ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА
специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий мотострелковых, танковых и других войск. Состоят из инженерно-саперных (саперных) батальонов, инженерно-дорожных, понтонно-мостовых, переправочно-десантных и других соединений, частей и подразделений.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Инженерные войска
специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий. И. в. современных армий состоят из соединений, частей н подразделений различного назначения: инженерно-саперных (саперных), штурмовых, заграждений и разграждений, инженерно-дорожных, мостостроительных, понтонно-мостовых, пе-реправочно-десантных, позиционных, маскировочных, инженерно-строительных и др.

Источник: Словарь военных терминов

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА
специальные войска, предназначенные для выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий. По летописям, в Древней Руси имелись особого звания люди (городники, мостники, розмыслы) — предшественники специалистов военно-инженерного дела. В 1712 Петр I утвердил первые штаты минерной роты и команды понтонеров. В 1797 формируется первый инженерный полк. В 1802 создается самостоятельный орган инженерного ведомства — инженерная экспедиция, преобразованная в 1812 в инженерный департамент. В 1816 в каждом армейском корпусе вводится по одному саперному и инженерному батальону, которые с 1819 сводятся в бригады. Тогда же для подготовки офицеров образовано Главное инженерное училище, преобразованное в 1855 в Инженерную академию и инженерное училище. В 1910-1913 саперные батальоны вновь включены в армейские корпуса. В состав инженерных войск включаются: в 1905 — искровые (радиотелеграфные) роты; в 1910-1913 — прожекторные, броневые и автомобильные роты, которые в 1916 выделены в самостоятельные войска. В 1903 из подчинения инженерного ведомства выведены железнодорожные части, в 1910 — авиационные подразделения. В ходе первой мировой войны во всех пехотных дивизиях формируются штатные инженерные роты, в пехотных полках — саперные команды; саперные батальоны армейских корпусов развертываются в саперные полки, командиры которых являлись одновременно корпусными инженерами.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА
в годы ВОВ прошли сложный путь всестороннего развития. Приобретая новые качества, они сыграли важную роль в достижении победы над немецко‑фашистскими захватчиками и японскими милитаристами, по праву разделив с родами войск славу и заслужив почетное название неутомимых тружеников войны.
Возрастание роли и значения инженерных войск в годы ВОВ было обусловлено рядом факторов, и прежде всего колоссальным размахом вооруженной борьбы на фронтах и в тылу противника, широким использованием мотора в войсках, массированным применением артиллерии, танков и авиации, вызвавших необходимость решения таких задач по обеспечению боевых действий и непосредственному участию в бою, которые в предшествовавших войнах или совсем не ставились, или носили зачаточный характер.
Для выполнения этих задач советскому командованию пришлось выработать новые формы организации, по мере возможности улучшить техническое оснащение, разработать принципы боевого применения инженерных войск в основных видах боевых действий, совершенствовать формы управления инженерными частями, организовать в соответствующих масштабах подготовку военно‑инженерных кадров.
Организационные формы инженерных войск, как и ВС в целом, в годы войны изменялись в зависимости от форм и способов ведения боевых действий и выполняемых задач инженерного обеспечения, от развития боевой техники и степени внедрения ее в войска. Наряду с приспособлением организационных форм к способам боевых действий в годы войны отмечался количественный рост инженерных войск в связи с расширением масштабов вооруженной борьбы и возрастанием значения военно‑инженерных факторов в ней.
Количество инженерных соединений и частей Красной Армии в составе действующей армии (за исключением входивших в состав саперных армий и военно‑строительных организаций) показано в таблице. Из этой таблицы виден непрерывный рост в годы войны количества инженерных бригад и полков при относительно незначительном изменении количества инженерных (саперных и др.) батальонов, рот различного назначения. Такова наиболее общая тенденция в изменении организационной структуры инженерных войск в ходе войны. Что касается частных особенностей в изменении организационной структуры по периодам войны, то они в основных чертах сводились к следующему (Таблица).
В связи с неблагоприятными условиями вооруженной борьбы и существовавшим отрывом инженерных частей от своих соединений уже в самом начале ВОВ пришлось воссоздавать подразделения и части войсковых саперов в каждом соединении и инженерные части в объединениях.
Но и при этом ограниченные возможности инженерных войск в тяжелые недели и месяцы 1941 далеко не соответствовали задачам инженерного обеспечения боевых действий. Выход из сложившегося положения был найден в создании все новых и новых инженерных формирований специального и общего назначения сначала в составе инженерного резерва Ставки, а потом во фронтах и армиях.

