ИНДОНЕЗИЙЦЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Индонезийцы
самоназвание жителей Республики Индонезия; 96% населения страны составляют собственно индонезийцы, говорящие на различных индонезийских языках малайско-полинезийской семьи и принадлежащие к южномонголоидной малой расе. Численность 124,9 млн. чел. (1971). Общее число народов – более 150, языков и диалектов – более 1000. 90% населения страны составляют 13 самых крупных народов. Большинство индонезийцев (84%) исповедуют ислам, около 2% - разновидность индуизма, около 4% христианство, 3% - буддизм и конфуцианство (китайцы), около 5% - древние традиционные верования. В формировании собственно индонезийцев участвовало несколько этнических компонентов, относящихся к южномонголоидной расе, меланезийскому и веддоидному антропологическим типам экваториальной (негро-австралоидной) расы и частично к европеоидам. Южномонголоиды появлялись на архипелаге несколькими волнами из юго-восточных районов материковой Азии, начиная с рубежа 3 – 2 тыс. до н.э., и встретились здесь с веддоидным и меланезийским населением. В результате продолжавшихся внешних и внутренних миграций и этнорасовых контактов сложилась современная этническая картина Индонезии. Различные народы страны находятся в разных уровнях социально-экономического и культурного развития. У яванцев, сунданцев (сундов), малайцев Индонезии, бугов, макассаров, минангкабау, а также у мадурцев, аче, банджаров, батаков, балийцев развиваются капиталистические отношения. У сасаков, даяков, тораджей, ниасцев, многих народов Молуккских и Малых Зондских островов сильны пережитки общинно-родовых отношений; имеются племена, сохранившие черты глубокой первобытности: папуасы, кубу, акиты и др. К рубежу 19 – 20 в.в. относится формирование современных наций (прежде всего яванской), а также процесс становления общеиндонезийского самосознания. В последние десятилетия идет интенсивный процесс этнической и национальной интеграции и консолидации. Языком общения и государственным языком стал индонезийский (по происхождению малайский) – бахаса. Культура индонезийцев развивалась в условиях островной среды и многообразных влияний: индийских (с рубежа н.э. до 15 – 16 в.в.), арабских и шире – мусульманских в 10 – 17 в.в., китайских с рубежа н.э., европейских с 16 в. Отличаясь большим разнообразием, культура индонезийцев в то же время имеет много общих черт – как генетических, так и приобретаемых на протяжении столетий в результате внутренних и внешних контактов. См. Абунг, Алорцы, Амбонцы, Ачинцы, Бадуи, Балийцы, Банджар, Батаки, Бима-сумбанские народы, Бугисы, Даяки, Кубу, Мадурцы, Макассары, Минангкабау, Минахасцы, Ниасцы, Оранглауты, Реджанг-лампонгцы, Сасаки, Северохальмахерцы, Тораджи, Чамы, Яванцы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ИНДОНЕЗИЙЦЫ
индонез. - orang Indonesia) - самоназвание жителей Республики Индонезии. В подавляющем большинстве население республики состоит из собственно И. - многочисл. родственных по языку и культуре народностей, говорящих на языках индонез. ветви малайско-полинез. семьи и находящихся на разных уровнях социально-экономич. и культурного развития. Наиболее высокого уровня достигли яванцы, сунданцы, мадурцы, балийцы, палембанги, а также буги, макассары, аче (ачинцы), минангкабау.

Несколько отстали от них батаки, гайо, даяки, тораджи, сасаки, ниасцы, народности и племена Молуккских о-вов и о-вов Нуса-Тенгара (М. Зондских). Имеются также этнографич. группы и племена, сохранившие частично первобытнообщинные отношения: кубу, тораджи, акиты. В последнее время происходит консолидация отд. народностей, как правило, группирующихся вокруг наиболее крупной народности данной группы. Такие процессы идут на Яве, Суматре, Сулавеси и в др. р-нах страны; при этом иногда сближение родств. народностей двух соседних островов идет быстрее, чем сближение народностей, населяющих противоположные р-ны одного острова (так, напр., южносуматранцы имеют больше общего с сунданцами Зап. Явы, чем с аче Сев. Суматры). Одновременно идет процесс сложения единой индонез. нации, и этот второй процесс обгоняет процесс формирования локальных этнич. общностей. Все народности и племена, населяющие Индонезийский архипелаг, считают Индонезию своей родиной, чувствуют себя принадлежащими к индонезийской нации, признают индонезийский язык как язык единства и наряду с культурой отдельных народностей и племен, населяющих различные территории Республики Индонезии, признают единую общеиндонезийскую культуру.

