(Иван) — патриарх московский и всея Руси, преемник Питирима и предшественник Адриана. Род. в 1620 г., умер 17 марта 1690 г., происходил из рода московских дворян Савеловых. В 1655 г., потеряв жену и детей, постригся в киевском Межигорском монастыре. В 1657 г. патриарх Никон взял его к себе, назначив строителем в Иверский новгородский монастырь. Только в это время Иоаким начал учиться грамоте и сколько-нибудь широкого, даже по тому времени, образования Иоаким так и не приобрел, почему враги постоянно укоряли его в невежестве и необразованности. Вскоре после назначения в Новгород Иоаким, по ходатайству боярина Фед. Ртищева, переведен был в Москву и назначен сначала строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского. В 1664 г. он был сделан архимандритом Чудовского монастыря и в этом положении приобрел дружбу придворных бояр и расположение самого царя Алексея Михайловича. В 1673 г. он был назначен митрополитом новгородским на место новопоставленного патриарха Питирима и здесь начинается его самостоятельная деятельность. Первые распоряжения его касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание: он указал игумнам и протопопам, спорившим о местах, "кому под кем стоять и заседать"; затем он установил, чтобы церковная дань собиралась не чиновниками митрополичьего двора, а поповскими выборными старостами, которые в то же время должны были доставлять митрополиту сведения о материальном положении причтов и приходов; распоряжение это он впоследствии, будучи уже патриархом, распространил на все русские епархии. В 1673 г. он посылал из Новгорода, для увещания взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря, некоего архимандрита Макария, но его миссия, как известно, не имела успеха. В 1674 г., после годового междупатриаршества, Иоаким был избран в патриархи московские. Он занимал патриарший престол 16 лет и за это время принимал большое и вполне определенное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Главные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремления сблизиться с иноземцами и перенять от них то, чего недоставало самим русским людям. Иностранное влияние в описываемую эпоху шло главным образом через Польшу и представителями польско-латинской культуры в Москве были выходцы из южной России, которые явились здесь в особенно большом числе после присоединения в 1654 г. Малороссии к Московскому государству. Эти люди, принужденные у себя бороться против католицизма помощью его же собственного оружия, латинских книг, хотя и оставались в сущности вполне православными, тем не менее усвоили себе внешние приемы латинской схоластики и, кроме того, сами того не замечая, допустили и у себя, под влиянием католицизма, некоторые, хотя и маловажные, отступления от учения и обрядов православной церкви. Понятно, что в глазах противников иноземцев и всякой новизны люди эти являлись папежниками и еретиками, колебавшими древнее православие. И вот в Москве образовались две религиозно-политические партии. Во главе латинствующих, которые в то же время были по большей части и приверженцами нового направления, был настоятель Заиконоспасского монастыря ученый монах Сильвестр Медведев, ученик Симеона Полоцкого, главного представителя польско-латинской культуры в Москве, пользовавшийся сочувствием и поддержкой царевны Софьи и ее двора, друг кн. В. В. Голицыца и в особенности Шакловитого; официальным главой другой партии, ревнителей православия и старины, был патриарх Иоаким. Обе партии резко обозначились и столкнулись во время известного спора о времени пресуществления Св. Даров. Для борьбы с польско-латинским направлением Иоаким выписал в 1685 г. от восточных патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов, поставил их во главе "греческого" училища, основанного в Москве в 1679 г. и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Другим помощником Иоакима в полемике против латинствующих был известный справщик, монах Евфимий. Борьба эта шла одновременно и параллельно с борьбою партии царевны Софьи с партиею Петра; с падением Софьи пострадали и все близкие к ней люди, в том числе и Медведев; его обвинили в злоумышлении на жизнь патриарха и отдали на суд Иоакиму. Созван был собор, на котором непосредственно и действовал сам Иоаким; на соборе этом читали покаяние Медведева и "Слово поучительное" патриарха; Медведев, приговоренный собором к тесному заключению, был предан гражданской власти, подвергнут пытке и казнен. Враждебно относился патриарх Иоаким и к иностранцам. Во время крымских походов он "молил и доносил начальствующим, еже бы еретикам иноверцам над христианы в полках начальниками не быти", бил челом, "да не попустят цари православным христианом с еретиками и иноверцами... общение в содружество творити" и да повелевают указом не строить "сборищ еретических", а строенные уже — разорить; по его настоянию были высланы из Москвы иезуиты, пробравшиеся было сюда и успевшие даже основать свою школу. Иоаким шел и еще дальше: он не хотел обедать за одним столом с иноверцами, запрещал обращаться к немецким докторам; польских послов, пожелавших присутствовать на патриаршей службе, не допустил, несмотря на просьбу царей; громил "эллинский, блуднический, гнусный обычай" брить бороду и постригать волосы.
