в греческой мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращенная Герой из ревности в корову. Спасаясь от укусов посланного Герой овода, И. бежала в Египет, где Зевс вернул ей человеческий облик.
ИО
ИО
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Ио
(лат. Iо), в греч. мифологии дочь речного бога Инаха, жрица Геры, возлюбленная Зевса. По воле ревнивой Геры И., превращ. в корову, стерег стоокий Аргус. Когда Гермес убил его, Гера наслала овода, преследовавшего И., которая странствовала по мн. землям, пока наконец в Египте не обрела вновь покой и человеч. облик. Там она родила сына Эпафа. Отождествлялась с егип. богиней Исидой. Полная превратностей судьба И. часто служила предметом изображения в живописи (помпейские фрески, картины Корреджо, Скьявоне, Рубенса, Веласкеса).
Источник: Словарь античности. 1989
ИО
в греч. миф. дочь аргосск. царя Инаха. Возлюбл. Зевса. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил И. в белоснеж. телку, но Гера потребовала ее себе в дар и приставила к ней стражем Аргоса, убитого по воле Зевса Гермесом. После этого И., мучимая оводом, насланным Герой, странств. по Греции, Азии, Египту, где приняла свой прежний вид и родила от Зевса сына Эпафа — родонач. героев (Данай, Египет, Даная, Алкмена, Персей, Амфитрион, Геракл и др.). Согл. Аполлодору, почит. в Египте под им. Исиды. Во время своих странствий И. встретила прикован. к кавказским скалам Прометея, предрекш. великую будущность потомкам И. и Зевса.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Ио
в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, возлюбленная Зевса. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил Ио в белоснежную корову, но Гера потребовала ее себе в дар и приставила к ней стражем Аргоса, убитого по воле Зевса Гермесом. После этого Ио, мучимая оводом, насланным Герой, странствовала по Греции, Египту, Азии, где приняла свой прежний вид и родила от Зевса сына Эпафа — родоначальника героев (Данай, Египет, Даная, Алкимена, Персей, Амфитрион, Геракл). Во время странствий Ио встретила прикованного к кавказским скалам Прометея, предрекшего великую будущность потомкам Ио и Зевса. Образ Ио получил отражение на художественных полотнах Рембрандта и П. Рубенса.
ИО
• ??,
??, дочь аргивского царя Инаха (или Иаса, или Аргоса, Пирена, Прометея, Арестора), прекраснее жрицы Геры в Аргосе. За свою любовную связь с Зевсом она была превращена ревнивою Герой в корову и находилась под стражею Аргоса Панопта (см. Инах). Гермес, по поручению Зевса, убил Аргоса, а Гера навела на корову бешенство и заставляла слепню преследовать ее, так что И. пространствовала по всей земле, пока наконец не получила в Египте снова человеческий образ; здесь она родила от Зевса Епафа, сделавшегося впоследствии царем Египта и построившего Мемфис. От дочери Епафа Ливии произошел Белос, а от него Данай и Египет. Отождествление И. с египетскою богинею Изидою основывалось на том, что обе они изображались с коровьими рогами. Aesch. Prom. 562 и далее. И. (от ??????) значит странница, странствующая по небу богиня луны, которая вечно охраняется усеянным 1000 глаз Аргосом Паноптом, звездным небом; но предание переместило ее странствование с неба на землю. Корова с ее рогами — символ полумесяца. По другому толкованию, И. (вместо ??? ср. ?????, Диона) скорее богиня земли.
??, дочь аргивского царя Инаха (или Иаса, или Аргоса, Пирена, Прометея, Арестора), прекраснее жрицы Геры в Аргосе. За свою любовную связь с Зевсом она была превращена ревнивою Герой в корову и находилась под стражею Аргоса Панопта (см. Инах). Гермес, по поручению Зевса, убил Аргоса, а Гера навела на корову бешенство и заставляла слепню преследовать ее, так что И. пространствовала по всей земле, пока наконец не получила в Египте снова человеческий образ; здесь она родила от Зевса Епафа, сделавшегося впоследствии царем Египта и построившего Мемфис. От дочери Епафа Ливии произошел Белос, а от него Данай и Египет. Отождествление И. с египетскою богинею Изидою основывалось на том, что обе они изображались с коровьими рогами. Aesch. Prom. 562 и далее. И. (от ??????) значит странница, странствующая по небу богиня луны, которая вечно охраняется усеянным 1000 глаз Аргосом Паноптом, звездным небом; но предание переместило ее странствование с неба на землю. Корова с ее рогами — символ полумесяца. По другому толкованию, И. (вместо ??? ср. ?????, Диона) скорее богиня земли.
