Индуизм
Индуизм
совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни индуизма восходят к древнеиндийской религии – брахманизму.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ИНДУИЗМ
одна из крупнейших по числу последователей мировых религий. Сложилась в результате эволюции идей ведизма и брахманизма в середине I тысячелетия н. э. С VIII в., когда в Индии распространился ислам, «хинду», т. е. индусами стали называть тех, кто его не принял. И. сохранил много элементов первобытных верований: поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков и т. д. Не имеет единой церковной организации, его создание не приписывается какому-либо конкретному основателю. Допускает существование сект и различных толкований религиозных положений. Представляет сложный комплекс философских воззрений. Основа И. — учение о перевоплощении душ, происходящем в соответствии с законом кармы, связан с соблюдением кастовых бытовых правил. Существует в виде двух основных течений: вишнуизма и шиваизма.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Индуизм
одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95% всех индуистов - в Индии). Индуизм сформировался в 1-м тыс. н.э. в процессе развития ведической религии и брахманизма и дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных или домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные - корова, змея, реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. В современном индуизме существуют два течения: вишнуизм (вишнуиты почитают Вишну как верховного бога) и шиваизм (шиваиты почитают Шиву как всемогущего бога).
Источник: Исторический словарь
Индуизм
Индуизм (Hinduism), одна из наиб, распространенных религий мира. Истоки И. восходят к индоевроп. культуре, возникшей в рез-те вторжений ариев, начиная с 1500 г. до н.э., и доарийским и дравидским цивилизациям. Религия раннего периода его формирования называется ведической по собранию текстов и ритуалов, объединенных в Веды, т.н. «откровения», занимающие в И. очень важное место. Однако большое значение имеют и мн. др. тексты и источники, такие, напр., как «Бхагаватгита» («Песнь богов»), филос. основа И. В ней указывается путь к «освобождению». Согласно поверьям, он был открыт человеку богом Вишной в его ипостаси Кришны.
Индуистам свойственны разнообразные религ. верования, но в основе большинства из них лежит вера в то, что человек является узником, скованным нескончаемой цепью смертей и рождений, и может осободиться, только слившись с Богом, или Брахманом, духовным абсолютом. Это освобождение достигается аскетическим образом жизни и добродетельным поведением, соответствующими характеру касты, к к-рой принадлежит человек (истинная дхарма). Каста как социальная орг-ция — чисто инд. явление и отличается от др. форм обществ, устройства религ. основой. В основе деления людей на касты лежат идеи чистоты и осквернения.Связанные прежде всего с браком и правилами приготовления и употребления пищи. Индусы традиционно считают касты божественным установлением, а ученые спорят об их происх. Каждая из четырех сословных групп (варн) — брахманы, кшатрии, вайшии и шудры — разделены, в свою очередь, на многочисл. касты (джати) и подкасты.
Индуистам свойственны разнообразные религ. верования, но в основе большинства из них лежит вера в то, что человек является узником, скованным нескончаемой цепью смертей и рождений, и может осободиться, только слившись с Богом, или Брахманом, духовным абсолютом. Это освобождение достигается аскетическим образом жизни и добродетельным поведением, соответствующими характеру касты, к к-рой принадлежит человек (истинная дхарма). Каста как социальная орг-ция — чисто инд. явление и отличается от др. форм обществ, устройства религ. основой. В основе деления людей на касты лежат идеи чистоты и осквернения.Связанные прежде всего с браком и правилами приготовления и употребления пищи. Индусы традиционно считают касты божественным установлением, а ученые спорят об их происх. Каждая из четырех сословных групп (варн) — брахманы, кшатрии, вайшии и шудры — разделены, в свою очередь, на многочисл. касты (джати) и подкасты.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Индуизм
