летописец, еп. новгород., † 1030.
{Венгеров}
летописец, еп. новгород., † 1030.
{Венгеров}
Иоаким (Курсунянин) - святитель новгородский (с 993 г.), блаженный, первый епископ из числа священников, которых привез с собой из Корсуня великий князь Владимир . Еще будучи священником, Иоаким стал проповедовать христианство в Новгороде. Он построил несколько храмов, в том числе церковь св. Софии и монастырь, называемый Софийским, или Десятинным. Умер в 1030 г. В 1598 г. мощи его перенесены в каменный Софийский собор; в алтаре того же храма, на стене, Иоаким изображен первым между новгородскими святителями. О его подвигах по истреблению язычества в Новгороде подробности сообщаются в приписываемой ему Иоакимовской летописи (Татищев , т. I). - См. ""П. С. Р. Л."" (II, 258; III, 121, 179, 207, 208, 210, 275; IV, 175; V, 121, 136; VII, 239, 313). Память блаженного Иоакима церковью празднуется 10 февраля и 4 октября.
Источник: Биографический словарь. 2008
— святитель новгородский (с 993 г.), блаженный, первый епископ из числа священников, которых привез с собою из Корсуня вел. кн. Владимир. Еще будучи священником, И. стал проповедовать христианство в Новгороде. Он построил несколько храмов, в том числе црк. св. Софии и м-рь, назыв. Софийским или Десятинным. Ум. в 1030 г. В 1598 г. мощи его перенесены в каменный Софийский собор; в алтаре того же храма, на стене, И. изображен первым между новгородскими святителями. О его подвигах по истреблению язычества в Новгороде подробности сообщаются в приписываемой ему Иоакимовской летописи (Татищев, т. I).
См. "Полн. Собр. Р. Летоп." (II, 258; III, 121, 179, 207, 208, 210, 275; IV, 175; V, 121, 136; VII, 239, 313). Память блаж. И. церковью празднуется 10 февр. и 4 октября.
{Брокгауз}
Иоаким Корсунянин
— святитель, епископ Новгородский.
† 1030, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.
Первым Новгородским епископом был Иоаким Корсунянин. Название Корсунянина дано ему или потому, что он был родом из Корсуни — греческого города на Таврическом полуострове — или потому, может быть, что до прибытия в Россию он был епископом в Корсуни. В архиерейский сан он был возведен в Константинополе.
По просьбе великого князя Владимира Константинопольский патриарх Николай прислал в Россию несколько епископов, в числе которых был и Иоаким. Он прибыл в Киев около 991 года и вскоре (в 992 году) отправился в Новгород. Год прибытия в Новгород у разных летописцев указан по-разному. Но судя по тому, что Иоаким прибыл в Новгород с Киевским митрополитом Леоном, который вступил на Киевскую митрополию в 991 году, можно считать 992 год временем прибытия Иоакима в Новгород.
Митрополит Леон, оставляя Иоакима в Новгороде, поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую.
Ревностно приступил святитель к обращению новгородцев и апостольски нес свой великий труд. Мужество и благоразумие проявил он в своем трудном деле. Мужество его выразилось в том, что, несмотря на сопротивление язычников, не желавших разлучаться со своими идолами, святитель не устрашился ниспровергнуть в реку Волхов в присутствии всего народа главного идола Перуна, перед которым особенно благоговел Новгород, и истребить кумиры и требища языческие. Однако этот акт был совершен святителем с большим благоразумием. К истреблению предметов суеверного почитания новгородцев он приступил не прежде, как по разъяснению людям их заблуждения. Большую осторожность употребил он в деле приведения новгородцев к христианству. Если гражданская власть по отношению к упорным язычникам употребляла строгость, а иногда и насилие, то епископ Иоаким действовал исключительно мерами кротости и благоразумия. Он сам лично и бывшие при нем священники ходили по торгам, улицам, учили людей сколько могли и объясняли заблуждающимся всю нелепость их служения бездушным истуканам.
Замечательным в облике святителя было то, что это был "муж образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием". Знание славянского языка очень много помогало ему. Проповедь архипастыря, исполненная силы и духа, имела благодатное действие. Сотни новгородцев приняли святое крещение и с радостью помогали святителю Иоакиму ниспровергать идолов.
Просветив христианством жителей Новгорода, святитель Иоаким для утверждения в вере новообращенных занялся сооружением для них храмов. Им построены храмы: Софийский (в 992 году), Иоакима и Анны и обитель Перынь (в 995 году).
В деле укрепления христианства святитель большое значение придавал просвещению. С помощью ученика своего Ефрема он основал в Новгороде первую школу, куда великий князь Ярослав Мудрый повелел собрать около 300 детей у лучших граждан города и у священно-церковнослужителей. В этой школе под руководством Ефрема стали обучать детей славянской грамоте, истинам святой веры христианской и греческому языку. Все это делалось святителем Иоакимом с целью упрочить христианство в умах и сердцах новообращенных, довести их до полного убеждения путем грамотности, а также приготовить достойных служителей алтаря.