Ио
греч. Io)
в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, жрица богини Геры. Последняя превратила ее из ревности в корову (по другой версии, это сделал Зевс, чтобы спасти возлюбленную от мести своей жены). Гера наслала злого овода, и И., спасаясь от укусов, скиталась из страны в страну, пока не нашла приют в Египте. Там Зевс возвратил ей человеческий облик.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
дочь аргосского царя Инаха, возлюбленная Зевса, который превратил ее в корову, чтобы спасти от гнева Геры. Гера потребовала корову себе в дар и приставила Аргуса сторожить ее, но Аргус был убит Гермесом по велению Зевса. Тогда Гера наслала на убегавшую И. кусачего овода (вариант: сама превратилась в овода). Спасаясь от укусов, И. бежала через Грецию, Кавказ, Азию, пока не прибежала в Египет, где Зевс вернул ей человеческий облик. И. родила Эпафа, а впоследствии вышла замуж за Телегона, сына Одиссея.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Жрица Геры в Аргосе, возлюбленная Зевса. Чтобы уберечь Ио от ревности Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Геру не удалось обмануть, и она сначала приказала Аргусу стеречь Ио, а потом наслала овода, который преследовал и гнал ее через всю Европу в Египет, где она с помощью Зевса вновь обрела человеческий облик и стала прародительницей данайцев. В трагедии Эсхила Ио приходит к Прометею и рассказывает о своих мытарствах. Легенду об Ио передает и Овидий. Возможно, первоначально Ио была лунным божеством, изображаемым с рогами (полумесяц), откуда и возникла легенда.
В доме Ливии (вторая жена Августа) на Палатине (Рим) есть фреска, на которой изображены Ио и стерегущий ее Аргус. Корреджо изобразил Ио с Зевсом.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, жрица богини Геры. Последняя превратила ее из ревности в корову (по другой версии, это сделал Зевс, чтобы спасти возлюбленную от мести своей жены). Гера наслала злого овода, и И., спасаясь от укусов, скиталась из страны в страну, пока не нашла приют в Египте. Там Зевс возвратил ей человеческий облик.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
дочь аргосского царя Инаха, возлюбленная Зевса, который превратил ее в корову, чтобы спасти от гнева Геры. Гера потребовала корову себе в дар и приставила Аргуса сторожить ее, но Аргус был убит Гермесом по велению Зевса. Тогда Гера наслала на убегавшую И. кусачего овода (вариант: сама превратилась в овода). Спасаясь от укусов, И. бежала через Грецию, Кавказ, Азию, пока не прибежала в Египет, где Зевс вернул ей человеческий облик. И. родила Эпафа, а впоследствии вышла замуж за Телегона, сына Одиссея.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Жрица Геры в Аргосе, возлюбленная Зевса. Чтобы уберечь Ио от ревности Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Геру не удалось обмануть, и она сначала приказала Аргусу стеречь Ио, а потом наслала овода, который преследовал и гнал ее через всю Европу в Египет, где она с помощью Зевса вновь обрела человеческий облик и стала прародительницей данайцев. В трагедии Эсхила Ио приходит к Прометею и рассказывает о своих мытарствах. Легенду об Ио передает и Овидий. Возможно, первоначально Ио была лунным божеством, изображаемым с рогами (полумесяц), откуда и возникла легенда.
В доме Ливии (вторая жена Августа) на Палатине (Рим) есть фреска, на которой изображены Ио и стерегущий ее Аргус. Корреджо изобразил Ио с Зевсом.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)