Так, 13 октября 1941 постановлением ГКО было образовано Главное управление оборонительного строительства и начато формирование крупных инженерных объединений – саперных армий, сыгравших большую роль в инженерной подготовке обороны Москвы в 1941, Сталинграда и Кавказа – в 1942. Однако по мере наращивания наших усилий для отпора врагу уже в ходе первого периода войны выявилось несоответствие такой формы организации инженерных войск задачам инженерного обеспечения боевых действий. В феврале 1942 ГКО принял решение о расформировании пяти саперных армий и подчинении оставшихся фронтам. К осени 1942 были расформированы и остальные саперные армии.
С весны и лета 1942 существовавшая организационная форма инженерных войск заменялась новой. Бригада становилась основной формой организации инженерных войск. Организованные весной и летом 1942 инженерные бригады специального назначения (в различное время в составе действующей армии таких бригад было 14) выполняли свои задачи, используя новую инженерную технику: телефугасы, управляемые минные поля, электризуемые заграждения и т. п. Сформированные в это же время бригада и отдельные батальоны гвардейских минеров применялись для разрушения коммуникаций и других объектов в тылу противника. Весной и летом 1942 начался процесс объединения отдельных понтонно‑мостовых батальонов в понтонно‑мостовые бригады и формирования понтонно‑мостовых полков, оснащенных новым понтонным парком ТМП. Этот процесс продолжался до конца войны, когда количество понтонно‑мостовых бригад и понтонно‑мостовых полков было доведено до 11. Наличие этих соединений и частей позволило успешно решать задачи инженерного обеспечения, форсирования многочисленных крупных водных преград в ходе наступления наших войск.
Формирование в 1943 штурмовых инженерно‑саперных бригад, а в 1944 – моторизованных штурмовых инженерно‑саперных бригад (всего к концу войны было сформировано 25 штурмовых бригад) и включение в состав некоторых из них инженерно‑танковых и огнеметно‑танковых полков позволило иметь в резерве Верховного Главнокомандования мощные инженерные силы и средства для обеспечения прорыва на важнейших направлениях заблаговременно подготовленной обороны и укрепленных районов противника. Переформирование в 1944 бригад специального назначения в моторизованные инженерные бригады, передача их в подчинение начальников инженерных войск фронтов создало благоприятные условия для осуществления широкого маневра средствами заграждений в ходе наступления, а формирование в начале 1943 тыловых бригад разграждения и замена их в 1944 отдельными отрядами разминирования и батальонами миноискателей позволили эффективно вести разминирование освобожденной территории. Так, созданием перечисленных и некоторых других специальных инженерных частей и подразделений повышались возможности инженерных войск в проведении военно‑инженерных работ и мероприятий инженерного обеспечения наступления.
Наряду с этим советское командование увеличивало инженерные силы за счет формирования инженерных и саперных соединений и частей общего назначения. Уже в октябре‑ноябре 1942 было создано 20 инженерных бригад РВГК, в 1943 сформировано 30 корпусных саперных батальонов, в 1944 – 59 армейских инженерно‑саперных бригад и 6 моторизованных инженерных бригад в составе танковых армий. Все это позволяло иметь широкую базу для проведения разнообразных военно‑инженерных мероприятий, и повышало возможности войсковых соединений и армейских объединений в инженерном отношении, делало их в меньшей мере зависимыми от усиления инженерным резервом Верховного Главнокомандования.
Несмотря на значительный рост штатных инженерных сил и средств общевойсковых и танковых армий, инженерные войска резерва Верховного Главнокомандования, представлявшие собой инженерные соединения и части самых различных специальностей и общего назначения, на протяжении всей ВОВ играли огромную роль в решении задач инженерного обеспечения операций в самых различных условиях обстановки. К концу войны инженерные части и соединения РВГК составляли около 25 процентов всех инженерных войск Красной Армии. Если общее количество инженерных войск фронтового и армейского подчинения принять за 100 %, то инженерный резерв Верховного Главнокомандования по отношению к нему составлял 73 %.
Важное значение для успешного решения возросших задач инженерного обеспечения в годы войны имело также всестороннее материальное и техническое обеспечение инженерных войск, в том числе и обеспечение средствами инженерного вооружения. Масштабы потребностей в средствах инженерного вооружения видны на примере минно‑подрывных и переправочных средств. За годы войны было поставлено войскам свыше 66 тыс. мин, взрывчатых веществ (вместе с ВВ, заключенными в минах) – 140 тыс. т, тяжелых и средних понтонно‑мостовых парков – 400 комплектов, легких переправочных парков – 535 комплектов, самоходных паромов СП‑19 – 102 единицы и труднозатопляемого имущества – 1468 комплектов. Еще летом 1942 для повышения уровня механизации инженерных работ было создано одиннадцать парков инженерных машин из расчета один на фронт. В первой половине 1943 в каждом фронте созданы, автомобильные роты для перевозки переправочных парков. В это же время в инженерных соединениях и частях появились специальные подразделения (отряды механизации, технические подразделения), позволившие механизировать и электрифицировать некоторые виды военно‑инженерных работ. Летом 1944 созданием инженерно‑танковых полков (тральщиков), батальонов особого назначения, оснащенных плавающими автомобилями, как и проведенной в это время моторизацией ряда инженерных частей, был сделан значительный шаг вперед в деле моторизации инженерных войск и механизации военно‑инженерных работ.
Однако рост потребностей в средствах механизации военно‑инженерных работ и моторизации инженерных войск в ходе войны значительно обогнал реальные материальные возможности тыла, особенно в средствах механизации разградительных, позиционных, дорожно‑мостовых работ, быстроходных десантно‑переправочных средств и транспортировки понтонных парков. Потребности в них не были в достаточной мере удовлетворены до конца войны. Особенно слабо оснащенными оставались войсковые саперные части и подразделения, не имевшие переправочных парков и средств механизации инженерных работ. Задачи моторизации инженерных войск и полной механизации выполнения инженерных работ практически стали на повестку дня и на опыте войны осуществляются в послевоенный период.