В бытность Иоакима патриархом совершилось присоединение киевской епархии к московскому патриаршескому престолу; до этого же времени киевский митрополит и вся церковь малорусская стояли в зависимости от патриарха константинопольского. После присоединения Малой России к Москве московское правительство естественно стало стремиться подчинить себе и малорусское духовенство, несмотря на вполне понятное несочувствие этому восточных патриархов. В 1685 г. на киевском соборе Гедеон, князь Четвертинский был избран в митрополиты киевские; для поставления он явился в Москву; посвящая его, патриарх Иоаким подтвердил права и привилегии малорусского духовенства, обеспечивавшие ему некоторую автономность. Но уже немедленно вслед за этим патриарх Иоаким стал постепенно урезывать и отнимать эти привилегии с целью сравнять мало-помалу киевскую митрополию с прочими русскими епархиями. Он действовал последовательно и настойчиво, Он зорко следил за малорусской церковью, обличал в ней латинствующие отступления от правил и обрядов православия и ревниво охранял свои права верховного пастыря. Зная, что столь подозрительные ему взгляды Медведева в сущности — взгляды всего южно-русского духовенства, он обращался с запросами к малорусским иерархам, спрашивал их мнения относительно времени пресуществления Св. Даров, требовал сведений и мнений о Флорентинском соборе, предлагал и другие тому подобные вопросы. Малоруссы медлили и давали уклончивые ответы, но патриарх настаивал и грозил, и добился того, что малороссийские иерархи изъявили в 1689 г. полное свое согласие с учением православной церкви. — По отношению к расколу Иоаким проявлял большую суровость. Раскольнический писатель, дьякон Феодор, жалуется, что, будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, Иоаким "паче всех архиереев похвалялся на нашу кровь". В бытность Иоакима патриархом раскольников преследовали, пытали, сжигали в срубах. Не следует, однако, забывать, что и раскольники проявляли крайнее ожесточение против официального духовенства и в частности против Иоакима, да и вообще время было смутное, шаткое, требовались энергические меры; известно, как на собеседовании, или лучше сказать — на споре в Грановитой палате патриарха Иоакима и официального духовенства с раскольниками, Никитой Пустосвятом и др., 5 июля 1682 г., раскольники чуть не подвергли побоям архиепископа Афанасия, и неудивительно, что после этого Никите отрубили голову, а прочих вожаков раскола, монаха Сергия, Никиту Борисова и др., сослали в дальнюю ссылку. — Не менее настойчиво чем раскольников преследовал Иоаким и низложенного на соборе 1666 г. патриарха Никона. В 1676 г. он перевел его на жительство в Кирилов Белозерский монастырь, где Никон содержался под крепким началом. Позже, несмотря на многократное ходатайство царя Феодора Алексеевича, Иоаким упорно не соглашался перевести Никона в его любимый Воскресенский монастырь и уступил уже в то время, когда Никон был при смерти. Иоаким не согласился хоронить Никона как патриарха и не присутствовал на его погребении, не принял драгоценной митры покойного, которую прислал ему царь Феодор. Впрочем раздражение Иоакима в этом случае довольно понятно; его положение относительно Никона было не ловко, многие не признавали низложения Никона, Иоакима считали незаконным патриархом, да и сам Никон не упускал случая поносить Иоакима и досаждать ему. — В политической жизни своего времени патриарх Иоаким принимал довольно видное участие, в особенности после смерти царя Алексея Михайловича. Он способствовал уничтожению местничества при царе Феодоре и энергично воспротивился проектированному около этого же времени разделению России на наместничества с учреждением наследственных наместников из знатных боярских фамилий, "всеконечно возбранив" это делать. Есть известие, что он не хотел венчать на царство Иоанна Алексеевича, когда после того, как царем был уже объявлен Петр, стрелецкий бунт заставил признать двух царей, говоря, что "многоначалие есть зло". Насколько мог, он противодействовал замыслам царевны Софьи, в особенности относительно намерения ее венчаться на царство; однажды, но неизвестно когда именно, он даже отлучил Софью от церкви за