Индуизм (Hinduism), одна из гл. мировых религий. В 19 в. реформаторские движения в И. различались между собой по их реакции на растущее влияние Запада. Принципы Брахмо самадж (Об-ва Брахмы), основанного в 1828 г. Раммохан Раем (1772-1833), базировались на унитаризме, особо выделяя рационализм и отрицание идолопоклонства. В 1843 г. Девендранат Тагор (1817-1905) объединил свою орг-цию Татвабод-хини сабха с об-вом Брахмо самадж, внеся в программу опред. изменения религ. доктрины и социальной концепции. Пользовавшийся его поддержкой Кешоб Чан-дра Сен (1838-84), добившись поначалу нек-рых успехов, позже вызвал раскол внутри движения. В Махараштре группа Прертхана самадж во главе с Махадевом Говиндом Ранаде (1842-1901) также принимала участие в реформировании индуистской религии и об-ва. Еще одним реформатором, выдвинувшим немало благородных идей, но неск. агрессивно проповедовавшим И. и отстаивавшим значение ведических памятников, был Даянанда Сарасвати (1824-83), к-рый основал об-во Арья самадж в Бомбее (1875). Это об-во, сильно политизированное, пострадало во время раздела Индии. В 1897 г. Свами Вивекананда учредил Миссию Рамакришны, филантропическое и религиозно-просветительское движение, названное по имени выдающегося инд. мистика С. Рамакришны (1836-86). Теософское об-во в свою очередь создало свою штаб-квартиру в Варанаси (1882). Однако самым выдающимся реформатором И. в 20 в. был Мохандас Ганди, защитник обездоленных и неприкасаемых, к-рого одни высоко чтили, а др. всячески поносили за пропаганду неповиновения и несотрудничества с властями, отказа от насилия (ахимса), упорства в истине (сатьяграха) и самоуправления (сварадж). В наст, время И., как и др. религиям, приходится противостоять усиливающейся секуляризации об-ва.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Индуизм
религия, распространенная в современной Индии. Вероучение индуизма сложилось в результате эволюции идей ведизма и брахманизма (См. Брахманизм). Возник в середине Iтыс. до н.э. С 8 в. н.э., когда в Индии распространился ислам (См. Ислам), «хинду», т.е. «индусами», стали называть тех, кто его не принял. Индуизм сохранил много элементов первобытных верований: поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков и т.п. Индуизм не имеет единой церковной организации, его создание не приписывается конкретному основателю. Допускает существование сект и различных толкований религиозных положений. Представляя сложный комплекс религиозных и философских воззрений, а также свод предписаний, индуизм регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти. Обрядности отводится большое место. Индуизм основан на концепции тримурти. Вселенная, все формы жизни созданы Брахмой (См. Брахма). Однако культ Брахмы, номинального главы троицы, отсутствует. Индусы поклоняются 2 другим богам – Вишну и Шиве, и в соответствии с этим индуизм распадается на 2 основных течения. В шиваизме существует наиболее крупная секта линчаятов, почитающих Шиву (См. Шива) в виде линчи, т.е. фаллоса. С шиваизмом связано учение о шакти, творческой силе богов, олицетворяемой в женском образе (Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.). С другим направлением – вишнуизмом – связано мессианистическое у чение о периодическом появлении Вишну (См. Вишну) на земле в различных воплощениях (аватарах). В пантеон индуизма включен и Будда (См. Будда) как десятая аватара Вишну. Для всех направлений индуизма характерна вера в вечность и богодуховность Вед и цикличность существования Вселенной, где движение идет по нисходящей линии; вера в вечность и неуничтожимость души, совершающей странствие (сансара). В соответствии с законом воздаяния, возмездия (См. Воздаяние, Карма), освящающим деление общества на касты и кастовую иерархию, в жизни человека существует 4 основные цели: дхарма – исполнение религиозных, семейных и общественных предписаний; артха (дело, польза) – приобретение и надлежащее использование материальных ценностей; кама – удовлетворение чувственных стремлений, прежде всего любви; мокша – освобождение от цепи перерождений. См. Религия.