В начале ВОВ вследствие крайне неблагоприятной общей обстановки действия инженерных войск при обеспечении отхода и обороны были слабо организованы. В зоне боевых действий задачи часто ставились без учета реальных возможностей инженерных частей и подразделений. Общевойсковые, танковые и артиллерийские части и соединения в выполнении мероприятий инженерного обеспечения почти не участвовали. Вся совокупность инженерных задач при отходе и закреплении инженерными средствами обороняемых рубежей ложилась на плечи инженерных войск.
В сложных условиях обстановки на боевое прикрытие инженерных работ, оборону переправ сил и средств не хватало. При выполнении военно‑инженерных мероприятий саперы сами себя прикрывали, действуя в качестве стрелковых подразделений, проявляя исключительное упорство и героизм, но при этом несли большие потери. Частое применение инженерных войск не по назначению резко сокращало их возможности по выполнению специальных задач, отрицательно сказывалось на ходе всей вооруженной борьбы. Существенные недостатки в использовании инженерных войск привлекли внимание Верховного Главнокомандования и старших инженерных начальников. В приказе Ставки Верховного Главнокомандования от 28 ноября 1941 эти недостатки были осуждены. Одновременно намечались пути их ликвидации, повышения авторитета инженерных войск и внедрения инженерной культуры в войска. Так, в конце осени 1941 был совершен решительный поворот в поисках рациональных способов боевого и оперативного применения инженерных войск, в повышении роли и значения проводимых ими мероприятий по обеспечению боевых действий.
По опыту боев и операций, проходивших при отходе и при обороне наличные инженерные силы и средства Красной Армии применялись, как правило, сосредоточенно на направлениях главных ударов противника и преимущественно для устройства заграждений и разрушений. С этой целью создавались тактические и оперативные группы заграждений, летом 1941 действовавшие по важнейшим дорогам, а осенью 1941 устраивавшие целые зоны заграждений в оперативной глубине.
Централизованно применялись крупные инженерные силы и средства при инженерном оборудовании важнейших оборонительных рубежей, в ходе приспособления к обороне крупных населенных пунктов и важных районов, а также при обеспечении путей и переправ при вынужденном отходе наших войск на тыловые рубежи. Однако во всех случаях устройство и приведение в действие заграждений, наводка и ликвидация переправ, как и разрушение оборонительных сооружений и путей, увязывались с войсками, оборонявшимися или последними осуществлявшими отход на данном направлении, и с местными советскими и партийными организациями. В сложных условиях обстановки при угрозе захвата противником важных объектов инженерные подразделения и части получали разрешение на самостоятельное приведение в действие заграждений и разрушений.
В целом опыт боевых действий советских войск летом и осенью 1941 убедительно показал, что с инженерной точки зрения в создании устойчивой обороны наибольшее значение имела своевременная и целеустремленная деятельность инженерных войск по созданию развитой системы противотанковых заграждений на угрожаемых направлениях и по обеспечению свободы маневра своих войск в ходе перегруппировки, при проведении контратак и контрударов и при вынужденном отходе.
Явный недостаток запаса инженерных средств и потеря значительного количества их вследствие внезапного нападения противника поставили советские войска и инженерные части в начале ВОВ в тяжелое положение. Чтобы ликвидировать нехватку в инженерном имуществе, потребовался значительный срок – до одного года.
В ходе летне‑осенней кампании 1942 Красной Армии вновь пришлось вынужденно вести оборонительные операции, а на ряде участков фронта и осуществлять отход на значительную глубину. И хотя характер задач, которые выполняли инженерные войска в это время, в сущности, мало отличался от характера задач, решавшихся ими в 1941, изменившиеся условия, и прежде всего более высокая техническая оснащенность и выросшее боевое и специальное мастерство, резко повысили результативность применения инженерных войск в обороне. Имея мин в пять раз больше, чем летом и осенью 1941, инженерные войска расширили масштабы применения минно‑взрывных заграждений, а за счет увеличения плотности минирования до 600 мин на 1 км фронта, маневра средствами заграждений и более четкой увязки минных полей с системой огня значительно подняли степень инженерного противодействия наступлению противника. Немецко‑фашистские войска при наступлении на волжскую твердыню, несмотря на открытый характер местности, продвигались в 2–3 раза медленнее, чем на ближних подступах к Москве, и, не добившись решительных результатов, вынуждены были перейти к обороне. В этом определенная заслуга принадлежит и инженерным войскам. Увеличение производства переправочных парков и более умелое их использование позволило инженерным и понтонным частям надежно обеспечить маневр при отходе и в обороне, добиться бесперебойного снабжения войск инженерной техникой за реками Дон и Волга и обеспечить подготовку к переходу в контрнаступление.
Летом и осенью 1942 инженерные войска показали более высокое умение, чем в предшествующем году, укреплять оборонительные рубежи, приспосабливать к обороне населенные пункты и вести с помощью инженерных средств боевые действия с врагом. Примером этого являются их боевые дела в Севастополе, Сталинграде и Ленинграде, где они в системе многополосной обороны создавали в возрастающем количестве огневые сооружения, широко применяя местные материалы, сборные дерево‑земляные и железобетонные конструкции, броневые колпаки и другие виды стальных закрытий, тщательно приспосабливая к обороне различные городские здания. В ряде случаев саперы не без успеха переходили к подземно‑минной борьбе.
Наряду с несомненным сдвигом в части совершенствования способов боевого применения инженерных войск в ходе летне‑осенней кампании 1942 в их деятельности имелись и существенные недостатки. При подготовке оборонительных рубежей не всегда правильно выбирался на местности передний край заблаговременно строившихся оборонительных рубежей, вследствие чего некоторые участки этих рубежей войсками не занимались; недостаточное внимание уделялось маскировке; имелись серьезные недостатки в применявшейся системе инженерного оборудования позиций (создание батальонных узлов обороны на базе дерево‑земляных огневых казематированных сооружений без обеспечения условий для маневра между ними под огневым воздействием противника – то есть не получила еще широкого применения система траншей); плотность минно‑взрывных заграждений все еще оставалась низкой. Не были в достаточной степени обобщены и переданы в войска опыт маневра минно‑взрывными заграждениями и методы действий подвижных групп заграждений в ходе боя.
