ИОАКИМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИОАКИМ
в миру Иван-Большой Петрович Савелов) (1620-90), патриарх Московский и всея Руси с 1674.Способствовал подчинению Киевской митрополии Русской православной церкви. Поддерживал Петра I в его борьбе с царевной Софьей Алексеевной. Оказывал покровительство Епифанию Славинецкому. Автор "Слова против Никиты Пустосвята" (1684).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Иоаким

р. ок. 1651 в Суздале, архиеп. ростовск., † 25 дек. 1741.


{Венгеров}





Иоаким


игумен Афонского мон., авт. "Сказания о св. горе Афонстей" (напис. после 1560).


{Венгеров}





Иоаким


авт. брош. "Что сделал сатана в допотопные времена" (М., 1887).


{Венгеров}





Иоаким


дух. писат., составит. пасхалии, иеромон. 1880 гг.


{Венгеров}





Иоаким


авт. брош. "Печать Господа нашего Иис. Хр." (1902), иеромонах.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иоаким
второй сын царя Иосии; он прежде назывался Елиакимом, но когда фараон Нехао поставил его на царство вместо его брата Иоахаза, то переменил его имя «Близким» на «Иоаким» (4 Цар. 23:34). Он выжимал все возможное из своих подданных, чтобы платить Нехао тяжелую дань. Процарствовал он 11 лет, 609-599 до Р.Хр. Это был безжалостный, кровожадный и дерзкий правитель (4 Цар. 23:34-24:5; 2 Пар. 36:4 и дал.; Иер. 22:13 и дал ). Он преследовал Господних пророков (Иер. 26:20 и дал.), он же бросил пророчества Иеремии в огонь (Иер. 36). Процарствовав три года, он подпал под владычество вавилонян, которые разбили египтян в битве при Кархемисе 606 г. до Р.Хр., Но, три года спустя, он отделился от них. Наемная армия Навуходоносора была послана, чтобы погубить его (4 Цар. 24:1 и дал ), и, вероятно, в это время он постыдно умер, согласно пророчеству Иер. 22:18 и далее.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Иоаким
Иегова устанавливает)-а) (4Ц 23.34-36; 24.1,5,6; 1Пар 3.15; 2Пар 36.4,5,8; Иер 1.3; 22.18; 24.1; 25.1; 26.1,21-23; 27.1; 35.1; 36.1,8,9,28-30,32; 37.1; 45.1; 46.2; 52.2; Дан 1.1.2; Мф 1.11)-один из сыновей Иосии, царь иудейский, царствовавший 11 лет в Иерусалиме после своего брата Иоахаза. Его настоящее имя-Елиаким (см. Елиаким,б) было изменено на Иоаким египетским царем Нехао, который и воцарил его. Позже Иерусалим подпал под владычество Навуходоносора, но Иоаким решил отложиться от него, за что был сурово обличаем пророком Иеремией. За свое царствование он совершил много мерзостей пред Господом: наполнил Иерусалим невинной кровью и идолопоклонством, убил пророка Урию, которого вызвал для этого из Египта, сжег свиток, в котором были записаны обличения пророка Иеремии, за что и был предан после смерти «ослиному погребению» (Иер 22.18-19). Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа; (См. Иоахаз, б)
б) (Неем 12.10,26)-сын (потомок) Иисуса, первосвященник во времена Ездры;
в) (Иер 52.31; Иез 1.2)-см. Иехония.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ИОАKИМ
(Иван Савелов; 1621-1690) – Патриарх Московский и всея Руси, церковный и политический деятель, сторонник сильной и независимой Церкви, проповедник нетерпимости к «еретикам». Родился 6 января 1621 г. в семье можайских дворян. В 1652 г., узнав о смерти жены и детей, принял монашеский постриг в киевском Межигорском монастыре. Возможно, учился в Kиевской Духовной Академии. Приглашен в 1657 г. патриархом Никоном в Иверскую, а затем в Новоиерусалимскую обитель. Вскоре Иоаким был переведен в Москву, где подвизался сначала в Андреевском монастыре, а затем в Ново- Спасском. В 1664 г. он был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря. В 1672 г. назначен митрополитом Новгородским, однако оставался в основном в столице, управляя делами при больном патриархе Питириме. 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру. Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество, которое шло в то время в основном через Польшу. Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Много трудов положил патриарх Иоаким для уврачевания раскола, воздействуя на старообрядцев не только административными мерами, но и путем увещания. В 1678 г. патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По благословению патриарха Иоакима в 1685 г. братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Москве духовное училище при Заиконо-спасском монастыре. Это училище положило начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую Духовную Академию (см. Академии духовные). Скончался патриарх Иоаким 17 марта 1690 г. и был погребен «в соборной великой церкви патриарша престола» – Успенском соборе Московского Kремля.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ИОАKИМ
