ИНДОНЕЗИЙЦЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Индонезийцы
самоназвание жителей Республики Индонезия; 96% населения страны составляют собственно индонезийцы, говорящие на различных индонезийских языках малайско-полинезийской семьи и принадлежащие к южномонголоидной малой расе. Численность 124,9 млн. чел. (1971). Общее число народов – более 150, языков и диалектов – более 1000. 90% населения страны составляют 13 самых крупных народов. Большинство индонезийцев (84%) исповедуют ислам, около 2% - разновидность индуизма, около 4% христианство, 3% - буддизм и конфуцианство (китайцы), около 5% - древние традиционные верования. В формировании собственно индонезийцев участвовало несколько этнических компонентов, относящихся к южномонголоидной расе, меланезийскому и веддоидному антропологическим типам экваториальной (негро-австралоидной) расы и частично к европеоидам. Южномонголоиды появлялись на архипелаге несколькими волнами из юго-восточных районов материковой Азии, начиная с рубежа 3 – 2 тыс. до н.э., и встретились здесь с веддоидным и меланезийским населением. В результате продолжавшихся внешних и внутренних миграций и этнорасовых контактов сложилась современная этническая картина Индонезии. Различные народы страны находятся в разных уровнях социально-экономического и культурного развития. У яванцев, сунданцев (сундов), малайцев Индонезии, бугов, макассаров, минангкабау, а также у мадурцев, аче, банджаров, батаков, балийцев развиваются капиталистические отношения. У сасаков, даяков, тораджей, ниасцев, многих народов Молуккских и Малых Зондских островов сильны пережитки общинно-родовых отношений; имеются племена, сохранившие черты глубокой первобытности: папуасы, кубу, акиты и др. К рубежу 19 – 20 в.в. относится формирование современных наций (прежде всего яванской), а также процесс становления общеиндонезийского самосознания. В последние десятилетия идет интенсивный процесс этнической и национальной интеграции и консолидации. Языком общения и государственным языком стал индонезийский (по происхождению малайский) – бахаса. Культура индонезийцев развивалась в условиях островной среды и многообразных влияний: индийских (с рубежа н.э. до 15 – 16 в.в.), арабских и шире – мусульманских в 10 – 17 в.в., китайских с рубежа н.э., европейских с 16 в. Отличаясь большим разнообразием, культура индонезийцев в то же время имеет много общих черт – как генетических, так и приобретаемых на протяжении столетий в результате внутренних и внешних контактов. См. Абунг, Алорцы, Амбонцы, Ачинцы, Бадуи, Балийцы, Банджар, Батаки, Бима-сумбанские народы, Бугисы, Даяки, Кубу, Мадурцы, Макассары, Минангкабау, Минахасцы, Ниасцы, Оранглауты, Реджанг-лампонгцы, Сасаки, Северохальмахерцы, Тораджи, Чамы, Яванцы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ИНДОНЕЗИЙЦЫ
индонез. - orang Indonesia) - самоназвание жителей Республики Индонезии. В подавляющем большинстве население республики состоит из собственно И. - многочисл. родственных по языку и культуре народностей, говорящих на языках индонез. ветви малайско-полинез. семьи и находящихся на разных уровнях социально-экономич. и культурного развития. Наиболее высокого уровня достигли яванцы, сунданцы, мадурцы, балийцы, палембанги, а также буги, макассары, аче (ачинцы), минангкабау.

Несколько отстали от них батаки, гайо, даяки, тораджи, сасаки, ниасцы, народности и племена Молуккских о-вов и о-вов Нуса-Тенгара (М. Зондских). Имеются также этнографич. группы и племена, сохранившие частично первобытнообщинные отношения: кубу, тораджи, акиты. В последнее время происходит консолидация отд. народностей, как правило, группирующихся вокруг наиболее крупной народности данной группы. Такие процессы идут на Яве, Суматре, Сулавеси и в др. р-нах страны; при этом иногда сближение родств. народностей двух соседних островов идет быстрее, чем сближение народностей, населяющих противоположные р-ны одного острова (так, напр., южносуматранцы имеют больше общего с сунданцами Зап. Явы, чем с аче Сев. Суматры). Одновременно идет процесс сложения единой индонез. нации, и этот второй процесс обгоняет процесс формирования локальных этнич. общностей. Все народности и племена, населяющие Индонезийский архипелаг, считают Индонезию своей родиной, чувствуют себя принадлежащими к индонезийской нации, признают индонезийский язык как язык единства и наряду с культурой отдельных народностей и племен, населяющих различные территории Республики Индонезии, признают единую общеиндонезийскую культуру.