Обобщение положительного опыта, накопленного в предшествующих оборонительных операциях, а также учет недостатков в применении заграждений позволили летом 1943 в обороне под Курском добиться важнейших успехов как в инженерном обеспечении, так и в боевом применении инженерных войск. Внедрение системы траншей осуществлялось с огромной помощью инженерных частей и подразделений, личный состав которых использовался для инструктажа войск. При инженерных частях и соединениях создавались учебные центры по инженерной подготовке родов войск. Значительно повысилась роль инженерных войск при заблаговременном создании системы заграждений и особенно в связи с повсеместным применением широкого маневра средствами минирования на угрожаемых направлениях в ходе оборонительных боев и операций. Еще более возросла централизация в применении инженерных войск в обороне в масштабе фронта и армии и в сосредоточении их главных усилий на мероприятиях по созданию развитых заграждений; для прикрытия минно‑взрывными заграждениями направлений выявившегося наступления противника во фронте и даже в армии одновременно выдвигалось несколько инженерных соединений, практически располагавших запасом мин, обеспечивавшим полную потребность и создание глубокой и плотной зоны минирования. При подготовке и в ходе обороны под Курском были выработаны основы тактики действий подвижных отрядов заграждений. Отряды находились в постоянной готовности на заранее намеченных направлениях и отрекогносцированных рубежах и выдвигались на них по сигналу. Они стали неотъемлемым элементом боевых порядков частей и соединений и оперативного построения объединений. Этому способствовал приказ Ставки Верховного Главнокомандования от 2 июля 1943 о применении и преодолении минных заграждений. Приказ требовал организации подвижных отрядов (групп), подчеркивая огромное значение умелого применения заграждений, и прежде всего минно‑взрывных, как в обороне, так и в наступлении. Большое внимание в своей деятельности инженерные войска уделяли проведению мероприятий войсковой, а на Курской дуге и оперативной маскировки, где создавались ложные аэродромы, районы сосредоточения войск. Оперативные и тактические штабы использовали личный состав инженерных частей как для инструктажа по проведению маскировочных мероприятий, так и для контроля за соблюдением маскировочной дисциплины. Были повышены требования к маскировке и при проведении инженерными частями различных видов военно‑инженерных работ.
В целом круг мероприятий инженерного обеспечения боевых действий в обороне постоянно расширялся и совершенствовался. На успех мероприятий инженерного обеспечения обороны огромное влияние оказывали увеличившиеся возможности в производстве инженерных боевых припасов, более целесообразные способы их применения, а также централизованное и массированное использование инженерных войск на важнейших направлениях и для выполнения главных в данный момент инженерных задач. Успех достигался также умелым маневром инженерными резервами, широким привлечением всех родов войск к выполнению мероприятий инженерного обеспечения и тесным согласованием с ними усилий инженерных войск.
Применение инженерных войск в наступлении
Проблемы применения инженерных войск в наступательном бою и операции, на разрешение которых было обращено основное внимание в предвоенные годы, не могли найти широкой практической проверки в первый период войны вследствие преобладания оборонительных действий и неблагоприятного для Красной Армии соотношения сил. Влияние указанных факторов заметно сказалось на приемах, способах и результатах применения инженерных войск при развертывании наступательных действий.
В ходе зимних наступательных операций 1941–1942 войскам фронтов и армий приходилось вести боевые действия без должного инженерного усиления. Значительная часть инженерных сил находилась в составе саперных армий, которые в это время не прекращали работы по строительству тыловых оборонительных рубежей и в обеспечении контрнаступления участия не принимали. Даже в 20‑й армии при прорыве обороны на реке Лама в январе 1942, где осуществлялось решительное сосредоточение инженерных сил и средств на участках прорыва, массирование инженерных войск было еще невелико. Общая оперативная плотность в 20‑км полосе наступления армии составляла одну инженерно‑саперную роту на 1 км фронта, а на участке прорыва – до двух рот на 1 км фронта. Поэтому с началом наступления было принято решение: для дорожно‑мостовых работ привлечь часть сил 1‑й саперной армии.
Несмотря на острый недостаток инженерных сил и средств, в контрнаступлении под Москвой и в ходе общего наступления советских войск на западном направлении наметились прогрессивные тенденции боевого применения инженерных войск, заключавшиеся в стремлении сосредоточить их основные силы на направлении главного удара и для выполнения инженерных мероприятий непосредственно в зоне боевых действий.
Возрастание возможностей инженерных войск и использование ими опыта предшествующих операций благоприятно сказывались на совершенствовании приемов и способов их применения в наступательных операциях второго периода ВОВ. Уже в контрнаступлении под Сталинградом инженерные войска выполняли не только круг ранее встречавшихся задач по инженерному обеспечению прорыва, но успешно решали и такие новые задачи, как обеспечение ввода в сражение крупных группировок подвижных войск и их боевых действий в оперативной глубине. При обеспечении прорыва вражеской обороны выявилась необходимость массового создания групп разграждения для устройства проходов в минных полях противника и групп сопровождения для обеспечения продвижения артиллерии и танков. Роты инженерных батальонов усиления, выделенные танковым и механизированным корпусам для обеспечения боевых действий, фактически использовались в качестве отрядов обеспечения движения, хотя их оснащенность, средства передвижения, приемы и способы выполнения задач не позволяли еще обеспечить безостановочное продвижение войск в высоких темпах.
Опыт, полученный инженерными войсками в проведении мероприятий оперативной маскировки (постройка подводных мостов через Дон, подготовка тщательно замаскированных районов сосредоточения и применение макетов боевой техники в ложных районах сосредоточения) стал, в сущности, исходной базой, на основе которой осуществлялось дальнейшее развитие инженерными частями способов выполнения этих мероприятий в последующих наступательных операциях советских войск.
В летне‑осенней кампании 1943 в соответствии с изменившимися условиями вооруженной борьбы и возросшими возможностями была повышена степень насыщения объединений инженерными войсками в полосах наступления и на участках прорыва. Так, в 11‑й гвардейской армии Западного фронта при проведении Орловской наступательной операции общая оперативная плотность в 36‑км полосе наступления достигла 2,7, а на 14‑км участке прорыва – 7 инженерных рот на 1 км фронта, то есть по сравнению с соответствующими плотностями, достигнутыми в контрнаступлении под Сталинградом, она повысилась на 33 и 27 %.
Необходимость прорыва глубоко эшелонированной обороны противника потребовала и новых принципов распределения инженерных войск в тактическом и оперативном масштабе. Если в контрнаступлении под Сталинградом подавляющая часть инженерных сил находилась в руках командующих армиями и тактическая плотность инженерных войск с учетом поддерживающих стрелковые дивизии инженерных батальонов едва достигала одной инженерной роты на 1 км фронта (5‑я танковая армия), то в контрнаступлении под Курском наблюдалась иная их расстановка. В 11‑й гвардейской армии подавляющая часть инженерных сил на период осуществления прорыва была передана в стрелковые корпуса, вследствие чего тактическая плотность инженерных войск (то есть их плотность в масштабе стрелкового корпуса) выросла до 4,4 роты на 1 км фронта. В распоряжении командующего армией оставалась минимальная часть сил. Перераспределение инженерных войск в направлении усиления группировки армейского подчинения для обеспечения оперативных задач планировалось лишь с осуществлением прорыва. Перенос основных усилий инженерных войск в армиях на период прорыва в стрелковые соединения способствовал успешному решению задач инженерного обеспечения и совершенствованию приемов выполнения инженерных мероприятий во всех фронтах, осуществлявших контрнаступление под Курском.
Повышение степени насыщенности инженерными войсками стрелковых частей и соединений в известной мере решило количественную сторону проблемы инженерного обеспечения прорыва. Однако в совершенствовании приемов и способов проведения этих мероприятий еще только определялись основные пути. В частности, для преодоления заграждений, возросших по масштабам применения и плотности, требовалась механизация разградительных работ, так как ручной способ разминирования, примененный в контрнаступлении под Курском, не обеспечивал необходимых темпов наступления. Особенно трудно поддавалась решению задача обеспечения танковых соединений, если им приходилось самостоятельно вести бой по прорыву вражеской обороны.
Некоторое совершенствование способов выполнения инженерных мероприятий наметилось в этот период в обеспечении штурма опорных пунктов противника, в осуществлении мероприятий оперативной маскировки, более тесно стали согласовываться действия подвижных отрядов заграждений с артиллерийско‑противотанковыми резервами.
Правильное решение вопроса о сосредоточении основных усилий инженерных войск при прорыве в тактическом звене приводило, однако, к ослаблению их оперативной группировки. В условиях слабой моторизации связи широкая перегруппировка инженерных войск в короткие сроки была трудно осуществимой. В частности, инженерное обеспечение ввода в сражение (прорыв) танковых армий – этого важнейшего мероприятия фронта, возлагавшегося на общевойсковые армии, фактически не обеспечивалось инженерными силами и средствами, так как танковые армии вводились в сражение обычно до завершения прорыва, то есть в тот момент, когда подавляющая часть инженерных войск работала на обеспечении действий стрелковых соединений. Начальники инженерных войск танковых армий в этих условиях еще до выхода танковых соединений на рубеж ввода в прорыв были вынуждены использовать штатные и приданные инженерные части, предназначенные для действий в оперативной глубине.
Трудности инженерного обеспечения, возникшие в контрнаступлении под Курском, еще более обострились при преследовании вражеских войск к Днепру, и особенно при форсировании этой крупной речной преграды. В ходе борьбы на Левобережной Украине и при форсировании Днепра инженерные войска, несмотря на возросшие трудности, сыграли важную роль. При подходе к Днепру они обеспечили наступавшим войскам фронтов разграждение путей, оборудование переходов через препятствия, способствуя стремительному выдвижению крупных сил к реке одновременно на широком фронте. При активном участии инженерных войск, несмотря на отставание переправочных парков, передовые части были переправлены через Днепр. Подтягивание переправочных парков к реке, позволившее инженерным войскам (хотя и с известной задержкой) осуществить непрерывное наращивание числа переправ, создало благоприятные условия для ведения боевых действий на Правобережной Украине.
Опыт форсирования Днепра показал, что отсутствие в дивизионных и армейских инженерных частях своих переправочных средств, вызванное недостатками штатно‑организационной структуры, и общие трудности организации материального и технического обеспечения (острая нехватка горючего и смазочных материалов, транспортных средств) исключительно неблагоприятно сказались на темпах переправы войск и борьбе за расширение плацдармов.
В связи с усилением инженерных войск, проведенным весной и летом 1944 и дальнейшим совершенствованием методов подготовки и ведения операций для обеспечения наступления на важнейших направлениях в 1944–1945 осуществлялось более решительное сосредоточение инженерных войск. Достигалось это как за счет сужения полос наступления и участков прорыва, так и за счет более гибкого и решительного маневра инженерным резервом Ставки Верховного Главнокомандования с одного направления на другое. В операциях второй половины 1944 и в 1945 общая оперативная плотность инженерных войск в полосе фронта постепенно возрастала с 1,4–1,5 роты в Белорусской и до 2–3 рот на 1 км фронта в Висло‑Одерской и Берлинской операциях. Увеличилась и оперативная плотность инженерных войск на участках прорыва, составляя в крупнейших операциях второй половины 1944 8‑11 рот и в операциях 1945 9‑14 рот, а в отдельных случаях 17–22 роты на 1 км участка прорыва главной ударной группировки фронта. Плотность инженерных войск в стрелковых корпусах, действовавших в первом эшелоне на направлениях главных ударов армий, в основном стабилизировалась на уровне 4–5 рот на 1 км участка прорыва.
Массирование инженерных войск в полосе действий главных ударных группировок увеличивало их возможности. Это сказалось на росте сил инженерных войск в составе эшелонов развития успеха и инженерных резервов фронтов и армий, что позволяло улучшить качество организации инженерного обеспечения ввода в прорыв подвижных групп (вторых эшелонов) фронтов и армий и боевых действий объединений в оперативной глубине с последовательным форсированием ряда водных преград.
Совершенствование приемов и способов применения инженерных войск в тактическом масштабе происходило не по линии количественного увеличения их группировок, а в направлении более эффективного использования наличных инженерных сил и средств с учетом приобретения опыта.
Влияние проведенной моторизации и механизации некоторых инженерных работ на применение инженерных войск в тактическом масштабе проявилось относительно мало, так как приемы выполнения большинства инженерных работ в своей основе оставались старыми и базировались, на ручном труде с применением лишь средств малой механизации. Только в обеспечении танков НПП (там, где привлекались тральщики) и при переправах десантов через водные преграды (где использовались автомобили‑амфибии и катера речных флотилий) они претерпели существенные изменения. Но так как масштаб применения этих технических средств был крайне ограничен, то влияние их в целом оставалось незначительным.
В 1944–1945 гг. инженерные войска получили большой опыт обеспечения боевых действий в условиях весенней распутицы, в лесисто‑болотистой и горно‑лесистой местности, в горной тундре Заполярья, при прорыве укрепленных районов, в борьбе за крупные города при отражении контрударов противника, при наступлении в специфических условиях Дальневосточного театра военных действий. Опыт инженерного обеспечения наступления в особых условиях требовал увеличения численности и усиления специальной подготовки инженерных войск, выработки приемов и способов осуществления наиболее типичных для данных условий инженерных мероприятий, сосредоточения на их выполнении основных усилий инженерных войск и самого широкого привлечения всех родов войск. Боевое применение инженерных войск в особых условиях выявило необходимость разработки специального технического оснащения инженерных частей с учетом специфики этих условий, и прежде всего создания образцов высокопроходимых транспортных и инженерных машин для действий в лесисто‑болотистой местности и в весеннюю распутицу, широкого применения воздушного транспорта в горных условиях, в тундре и т. д.
Подготовка офицерских кадров для инженерных войск осуществлялась в Военно‑инженерной академии и военно‑инженерных училищах. Работа военно‑инженерных учебных заведений с начала войны была решительно перестроена в соответствии с требованиями военного времени, а затем по ходу войны приводилась в соответствие с условиями вооруженной борьбы и реальными потребностями в кадрах офицеров инженерных войск.
Военно‑инженерная академия имени В.В. Куйбышева с началом войны в короткие сроки завершила подготовку слушателей старших курсов и организовала ускоренную подготовку слушателей младших курсов, которые получали необходимый минимум знаний для боевой деятельности на фронте. Наряду с этими первыми неотложными шагами была организована ускоренная подготовка командиров инженерных войск и войсковых инженеров из различных призывных контингентов. С этой целью в конце июня 1941 при академии были организованы многочисленные по составу трехмесячные курсы, на которых проходили военно‑инженерную подготовку призванные в армию гражданские военные инженеры. В июле‑августе был осуществлен большой по количеству набор слушателей из числа призванных студентов старших курсов втузов. Для этого контингента были разработаны специальные программы, предусматривавшие в течение 9‑13 месяцев проведение общевоенной и военно‑инженерной подготовки за ускоренный курс академии, с упором на практические занятия, наиболее приближенные к боевой обстановке. Продолжали свою работу также и академические курсы усовершенствования командного состава (АКУКС), численность которых была значительно увеличена.
В связи с приближением фронта вооруженной борьбы к Москве лагерь академии, в котором летом 1941 проходила почти вся работа по подготовке кадров для инженерных войск, оказался в непосредственной близости к зоне боевых действий. Советское правительство приняло в октябре 1941 решение о передислокации академии в столицу Советской Киргизии – город Фрунзе, чем создало нормальные условия для подготовки военно‑инженерных кадров и проведения научной работы.
Осуществив ряд выпусков весной, летом и осенью 1942, академия закончила первый, наиболее напряженный этап своей многогранной массовой работы по подготовке военно‑инженерных кадров в ходе войны. Инженерные войска пополнились большим отрядом подготовленных командиров. Острая потребность в кадрах военных инженеров на фронте была удовлетворена.
Осенью 1942 по решению Советского правительства академия перешла на пятилетний срок обучения. В перестроенных программах более широкое отражение нашел опыт войны, В академию на учебу направлялись офицеры, имевшие боевой опыт, и возвращались с фронта слушатели младших курсов. Одновременно с этим продолжалась в широких масштабах переподготовка командного состава инженерных войск на АКУКС. С конца 1942 для научно‑технической помощи инженерным войскам на фронтах, в более широких масштабах использовался профессорско‑преподавательский состав академии, благодаря чему значительно повышался научный уровень решения важнейших проблем инженерного обеспечения боевых действий и росла квалификация военных инженеров и командиров инженерных войск.
Для удовлетворения потребностей страны в кадрах военных инженеров‑строителей в 1943 из Военно‑инженерной академии было выделено, новое учебное заведение – Высшее военно‑инженерное строительное училище.
Подготовкой командных кадров инженерных войск среднего звена во время войны (до конца 1943) занимались военно‑инженерные училища: Ленинградское, Московское, Борисовское, Златоустовское, Мичуринское и Черниговское. Сроки обучения в них устанавливались самые жесткие, причем продолжительность обучения находилась в прямой зависимости от условий обстановки, ближайших перспектив вооруженной борьбы и потребностей в военно‑инженерных кадрах. Так, в октябре 1941, когда продолжалось интенсивное развертывание все новых и новых частей Красной Армии, срок обучения, например, в Ленинградском военно‑инженерном училище был установлен 4 месяца, с тем чтобы подготовить возможно большее число командиров инженерных войск. В январе 1942 срок обучения увеличивается до 5, а к декабрю этого же года до 8 месяцев. В марте 1943 срок обучения достиг уже года. Однако когда в 1944 началось решительное наступление на всех фронтах и войска стали ощущать новые потребности в инженерных кадрах, срок обучения вновь был сокращен до 6 месяцев и оставался таким до конца войны. В эти короткие сроки все внимание было направлено на изучение основных, профилирующих дисциплин. Так, например, при четырехмесячном сроке обучения в 1941 на подрывные работы отводилось 80 часов, или 10 % всего учебного времени, на фортификацию – 100 часов, или 13 % всего учебного времени, на мосты и переправы – 160 часов, или более 20 % учебного времени. Целеустремленность учебного плана сохранялась на протяжении всего периода обучения военного времени. Командование и преподавательский состав училищ принимали все меры к тому, чтобы приблизить обучение к реальным условиям боевой обстановки, научить будущих командиров взводов находить правильные, грамотные решения различных инженерных задач.