В широком политич. значении термином "И." обозначают всех граждан Индонез. Республики - как собственно И., так и говорящих на неиндонезийских языках северо-хальмахерцев, папуасов, индонез. китайцев (большинство к-рых родилось в Индонезии, чаще всего от смешанных браков с местным населением) и нек-рые др. этнич. группы. Общая числ. И. - ок. 98 млн. ч. (оценка на кон. 1962), из них говорящих на индонез. языках ок. 95 млн., т. е. 97%. Подавляющее большинство И. исповедует ислам (ок. 87%), имеются также индуисты (ок. 2%; балийцы), христиане (протестанты - ок. 2,5%, католики - ок. 1,5%), буддисты (ок. 2%; китайцы), анимисты (ок. 5%).

В спец. лит-ре термин "И." имеет также др. значения. Лингвисты называют И. все народы, говорящие на языках индонез. ветви малайско-полинез. семьи и живущие не только в Индонезии, но и за ее пределами. Такое же содержание вкладывается в этот термин нек-рыми этнографами. Ряд бурж. авторов, стремящихся подчеркнуть разнородность населения Индонезии, применяет термин "И." в антропологич. смысле для обозначения отсталых племен, являющихся остатками древнейшего населения как Малайского (Индонезийского) архипелага,так и всей Юго-Вост. Азии. Сов. ученые обычно употребляют термин "И." в его широком политич. значении и применяют также в спец. работах в его лингвистич, и этнографич. значении. И. имеют сложную этнич. историю; проблема их происхождения еще окончательно не решена. В формировании И. участвовали несколько этнич. компонентов, относящихся к южномонголоидной расе, меланезийскому и веддоидному антропологич. типам экваториальной (негро-австралоидной) расы и частично к европеоидам. Подавляющее большинство И. является монголоидами южноазиатского ("малайского" по старой терминологии) антропологич. типа, к-рые появились в Индонезии неск. волнами из Юж. Китая и с Индокит. п-ова. Первые их волны ("протомалайцы" по терминологии П. и Ф. Саразинов), пришедшие во 2-м - сер. 1-го тыс. до н. э. и принесшие с собой высокую неолитич. культуру, были предками совр. гайо, ниасцев, сасаков, тораджей, батанов, возможно части даяков. Представители след. волн ("дейтеромалайцы"), появившиеся начиная с 6-5 вв. до н. э. и являвшиеся носителями высокоразвитой культуры бронзы, стали родоначальниками осн. массы совр. И.: яванцев, сунданцев, мадурцев, балийцев, бугов, аче, минангкабау и др. Под именем собственно малайцев стала известна сложная этнич. группа, образовавшаяся на терр. Вост. Суматры, архипелага Риау-Линга и юж. части п-ова Малакки от смешения минангкабау, бугов, макассаров и др. Малайцы широко расселились на островах (гл. обр. на берегах), а также составили осн. население Малакки. В Индонезии в наст. время термин "малайцы" употребляется только для обозначения жителей Малайской Федерации. Остатками древнейшего негро-австралоидного аборигенного населения, частично ассимилированного более поздними пришельцами, являются кубу, тоала (веддоиды), негритосы Зап. Ириана, папуасы и др. народы Вост. Индонезии. Европеоидные элементы, наблюдающиеся у яванцев, тенггеров, балийцев и др., объясняются длит. ист. связями с Индией. Среди И. имеется также нек-рое число индонез.-голл. метисов.

Культура И. развивалась в условиях островной средь и многообразных связей: индийских - с рубежа н. э. до 16 в. (причем с 13 в. постепенно прекращается влияние индуизма и буддизма и возрастает влияние инд.мусульм. культуры), арабских - в 10-16 вв., в результате чего в стране распространился ислам, китайских - с первых веков до н. э. по наст. время, европейских - начиная с 16 в. н. э. Отличаясь большим разнообразием, культура И. в то же время имеет много общих черт, к-рые свидетельствуют о ее единстве и самобытном происхождении. В Респ. Индонезии ведется большая работа по подъему культуры отсталых народностей. После завоевания независимости и образования Респ. Индонезии процесс нац. консолидации приобрел особую силу. Под лозунгом "бангса Индонесия" - "индонезийская нация" - сплачиваются все народы страны в борьбе за независимость и единство Индонезии.

Лит.: Левин М. Г. и Чебоксаров Н. Н., Древнее расселение человечества в Вост. и Юго-Вост. Азии, в кн.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951 (Тр. Ин-та этногр. им Н. H. Миклухо-Маклая, Новаясерия,т. 16); Sasongko R. S., Pengantar ethnologi di Indonesia, Solo (1955); Kunst J., The peoples of the Indian Archipelago, Leiden, 1946; Fischer H. T., Inleiding tot de culturele anthoropologie van Indoniesiе, 3 druk, Haarlem, 1952; его же, Indonesiе en Indonesiеrs, "Cultureel Indie", 1941, (No 3); Cole F.-С., The peoples of Malaysia, N. Y., 1945; Kennedy R., The ageless Indies, N. Y., (1942).