заступничество "о некоих противящихся царству"; кн. В. В. Голицына он ненавидел и постоянно боролся против его влияния; когда возгорелась решительная борьба между правительницей Софьей и Петром, патриарх, не колеблясь, стал на сторону Петра и явился из Москвы в Троицкую лавру. — Во внутреннем управлении своей паствой Иоаким проявлял большую строгость, даже суровость; из общих мер за время его патриаршества наиболее важны следующие: было установлено, чтобы по всем епархиям все духовные дела подлежали ведению духовных лиц, светских же чиновников решено было посылать только на "непокорников и непослушников"; в 1681 г. все церкви, не имевшие еще земельного надела, получили его, а тем из них, которые почему-либо утратили надел, он был возвращен. Вообще Иоаким стремился поставить духовенство в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить его среди других сословий и доставить ему по возможности самостоятельность во внутреннем его управлении. После смерти Иоакима были приложены усилия канонизовать его; с этой целью настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Игнатий (Римский-Корсаков), близкий человек к покойному патриарху, написал его "Житие", очень риторическое, изукрашенное, в котором повествовалось о множестве чудес, будто бы сотворенных им при жизни и после смерти совершившихся у его тела, но попытка эта была вскоре оставлена. Памятниками деятельности Иоакима остались многочисленные его грамоты, а также отдельные сочинения: "Увет духовный", направленный против раскола, "Слово поучительное", уже упомянутое выше, вошедшее в состав сборника "Остен", составленного по приказанию Иоакима и направленного против латинствующих. Сочинения эти, а равно и грамоты Иоакима, по многим данным принадлежат перу монаха Евфимия, который состоял при Иоакиме в роли справщика и секретаря. Во всяком случае сам Иоаким не мог всего этого писать по малообразованности своей; он указывал только общее направление, а писали близкие к нему люди; по указаниям Иоакима написан и "Щит Веры", архиепископом холмогорским Афанасием окончательно редактированный уже при патриархе Адриане в 1693 г., кажется, тем же Евфимием. В деятельности своей патриарх Иоаким не является личностью светлой и симпатичной; даже среди тогдашних людей он выделяется своею нетерпимостью, и суровым, подчас жестоким, фанатизмом; но во всяком случае он является личностью цельною и характерною, с непоколебимой силою воли, с железною энергиею и настойчивостью.
Смирнов, "Иоаким, патриарх Московский"; Шляпкин, "Св. Дмитрий Ростовский и его время"; "Житие" и "Завещание патриарха Иоакима" изданы отдельно Императорским Обществом любителей древней письменности, № 47, а дополнения к ним — "Памятники" Общества за 1880 г., вып. II; Соловьев, т. т. XIII, XIV; Крекшин, "Записки", в издании Сахарова "Записки русских людей"; "Материалы для истории раскола", IV; "Приб. к творениям св. отцов", т. 32, статья И. Мансветова, "Как у нас правились книги", и др.
{Половцов}
Иоаким Савелов
— патриарх Московский и всея Руси.
Родился в 1620 году.
Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря.
В 1657 году назначен патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря.
С 1664 года — архимандрит Чудов ского монастыря.
22 декабря 1672 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита.
26 июля 1674 года, после годового междупатриаршества, избран патриархом Московским.
В 1681 году дал грамоту о построении каменной церкви в честь иконы Божией Матери Владимирской в г. Арзамасе, вместо сгоревшей.
В 1685 году посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского.
Скончался 17 марта 1690 года. Погребен в Московском Успенском соборе.
Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 года, с назначением его митрополитом Новгородским.
Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание.
Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, "кому под кем стоять и заседать", установил, кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов.
В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря.
Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства.
Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего, главным образом, из Польши.
