ИНТЕРЬЕР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНТЕРЬЕР
внутреннее пространство в здании или помещении. Изображение И. — жанр в живописи.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Интерьер
лат. interior - внутренний) – архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ИНТЕРЬЕР
(фр.interieur — внутренний) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания или отдельного помещения. В зависимости от функционального назначения интерьера определяется его архитектурное решение, выражающееся в пропорциях, размере, а также характер убранства. В живописи — жанр, к которому обраща-лись голландские и фламандские художники XVII в. при изображении внутреннего пространства здания или помещения в здании. В современном искусстве особенно большую роль интерьер играет в картинах бытового и исторического жанров.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ИНТЕРЬЕР
от франц. interieur – внутренний), один из жанров живописи и графики, изображение внутреннего пространства здания или комнаты; а также произведение, созданное в этом жанре. Истоки жанра интерьера уходят в искусство эпохи Возрождения. В творчестве ренессансных мастеров евангельские и библейские сцены часто разворачивались в помещениях, которые живописцы изображали по правилам прямой перспективы, тщательно и любовно передавая предметы обстановки, несущие в себе символический смысл (Антонелло да Мессина. «Святой Иероним в келье»; Р. Кампен. «Св. Варвара» и «Св. Иосиф»; Я. ван Эйк. «Чета Арнольфини», 1434).
Жанр интерьера сформировался в 17 в. в Голландии, в которой после освобождения от испанского владычества возникла первая в мире буржуазная республика. Художники изображали в своих картинах тихую мирную жизнь, полную домашних семейных радостей. Мастера интерьера писали церковные, жилые, дворцовые помещения. Кальвинизм, ставший государственной религией, запрещал украшать картинами храмы; зато изображения церковных интерьеров в живописи наполнились проникновенным религиозным чувством. В небольших полотнах художники передавали ощущение грандиозности и святости пространства, масштабности сооружения. Своеобразной «шкалой» для измерения масштаба служили человеческие фигурки, которые в подобных работах не имели самостоятельного значения, выполняя роль стаффажа (Э. де Витте. «Протестантская готическая церковь», ок. 1685 г.; Х. К. ван дер Влит. «Внутренний вид церкви», 1636; Х. ван Стрек. «Внутренний вид готической церкви», 1681). В картинах, изображающих домашние помещения и кухни, царит тишина, люди часто пребывают в неподвижности. Они словно прислушиваются к голосу Дома, который предстает почти живым существом, к «тихой жизни вещей», к неслышному скольжению солнечных бликов по стенам. Предметы, пространство, свет – такие же герои картин, как и люди (Я. Врель. «Старушка у камина», сер 17 в.; П. Янсенс Элинга. «Комната в голландском доме»,1660-е гг.; П. К. ван Слингеланд. «Кухня», 1648). Произведения голландских художников наполнены поэтическим чувством, ощущением ценности обыденного существования людей в уютном домашнем мире.
В русской живописи элементы интерьера появились еще в иконах, где архитектурные фоны писались по определенным правилам (канонам), показывая здания одновременно снаружи и изнутри («Иже херувимы…», Сольвычегодск, до 1579 г.; «Рождество Богоматери», кон. 17 в.). Такие изображения назывались «нутровыми палатами». С развитием академического художественного образования в России интерьер приобретает самостоятельное значение. Во второй пол. 18 в. появилось большое количество «портретов помещений». Эти интерьеры передают типичные стилистические особенности своей эпохи. Широкое развитие интерьер получил в первой пол. 19 в. в творчестве художников круга М. Н. Воробьева. Их работы ценны своим историческим документализмом, отличаются четкостью в перспективном построении пространства, вниманием к подробностям; для них характерен некоторый прозаизм (С. М. Шухвостов. «Обедня в московском Благовещенском соборе», 1857). Особого расцвета жанр интерьера достиг у мастеров венециановской школы, произведениям которых свойствен лирический взгляд на частную жизнь человека в светлых и чистых, ясных и обозримых пространствах, внутри которых царит тишина и течет неспешная, полная тихого очарования жизнь (К. А. Зеленцов. «Гостиная на антресолях», кон. 1820 – нач. 1830-х гг.; А. В. Тыранов. «Мастерская художников Чернецовых», 1828; Г. В. Сорока. «Кабинет в Островках», 1844).
Во второй пол. 19 в. создаются работы, в которых лишь «перечисляются» предметы, заполняющие помещения (Неизвестный художник. «Интерьер усадьбы „Знаменская“ графа Д. А. Толстого», 1870–80-е гг.). В других картинах внутреннее пространство несет психологическую нагрузку, заставляя зрителя домысливать содержание (А. А. Бобров. «Интерьер», 1871; Неизвестный художник. «Интерьер», вторая пол. 19 в.).
В начале 20 в. в жанре интерьера отражаются духовные и живописные поиски художников. В картинах этого времени воплощается грусть по ускользающему прошлому и любование уходящим миром (Б. М. Кустодиев. «Дом в Успенском», 1908; М. В. Якунчикова «Чехлы», 1897; С. Ю. Жуковский. «Радостный май», 1912), поиски эмоциональной выразительности, живописные эксперименты (П. П. Кончаловский. «Комната в Испании», 1910; Д. П. Штеренберг. «Интерьер с печкой», 1907–10; Р. Р. Фальк «Красная мебель», 1920). В 20 в. интерьер все больше становится не «портретом помещения», а иносказательным портретом личности, судьбы, эпохи (Л. А. Бруни. «Детская», 1926; А. А. Лабас. «В кабине дирижабля», 1932; В. А. Фаворский. «Самарканд. Интерьер», 1942; Т. Н. Яблонская. «Новые окна», 1964; В. Е. Попков. «Сени», 1973, и др.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Итальянский жилой интерьер в контексте культуры

