ИНДОЛОГИЯ
ИНДОЛОГИЯ
совокупность наук, изучающих историю, экономику, язык, материальную и духовную культуру народов Индии. Интерес к этим проблемам возник в глубокой древности как в самой Индии, так и в др. странах. Как наука И. оформилась в кон. 18 в. Западноевроп. бурж. И. Первыми европ. индологами были аббат Рейналь, автор фундаментального труда "История обеих Индий", и группа ученых, чиновников Ост-Индской компании - У. Джонс, Ч. Уилкинс, У. Колбрук и нек-рые др. Деятельность последних отражала интересы колонизаторов, но наряду с изданием дайджестов (сборников) из разных юридич. памятников Индии для нужд брит. судей они публиковали переводы памятников эпоса и художеств. лит-ры. Азиат. об-во, осн. в 1784 в Калькутте, стало первым центром индологии. У. Джонс положил начало науч. изучению санскрита. Ему принадлежат издания переводов "Законов Ману" и ряда отрывков из др. дхарма-шастр и первый перевод драмы Калидасы "Шакунтала". Изучение инд. языков с практич. целями было организовано в Колледже форта Уильям (осн. в 1800) в Калькутте. Было издано неск. "Историй Индии", наиболее значит. из них принадлежит М. Элфинстону. Господство Англии в Индии затрудняло развитие И. в др. странах Европы, но санскритологич. школа в Германии получила всемирное признание. В 1845 было основано "Die Deutsche Morgenl?ndische Gesellschaft". Итогом начального периода развития И. явился энциклопедич. труд нем. индолога Х. Лассена "Индийские древности" (Ch. Lassen, Indische Alterthumskunde, Bd 1-4, Lpz., 1847-61). Расцвет зап.-европ. бурж. И. относится ко 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Были изданы "История Индии, рассказанная ее собств. историками" (Н. М. Elliot, J. Dowson, The history of India as told by its own historians, v. 1-8, L., 1867-77) - сб. отрывков из большого числа араб. и перс. источников по Индии, и собрание отрывков источников и памятников на санскрите (J. Muir, Original sanscrit texts on the origin and history of the people of India, v. 1-5, L., 1858-70). В 1853 начала печататься "Bibliotheca Indica", в к-рую вошли важнейшие древние и ср.-век. памятники на санскрите, хинди, бенгали, персидском и на ряде др. яз. Расширился круг источников в работах С. Лейн-Пула, У. У. Хантера и др. В. А. Смит опубликовал неск. работ по древней и ср.-век. истории, в т.ч. "Оксфордскую историю Индии" (V. A. Smith, The Oxford history of India, Oxf., 1919). Вышла работа Дж. У. Кея и Г. Маллесона о нар. восстании 1857-59 под фальсификаторским назв. "История инд. мятежа" (J. W. Кауе, H. Malleson, History of the Indian mutiny of 1857-58, v. 1-6, L., 1897-98). Параллельно шло развитие вспомогат. ист. дисциплин. Работы Дж. Принсепа, расшифровавшего надписи Ашоки, составили эпоху в развитии инд. палеографии, хронологии и эпиграфики. С 1888 стала выходить "Epigraphia Indica" - крупнейшее издание инд. надписей. Известны археологи и эпиграфисты А. Кан-нингем, Дж. Берджесс, Дж. Ф. Флит и др. Большой вклад в изучение инд. рукописей и надписей внесли нем. ученые Г. Бюлер и Л. Кильхорн. В справочнике Р. Сьюэлла (R. Sewell, The historical inscriptions of Southern India, Madras, 1932) подведены итоги этой кропотливой работы, даны генеалогич. таблицы всех осн. южноинд. династий. Большой этнографич. материал был собран Д. Иббетсоном, Э. Терстоном, К. Л. Таппером и др. Основателем бурж. школы буддологии считается Б. Г. Ходжсон. Историей буддизма занимались также М. Моньер-Уильямс, Т. У. Рис-Дейвидс, Г. Ольденберг. Одним из крупнейших европ. индологов 2-й пол. 19 в. был Макс Мюллер - автор многочисл. трудов по истории культуры, литературы, философии и религии народов Индии. Под его редакцией вышли "Sacred Books of the East" (v. 1-49, Oxf., 1879-94), куда были включены переводы