В широком политич. значении термином "И." обозначают всех граждан Индонез. Республики - как собственно И., так и говорящих на неиндонезийских языках северо-хальмахерцев, папуасов, индонез. китайцев (большинство к-рых родилось в Индонезии, чаще всего от смешанных браков с местным населением) и нек-рые др. этнич. группы. Общая числ. И. - ок. 98 млн. ч. (оценка на кон. 1962), из них говорящих на индонез. языках ок. 95 млн., т. е. 97%. Подавляющее большинство И. исповедует ислам (ок. 87%), имеются также индуисты (ок. 2%; балийцы), христиане (протестанты - ок. 2,5%, католики - ок. 1,5%), буддисты (ок. 2%; китайцы), анимисты (ок. 5%).

В спец. лит-ре термин "И." имеет также др. значения. Лингвисты называют И. все народы, говорящие на языках индонез. ветви малайско-полинез. семьи и живущие не только в Индонезии, но и за ее пределами. Такое же содержание вкладывается в этот термин нек-рыми этнографами. Ряд бурж. авторов, стремящихся подчеркнуть разнородность населения Индонезии, применяет термин "И." в антропологич. смысле для обозначения отсталых племен, являющихся остатками древнейшего населения как Малайского (Индонезийского) архипелага,так и всей Юго-Вост. Азии. Сов. ученые обычно употребляют термин "И." в его широком политич. значении и применяют также в спец. работах в его лингвистич, и этнографич. значении. И. имеют сложную этнич. историю; проблема их происхождения еще окончательно не решена. В формировании И. участвовали несколько этнич. компонентов, относящихся к южномонголоидной расе, меланезийскому и веддоидному антропологич. типам экваториальной (негро-австралоидной) расы и частично к европеоидам. Подавляющее большинство И. является монголоидами южноазиатского ("малайского" по старой терминологии) антропологич. типа, к-рые появились в Индонезии неск. волнами из Юж. Китая и с Индокит. п-ова. Первые их волны ("протомалайцы" по терминологии П. и Ф. Саразинов), пришедшие во 2-м - сер. 1-го тыс. до н. э. и принесшие с собой высокую неолитич. культуру, были предками совр. гайо, ниасцев, сасаков, тораджей, батанов, возможно части даяков. Представители след. волн ("дейтеромалайцы"), появившиеся начиная с 6-5 вв. до н. э. и являвшиеся носителями высокоразвитой культуры бронзы, стали родоначальниками осн. массы совр. И.: яванцев, сунданцев, мадурцев, балийцев, бугов, аче, минангкабау и др. Под именем собственно малайцев стала известна сложная этнич. группа, образовавшаяся на терр. Вост. Суматры, архипелага Риау-Линга и юж. части п-ова Малакки от смешения минангкабау, бугов, макассаров и др. Малайцы широко расселились на островах (гл. обр. на берегах), а также составили осн. население Малакки. В Индонезии в наст. время термин "малайцы" употребляется только для обозначения жителей Малайской Федерации. Остатками древнейшего негро-австралоидного аборигенного населения, частично ассимилированного более поздними пришельцами, являются кубу, тоала (веддоиды), негритосы Зап. Ириана, папуасы и др. народы Вост. Индонезии. Европеоидные элементы, наблюдающиеся у яванцев, тенггеров, балийцев и др., объясняются длит. ист. связями с Индией. Среди И. имеется также нек-рое число индонез.-голл. метисов.

Культура И. развивалась в условиях островной средь и многообразных связей: индийских - с рубежа н. э. до 16 в. (причем с 13 в. постепенно прекращается влияние индуизма и буддизма и возрастает влияние инд.мусульм. культуры), арабских - в 10-16 вв., в результате чего в стране распространился ислам, китайских - с первых веков до н. э. по наст. время, европейских - начиная с 16 в. н. э. Отличаясь большим разнообразием, культура И. в то же время имеет много общих черт, к-рые свидетельствуют о ее единстве и самобытном происхождении. В Респ. Индонезии ведется большая работа по подъему культуры отсталых народностей. После завоевания независимости и образования Респ. Индонезии процесс нац. консолидации приобрел особую силу. Под лозунгом "бангса Индонесия" - "индонезийская нация" - сплачиваются все народы страны в борьбе за независимость и единство Индонезии.

Лит.: Левин М. Г. и Чебоксаров Н. Н., Древнее расселение человечества в Вост. и Юго-Вост. Азии, в кн.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951 (Тр. Ин-та этногр. им Н. H. Миклухо-Маклая, Новаясерия,т. 16); Sasongko R. S., Pengantar ethnologi di Indonesia, Solo (1955); Kunst J., The peoples of the Indian Archipelago, Leiden, 1946; Fischer H. T., Inleiding tot de culturele anthoropologie van Indoniesiе, 3 druk, Haarlem, 1952; его же, Indonesiе en Indonesiеrs, "Cultureel Indie", 1941, (No 3); Cole F.-С., The peoples of Malaysia, N. Y., 1945; Kennedy R., The ageless Indies, N. Y., (1942).