Махлина Светлана Тевельевна
2011 год объявлен годом Италии и Испании в России. Одновременно в Италии и Испании объявлен год России. Это яркое и важное событие в культуре этих стран помогает сближению и пониманию людей разных регионов и ареалов.
Читать PDF
0.00 байт

Интерьер жилища бурят во второй половине XIX – начале XX века

Бадмаев Андрей Андреевич
Проблема трансформации традиционной культуры народов Сибири является актуальной для современной этнографической науки.
Читать PDF
0.00 байт

Интерьер жилища бурят. Проблема трансформации (XVIII - первая половина XIX вв. )

Бадмаев Андрей Андреевич
Читать PDF
0.00 байт

Церковный интерьер на Урале: опыт разработки и реализации

Ильмуратова Инна Леонидовна
Статья посвящена проблемам создания церковного интерьера на Урале на опыте проектирования церкви преподобного Серафима Саровского в г. Новоуральске и часовни Александра Невского в г. Екатеринбурге.
Читать PDF
174.01 кб

Интерьер начала XXI века: к проблеме «Цитатного мышления»

Ковалева Татьяна Вячеславовна
Читать PDF
57.14 кб

Горбунова Т. В. , Ковалева Т. В. , Красник А. Ф. , Мошков В. М. Интерьер: Иллюстрированный художеств

Балуев С.М.
Читать PDF
0.00 байт

Жилой интерьер как отражение и утверждение героя нашего времени

Махлина Светлана Тевельевна
Читать PDF
0.00 байт

Интерьер русской усадьбы

Махлина Светлана Тевельевна
Читать PDF
0.00 байт

Пейзаж и интерьер как разновидности жанра «Описание» в художественном дискурсе

Малетина О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Интерьер как художественно-эстетическая концепция в отечественном искусстве начала ХХ века

Усанова Алла Леонидовна
В статье рассматривается влияние художественно-эстетических взглядов в обществе первой четверти ХХ века на организацию жилого пространства и распространение отдельных приемов и элементов художественного убранства в интерьере город
Читать PDF
0.00 байт

Интерьер крымских татар и его декорирование керамикой

Золотухина Н.А., Мамутова Н.Р.
В статье исследуется роль синтеза декоративно-прикладных элементов в традиционном интерьере крымских татар. Раскрывается особая роль керамических изделий в организации жилого пространства, и его этнико-традиционная ценность.
Читать PDF
0.00 байт

ИНТЕРЬЕР ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ ГОМЕРОВСКОГО ПЕРИОДА (XII-VIII ВВ. ДО Н. Э.) В "ИЛИАДЕ" И "ОДИССЕЕ"

Поляков Евгений Николаевич, Красовский Александр Владимирович
В статье рассмотрены тексты поэм Гомера, посвященные особенностям решения внутренних пространств жилых построек гомеровского периода (XII-VIII вв. до н. э.
Читать PDF
0.00 байт

Дворцовый интерьер в России XVIII столетия. Проблемы содержания.

Никифорова Лариса Викторовна
Статья посвящена проблеме содержания как существенному компоненту художественного образа дворцового интерьера XVIII века.
Читать PDF
0.00 байт

Исторический интерьер в аспекте музейной реконструкции и экспонирования

Сайфутдинова Айгуль
Статья посвящена воссозданию исторических интерьеров в музеях. В статье представлены примеры художественных и научных реконструкций жилых интерьеров XIX века в эксозиционно-выставочной деятельности музеев.
Читать PDF
439.62 кб

Интерьер квартиры как особый вид художественного пространства: развитие идеи

Дианова Юлия Викторовна
В статье рассмотрены практики изучения жилого интерьера отечественными исследователями в 19502010-е гг.

Найдено книг по теме — 16