(евр. «Яхве воздвигнет») И АННА (евр. «благодать», «милость») – согласно Священному Преданию, родители Девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. «Богоотцы»). В ка-нонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются. Первоисточник многочисленных преданий об Иоакиме и Анне – раннехристианский апокриф «Рождество Марии», возникший около 200 г., по-видимому, в Египте и получивший впоследствии название «Первоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, таким образом, родичем Иосифа Обручника), а Анна – из колена Левия, из священнического рода Аарона; в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа. Будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдавали на жертвоприношения и пожертвования в иерусалимский храм, треть – на дела милосердия и только треть оставляли себе.
До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, у них не было потомства. Kогда Иоаким в очередной раз пришел в храм принести жертву, его прогнали на том основании, что его бездетность – очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна Богу. Глубоко удрученный старец ушел из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая свое бесплодие среди общего плодородия природы, пока Ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила по молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима – излюбленная тема живописи Средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна три года воспитывали родившуюся дочь. Византийская иконографическая традиция знает изображения этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, – мотив, имеющий источником тот же апокриф. Затем по обету родители посвятили Марию Богу и отдали в храм.
Отношения Иоакима и Анны – воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда. В православной иконографии
Богоотцы Иоаким и Анна изображаются в иконе Рождества Пресвятой Богородицы с житийными клеймами и в иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы. Православная Церковь особо чтит память Иоакима и Анны 9 (22) сентября.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ИОАКИМ
Бог восставляет) — имя следующих лиц упоминаемых в Библии, именно: 4Цар 23:34-36 и др. — старший сын Иосии. брат и преемник Иохаза царя Иудейского. Первоначальное имя его было Елиаким; но оно было изменено по приказанию царя Египетского, Фараона Нехао, который возвел его на престол Иудейский (4Цар 23:34) и наложил на Иудею дань в 100 тал. серебра и столько же талантов золота (400,000 р. на наши деньги). Обычай и право, принадлежавшие государям Востока, изменять первоначальные имена своих рабов на другие доселе еще существуют на Востоке (Дан 1:7). Навуходоносор победил Фараона Нехао при Кархемыше и отнял у него все Сирийские владения; затем он двинулся к Иерусалиму, взял Иоакима в плен, заковал его в цепи и намеревался было отвести его в Вавилон. Но Иоаким купил себе свободу, согласившись платить большую подать чем прежде и таким образом удержал за собою престол. По прошествии же трех лет, надеясь на помощь из Египта и видя, что Навуходоносор занят войною в отдаленных странах, Иоаким, вопреки совету пр. Иеремии, отложился от своего властелина. Посему Господь послал на него полчища Халдеев, Сириян, Моавитян и Аммонитян, опустошивших его страну (4Цар 24:1-2). Его надежды на Египет не оправдались. Иудея была доведена до крайней степени бедствия; к ужасам войны присоединился еще страшный голод (Иер 14:4). Но ничто не могло вразумить нечестивого царя и князей его, и вот, на одиннадцатом году своего царствования, в эту тяжкую годину Иоаким умер. Труп умершего царя был вытащен из города и брошен далеко за воротами Иерусалима, согласно с пророчеством о сем пр. Иеремии: ”ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима” (Иер 22:18-19). Писатель 2Пар 36:8 говорит о мерзостях, какие он делал. Пр. Иеремия описывает его неправды, идолопоклоннические обряды, которые он поддерживал, его корыстолюбие и жестокость, в которых был повинен (Иер 22:13-17). Дань, наложенную на него царем Египетским, он взыскивал со своего обедневшего народа (4Цар 23:35). Он наполнил Иерусалим кровью невинною (24:4), сжег свиток, на котором были написаны слова Иеремиина пророчества; искал жизни пр. Иеремии (Иер 36:23-26), вытребовал пр. Урия из Египта, умертвил его мечом и бросил труп его, где были простонародные гробницы, за то только что он пророчествовал против него в том же духе, как и пр. Иеремия (26:20-21). Спустя три месяца после его смерти, в Иудее явился Навуходоносор и положил конец царской династии Иоакима, взяв сына и преемника его, Иехонию, в Вавилон. Вар. 1:7 — Иоаким, первосвященник Иудейский, сын Хелкия, сына Салома, живший при царях Иудейских, Иоакиме и Седекии. Дан 13:1, 4:6 — муж Сусанны, лжеобвиненной старейшинами Иудейскими в беззаконии и оправданной Даниилом. Иуд. 4:6 — первосвященник Иудейский, во дни Иудифи. Неем 12:10 — первосвященник Иудейский во дни Ездры и Неемии. 2Езд 5:5, Неем 12:10 — сын Зоровавеля, из рода и потомства Давидова, а по другим — сын Иисуса, сына Иоседекона.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Иоаким