Ю. В. Маретин. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Индонезийская армия и демократические реформы

Другов Алексей Юрьевич
С падением в 1998 г. военно-авторитарного режима индонезийская армия утратила доминирующие позиции, которыми она официально располагала в политической системе страны. Поправки в конституции, внесенные в 1999-2002 гг.
Читать PDF
1.85 мб

Индонезийская православная церковь (ипц): этнокультурная специфика и особенности церковного обряда (

Черепнева Елена Алексеевна
Dr. Elena Cherepneva looks into the events in the Indonesian Orthodox Church in 2005early 2006. Special attention is given to its coming under the jurisdiction of the Russian Orthodox Church Outside Russia (ROCOR).
Читать PDF
0.00 байт

ИНДОНЕЗИЙСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПРИЯТИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Понька Татьяна Ивановна, Сибарани Даме Мария Нова, Куклин Никита Сергеевич
В статье авторы анализируют истоки и основы политической культуры Индонезии, выявляют особенности национальных подходов к международным отношениям, рассматривают влияние национальных особенностей восприятия международных отношений
Читать PDF
0.00 байт

Индонезийский гамелан: принципы организации звуковысотного пространства (ладоинтонационный и временн

Алябьева Анна Геннадьевна
В статье рассматриваются принципы организации звукового пространства в индонезийском оркестре гамелан.
Читать PDF
0.00 байт

Индонезийский гамелан: мифопоэтические аспекты инструментального музицирования

Алябьева Анна Геннадьевна
Читать PDF
0.00 байт

Визит дружбы индонезийских моряков

Игорь Васильевич Безик
Читать PDF
0.00 байт

Исламские партии на индонезийских парламентских выборах 2009 г

Сучков Григорий Викторович
Статья проливает некоторый свет на проблемы, лежащие в самом сердце современной индонезийской политики.
Читать PDF
307.87 кб

Положение китайского меньшинства в Индонезии в свете индонезийско-китайских отношений

Петрова Ольга Леонидовна
В статье рассматриваются проблемы китайского меньшинства в Индонезии, его роль и особенности развития в социально-экономической структуре страны. Особое внимание уделено смягчению антикитайских настроений в 2000-е гг.
Читать PDF
374.23 кб

Проблемы индонезийского коллаборационизма в период японской оккупации Индонезии

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор анализирует проблемы индонезийского национализма периода японской оккупации.
Читать PDF
466.52 кб

Проблемы историографии индонезийского коллаборационизма в период японской оккупации Индонезии

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор анализирует проблемы индонезийского национализма периода японской оккупации.
Читать PDF
0.00 байт

Реальность и ирреальность в романе индонезийского писателя Эки Курниавана «Красота наносит раны»

Фролова Марина Владимировна
Статья посвящена дебютному роману «Красота наносит раны» (2002 г.) индонезийского писателя Эки Курниавана (род. 1975).
Читать PDF
64.87 кб

Советско-индонезийское военно-морское сотрудничество

Игорь Васильевич Безик
Статья описывает историю советско-индонезийских отношений. Автор говорит о первенце Подводного флота республики Индонезии, который позже увеличился до 12 субмарин советского производства в 1959 г.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 02. 036. Драгойлович А. Материальность, утраты и надежды на возрождение в индонезийской диаспо

Демидов К. Б.
Читать PDF
123.13 кб

2007. 02. 037. Уилсон К. Этнические корни религиозного конфликта в индонезийской провинции Северная

Чайников Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Политические убийства 1965-1966 годов в исторической индонезийской памяти в период авторитарного реж

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор анализирует проблемы развития индонезийской исторической памяти о массовых убийствах 1965 и 1966 годов.

Похожие термины:

  • Индонезийская революция

    Индонезийская революция (Indonesian Revolution) (1945-49), борьба за нац. освобождение Индонезии от голл. господства. В 1945 г. Сукарно провозгласил независимость Индонезии. Попытки голландцев восстановить колон,
  • Индонезийская геосинклинальная область

    современная геосинклиналь на площади островов и акватории Малайского архипелага в зоне сочленения Средиземноморского и Тихоокеанского подвижных поясов. Характеризуется активными новейшими те
  • ИНДИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКИЙ ДОГОВОР 1951

    (р. 11.07.1958) Советник Президента Российской Федерации В. В. Путина с 06.04.2004 г. во втором президентском сроке В. В. Путина; министр РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
  • ИНДОНЕЗИЙСКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1961

    ок. 1888 - ?). Социал-демократ. Из мещан. Член РСДРП с 1905. Образование низшее. В конце 1921 жил в Брянской губ., служил старшим милиционером. Местными чекистами характеризовался как "неактивный" партийный р