почти всей канонич. индуистской лит-ры. Э. Сенар и Э. Бюрнуф заложили в этот период основы франц. И. Успехи лингвистики были связаны с достижениями сравнит. метода в европ. языкознании. Издаются работы Дж. Бимса (J. Beames, A comparative grammar of the modern Aryan languages of India, v. 1-3, L.,1872-1879), P. Хернле (Rudolf Hoernle, A comparative grammar of the Gaudian Languages, L., 1880), P. Колдуэлла (R. Caldwell, A comparative grammar of the Dravidian or South-Indian family of languages, L., 1856) и др. работы. Под рук. выдающегося лингвиста Дж. А. Грирсона и при участии С. Конова в 1898-1901 проводилось полное обследование, выявившее все языки, употребляемые в Индии, результаты к-рого были опубликованы в многотомной работе (Grierson G. A., Linguistic survey of India, v. 1-11, Calcutta, 1904-27). В 50-х гг. 19 в., в связи с переворотом в науке об обществе, совершенным К.Марксом и Ф. Энгельсом, в зап.-европ. И. зародилось марксистское направление. Большое значение для формирования этого направления в И. имели индологич. работы К. Маркса и Ф. Энгельса, в к-рых на конкретном материале раскрывались особенности обществ. строя Индии до англ. завоевания, экономич. и политич. последствия колониального порабощения, давалась науч. периодизация истории страны в 18-19 вв. и показывалось ист. значение нар. восстания 1857-59, за ходом к-рого Маркс и Энгельс следили с большим вниманием. Появление марксизма, а также накопление нового фактич. материала, с одной стороны, и усиление нац.-освободит. движения - с другой, вызвали у ряда зап.-европ. бурж. индологов интерес к экономич. и социальным проблемам. Становится более комплексным само понятие И. Наряду с этим усиливается тенденциозность в освещении проблем истории Индии в работах представителей классич. англ. школы. Это относится прежде всего к "The Cambridge history of India" (v. 1, 3-6, Camb., 1922-37), написанной наиболее крупными англ. индологами Дж. Алланом, У. Хейгом, Г. Додуэллом и др., а также к трудам Г. Хераса, Д. Деррета и др. Крупнейшим совр. англ. индологом является А. Бэшем. Вышедшие после 2-й мировой войны работы англ. историка П. Датта являются существ. вкладом в марксистскую И. Среди герм. индологов наиболее известны братья Шлегель, А. Вебер, Г. Якоби. В 1-й пол. 20 в. выдвинулись такие индологи, как Г. Людерс, М. Винтерниц, X. Глазенапп, X. Хертель, разрабатывавшие проблемы древней и ср.-век. инд. лит-ры и фольклора. Во Франции культуру, религию и философию Индии изучает один из крупнейших совр. востоковедов Л. Рену; др. история, лит-ра и лингвистика являются областью исследования другого франц. ученого Ж. Филлиоза. В Италии большим кругом индологич. проблем занимается Дж. Туччи. В США и Канаде широко изучаются проблемы социальных изменений, происходящих в Индии после образования независимого гос-ва. В последнее время И. развивается также во многих странах Азии - Японии, Цейлоне, Пакистане, Бирме. В Индии изучение истории, экономики, языка, материальной и духовной культуры ее народов началось еще в колониальный период (сам термин "И." употребляется в Индии в более узком смысле, гл. обр. для обозначения научных дисциплин, изучающих древнюю историю, санскрит, древнюю и средневековую литературу). Раммохан Рай первым из индийцев начал изучение др.