Иоаким (1620 - 1690) - девятый и предпоследний патриарх всероссийский, из рода можайских дворян Савеловых, в 1655 г. оставил военную службу и принял монашество, в 1664 г. сделан архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу . В 1672 г. Иоаким поставлен был в митрополита новгородского. Он ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам. 26 июля 1674 г. Иоаким возведен был на патриарший престол. В 1675 г. он созвал в Москве собор, которым постановлено было: чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лишь духовного чина ни в чем не судили и ничем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только ""на не послушников и непокорников"". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям Иоаким, в 1686 г., исходатайствовал и царскую грамоту. Собором 1675 г. отменен был обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного сана, которые не принадлежали к патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим. Наконец, в 1687 г. Иоаким установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин. На соборе 1675 г. рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. Собор 1681 г. признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской власти с усиливавшимся расколом, просил царя подтвердить постановления собора 1667 г. об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из Священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные. Вообще Иоаким заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников ""молением и учением"". Иоаким рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: ""Извещение о чуде"" (М., 1677), ""О сложении трех перстов"" (М., 1677), ""Поучение ко всем православным христианам"" (М., 1682), слово благодарственное ""Об избавлении церкви от отступников"" (М., 1683), ""Слово против Никиты Пустосвята"" (М., 1684, 1721, 1753), Иоакиму приписывается еще ""Увет Духовный"" (М., 1682, 1753 и 1791) - обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 г., в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли впрочем, он действительно принадлежит перу Иоакима, хотя и напечатан от его имени. Все сочинение написано было в 50 дней - срок, слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе ""Увета"" виден глубокий знаток раскола и хороший полемист, тогда как Иоаким не был ни тем, ни другим; во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 г. главным действующим лицом со стороны православных был не Иоаким, а Афанасий , архиепископ холмогорский (С. Белокуров ; в статье, напечатанной в ""Христианском Чтении"" 1886 г., № 7 - 8, доказывает, что ""Увет"" составлен Афанасием, при ближайшем участии Кариона Истомина ). ""Увет"" состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг. При Иоакиме начались в Москве волнения из-за вопроса о времени Пресуществления св. даров в таинстве евхаристии - волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства, что тогда же появились в Москве иезуиты. Симеон Полоцкий и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу; к ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи. Иоаким предпринял опровержение учения ""папежников"", обратясь к восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. иерусалимский патриарх прислал, между прочим, ""Провославное исповедание"" Петра Могилы , которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды (см.), выписанные в Москву для занятий в академии, преобразованной из греческого училища, отрытого патриархом Иоакимом и царем Федором Алексеевичем в 1679 г. После мятежа 1689 г. и осуждения Медведева, который, опираясь на Шакловитого , замышлял убийство Иоакима, патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов и в 1690 г. собрал на собор архиереев и все московское духовенство которым торжественно осуждено было учения ""папежников"". В опровержение этого учения Иоаким также собирался издать сборник ""Остень"" (см. Евфимий ), но смерть патриарха, 17 марта 1690 г., помешала этому предприятию. В завещании Иоакима содержится завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам. При Иоакиме, в 1687 г., киевская митрополия, с согласия восточных патриархов, подчинена была московскому патриарху; при нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при Иоакиме и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан. Ср. житие Иоакима, изданное Обществом любителей древней письменности (1880); ст. Гаврилова в ""Страннике"" (1873, № 1 - 3 и 6 - 9); П. Смирнов ""Иоаким патриарх Московский"" (М., 1881 - из ""Чтений в Обществе Любителей Духовного Просвещения"", 1879 - 1881 гг); Г. Воробьев ""О московском соборе 1681 - 1682"" (СПб., 1885); Г. Миркович ""О времени пресуществления св. Даров"" (Вильно, 1886); Барсуков ""Всероссийский патриарх Иоаким Савелов"" (СПб., 1890) и ст. Белокурова (""Христианские Чтения"", 1885, 11 - 12).

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
270.42 кб

Иоаким: историческое лицо и персонаж

Шмаина-великанова Анна Ильнична, Брагинская Нина Владимировна
Реконструируется ситуация, которая позволяет увидеть в Иоакиме Книги Иудифи проекцию того же исторического персонажа, что и Иоаким/Алким Маккавейских книг.
Читать PDF
139.80 кб

Жанр духовного завещания во второй половине XVII В. (завещания патриархов Иоакима и Адриана и Вороне

Панич Тамара Васильевна
В статье анализируются духовные завещания церковных иерархов второй половины XVII в.: двух последних патриархов досинодального периода Иоакима и Адриана и воронежского епископа Митрофана.
Читать PDF
813.43 кб

О генеалогических преданиях Иоакимовской летописи В. Н. Татищева

Карпенко Андрей Александрович
В статье рассматриваются генеалогические предания о первых русских князьях, сохранив-шиеся в известной по выпискам В.Н. Татищева Иоакимовской летописи, которые сопоставляются с данными других летописей и прочих источников.

Похожие термины: