Иоахим Флорский (Joachim of Fiore) (ок. 1132— 1202), итал. мистик, аббат монастыря цистерцианцев в Кораццо (Италия). В 1189 г. покинул его и основал реформаторский монастырь в Сан-Джованн-ин Фьоре, получивший благословение папы в 1196 г. и ставший центром небольшого, но весьма влиятельного флорско-го ордена. В своем сочинении «Новое согласие» (Concordia Novi) И. утверждал, что история человечества делится на три эры, соответствующие трем лицам Троицы: Отца (прошла), Сына (близка к завершению), и Св. Духа, к-рая вскоре наступит.
Иоахим Флорский
Иоахим Флорский
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Иоахим Флорский
ок.1132-1202)-ит. монах, считающийся родоначальником средневекового хилиазма. Основные его труды — «Согласование Ветхого и Нового заветов» и «Комментарии к откровениям Иоанна Богослова».
И.Ф. разделил всю историю человечества на три периода:
1) Отца (от Авраама до Иоанна Крестителя)
2) Сына (от Иоанна Крестителя до современности)
3) Святого Духа (с 1260 г.).
По учению И.Ф., переход человечества к каждому периоду его истории связан с постепенным одухотворением его жизни в отношении к Богу. Существование католич. церкви И.Ф. относил ко второму периоду, в третьем же будет обновленная церковь без недостатков прежней. С третьим периодом И.Ф. связывал и установление тысячелетнего царства Божьего на земле. Это мнение И.Ф. было осуждено церковью. Идеи И.Ф. пользовались популярностью среди францисканских спиритуалов, апостольских братьев и ряда др. движений, объявленных ересями.
Лит.: Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.
И.Ф. разделил всю историю человечества на три периода:
1) Отца (от Авраама до Иоанна Крестителя)
2) Сына (от Иоанна Крестителя до современности)
3) Святого Духа (с 1260 г.).
По учению И.Ф., переход человечества к каждому периоду его истории связан с постепенным одухотворением его жизни в отношении к Богу. Существование католич. церкви И.Ф. относил ко второму периоду, в третьем же будет обновленная церковь без недостатков прежней. С третьим периодом И.Ф. связывал и установление тысячелетнего царства Божьего на земле. Это мнение И.Ф. было осуждено церковью. Идеи И.Ф. пользовались популярностью среди францисканских спиритуалов, апостольских братьев и ряда др. движений, объявленных ересями.
Лит.: Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ
Калабрийский) (итал. Gioacchino da Fiore, лат. Joachimus Florensis) (ок. 1132-1202) - итал. ср.-век. мыслитель-мистик, монах. Род. в семье крестьянина, в Калабрии. В своих соч. рассматривал историю человечества как прогрессивное развитие от рабства к свободе, проходящее через 3 состояния мира - 3 статуса (соответствующие у него 3 лицам христ. троицы) и ведущее к наступлению "царства мира и правды на земле". Хилиастич. учение И. Ф., противоречащее традиц. церк. представлениям о неизменности земной жизни и успокоении человечества в "царстве небесном", неоднократно осуждалось католич. церковью (на 4-м Латеранском соборе 1215, на поместном соборе в Арле 1263). Оно оказало сильное влияние на развитие нар. еретич. движений (см. Иоахимиты, Дольчино, Апостолики). К учению И. Ф. проявлял значит. интерес Т. Мюнцер. Бурж. историография, как католическая (напр., нем. ученые В. Прегер, И. Хук), так и протестантская (напр., нем. ученые Х. Рейтер, А. Гаусрат), отрицает социальный смысл учения И. Ф. Сов. историография единодушно признает социальную направленность учения И. Ф. и связывает ее с конкретными условиями итал. жизни 12 в., но в оценке идеи развития, содержащейся в работах И. Ф., в вопросе о наличии в его взглядах социально-утопич. идей и о том, интересы каких социальных слоев феод. общества он отражал, существуют 2 точки зрения (см. работы С. М. Стама и М. M. Смирина). Соч.: Concordia novi et veteris testamenti, Venetiis, 1519; Psalterium decem chordarum, Venetiis, 1527;. Expositio in Apocalypsim..., Venetiis, 1527; Tractatus super quattuor Evangelia, Roma, 1930. Лит.: Добиаш-Рождественская О. A., Нек-рые проблемы иоахимизма и петерб. рукопись соч. Иоахима Флорского, "ЖМНП", 1913, No 6; Смирин М. M., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая крест. война, М., 1955, ч. 1, гл. 2; Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, "ВИРА", 1959, No 7; Grundmann H., Studien ?ber Joachim von Floris, Lpz., 1927; Bignami-Odier J., Travaux r?cents sur Joachim de Flore, "Le Moyen Age", 1952, No 1-2. С. M. Стам. Саратов.