Ю. В. Маретин. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Советско-индонезийское военно-морское сотрудничество

Игорь Васильевич Безик
Статья описывает историю советско-индонезийских отношений. Автор говорит о первенце Подводного флота республики Индонезии, который позже увеличился до 12 субмарин советского производства в 1959 г.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 02. 036. Драгойлович А. Материальность, утраты и надежды на возрождение в индонезийской диаспо

Демидов К. Б.
Читать PDF
0.00 байт

2007. 02. 037. Уилсон К. Этнические корни религиозного конфликта в индонезийской провинции Северная

Чайников Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Средневековые арабские источники по малайско-индонезийскому региону

Янковская Аглая Алексеевна
Статья содержит историографический обзор литературы, посвященной средневековым арабским свидетельствам о малайско-индонезийском регионе.
Читать PDF
0.00 байт

Положение китайского меньшинства в Индонезии в свете индонезийско-китайских отношений

Петрова Ольга Леонидовна
В статье рассматриваются проблемы китайского меньшинства в Индонезии, его роль и особенности развития в социально-экономической структуре страны. Особое внимание уделено смягчению антикитайских настроений в 2000-е гг.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы индонезийского коллаборационизма в период японской оккупации Индонезии

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор анализирует проблемы индонезийского национализма периода японской оккупации.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы историографии индонезийского коллаборационизма в период японской оккупации Индонезии

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор анализирует проблемы индонезийского национализма периода японской оккупации.
Читать PDF
0.00 байт

Политические убийства 1965-1966 годов в исторической индонезийской памяти в период авторитарного реж

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор анализирует проблемы развития индонезийской исторической памяти о массовых убийствах 1965 и 1966 годов.
Читать PDF
0.00 байт

Политические убийства 1965-1966 годов в современной исторической индонезийской памяти

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор анализирует восприятие массовых убийств 1965 и 1966 годов в современной индонезийской исторической памяти. В статье показано, что одновременно развиваются официальные и альтернативные точки зрения.
Читать PDF
0.00 байт

Визит дружбы индонезийских моряков

Игорь Васильевич Безик
Читать PDF
0.00 байт

Индонезийский гамелан: принципы организации звуковысотного пространства (ладоинтонационный и временн

Алябьева Анна Геннадьевна
В статье рассматриваются принципы организации звукового пространства в индонезийском оркестре гамелан.
Читать PDF
0.00 байт

Искусство орнамента в традиционном индонезийском батике

Асалханова Марина Викторовна
В статье рассматривается традиционный индонезийский батик как форма искусства, содержащая глубинные традиции населения Юго-Восточной Азии.
Читать PDF
0.00 байт

Индонезийский гамелан: мифопоэтические аспекты инструментального музицирования

Алябьева Анна Геннадьевна
Читать PDF
0.00 байт

Tембровые аспекты традиционной инструментальной индонезийской музыки

Алябьева Анна Геннадьевна
В статье рассматривается роль тембра (темброформы) в индонезийской инструментальной музыке на примере одного из показательных феноменов традиционной индонезийской культуры трансового действа Рейог Понорого.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции и новаторство в создании образа героя-богатыря в индонезийской литературе

Зиза Полина Александровна
В разные периоды исторического и литературного развития герой произведения воплощал собой, своими мыслями и поступками то, что было наиболее важно с точки зрения общественно-культурных ценностей.

Похожие термины:

  • ИНДИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКИЙ ДОГОВОР 1951

    О дружбе - подписан 3 марта в Джакарте. Подтвердил решимость договаривающихся сторон сохранять постоянный мир и неизменную дружбу (ст. 1). Согласно договору, каждая из сторон может назначить диплома
  • ИНДОНЕЗИЙСКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1961

    О дружбе - подписан между Республикой Индонезией и КНР 1 апр. 1961 в Джакарте. В договоре говорится, что стороны уважают независимость, суверенитет и терр. целостность каждой из сторон (ст. 1). Они согла
  • Индонезийская революция

    Индонезийская революция (Indonesian Revolution) (1945-49), борьба за нац. освобождение Индонезии от голл. господства. В 1945 г. Сукарно провозгласил независимость Индонезии. Попытки голландцев восстановить колон,
  • Индонезийская геосинклинальная область

    современная геосинклиналь на площади островов и акватории Малайского архипелага в зоне сочленения Средиземноморского и Тихоокеанского подвижных поясов. Характеризуется активными новейшими те