-инд. памятников. В 1816-20 он опубликовал сокращенное издание ведант с переводом на бенг. яз. Видными специалистами по санскриту, ведической и буддийской лит-рам были Р. Л. Митра и Хара Прасад Шастри; Р. Г. Бхандаркар создал ряд работ по вопросам истории и филологии. Значит. внимание уделялось экономич. исследованиям. В трудах Д. Наороджи, Б. Д. Басу и Р. Датта разоблачалась экономич. политика брит. захватчиков. Долгое время инд. И. развивалась под сильнейшим влиянием английской "классической" школы. Это относится к трудам крупнейшего инд. историка Дж. Саркара, а также к многочисл. "Историям Индии", созданным Н. К. Синха и А. Ч. Банерджи (N. К. Sinha, A. Ch. Banerji, 1944, рус. пер. 1954); Р. Маджумдаром, X. Райчаудхури и К. К. Датта; Ч. С. Шринивасачари и Р. Айянгаром, 1947-52; Нилакантой Шастри, 1950. После достижения Индией независимости интерес к социальной и экономич. истории возрос. Этим вопросам посвящены работы Р. Р. Трипатхи, Ибн Хасана, А. Боса, А. С. Алтекара, Тара Чанда, Т. Райчаудхури, Дашаратха Шармы и др. Экономич. историей Юж. Индии занимаются Т. В. Махалингам, Нилаканта Шастри и др. Историю религии и философии изучают С. Радхакришнан, Р. Мукерджи, Д. М. Датта и др. В независимой Индии источниковедч. и археол. работа стала охватывать все периоды истории. Видными эпиграфистами являются Б. Ч. Чхабра, Д. Ч. Сиркар. Большое внимание уделяется изучению нац.-освободит. движения в колониальный период. Можно отметить, напр., работы Н. Кабираджа "Нац.-освободит. движение в Бенгалии" (1954; рус. пер. 1956) и М. X. Хана "История Типу Султана" (M. H. Khan, History of Tipu Sultan, Calcutta, 1951) и мн. работы Ганда Сингха по истории сикхского движения. Издаются новые док-ты в серии "Движение за освобождение Индии" ("Freedom movement in India"). К столетию восстания 1857-59 было издано много книг и сборников (S. Sen, Eighteen fifty-seven, Calcutta, 1957, и др.). Из историй Инд. над. конгресса наиболее известны двухтомники Б. П. Ситарамайи и Х. Н. Гупты. Огромное количество работ посвящено деятельности М. К. Ганди. Ряд историков-индусов стремится принизить роль мусульман в Индии, напр. К. М. Мунши. Коммуналистич. (религ.-общинные) тенденции видны в редактируемом им коллективном труде "История и культура инд. народа" (The history and culture of the Indian people, v. 1-6, 1957-60) и др. работах. К недостаткам инд. ист. школы относится также нередкая модернизация древних и ср.-век. институтов. Важной составной частью инд. И. стала экономика. Экономич. проблемами занимаются Д. Р. Гадгил, П. Ч. Джайн, М. М. Мехта, В. Раманадхан, П. С. Локанатхан и др. В инд. И. успешно развивается марксистское направление. Ш. А. Данге опубликовал исследование о возникновении клас. общества в Индии. Работы Е. М. Ш. Намбудирипада (Е. М. S. Namboodripad, The national question in Kerala, Bombay, 1952, и "Махатма Ганди и гандизм" (рус. пер.,М., 1960)) являются значит. вкладом в разработку ряда сложных вопросов истории страны. Экономич. историю периода феодализма изучал К. М. Ашраф. В настоящее время этими вопросами занимаются Х. Мукерджи и Ирфан Хабиб. На методологич. основе марксизма стремятся осмыслить историю родины Д. Д. Косамби, Б. Н. Датта, Р. Ш. Шарма и другие. В России интерес к изучению Индии возник в 70-80-х гг. 18 в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Винков). Большая заслуга в развитии рус. И. принадлежит Г. С. Лебедеву, к-рый в 1805 выпустил капитальный этнографич. труд "Беспристрастное созерцание систем Вост. Индии Брамгенов, священных обрядов их и нар. обычаев" (ч. 1-3, СПБ). Заметно способствовали росту знаний об Индии путешествия художника А. Д. Салтыкова и П. И. Пашино. Рус. революц. демократы внимательно следили за восстанием 1857-59. В сент. 1857 в "Современнике" была напечатана статья Н. А. Добролюбова "Взгляд на историю и совр. состояние Ост-Индии". Н. Г. Чернышевский уделял значит. внимание анализу проблем совр. ему Индии. Для развития науч. И. большое значение имело открытие Н. M. Карамзиным в нач. 19 в. рукописи "Хожения за три моря" А. Никитина. Ф. П. Аделунг в 30-х гг. 19 в. издал "Bibliotheca sanscrita" - наиболее полный для того времени каталог санскритских рукописей и книг. С 