ИНДУИЗМ
политеистическая религия в средневековой и современной Индии, получившая распространение и в других странах Юговосточной Азии. Сформировался в середине I тыс., но истоки восходят еще к религии древних ариев — ведизму, а затем брах-манизму. Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. По индуистским представлениям, человек заслуживает свое положение в определенной касте всей предшествующей жизнью. Каждый индус обязан строго соблюдать предписания данной касты. Этим он в следующей жизни может заслужить более высокое положение в обществе. Спецификой индуизма является отсутствие разра-ботанной догматики, а также единой церковной организации. Поэтому индуизм — скорее образ жизни, совокупность жизненных ценностей, принципов, верований, преданий, культов, мифов и легенд. Индуистом нельзя стать, им можно только родиться. Практика ин-дуизма отличается большим разнообразием в зависи-мости от местных условий и состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего. Индуизм включает множество культов мест-ных божеств, истолковывая их как проявления своих главных богов. Их три (тримурти) — Брахма (создатель мира), Вишну (его хранитель) и Шива (разрушитель). Подавляющее число индуистов поклоняются Вишну и Шиве, поэтому индуизм в основном существует в виде вишнуизма и шиваизма. У этих богов есть жены-богини, среди которых особо почитается жена Шивы — богиня Дэви (известна также под именами Кали, Дурга). Также в индуизме почитаются священными многие горы, реки (особенно, Ганг), растения (лотос), животное (корова и др.). Индуизм неразрывно связан с системой варн и каст — сословными и профессиональными группами индийского общества, границы между которыми незыблемы. От принадлежности к той или иной касте во многом зависят особенности индуистского культа. Распространение индуизма оказало глубокое влияние на художественную культуру Индии, прежде всего, на храмовое строительство и скульптуру. Так, сформировался классический тип индуистского храма, в котором над святилищем возводится шикхара — сту-пенчатая пирамида с ложным куполом (на юге), пара-болических очертаний с диском наверху (на севере). Продолжались строиться пещерные храмы, которые целиком высекались в скалах. Главным украшением ин-дуистских храмов были скульптуры, отличавшиеся жизненностью, динамизмом образов, сложными ком-позициями. Священной литературой для всех индуистов являются веды, ведическая литература, эпос «Ма-хабхарата» (особенно его часть «Бхагавадгита») и «Рамаяна».
ИНДУИЗМ
одна из мировых религий; более или менее четко сложивш. к нач. 1-го тыс. н.э. И. после долгой борьбы с буддизмом и джайнизмом с утверждением феод. отношений в Индии (в правл. династии Гуптов) возвышается до положения господств. религии Индии. В отличие от др. мировых религий, И. не имеет строго канонизиров. источ. Особо свящ. книгами И. считаются Веды. Однако практич. наибольшее значение имеют эпич. поэмы «Махабхарата» (особенно «Бхагавадгита») и «Рамаяна», «Пураны», религ.-правовые кодексы шастры (наиболее известны «Законы Ману») и сутры. Все эти произв. — своеобразный синкретизм фольклорной, миф., апокрифич., ист. и филос. лит-р. Мн. секты И. имеют свою собств. «свящ.» лит-ру. И. отличается аморфностью и расплывчатостью, что обусловлено значит. ролью первобытнообщ. и родоплемен. отношений, сохранивш. в клас. обществе Индии. В И. выделяются простые нар. верования, представляющие его реальную практику, и теория И. Простонар. верования отличаются большим разнообразием в зависимости от местных этнич. и нац. условий. В них широко рапростр. колдовство, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм. Нар. верованиям присущ политеизм, почитание местных идолов и божков. Наличие множества богов и необходимость какого-то их «примирения» в общем пантеоне И. привели к выработке доктрины об аватарах, согл. к-рой разные боги провозглаш. воплощением гл. богов: Брахмы, Вишну и Шивы; последние два стали гл. богами двух осн. теч. или толков И. — вишнуизма и шиваизма. Свое наиболее полное теоретич. обоснование И. находит в идеалистич. философии веданта. Оправдывая лишь монотеистич. религию и третируя нар. верования как примитивные, веданта в то же время признает их в той или иной форме в кач-ве «истины низшего порядка» (теория «двойств. истины»). Теория И. конеч. и неизмен. основой бытия провозглашает высшую духовную субстанцию (Брахмана), а конкретный эмпирич. мир, в силу его изменчивости, объявл. лишь временным, неистинным, иллюзорным отраж. Брахмана и утверждает, что подлинное счастье и высшая цель жизни обретаются только в «приобщении человека к богу», его «постижении» человеком. Согл. теории И., «постижение бога» осуществляется тремя путями (марга): путь действия (карма) — соблюдение религ. ритуалов, выполнение кастовых обязанностей; путь эмоционал. преданности и любви к богу (бхакти); путь глубокого размышления, знания (джняна). Большое место в «постижении бога» отводится мистич. практике йогизма. Не-смотря на большой разрыв между теорией И. и нар. верованиями, а также на большие различия между религ. сектами, в И. имеются и общепризнанные догмы: вера в перерожд. душ в зависимости от поступков и деяний в предыдущих рожд., соблюдение нек-рых общих норм в быту, в семейной жизни, соблюдение кастовых различий, признание коровы свящ. животным и запрещение употребл. в пищу ее мяса и др. И., будучи господств. формой идеологии, широко проник во все сферы обществ. сознания (философия, иск-во, наука и т.д.) и оказал на них большое влияние.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ИНДУИЗМ
одна из мировых религий; насчитывает св. 350 млн. последователей (1950). И. локализован почти исключительно Индией (ок. 95% последователей И. - индусов - живет в Индии). Кроме Индии, И. имеет приверженцев в Пакистане (ок. 8-9 млн. ч.), а также на о. Бали (Индонезия, ок. 1 млн. ч.), на о-вах Фиджи, в ЮАР, в Брит. Гвинее, куда его занесли в разное время переселенцы из Индии. Представляет собой сложный комплекс религ. верований, взглядов, представлений и обрядов и своими корнями уходит в древнейшую культуру аборигенов (дравидов и мунда), в ведическую религию и религию брахманизма. Зарождение мн. существенных элементов И. большинство индологов относит к сер. 1-го тыс. до н. э. Их возникновение связано с внутр. трансформацией, к-рую претерпевал брахманизм под влиянием изменившейся социальной обстановки (разложение первобытнообщинного строя, развитие клас. отношений, гибель племенной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс), породившей массу сектантских учений, к-рые выступали против привилегированного положения жречества, обрядности, дорогостоящих жертвоприношений. В ходе трансформации брахманизм сумел не только выжить, но и приспособиться к господствовавшему в то время буддизму, а затем и ассимилировал его. Трансформация брахманизма, придавшая ему новую форму, к-рую обычно и наз. И., состояла в том, что ведущую роль в нем начала играть не внешняя, культовая сторона, как было прежде, а внутр., морально-этическая, хотя обряды продолжают сохранять и здесь чрезвычайно важное значение. Более или менее четко сложившийся к нач. 1-го тыс. н. э. И. после долгой борьбы с буддизмом и джайнизмом с утверждением феод. отношений в Индии (в правление династии Гуптов) возвышается до положения господств. религии Индии. Осн. причина возвышения И. заключалась, по всей видимости, в том, что брахманское жречество было признано более надежной опорой феодальной власти, чем буддийское духовенство, замкнутое в монашеских орденах и монастырских обителях. Окончательно сложившаяся в эту эпоху догматика и обрядовая сторона индуизма как религии в дальнейшем не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений. В отличие от др. мировых религий, И. не имеет строго канонизированных источников. Особо священными книгами И. считаются Веди. Однако практически наибольшее значение имеют эпич. поэмы "Махабхарата" (особенно "Бхагавадгита") и "Рамаяна", "Пураны", религ.