Военно‑инженерные училища в период войны комплектовались личным составом, имевшим боевой опыт. Это значительно облегчало задачу подготовки офицеров инженерных войск в сокращенные сроки.
Наряду с академией и училищами подготовка офицеров инженерных войск узкой специализации проводилась на различных курсах. Так, с июля 1941 по июль 1943 работали Центральные курсы заграждений Красной Армии с задачей подготовки офицеров, в совершенстве знающих средства заграждений и владеющих способами их боевого применения. На этих курсах было подготовлено около 3,5 тыс. офицеров – специалистов минно‑подрывного дела. Важную роль в переподготовке командных кадров инженерных войск во время Великой Отечественной войны сыграла Московская офицерская инженерно‑минная школа, созданная на базе Ленинградских курсов усовершенствования командного и начальствующего состава инженерных войск.
В ходе ВОВ Военно‑инженерная академия, военно‑инженерные училища и различные курсы явились подлинной кузницей кадров военных инженеров и командиров инженерных войск. Общее количество командного состава, подготовленного в военно‑инженерных учебных заведениях в годы ВОВ, превышает 50 тыс. человек.
Советское правительство высоко оценило деятельность военно‑инженерных учебных заведений по подготовке кадров инженерных войск. Ленинградское военно‑инженерное училище было награждено орденом Ленина, Военно‑инженерная академия и Московское военно‑инженерное училище – орденом Красного Знамени. За образцовое выполнение заданий командования по подготовке военно‑инженерных кадров большое число генералов, офицеров и сверхсрочнослужащих военно‑инженерных учебных заведений было отмечено награждением орденами и медалями.
В ходе ВОВ со всей убедительностью подтвердилась правильность учебно‑воспитательных принципов подготовки командиров инженерных войск. Воспитанники военно‑инженерной академии, военно‑инженерных училищ и курсов усовершенствования показали себя умелыми и мужественными организаторами инженерного обеспечения боевых действий на фронтах борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками и японскими милитаристами.
В годы войны руководящие кадры инженерных войск комплектовались из наиболее способных и опытных офицеров, окончивших Военно‑инженерную академию, или из офицеров инженерных войск, получивших богатый опыт на практической работе в войсках и проходивших переподготовку на курсах усовершенствования. Начальниками инженерных войск Красной Армии в годы ВОВ были воспитанники академии генерал‑майор инженерных войск Л.З. Котляр (июнь 1941 – апрель 1942) и генерал, а впоследствии маршал инженерных войск М.П. Воробьев (с апреля 1942); начальником инженерного управления Народного комиссариата ВМФ весь период войны был также воспитанник академии генерал‑лейтенант инженерных войск П.И. Судьбин; начальником штаба инженерных войск Красной Армии – генерал‑полковник инженерных войск К.С. Назаров, окончивший ускоренный курс академии.
Большое внимание уделялось подбору руководителей инженерных войск фронтов и армий, командиров инженерных соединений.
За время войны на должностях начальников инженерных войск фронтов было 28 человек. На эти должности в основном назначались с должностей начальников инженерных войск округов и армий (14 человек). Из начальников инженерных войск фронтов 15 человек окончили полный курс академии и 13 человек курсы усовершенствования командного состава. Более года начальниками инженерных войск фронтов были Н.П. Баранов, Ю.В. Бордзиловский, Б.В. Бычевский, И.П. Галицкий, В.Ф. Зотов, Н.Ф. Кирчевский, З.И. Колесников, В.В. Косарев, Л.З. Котляр, Г.Г. Невский, И.А. Петров, Н.М. Пилипец, А.И. Прошляков, А.И. Смирнов‑Несвицкий, А.Ф. Хренов, А.Д. Цирлин, В.Ф. Шестаков.
Огромный отряд начальников инженерных войск армий, начальников штабов инженерных войск фронтов и армий, командиров инженерных соединений и частей, войсковых инженеров, офицеров центральных управлений и штабов инженерных войск всех степеней, а также управлений оборонительного строительства составляли выпускники Военно‑инженерной академии, военно‑инженерных училищ и курсов усовершенствования командного состава инженерных войск. На командных должностях в составе инженерных войск, особенно во главе инженерных бригад специального назначения, находились и выпускники Электротехнической академии, показавшие себя высококвалифицированными специалистами и умелыми организаторами эффективного использования в борьбе с врагом специальной минноподрывной техники.
Подготовка младшего командного состава инженерных войск в годы войны осуществлялась в частях и соединениях непосредственно в ходе напряженной работы по обеспечению боевых действий. Хорошая практическая подготовка и творческая инициатива младших командиров и солдат инженерных войск при выполнении многообразных военно‑инженерных задач, наличие высококвалифицированного офицерского состава инженерных войск позволили успешно решить задачи инженерного обеспечения боевых действий Красной Армии и добиться полной победы над врагом.
За боевые подвиги на полях ВОВ 642 воина инженерных войск удостоены звания Героя Советского Союза. Боевые дела 266 саперов и понтонеров отмечены орденом Славы всех трех степеней. Сотни тысяч воинов награждены орденами и медалями. Навечно зачислены в списки инженерных частей павшие герои – рядовые и сержанты И.К. Базылев, Ф.И. Безруков, В.П. Горячев, В.Б. Ефимов, В. В. Колосов, М.В. Мягкий, Г.Е. Попов, В.М. Счастнов, В.А. Сухов. Ореолом немеркнущей славы народного героя у нас и во всем мире окружено имя пламенного сына советского народа генерал‑лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева, погибшего в борьбе с немецко‑фашистскими захватчиками.
В годы ВОВ 6 инженерных бригад, 190 инженерных, саперных и понтонных батальонов, 5 отдельных рот удостоены звания гвардейских. Всего за период войны было произведено 773 награждения орденами инженерных, саперных и понтонных частей и соединений, многие из них удостоены почетных наименований, а особо отличившиеся получили звание гвардейских, неоднократно почетные наименования и были награждены орденами.
Лит.: Инженерные войска в боях за Советскую Родину. – М.: Воениздат, 1970.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.05 мб

Возникновение и развитие инженерных войск в первой четверти XVIII в

Станкевич К.Ю.
Читать PDF
789.39 кб

Специфика решения моральных дилемм Л. Колберга военнослужащими инженерных войск

Пинчук Д.В., Шимина Л.В.
Читать PDF
1.14 мб

Мероприятия по подготовке артиллерии и инженерных войск русской армии к Семилетней войне

Бенда В.Н.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся реформирования артиллерийского и инженерного корпусов, а также изменений в системе боевой подготовки личного состава полевой и осадной артиллерии.
Читать PDF
4.85 мб

Российские инженерные рабочие войска в эпоху великих потрясений. Часть 1. От Первой мировой войны до

Маляров Валерий Николаевич
В статье рассматривается создание, развитие и деятельность инженерных рабочих войск, а также условия комплектования их инженерными и рабочими кадрами в период, предшествовавший Первой мировой войны, и на протяжении четырех военных
Читать PDF
790.37 кб

Маляров В. П. Инженерные рабочие войска России и Советского Союза (август 1914 июнь 1941 гг. ) (СПб.

Калашников Иван Андреевич
Читать PDF
26.61 мб

Российские инженерные рабочие войска в эпоху великих потрясений. Часть 2. Рабочие войска Красной и Б

Маляров Валерий Николаевич
В статье в контексте происходившей в России радикальной ломки социальных связей в результате Октябрьской революции рассматривается формирование и деятельность инженерных рабочих войск как РККА, так и Белой армии, а также условия к
Читать PDF
295.39 кб

Создание системы материально-технического обеспечения русской армии, артиллерии и инженерных войск,

Бенда В.Н.
До начала второго десятилетия XVIII в., в России отсутствовали какие-либо органы государственного или военного управления, отвечающие за централизованное обеспечение русской армии, в т.ч.
Читать PDF
1.11 мб

Современное состояние и перспективы развития средств инженерного вооружения инженерных войск вооруже

Скрынченко Б.Л., Мороз В.Д.
В данной статье рассматриваются проблемы развития системы заказов вооружений инженерных войск ВС РФ. Проводится анализ состояния и перспектив развития вооружений инженерных войск ВС РФ.