ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРАМА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ» ДРАМА
Тип драмы, создание которого обычно связывают с творчеством Бернарда Шоу. Наряду с этим наименованием часто к этому типу пьес применяются названия «драмы-дискуссии» или «драмы-диспута». Учитывая опыт Г. Ибсена, который, по мнению Б. Шоу, первым вводит в мировую драму вместо традиционного финального разрешения конфликта такой элемент как дискуссию, сам Б. Шоу выстраивает «рисунок» действия своих пьес с учетом этого открытия (см.: «Дискуссия»): «Сегодня наши пьесы, в том числе и некоторые мои, начинаются с дискуссии и кончаются действием, а в других дискуссия от начала до конца переплетается с действием» [70, 215], «Пьеса и дискуссия стали практически синонимами» [70, 221]. Действие такой пьесы «тесно связано с обсуждаемой ситуацией». Определение «интеллектуальной» драмы, возникшее в критике, посвященной драматургии Б.Шоу, указывает не только на «дискуссионность» драматического произведения, но и на содержание и характер атмосферы дискуссии, в которой участвуют персонажи и в которую втягиваются зрители. Б. Шоу, по выражению А.А. Федорова, «создает театр мысли, представление – философскую дискуссию», ибо «главным конфликтом жизни и потому драматургии Шоу считает борьбу различных типов мышления», и «философская мысль, по Шоу, это не абстракция и не формула, это и понимание и видение филогенеза, эволюции человечества и ее законов» [61, 45]. Лит-ра: Б. Шоу. Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена // Писатели Англии о литературе. – М., 1981; А. А. Федоров. Зарубежная литература XIX- XX веков. Эстетика и художественное творчество. – М., 1989.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.