30-40-х гг. в нек-рых ун-тах (Петерб., Казанском, Киевском, Моск.) стал преподаваться санскрит. Первыми рус. санскритологами были Р. Ленц, П. Я. Петров, К. А. Коссович. В 1855-75 в Петербурге вышел большой санскритский словарь, составленный О. Н. Бетлингом в сотрудничестве с Р. Ротом. Крупнейшим рус. индологом 19 в. был И. П. Минаев (1840-90). Наряду с исследованиями по вопросам буддизма и инд. лит-ры им был написан ряд статей по актуальным политич. проблемам, касавшимся англ. политики в Индии, Бирме и Афганистане. Ему также принадлежат работы по совр. фольклору народов Сев. Индии. Социолог М. М. Ковалевский в работе "Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения" (М., 1879) посвятил главу проблемам индийской общины. Эта работа была высоко оценена К. Марксом. Крупнейшими специалистами в области лит-ры на санскрите и пали, мифологии, истории религ.-филос. учений и т. п. являлись С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской. По инициативе Ольденбурга в 1898 стала выходить "Bibliotheca Buddhica" - крупнейшее собрание текстов по истории буддизма. И. в СССР и др. социалистич. странах. Подлинно комплексное изучение Индии началось после Вел. Окт. социалистич. революции. Методологич. основой сов. И. являются труды К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Для сов. И.характерно особое внимание к изучению борьбы нар. масс за нац. и социальное освобождение. Работа И. М. Рейснера "Очерки клас. борьбы в Индии" (ч. 1, М., 1932) заложила основу изучения новой истории Индии в СССР. Проблемами нац.-освободит. движения, агр. вопросом и т. д. занимались М. Павлович (Вельтман), Б. Сейгель. История борьбы пролетариата прослежена в работах В. В. Балабушевича. Акад. А. П. Баранников широко поставил систематич. изучение новоинд. языков, заложил основы инд. лексикографии в сов. И. Ф. И. Щербатской - крупнейший знаток буддизма, в 1930-32 опубл. наиболее фундаментальную из своих работ "Buddhist logic" (v. 1-2). Его ученики А. И. Востриков, Е. Е. Обер-Миллер, М. И. Тубянский и др. внесли большой вклад в изучение санскрита, философии и лит-ры Индии. Сов. исследователи изучают все осн. этапы истории Индии. Ряд работ по древней истории опубликовали А. М. Осипов, Г. Ф. Ильин и др. В области ср.-век. истории вышли книги: К. З. Ашрафян, Делийский султанат, М., 1960; К. А. Антоновой, Очерки обществ. отношений и политич. строя Могольской Индии времен Акбара (1556-1605), М., 1952, и др. Проблемы новой истории исследуются в работах: И. М. Рейснера, Нар. движения в Индии в XVII - XVIII вв., М., 1961; К. А. Антоновой, Англ. завоевание Индии в XVIII в., М., 1958; В. И. Павлова, Формирование инд. буржуазии, М., 1958, и мн. др. Проблемами новейшей истории и экономики Индии занимаются Л. Р. Гордон-Полонская, Т. Ф. Девяткина, А. М. Дьяков, Г. Г. Котовский, А. И. Левковский, С. М. Мельман и мн. др. "Новейшая история Индии" (М., 1959), "Новая история Индии" (М., 1961) подводят известный итог развитию марксистской И. за последние десятилетия. Сов. учеными ведутся также исследования в области лит-ры и языков народов Индии, истории инд. философии, иск-ва, этнографии и т. д. Большой вклад в изучение буддизма и языков санскрита и пали внес Ю. Н. Рерих. В переводе на рус. яз. изданы часть "Махабхараты", "Артхашастра", "Дхаммапада" и др. Вопросами изучения языков и лит-р народов Индии занимаются акад. АН Туркм. ССР Б. Л. Смирнов, В. М. Бескровный, Е. М. Быкова, В. А. Новикова, И. С. Рабинович, И. Д. Серебряков, Е. П. Челышев, С. Г. Рудин, В. Г. Эрман, В. И. Кальянов и ряд др. Индологи др. социалистич. стран добились значит. успехов. Среди них следует упомянуть Ф. Веллера (ГДР), специалиста по древней истории, философии и лит-ре В. Рубена (ГДР), археолога Х. Моде (ГДР), историка И. Фишера (ЧССР), экономиста М. Краса (ЧССР), дравидолога К. Звелебила (ЧССР), историков Л. Скужака (ПНР) и Е. Шлюшкевича (ПНР). —***—***—***— Основные центры И. Австрия. Indologisches Institut der Universit?t, Wien. Великобритания. School of Oriental and African Studies (осн. 1916), University of London; The Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland (осн. 1823); Oriental Studies Section, British Academy (осн. 1901), London; Pali Text Society, London; Indian Institute of Culture, London; India Office Library, Commonwealth Relation Office, London; Indian Institute, Oxford University; Department of Sanscrit, University of Edinburgh; Department of Urdu, Muir Institute, University of Edinburgh. ГДР. Institut f?r Orientforschungen, Deutschen Akademie der Wissenschaften, Berlin; Institut f?r Indienkunde (осн. 1825), Humboldt Universit?t, Berlin; Indisches lnstitut (осн. 1848), Karl Marx Universit?t, Leipzig; Seminar f?r Indologie und Iranistic, Seminar f?r Indische Alterthumskunde, Halle-Wittenberg Universit?t. Индия. См. Индия. Научные учреждения. Италия. Instituto Universitario Orientale di Napoli (осн. 1732); Instituto di Studi Orientali, Universita di Roma; Scuola Orientale, Roma. Канада. Department of Asian Studies, University of British Columbia, Vancouver; Institute of Islamic Studies, McGill University, Montreal. Пакистан. См. Пакистан. Научные учреждения. Польша. Instytut Orientalistyczny, Universytet Warszawski, Zaklad Orientalistyki Polskiej Akademie Nauk (осн. 1952). СССР. Ин-т народов Азии АН СССР (отдел Индии, отдел лит-ры народов Азии, отдел языков народов Азии, Ленингр. отделение); ин-ты этнографии, философии, мировой экономики и междунар. отношений АН СССР; ин-ты востоковедения АН Армении, Грузии, Узбекистана, Таджикистана. Подготовка индологов проводится в Ин-те вост. языков при МГУ, на вост. ф-те ЛГУ, в ун-тах Еревана, Ташкента, Душанбе. США. Centre for Southern Asian Studies, University of Michigan; Department of Indian philology, Widener Library, Harward University, Cambridge, Massachusets; Near and Middle East Institute, Columbia University, New York; Department of Indian and Far Eastern Languages and Literature, Yale University, New Haven. Франция. Soci?t? Asiatique de Paris (осн. 1822); Institut de Civilisation indienne, Universit? de Paris. ФРГ. Indologisches Seminar (осн. 1818), Universit?t Bonn; Seminar f?r Kultur und Geschichte Indiens (осн. 1914), Universit?t Hamburg; Indologisches Seminar (осн. 1862), Universit?t G?ttingen; Indisch-Ostasiatisches Seminar (осн. 1869), Marburg/Lahn Universit?t; Seminar f?r Indologie und Iranistik (осн. 1867), Universit?t M?nchen; Deutsche Morgenl?ndische Gesellschaft, M?nchen. Чехословакия. Orient?lni Ustav, Ceskoslovenska Akademie Ved; University Karlovy v Praze. —***—***—***— Литература к статье Минаев И. П., Об изучении Индии в рус. ун-тах, "ЖМНП", 1883, ч. 229, No 9; Азиат. музей Росс. Академии наук 1818-1918, П., 1920; Губер А. A., Изучение Индии в Сов. Союзе, М., 1954; Антонова К. A., Ист. наука в Индии, "ВИ", 1955, No 5; Библиография Индии, М., 1959; Осипов А. М., Заметки о нек-рых совр. работах по древней истории Индии, "НАиА", 1963, No 1; Алаев Л. Б., Изучение истории Индии в СССР в 1917-34 гг., там же, No 2; Востоковедение в Ленингр. ун-те, Л., 1960; Chatterjee A., Burn R., British contributions to Indian studies, L., 1943; Nilakanta Sastri K. A. and Ramanna H. S., Historical method in relation to Indian history, (Madras, 1956); Hardy P., Historians of Medieval India, L., 1960; Historians of India, Pakistan and Ceylon. Ed. by C. H. Philips, L., 1961; Windisch E., Geschichte der Sanskrit-Philologie und Indischen Altertumskunde, Stras., 1920. Л. Б. Алаев. Москва.