-правовые кодексы шастры (наиболее известны "Законы Ману") и сутры. Все эти произведения - своеобразный синкретизм фольклорной, мифологич., апокрифич., историч. и филос. литератур. Мн. секты И. имеют свою собств. "священную" лит-ру. И. отличается аморфностью и расплывчатостью, что обусловлено значит. ролью перво- бытнообщинных и родоплем. отношений, сохранившихся в клас. обществе Индии. В И. выделяются: простые нар. верования, представляющие его реальную практику, и теория И. Простонар. верования отличаются большим разнообразием в зависимости от местных этнич. и нац. условий. В них широко распространены колдовство, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм. Нар. верованиям присущ политеизм, почитание местных идолов и божков. Наличие множества богов и необходимость какого-то их "примирения" в общем пантеоне И. привели к выработке доктрины об аватарах, согласно к-рой разные боги провозглашаются воплощением гл. богов: Брахмы, Вишну и Шивы; последние два стали гл. богами двух осн. течений или толков И. - вишнуизма и шиваизма. Свое наиболее полное теоретич. обоснование И. находит в идеалистич. философии веданта. Оправдывая лишь монотеистич. религию и третируя нар. верования как примитивные, веданта в то же время признает их в той или иной форме в качестве "истины низшего порядка" (теория "двойственной истины"). Теория И. конечной и неизменной основой бытия провозглашает высшую духовную субстанцию (Брахмана), а конкретный эмпирич. мир, в силу его изменчивости, объявляет лишь временным, неистинным, иллюзорным отражением Брахмана и утверждает, что подлинное счастье и высшая цель жизни обретаются только в "приобщении человека к богу", его "постижении" человеком. Согласно теории И., "постижение бога" осуществляется тремя путями (марга): путь действия (карма) - соблюдение религ. ритуалов, выполнение кастовых обязанностей; путь эмоциональной преданности и любви к богу (бхакти); путь глубокого размышления, знания (джняна); Большое место в "постижении бога" отводится мистич. практике йогизма. Несмотря на большой разрыв между теорией И. и нар. верованиями, а также на большие различия между религ. сектами, в И. имеются и общепризнанные догмы: вера в перерождение душ в зависимости от поступков и деяний в предыдущих рождениях, соблюдение нек-рых общих норм в быту, в семейной жизни, соблюдение кастовых различий, признание коровы свящ. животным и запрещение употребления в пищу ее мяса и др. И., будучи господств. формой идеологии, широко проник во все сферы обществ. сознания (философия, иск-во, наука и т. д.) и оказал на них большое влияние. Как и всякая религия, И. оправдывает и закрепляет существование эксплуататорского строя и системы каст. Он объявляет касты божеств. установлением. Выполнение каждым человеком своих кастовых обязанностей провозглашается в И. одной из высших добродетелей; И. учит повиновению власть имущим. И. сковывал развитие рационалистич. философии и естеств.-науч. знаний. Бируни сообщает, напр., что инд. математики и астрономы раннего средневековья Брахмагупта и Варахамихира, чтобы уберечь себя от расправы жречества, вынуждены были давать мифологич. объяснение явлениям природы, в то время как они знали их науч. истолкование. В то же время под флагом И. проходили различные сектантские и еретич. движения, по своей сущности направленные против феодализма и господства офиц. И. Наиболее значит. из них было движение бхакти. Форму религ. реформаторства, получившего назв. неоиндуизма, как правило, принимала в новое и новейшее время идеология нац.-освободит. движения. Реформаторство породило об-ва Брахмо самадж, Арья самадж и др. Его крупнейшие представители (Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Ганди и др.) стремились "очистить" И. от догм, ритуалов, примитивных "наслоений" и сделать эту "очищенную" религию основой духовной жизни страны, в соответствии с изменившимися социально-экономич. условиями. Попытки реформации И. продолжаются и в совр. И. Наряду с этим активизировали свою деятельность идеологи реакц. воинствующего индусского шовинизма, ставящие, в частности, своей целью провозглашение И. гос. религией. С достижением политической независимости, ростом демократического движения и провозглашением Индии светским государством социальная база И. ослаблена, хотя он и продолжает оказывать глубокое влияние на широкие народные массы, особенно на крестьянство. * * * Исследование И. в Европе начинается в кон. 18 - нач. 19 вв. Большую роль в изучении И. играли индологи Англии: X. X. Уилсон (H. H. Wilson, Religious sects of the Hindus, L., 1958), M. Мюллер ("Шесть систем инд. философии", пер. с англ., М., 1901), М. Моньер-Уильямс (М. Monier-Williams, Buddhism in its connexion with Brahmanism and