Представителями польско-латинской культуры в Москве были выходцы из южной России, особенно после присоединения Малороссии к Московскому государству. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии — одна латинствующая, во главе которой стоял ученый монах, настоятель Заиконоспасского монастыря, Сильвестр Медведев, другая — ревнителей Православия, возглавляемая патриархом Иоакимом.
Для борьбы с польско-латинским направлением патриарх Иоаким испросил в 1685 году от восточных патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов, поставил их во главе "греческого" училища, основанного в Москве в 1679 году, и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Но этим борьба не закончилась. По инициативе патриарха Иоакима созывался Собор, на котором Медведев был приговорен к строгому заключению. В дальнейшем передан гражданским властям, подвержен пыткам и казнен.
С чувством особой суровости и даже враждебности относился патриарх Иоаким к расколу. Строгость и суровость проявлял он и в отношении ко всей пастве.
С особой настойчивостью преследовал патриарх Иоаким патриарха Никона, низложенного с патриаршего престола. В 1676 году он перевел его в Кириллов монастырь под строжайший надзор.
Следует отметить, что патриарх Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве. Он стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении.
Оценивая деятельность патриарха Иоакима, можно сказать, что он не является личностью светлой и симпатичной; даже среди современников он выделялся своей нетерпимостью и суровым, подчас жестоким фанатизмом. В то же время он представляет из себя личность цельную, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью.
Труды:
Увет духовный, или опровержение челобитной соловецких раскольников, поданной царю Алексею Михайловичу. — М., 1682; М., 1753; М., 1791. Слово поучительное и благодарственное к Господу Богу за Его великую милость, яко благоволил чудесным Промыслом избавить Церковь Свою Святую от тоя отступников и злых наветников, чтенное всему священному чину. — М., 1682 и // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. — 2-е изд. — М., 1788—1791, т. 15.
Литература:
Боголюбский М. С, протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. — М., 1895, с. 31—45.
Смирнов П. А., протоиерей. Иоаким, патриарх Московский. — М., 1885. Шляпкин И. Святитель Димитрий Ростовский и его время (1651—1709) // Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. — СПб., 1876—1918,1891, т. 24.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 558—568, 574—591. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. — Казань, 1913. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881, с. 251. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. — 4-е изд. — СПб., 1901—1903, т. 2, с. 116—135. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 3, с. 468, 740—746, 775, 818—900, 905—928, 1046—1095,1190.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405, 1406.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 95, 427, 501. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 99. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 7, 37,163.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 12,19.
Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. — Архангельск, 1889, с. 3. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891, т. 32 (статья Мансветова И. "Как у нас правились книги" и др.).
Материалы для истории раскола за первое время его существования: в 9 т. // Изд. Н. И. Субботин. — М., 1874—1895, т. 4. Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит. Житие и завещание праведного Иоакима // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся. — М., 1774. Т. 6. — С.Ш—139.
Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. — Ярославль, 1881, с. 6.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 576, 677, 671, 672.
Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908, т. 1, с. 508.
Сборник любителей духовного чтения. — М., 1888, с. 311.
Православный собеседник. — Казань, 1866, январь, с. 38.
— 1867, ноябрь, с. 193.
Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 42. Русский паломник. — 1889, № 34, с. 401—402; № 35, с. 415—418.
Душеполезное чтение. — 1897, № 2, с. 531. Странник. — СПб., 1872, февраль, с. 89. Исторический вестник. — 1880, январь, с. 21.
— 1881, март, с. 548—549; ноябрь, с. 665—668.
— 1885, октябрь, с. 115.
— 1886, т. 25, с. 589.
— 1890, октябрь, с. 190.
— 1895, апрель, с. 544.
— 1896, июль, с. 82.
Православный собеседник. — Казань, 1873, июль, с. 336.
Казанский митрополит Маркелл // Русский архив. — 1889, кн. 2, с. 304. Скворцов Н., священник. Московский Кремль // Русский архив. — 1893, кн. 3, с. 15—17. Русский архив. — 1895, кн. 1, № 4, с. 530—531.
— 1910, кн. 1, № 3, с. 423, 425—427;
кн. 3, № 9, с. 8.
