ИНДОНЕЗИЙЦЫ
Индонезийцы
самоназвание жителей Республики Индонезия; 96% населения страны составляют собственно индонезийцы, говорящие на различных индонезийских языках малайско-полинезийской семьи и принадлежащие к южномонголоидной малой расе. Численность 124,9 млн. чел. (1971). Общее число народов – более 150, языков и диалектов – более 1000. 90% населения страны составляют 13 самых крупных народов. Большинство индонезийцев (84%) исповедуют ислам, около 2% - разновидность индуизма, около 4% христианство, 3% - буддизм и конфуцианство (китайцы), около 5% - древние традиционные верования. В формировании собственно индонезийцев участвовало несколько этнических компонентов, относящихся к южномонголоидной расе, меланезийскому и веддоидному антропологическим типам экваториальной (негро-австралоидной) расы и частично к европеоидам. Южномонголоиды появлялись на архипелаге несколькими волнами из юго-восточных районов материковой Азии, начиная с рубежа 3 – 2 тыс. до н.э., и встретились здесь с веддоидным и меланезийским населением. В результате продолжавшихся внешних и внутренних миграций и этнорасовых контактов сложилась современная этническая картина Индонезии. Различные народы страны находятся в разных уровнях социально-экономического и культурного развития. У яванцев, сунданцев (сундов), малайцев Индонезии, бугов, макассаров, минангкабау, а также у мадурцев, аче, банджаров, батаков, балийцев развиваются капиталистические отношения. У сасаков, даяков, тораджей, ниасцев, многих народов Молуккских и Малых Зондских островов сильны пережитки общинно-родовых отношений; имеются племена, сохранившие черты глубокой первобытности: папуасы, кубу, акиты и др. К рубежу 19 – 20 в.в. относится формирование современных наций (прежде всего яванской), а также процесс становления общеиндонезийского самосознания. В последние десятилетия идет интенсивный процесс этнической и национальной интеграции и консолидации. Языком общения и государственным языком стал индонезийский (по происхождению малайский) – бахаса. Культура индонезийцев развивалась в условиях островной среды и многообразных влияний: индийских (с рубежа н.э. до 15 – 16 в.в.), арабских и шире – мусульманских в 10 – 17 в.в., китайских с рубежа н.э., европейских с 16 в. Отличаясь большим разнообразием, культура индонезийцев в то же время имеет много общих черт – как генетических, так и приобретаемых на протяжении столетий в результате внутренних и внешних контактов. См. Абунг, Алорцы, Амбонцы, Ачинцы, Бадуи, Балийцы, Банджар, Батаки, Бима-сумбанские народы, Бугисы, Даяки, Кубу, Мадурцы, Макассары, Минангкабау, Минахасцы, Ниасцы, Оранглауты, Реджанг-лампонгцы, Сасаки, Северохальмахерцы, Тораджи, Чамы, Яванцы.
ИНДОНЕЗИЙЦЫ
индонез. - orang Indonesia) - самоназвание жителей Республики Индонезии. В подавляющем большинстве население республики состоит из собственно И. - многочисл. родственных по языку и культуре народностей, говорящих на языках индонез. ветви малайско-полинез. семьи и находящихся на разных уровнях социально-экономич. и культурного развития. Наиболее высокого уровня достигли яванцы, сунданцы, мадурцы, балийцы, палембанги, а также буги, макассары, аче (ачинцы), минангкабау. Несколько отстали от них батаки, гайо, даяки, тораджи, сасаки, ниасцы, народности и племена Молуккских о-вов и о-вов Нуса-Тенгара (М. Зондских). Имеются также этнографич. группы и племена, сохранившие частично первобытнообщинные отношения: кубу, тораджи, акиты. В последнее время происходит консолидация отд. народностей, как правило, группирующихся вокруг наиболее крупной народности данной группы. Такие процессы идут на Яве, Суматре, Сулавеси и в др. р-нах страны; при этом иногда сближение родств. народностей двух соседних островов идет быстрее, чем сближение народностей, населяющих противоположные р-ны одного острова (так, напр., южносуматранцы имеют больше общего с сунданцами Зап. Явы, чем с аче Сев. Суматры). Одновременно идет процесс сложения единой индонез. нации, и этот второй процесс обгоняет процесс формирования локальных этнич. общностей. Все народности и племена, населяющие Индонезийский архипелаг, считают Индонезию своей родиной, чувствуют себя принадлежащими к индонезийской нации, признают индонезийский язык как язык единства и наряду с культурой отдельных народностей и племен, населяющих различные территории Республики Индонезии, признают единую общеиндонезийскую культуру. В широком политич. значении термином "И." обозначают всех граждан Индонез. Республики - как собственно И., так и говорящих на