Hinduism..., L., 1889), Ч. Эллиот (Ch. Elliot, Hinduism and Buddhism, v. 1-3, L., 1921), A. Гоф (A. Gough, The philosophy of the Upanishads..., L., 1882), А. Б. Кизс (А. В. Keith, The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, half 1-2, Camb., 1925); Германии: П. Дейсен (P. Deussen, The philosophy of the Upanishads, Edin., 1906), M. Вебер (M. Weber, The religion of India..., Glencoe, 1960, пер. с нем.), Г. Ольденберг (H. Oldenberg, Verwissenschaftliche Wissenschaft. Die Weltanschauung der Brahmana-texte, G?tt., 1919), X. Глазенапп (H. Glasenapp, Der Hinduismus..., M?nch., 1922); Франции: Л. Рену (L. Renou, Religions of ancient India, L., 1953; L. Renou et J. Filliozat, L´Inde classique. Manuel des ?tudes indiennes, t. 1-2, P., 1947-53), A. Даниелу (A. Dani?lou, Le polyt?isme hindou, P., 1960). В рус. дореволюц. индологии преобладал интерес к буддизму, однако работы рус. буддологов В. П. Васильева ("Буддизм, его догматы, история и лит-ра", ч. 1-3, 1857-69), И. П. Минаева ("Буддизм. Исследования и мат-лы", т, 1, в. 1-2, СПБ, 1887) и др. освещали также важные стороны И. Видную роль в исследовании И. в 20 в. начинают играть инд. ученые: Р. Г. Бхандаркар (R. G. Bhandarkar, Vaisnavism, saivism and minor religious systems, Stras., 1913), С. H. Дасгупта (S. N. Dasgupta, A history of Indian philosophy, v. 1-5, Camb., 1922-25), С. Радхакришнан ("Инд. философия", т. 2, пер. с англ., М., 1957), С. Ч. Чаттерджи (S. Chatterjee, The fundamentals of hinduism, Calcutta, 1950) и др. Бурж. индологи проделали значит. работу по выявлению, публикации и переводу источников И., анализу мн. его аспектов, определению хронологич. рамок его развития и т. д. Однако они, как правило, исходят из предпосылки, что И. представляет собой весь образ жизни инд. народа, его основу. Одни (М. Мюллер, П. Дейсен, С. Ч. Чаттерджи и др.) провозглашают религ. мистицизм И. высшим достижением инд. народа и его гл. вкладом в мировую культуру; его усвоение всем миром поможет якобы спасти совр. западную цивилизацию от того кризиса, в к-ром она оказалась из-за своего "материального" "прагматич." характера. Другие же (М. Моньер-Уильямс, Г. Оль-денберг, А. Гоф) считают, что И. делает инд. народ пассивно-созерцательным, игнорирующим вследствие этого практич. запросы реальной мирской жизни, но вместе с тем они подчеркивают, что из такого состояния индусов может пробудить только усвоение "динамич. духа зап. цивилизации". Нек-рые совр. индологи (Рену, Даниелу, Ж. Филлиоза и др.) пытаются проводить исследование И. с "нейтральной" позиции "чистой фактологии", руководствуясь неопозитивистской методологией. В последнее время все большее значение приобретают работы марксистских исследователей: В. Рубена (ГДР) (W. Ruben, Geschichte der indischen Philosophie, В., 1954); в Индии Ш. А. Данге ("Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельч. строя", пер. с англ., М., 1950). С марксистских позиций пытаются исследовать И. инд. ученые: Д. Д. Косамби (An introduction to the study of Indian history, Bombay, 1956), Д. П. Чаттопадхьяя ("Локаята даршана. История инд. материализма", пер. с англ., М., 1961), К. Дамодарана ("Дух Индии", Эрнакулам, 1957, на яз. малаялам) и др. В Сов. Союзе И. и его отд. аспекты получили освещение в работах М. А. Рейснера ("Идеологии Востока", М.-Л., 1927), А. П. Баранникова (предисловие к пер. "Рамаяны", М.-Л., 1948), М. И. Тубянского ("Индуизм, религия и общество в совр. Индии", в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962), А. М. Дьякова ("Нац. вопрос и англ. империализм в Индии", М., 1948), В. Е. Краснодембского ("Индуизм", в сб.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, (т.) 1, М.-Л., 1957), Г. Ф. Ильина ("Религии древней Индии", М., 1959) и др. Большую работу по изучению И. проделал Б. Л. Смирнов во вступит. статьях и комментариях к своему переводу "Махабхараты". Лит.: (кроме указ. в ст.): Барт А., Религии Индии, пер. с франц., М., 1897; Шантеппи-де-ля Соссей П. Д., Иллюстрированная история религии, пер. с нем., т. 1, М., 1899; Farquhar J. N., An outline of the religious literature of India, L. - N. Y. - Oxf., 1920; Catalogue of books on philosophy and religion: Hinduism, Jainism... etc., Bombay, (1955). H. П. Аникеев. Москва.