. Так вместе с сельским хозяйством распространялись новый язык и новые обряды по широкой территории. Так образовывались народы со сходным языком и культурой - индоевропейские народы.
Это гипотеза, которую я высказал более 20 лет назад. Тогда ее не приняли лингвисты. Они по-прежнему искали прародину И. на Балканах. Однако в 1984 г. два крупных лингвиста Т. Гамкрелидзе и В. Иванов опубликовали огромную книгу об И. Они попробовали восстановить язык древних И. и найти его прародину по остаткам древних слов и оборотов речи во всех современных языках И. И пришли к заключению, что "лексические связи и структурно-типологические сходства индоевропейской, семитской и картвельской праязыковых семей исключают Балканы, территорию, расположенную к с. или к в.
от них, из "кандидатов" на конкурс возможных предков... индоевропейская прародина находилась в Передней Азии", в области между о. Ван и о. Урмия.
Оттуда одна их ветвей И. двинулась в Среднюю Азию, в В. Прикаспий, в Ю.
Предуралье, а потом и в В. Европу. Они пишут: "Сама возможность подобного движения через Среднюю Азию и волжско-уральские степи доказывается выясненной в последнее время (благодаря дешифровке ряда среднеиранских текстов и полевому обследованию языков новоиранских) историей восточно-иранских языков". Так гипотеза археологическая нашла подтверждение в лингвистике.
Единственное, что объединяло всех И. в древности, так это микролиты и позднее, в неолите, - сельское хозяйство. Только они появились в каменном веке везде, где до сих пор живут И. Они есть и в Иране, и в Индии, и в Средней Азии, и в лесостепи и степи В. Европы, и в Англии, и во Франции.
Точнее, они есть везде, где живут индоевропейские народы, но их нет там, где нет этих народов. Видимо, вся Европа вместе с микролитами приняла сельское хозяйство с гор Загроса и Ю. Прикаспия. Карта распространения геометрических культур и карта путей распространения сельского хозяйства совпадают полностью. Переход к сельскому хозяйству - это самая крупная революция в истории человечества. Такая ломка в жизни охотников и собирателей не могла пройти незаметной. Ведь менялось все - и образ жизни, и занятия, и идеология. И конечно, это не могло пройти бесследно для языка. Изучение жизни первобытных племен показывает, что они с большой неохотой воспринимают что-то в хозяйстве от других народов. Напр., австралийские аборигены до сих пор не хотят перенимать скотоводство. Они продолжают охотиться на стада овец, считая их ничейными, чем навлекают на себя гнев властей. Если что-то воспринимается, то это воспринимается со всеми обрядами, связанными с новыми обычаями, с новым хозяйством. Видимо, и воспринимая сельское хозяйство, европейские охотники перенимали у переселенцев с Ближнего и Среднего Востока и обряды, и заклинания. Причем, естественно, эти заклинания (сельскохозяйственные заклинания) произносились на языке первооткрывателей, т.е. на языке народов, принесших это хозяйство в Европу. Так вместе с сельским хозяйством распространялись новый язык и новые обряды по широкой территории. Так образовывались народы со сходным языком и культурой - индоевропейские народы.
Это гипотеза, которую я высказал более 20 лет назад. Тогда ее не приняли лингвисты. Они по-прежнему искали прародину И. на Балканах. Однако в 1984 г. два крупных лингвиста Т. Гамкрелидзе и В. Иванов опубликовали огромную книгу об И. Они попробовали восстановить язык древних И. и найти его прародину по остаткам древних слов и оборотов речи во всех современных языках И. И пришли к заключению, что "лексические связи и структурно-типологические сходства индоевропейской, семитской и картвельской праязыковых семей исключают Балканы, территорию, расположенную к с. или к в.
от них, из "кандидатов" на конкурс возможных предков... индоевропейская прародина находилась в Передней Азии", в области между о. Ван и о. Урмия.
Оттуда одна их ветвей И. двинулась в Среднюю Азию, в В. Прикаспий, в Ю.
Предуралье, а потом и в В. Европу. Они пишут: "Сама возможность подобного движения через Среднюю Азию и волжско-уральские степи доказывается выясненной в последнее время (благодаря дешифровке ряда среднеиранских текстов и полевому обследованию языков новоиранских) историей восточно-иранских языков". Так гипотеза археологическая нашла подтверждение в лингвистике.
Источник: Археологический словарь. 1996