Журнал Московской Патриархии. — 1944, № 9, с. 15.
— 1945, № 3, с. 68; № 4, с. 66; № 7, с. 50.
— 1948, № 3, с. 6.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 6, с. 729—735. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 1078—1079. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 174—177.
Иоаким Савелов
— родом из Дворян, девятый Патриарх Всероссийский, возведенный на сие достоинство из Новгородских Митрополитов 1673 года Июля 26. В его правление Российская Церковь больше прежних времен обуреваема была Расколами и Ересями; а потому для прекращения оных беспрестанно почти издавал он Обличения, Увещания и Поучения, как-то: 1) Извещение чудес (бывшего 1677 г. в Москве) о сложении трех первых перстов в знамение Креста на челе, напечатано 1677 г. в Москве в 4 долю листа; 2) Слово увещательное к Раскольникам о соединении их к Православной Святой Церкви, напечатано в 4 долю листа без означения года; 3) Слово на Суздальского Рождественного Попа Никиту Пустосвята, Собором осужденного и изверженного и на Капитонов Раскольников, с показанием, что вера их неправая, и проч., напечатано в 4 долю листа 1684 г. в Москве; 4) Увет Духовный, или опровержение Челобитной Соловецких Раскольников, поданной Царю Алексею Михайловичу; а в Предисловии сей книги предложена полная История о бывших пред тем временем Раскольничьих распрях, бунтах и Соборах на них, напечатано в 4 долю листа 1682 г. и потом 1753 и 1791 гг. там же; 5) Слово поучительное и Благодарственное к Господу Богу за Его великую милость, яко благоволило чудесным промыслом избавить Церковь свою Святую от тоя отступников и злых наветников (Раскольников), чтенное всему Священному Чину, напечатано в 4 долю листа 1682 г. в Москве и вторично в XV части Древней Российской Вавлиофики 2-го издания; 6) Поучение о благоговейном стоянии в Храме Божии, напечатано в 4 долю листа без означения года; 7) Поучение Иереем, напечатано в 4 долю листа без означения от Иереев к людям, чтобы не пети бесовских песен, не творити игр, не ходити к волхвом и не призывати их в домы, напечатано в 4 долю листа без означения года; 9) Поучение в нашествии варваров, напечатано в 4 долю листа без означения года, а вероятно, в 1688 году; 10) Остен, состроенный из Духовещания Св. Отец, низвергающий, отреяющий и прободающий напирающияся к нему, то есть выписки из Св. Писания и Церковных древних Преданий о времени пресуществления Евхаристии Святыя, и розыскание, откуда вошло в Россию неправое Папистическое мнение о сем, так же о Флорентийском Соборе, об Униатах и Западном мнении о происхождении Св. Духа, о заблуждениях Иеромонаха Симеона Полотского и единомышленниках его Яне Белободском, Монахе Сильвестре Медведеве, Монахе Симеоне Долгом и проч. О неприношении за инославных и явногрешащих, о браке в 3 и 4 степени, о Лютерских и Латинских Ересях, о Чистилищном огне, о небритии брад и проч. и проч. Вся книга состоит из 26 глав, но она не была издана и сохраняется в списках между рукописями Московской Патриаршей и Новгородской Софийской Библиотеки. В Библиотеке С.-Петербургской Академии Наук между рукописями есть еще его книга о исправлении некиих погрешений в речениях бывших в преждепечатных книгах Минеях и о клевете на то исправление и о препятии.
Сей Патриарх скончался в Москве 1690 года Марта 17. Духовное его Завещание находится в Патриаршей Библиотеке, а Грамоты и разные Послания его Киевский Митрополит Варлаам Ясинский собрал в книгу свою под названием Икона, или изображение дел Московского Патриаршего Престола, — но и сия книга не издана, и находится списком в Патриаршей же Библиотеке и в Академии Наук.
{Болховитинов}
Иоаким Савелов
(Иван Андреевич), патриарх всероссийский, р. 6 янв. 1620 г., хирот. 22 дек. 1672 г. в митроп. Новгор.; до 1664 г. келарь, а с 1664 года архим. Чудова монаст., патр. с 26 июля 1674 г.; † 17 марта 1690 г.
{Половцов}