Более 38 лет управлял новгородскою паствою святитель Иоаким, и за это время язычество пало не только во всей Новгородской области, но и в прилегающих областях.
Скончался святитель Иоаким в 1030 году и был погребен в созданной им церкви святых праведных Иоакима и Анны.
12 октября 1699 года при митрополите Новгородском Иове обретены его мощи, которые затем перенесены в Новгородский Софийский собор. Память его совершается местно 10 февраля и 4 октября.
Литература:
Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891, т. 1, с. 9—18.
Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902, с. 92. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 7, 8, 35. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1902—1904, т. 2-я половина тома, с. 242, 272, 277, 574, 710. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 794.
Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. — 4-е изд. — СПб., 1901—1903, т. 1, с. 78.
Краснянский Г., священник. Месяцеслов (святых). Новгородские святые угодники Божий, открытые и под спудом почивающие... — Новгород, 1876, с. 39—41.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. — 3-е изд. — СПб., 1882, т. 1, с. 173—177.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — СПб., 1862, с. 118, 119.
Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 67.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. — СПб., 1827, т. 1, с. 220—226. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 109,137,157, пр. 5, с. 157—158. Сенигов И. П. Историко критические исследования о новгородских летописях и о Российской истории В. Н. Татищева. — М., 1887. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 15,16. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 241. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 410,412,413. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 33.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 17.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 179.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, т. 1, с. 350. Новгородские летописи по изд. 1789, с. 272, 277, 574, 710.
Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891,1881, кн. 4. Журнал министерства народного просвещения. — СПб., 1883, № 10 (ст. Линиченко). Новгородский месяцеслов с краткими жизнеописаниями святых угодников. [Усинин А. А.]. — СПб., 1882, с. 39—41.
Исторический разговор о древностях Новгорода, с. 31—32.
Исторический вестник. — 1884, сентябрь, с. 685.
Журнал Московской Патриархии. — 1959, № 10, с. 8.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 6, с. 727, 728. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 1077. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 174.
Иоаким Корсунянин
— первый Епископ Новгородский, прозываемый Корсунянин, неизвестно потому ли, что он родом был из Корсуня, города Тавро-Греческого, или потому, что он, может быть, в Корсуне был до того времени Епископом. Известно только, что он посвящен в Константинополе, а в Новгород прислан 992 года Киевским Митрополитом Леонтием для обращения Новгородцев к вере Христианской, которых он обратив, построил там первую Церковь деревянную во имя Св. Софии о 13-ти верхах, или главах на Епископле улице. Он завел там и школу, в которой некто Ефрем, ученик его, обучал детей Христианскому Закону и Греческому языку. Новгородскою паствою он управлял 38 лет, и в 1030 году скончался. Татищев полагает его первым Русским Летописателем. Но Летопись его до нас не дошла и никто даже не знал о ней до 1748 года, пока сам Татищев не получил от ближнего своего сродника, Бизюкова монастыря Архимандрита Мельхиседека Борщова, трех тетрадок, вырванных из какой-то Летописи, а Мельхиседеку сообщенных от какого-то Монаха Вениамина. В сих-то тетрадках нашлось упоминание об Иоакиме с замечанием, что "о Князех Русских старобытных Нестор Монах не добре с ведом бе, что ся деяло у нас Славян в Новеграде; а Святитель Иоаким добре сведомый еже", и проч. Вслед за сим писано было повествование Иоакимово. Выписку из сих тетрадок с примечаниями своими Татищев поместил в 4 главе 1 тома своей Российской Истории. Ни в одной из известных доныне Летописей наших нет таких подробных и связных сказаний о Северных Славянах и Руссах до Рюрикова Княжения, какие находятся в сем отрывке. Иное в нем с Нестором сходно; многое дополняет и изъясняет его; а нечто и противоречит ему. Если бы возможно было удостовериться в подлинности сего сказания, то находка сия была бы неоцененна для нашей Истории. Но: 1) трудно поверить, чтобы Нестор, для объяснения Истории Славян тщательно выбиравший все известия о них даже из Византийских Историков, не знал своих Отечественных Записок, а наипаче Сочинителя, жившего недалеко и с небольшим только за сто лет до него в самом главном гнезде Славян; особливо же, если еще по Татищеву предположить, что сам Нестор был родом с Бела Озера, то есть из Новгородской Области; 2) Новгородский