ИОАКИМ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
р. ок. 1651 в Суздале, архиеп. ростовск., † 25 дек. 1741.
{Венгеров}
Иоаким
игумен Афонского мон., авт. "Сказания о св. горе Афонстей" (напис. после 1560).
{Венгеров}
Иоаким
авт. брош. "Что сделал сатана в допотопные времена" (М., 1887).
{Венгеров}
Иоаким
дух. писат., составит. пасхалии, иеромон. 1880 гг.
{Венгеров}
Иоаким
авт. брош. "Печать Господа нашего Иис. Хр." (1902), иеромонах.
{Венгеров}
б) (Неем 12.10,26)-сын (потомок) Иисуса, первосвященник во времена Ездры;
в) (Иер 52.31; Иез 1.2)-см. Иехония.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, у них не было потомства. Kогда Иоаким в очередной раз пришел в храм принести жертву, его прогнали на том основании, что его бездетность – очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна Богу. Глубоко удрученный старец ушел из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая свое бесплодие среди общего плодородия природы, пока Ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила по молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима – излюбленная тема живописи Средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна три года воспитывали родившуюся дочь. Византийская иконографическая традиция знает изображения этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, – мотив, имеющий источником тот же апокриф. Затем по обету родители посвятили Марию Богу и отдали в храм.
Отношения Иоакима и Анны – воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда. В православной иконографии
Богоотцы Иоаким и Анна изображаются в иконе Рождества Пресвятой Богородицы с житийными клеймами и в иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы. Православная Церковь особо чтит память Иоакима и Анны 9 (22) сентября.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Иоаким (1620 - 1690) - девятый и предпоследний патриарх всероссийский, из рода можайских дворян Савеловых, в 1655 г. оставил военную службу и принял монашество, в 1664 г. сделан архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу . В 1672 г. Иоаким поставлен был в митрополита новгородского. Он ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам. 26 июля 1674 г. Иоаким возведен был на патриарший престол. В 1675 г. он созвал в Москве собор, которым постановлено было: чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лишь духовного чина ни в чем не судили и ничем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только ""на не послушников и непокорников"". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям Иоаким, в 1686 г., исходатайствовал и царскую грамоту. Собором 1675 г. отменен был обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного сана, которые не принадлежали к патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим. Наконец, в 1687 г. Иоаким установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин. На соборе 1675 г. рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. Собор 1681 г. признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской власти с усиливавшимся расколом, просил царя подтвердить постановления собора 1667 г. об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из Священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные. Вообще Иоаким заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников ""молением и учением"". Иоаким рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: ""Извещение о чуде"" (М., 1677), ""О сложении трех перстов"" (М., 1677), ""Поучение ко всем православным христианам"" (М., 1682), слово благодарственное ""Об избавлении церкви от отступников"" (М., 1683), ""Слово против Никиты Пустосвята"" (М., 1684, 1721, 1753), Иоакиму приписывается еще ""Увет Духовный"" (М., 1682, 1753 и 1791) - обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 г., в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли впрочем, он действительно принадлежит перу Иоакима, хотя и напечатан от его имени. Все сочинение написано было в 50 дней - срок, слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе ""Увета"" виден глубокий знаток раскола и хороший полемист, тогда как Иоаким не был ни тем, ни другим; во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 г. главным действующим лицом со стороны православных был не Иоаким, а Афанасий , архиепископ холмогорский (С. Белокуров ; в статье, напечатанной в ""Христианском Чтении"" 1886 г., № 7 - 8, доказывает, что ""Увет"" составлен Афанасием, при ближайшем участии Кариона Истомина ). ""Увет"" состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг. При Иоакиме начались в Москве волнения из-за вопроса о времени Пресуществления св. даров в таинстве евхаристии - волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства, что тогда же появились в Москве иезуиты. Симеон Полоцкий и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу; к ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи. Иоаким предпринял опровержение учения ""папежников"", обратясь к восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. иерусалимский патриарх прислал, между прочим, ""Провославное исповедание"" Петра Могилы , которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды (см.), выписанные в Москву для занятий в академии, преобразованной из греческого училища, отрытого патриархом Иоакимом и царем Федором Алексеевичем в 1679 г. После мятежа 1689 г. и осуждения Медведева, который, опираясь на Шакловитого , замышлял убийство Иоакима, патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов и в 1690 г. собрал на собор архиереев и все московское духовенство которым торжественно осуждено было учения ""папежников"". В опровержение этого учения Иоаким также собирался издать сборник ""Остень"" (см. Евфимий ), но смерть патриарха, 17 марта 1690 г., помешала этому предприятию. В завещании Иоакима содержится завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам. При Иоакиме, в 1687 г., киевская митрополия, с согласия восточных патриархов, подчинена была московскому патриарху; при нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при Иоакиме и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан. Ср. житие Иоакима, изданное Обществом любителей древней письменности (1880); ст. Гаврилова в ""Страннике"" (1873, № 1 - 3 и 6 - 9); П. Смирнов ""Иоаким патриарх Московский"" (М., 1881 - из ""Чтений в Обществе Любителей Духовного Просвещения"", 1879 - 1881 гг); Г. Воробьев ""О московском соборе 1681 - 1682"" (СПб., 1885); Г. Миркович ""О времени пресуществления св. Даров"" (Вильно, 1886); Барсуков ""Всероссийский патриарх Иоаким Савелов"" (СПб., 1890) и ст. Белокурова (""Христианские Чтения"", 1885, 11 - 12).
Источник: Биографический словарь. 2008