Инсталляция
ИНСТАЛЛЯЦИЯ
(фр. Installer — устанавливать, расставлять) — в изобразительном искусстве способ экс-позиции художественных произведений, благодаря которому выставленные предметы активно распространя-ются в пространстве, «привязываясь» к нему и занимая иногда целые залы. Инсталляция синтезировала многие направления: дизайн, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, концептуализм. Инсталляции стали активно экспонироваться в 1960–1970-е гг., но наибольшую по-пулярность получили в 1980-е. Нередко дополняются музыкальным сопровождением, видеозаписями, элемен-тами перфоменса и т.п.
Инсталляция
художественная акция, соединяющая в себе разные по структуре искусства, организующие пространство и объединенные общей темой. В ее структуру могут входить реальные объекты, оптические и динамические устройства. Как новая форма пространственного искусства И. синтезировала многие направления: дизайн, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, минимальное искусство и концептуализм. Предшественниками И. можно считать реди-мейд дадаистов. И. стали активно экспонироваться в 1960-1970 гг., но наибольшую популярность получили в 1980-е. Концептуально многие И. этого времени были связаны с образным отражением проблем технократической цивилизации ХХ в., мировых катастроф (ядерной и экологической).
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ИНСТАЛЛЯЦИЯ
в искусстве (англ. installation – установка), термин для обозначения произведений авангардного искусства, представляющих собой ассамбляж или конструкцию, которая может состоять из нескольких частей и рассчитана на размещение в определенном интерьере. В инсталляциях обыгрываются контрасты фактур и функций предметов, падающие тени и отражения и т. д. Конструкция инсталляции активно вовлекает зрителя внутрь, а также может использовать воздействие на слух и обоняние (в нее включаются звонки, колокольчики, используются ароматические вещества и т. д.). Таким образом, восприятие инсталляции требует более активного зрительского участия. Создателем инсталляции считают французского художника М. Дюшана. Инсталляции активно используются в таких направлениях постмодернизма, как поп-арт, новый реализм, минимализм, концептуальное искусство.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007