Летописец, приписуемый Новгородскому же Попу Иоанну, имеющий на себе неоспоримую печать глубокой древности, также Новгородский Софийский, в коем много подробных известий о Новгороде, описывают пришествие Иоакимово в Новгород и разрушение идолов, но нигде не упоминают о том, чтобы сей Епископ что-нибудь писал; а Гостомысла, коего Иоакимов отрывок называет Князем, Новгородский Летописец ставит только первым Посадником Новгородским; 3) Митрополиты Киприан, в XIV веке сочинявший Степенную Книгу, и Макарий, в XVI веке поправлявший и дополнявший оную, и также Никон, в XVII веке собиравший свою Летопись из разных частных Летописей, ничего не знали об Иоакимовой Летописи, несмотря на то, что двое последние были сами Новгородскими Архиереями. С другой стороны и сам Татищев, рассказывая о найдении своего отрывка Иоакимовой Летописи, признался, что имя Монаха Вениамина (от коего будто бы тетрадки сии сообщены Архимандриту Мельхиседеку) токмо для закрытия вымышленное; что в полученных им от Мельхиседека тетрадках (которые однакож почитает он выпискою только из книги оставшейся у Мельхиседека) письмо новое, худое, склад старой, смешанной с новым, но самой простой и наречие Новгородское; что сам Мельхиседек иногда сказывал, будто книга сия списана им в Сибири; иногда говорил, что она у него чужая и никому не показывал, а по смерти, де, его нигде отыскать ее не могли. Неизвестно также, почему Татищев не рассудил поместить при известии своем о сем отрывке все три тетрадки слово в слово, а представил читателям только выписку из оных. Наконец, сам он говорит о сей выписке: "Я намерен был все сие в Нестерову Летопись дополнить: но рассудя, что мне ни на какой манускрипт известной сослаться нельзя; и хотя то верно, что сей Архимандрит (Мельхиседек) яко грамот мало изучен, сего не сложил, да и сложить все не удобно; ибо требуется к тому человека многих древних книг читателя, и в языке Греческом искусного; к тому много в ней находится, чего я ни в одном из древних Нестеровых манускриптов не нахожу, а находится в Прологах и Польских Историях, которые как Стрыковский говорит, из Русских сочинили; и здесь те находятся. Сего ради я сию выписку особною главою положил и в Несторове несогласие примечаниями показал; а что в сей не ясно, или не всякому известно, то я изъяснил". Впрочем Татищев ссылался везде на отрывок сей, как на важное и достоверней шее Нестора свидетельство. Однако ж, после его писавшие Историки наши не поверили сему его открытию. Ломоносов, Емин, Щербатов не удостоили оное даже и упоминовения в своих Историях; Миллер скромно объявил о нем свое сомнение в двух Предисловиях своих к изданию Татищевой Истории, также в книге своей о Народах издревле обитавших в России; а Луд. Шлецер в своем Опыте Русских Летописей (Probe Russischer Annalen) и в сводном своем Несторе прямо назвал отрывок сей Лже-Иоакимовым и отверг, так как подлог от самого ли Татищева, или от кого другого составленный. Но с 1784 года Болтин опять воскресил доверенность к нему в Примечаниях своих на Леклеркову Историю, а потом в Ответе на Письмо Князя Щербатова. Императрица Екатерина II приняла сие Иоакимово сказание в свои Записки касательно Российской Истории, а после сочинила даже из лиц сей повести две Драмы, Историческое представление из жизни Рюрика и Начальное Правление Олега. Болтин подкрепил первую из них при втором издании 1793 года Историческими примечаниями из Иоакимова отрывка. Фелкнер, переведши Драму сию на Немецкий язык, при издании ее 1792 года вместе с подлинником, старался в Предисловии своем поддержать истину Иоакимова сказания ссылками на несколько похожие обстоятельства, упоминаемые у Стурлезона и Стрыковского, а при том сослался на покойного Комиссара Крекчина, уверяя, что Крекчин после Татищева сам нашел список Иоакимовой Летописи. Наконец, Елагин вслед за Фелкнером также подтвердил, что Крекчин нашел древнюю рукопись Иоакима, из которой Татищев, не могший целые достать, оставил нам перечень, о чем сам, де, Крекчин уверяет в своем Хронографе, что он имел ее между прочим собранием всю сполна. "Но, — продолжает Елагин, — и сей, де, список утрачен; и буде не ложно его свидетельство, то утратился он или у наследников Крекчина, или между рук Тауберта и Миллера" (Елагина Опыт, стр. 101). Вот все доказательства в удостоверении Иоакимовой Летописи! Между тем доверенность к ней мало по малу вошла уже во многие Исторические наши сочинения и многих занимает. Впрочем, кроме вышеупомянутых о ней сомнений, нельзя презирать и многие другие, выведенные Князем Щербатовым в Письме его к приятелю 1789 г., стр. 11—28, и в Примечаниях на Ответ Болтина, 1792 г., стр. 58—83. Но и напротив сего смотри замечания в Вестнике Европы 1811 г. Часть I, стр. 296 и след.
{Болховитинов}
Иоаким Корсунянин
свят. с 1699 г. Первый епископ новгородский (с 988 г.), † 1030 г.; предполагаемый автор начала русской летописи. Память ему соверш. 10 февр. и 4 октября.
{Половцов}