неиндонезийских языках северо-хальмахерцев, папуасов, индонез. китайцев (большинство к-рых родилось в Индонезии, чаще всего от смешанных браков с местным населением) и нек-рые др. этнич. группы. Общая числ. И. - ок. 98 млн. ч. (оценка на кон. 1962), из них говорящих на индонез. языках ок. 95 млн., т. е. 97%. Подавляющее большинство И. исповедует ислам (ок. 87%), имеются также индуисты (ок. 2%; балийцы), христиане (протестанты - ок. 2,5%, католики - ок. 1,5%), буддисты (ок. 2%; китайцы), анимисты (ок. 5%). В спец. лит-ре термин "И." имеет также др. значения. Лингвисты называют И. все народы, говорящие на языках индонез. ветви малайско-полинез. семьи и живущие не только в Индонезии, но и за ее пределами. Такое же содержание вкладывается в этот термин нек-рыми этнографами. Ряд бурж. авторов, стремящихся подчеркнуть разнородность населения Индонезии, применяет термин "И." в антропологич. смысле для обозначения отсталых племен, являющихся остатками древнейшего населения как Малайского (Индонезийского) архипелага,так и всей Юго-Вост. Азии. Сов. ученые обычно употребляют термин "И." в его широком политич. значении и применяют также в спец. работах в его лингвистич, и этнографич. значении. И. имеют сложную этнич. историю; проблема их происхождения еще окончательно не решена. В формировании И. участвовали несколько этнич. компонентов, относящихся к южномонголоидной расе, меланезийскому и веддоидному антропологич. типам экваториальной (негро-австралоидной) расы и частично к европеоидам. Подавляющее большинство И. является монголоидами южноазиатского ("малайского" по старой терминологии) антропологич. типа, к-рые появились в Индонезии неск. волнами из Юж. Китая и с Индокит. п-ова. Первые их волны ("протомалайцы" по терминологии П. и Ф. Саразинов), пришедшие во 2-м - сер. 1-го тыс. до н. э. и принесшие с собой высокую неолитич. культуру, были предками совр. гайо, ниасцев, сасаков, тораджей, батанов, возможно части даяков. Представители след. волн ("дейтеромалайцы"), появившиеся начиная с 6-5 вв. до н. э. и являвшиеся носителями высокоразвитой культуры бронзы, стали родоначальниками осн. массы совр. И.: яванцев, сунданцев, мадурцев, балийцев, бугов, аче, минангкабау и др. Под именем собственно малайцев стала известна сложная этнич. группа, образовавшаяся на терр. Вост. Суматры, архипелага Риау-Линга и юж. части п-ова Малакки от смешения минангкабау, бугов, макассаров и др. Малайцы широко расселились на островах (гл. обр. на берегах), а также составили осн. население Малакки. В Индонезии в наст. время термин "малайцы" употребляется только для обозначения жителей Малайской Федерации. Остатками древнейшего негро-австралоидного аборигенного населения, частично ассимилированного более поздними пришельцами, являются кубу, тоала (веддоиды), негритосы Зап. Ириана, папуасы и др. народы Вост. Индонезии. Европеоидные элементы, наблюдающиеся у яванцев, тенггеров, балийцев и др., объясняются длит. ист. связями с Индией. Среди И. имеется также нек-рое число индонез.-голл. метисов. Культура И. развивалась в условиях островной средь и многообразных связей: индийских - с рубежа н. э. до 16 в. (причем с 13 в. постепенно прекращается влияние индуизма и буддизма и возрастает влияние инд.мусульм. культуры), арабских - в 10-16 вв., в результате чего в стране распространился ислам, китайских - с первых веков до н. э. по наст. время, европейских - начиная с 16 в. н. э. Отличаясь большим разнообразием, культура И. в то же время имеет много общих черт, к-рые свидетельствуют о ее единстве и самобытном происхождении. В Респ. Индонезии ведется большая работа по подъему культуры отсталых народностей. После завоевания независимости и образования Респ. Индонезии процесс нац. консолидации приобрел особую силу. Под лозунгом "бангса Индонесия" - "индонезийская нация" - сплачиваются все народы страны в борьбе за независимость и единство Индонезии. Лит.: Левин М. Г. и Чебоксаров Н. Н., Древнее расселение человечества в Вост. и Юго-Вост. Азии, в кн.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951 (Тр. Ин-та этногр. им Н. H. Миклухо-Маклая, Новаясерия,т. 16); Sasongko R. S., Pengantar ethnologi di Indonesia, Solo (1955); Kunst J., The peoples of the Indian Archipelago, Leiden, 1946; Fischer H. T., Inleiding tot de culturele anthoropologie van Indoniesiе, 3 druk, Haarlem, 1952; его же, Indonesiе en Indonesiеrs, "Cultureel Indie", 1941, (No 3); Cole F.-С., The peoples of Malaysia, N. Y., 1945; Kennedy R., The ageless Indies, N. Y., (1942). Ю. В. Маретин. Ленинград.