Иоанн, архиепископ Новгородский
И. также принадлежат взаимосвязанные «Благословение архиепископа новгороцкаго Иоанна к христианам святыа Софиа» и «Указ о проскурьнисании святым трем исповедником: Гурию, Самону и Авиву». Написаны они по случаю происшедшего в 1410 г. в новгородском Софийском соборе и отмеченного в новгородских летописях знамения от иконы святых мучеников Гурия, Самона и Авива «о судех (или, что вернее, «о сосудех») церковных». По всей видимости, похитители церковных сосудов были каким-то образом уличены перед этой иконой. И. по этому поводу пристроил «со владычня двора» каменный придел к Софийскому собору во имя этих трех мучеников. В «Благословении» и «Указе» он велит «христианом святыа Софиа» в случаях пропаж прибегать не ко кресту и присяге, а к чудотворной иконе святых мучеников; священники же должны при этом на проскомидии прочесть молитву святым мученикам («...гибелником помозите, виновных обличите, гортани шкодником затворите. Исаче, свяжи их! Иакове, и пути их загради и на все стороны темны сотвори, да будут пути их ползкы и ангел господень погоняя их!»), приготовить крестообразную просфору и, вынимая поочередно четыре ее частицы, произносить имена сначала мучеников, а затем, в четвертый раз, – тех, кто должен будет есть просфору «виновным на обличение»; далее во время литургии – раздать людям просфоры, – «а хто не снесть хлебца, тот по суду виноват будеть». Под «христианами святыа Софиа» имеются в виду, возможно, не новгородцы или не только, но жители принадлежавших святой Софии земель.
Изд.: Амвросий. История российской иерархии. М., 1812, т. 3, с. 300–301; Макарий, архиеп. История русской церкви. СПб., 1866, т. 4, с. 294–296, 382–384; РИБ. СПб., 1880, т. 6, № 36, стб. 305–308; Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах. СПб., 1903, ч. 2, с. 145–146.
Лит.: Рождественский С. В. Послание новгородского архиепископа Иоанна на Двину как источник для истории Двинского восстания 1397 г. // Докл. Рос. АН, 1925, с. 51–54.
Г. М. Прохоров
— святой, архиепископ новгородский с 1165 г.; см. Илия, архиепископ новгородский.
{Половцов}
Иоанн, архиепископ Новгородский
(Иван, в малой схиме Илия, в схиме Иоанн) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.
† 1186; память 7/20 сентября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.
Святитель Иоанн родился в городе Новгороде от благородных и благочестивых родителей. По достижении совершеннолетия он был рукоположен Новгородским епископом Аркадием во священника к церкви во имя священномученика Власия. Но любовь к безмолвию привела его в один из новгородских монастырей, где он принял иночество с именем Илия.
Жизнь в монастыре он вел строго подвижническую, пребывая в посте и молитве, и вскоре стал известен всему Новгороду своей благочестивой жизнью.
28 марта 1166 года он был хиротонисан во епископа Новгородского и первый из новгородских архиереев сразу же возведен в сан архиепископа, который с того времени утвердился за владыками Новгорода.
Деятельность святителя в Новгороде началась со строительства храмов и монастырей. В первый год святительства были построены церкви в честь Святой Троицы и святителя Николая и основаны обители: мужская в честь Благовещения Пресвятой Богородице (1170) и женская во имя святого Иоанна Предтечи (до 1179).
Время святительства Иоанна — это период междоусобной борьбы русских князей. Истинным патриотом предстал в этой борьбе Новгородский святитель.
В 1170 году на войну с Новгородом выступил великий князь Андрей Боголюбский. Многочисленная суздальская дружина два дня стояла у стен Новгорода, и эти два дня усердно молился святитель пред ликом Спасителя о спасении города. На третью ночь он услышал голос от иконы Спасителя, который повелевал ему взять икону Пресвятой Богородицы из храма Преображения Господня и вознести ее на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз ее потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В честь этого чуда от иконы Пресвятой Богородицы Новгородской святитель установил праздник почитания святой иконы, называемой "Знамение", который и доныне празднует вся Русская Церковь 27 ноября/10 декабря.
Однако, несмотря на одержанную новгородцами победу, святитель был противником междоусобной войны и убедил новгородских князей просить мира у князя Андрея.
Святитель Иоанн, как добрый отец, откликался на все события жизни своей паствы. Когда в Новгородской земле после опустошительной войны наступил голод, святитель первый позаботился о беспомощной нищете, о бедных семьях, разоренных войною и терпевших голод, и щедрою рукою подавал помощь несчастным.
Щедрость святителя не препятствовала ему заботиться об устройстве и украшении церквей для своих пасомых.
В 1179 году святитель совместно с братом Гавриилом построил великолепный храм Благовещения в созданной им обители.
В 1182 году построен каменный храм Богоявления над вратами монастыря и затем другой храм Богоявления над вратами кремлевскими.
В 1184 году построен каменный храм на Опоках. Кроме того, им построены еще храмы: во имя пророка Божия Илии — своего небесного покровителя в постриге, во имя трех отроков Вавилонских, преподобного Феодора, игумена Студийского, святого праведного Лазаря.
Великая сила молитвы святителя Иоанна проявилась, когда он в умывальнике заклял беса и заставил перенести себя на одну ночь в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и возвратился в ту же ночь в Новгород. За то, что святитель Иоанн разгласил тайну этого удивительного путешествия, бес начинает ему мстить: он "мечтанием" заставляет новгородцев видеть в келии Иоанна женские одеяния, выбегает в виде блудницы из его келии. Новгородцы обвинили святителя в блуде и решили изгнать из города. Святителя выволокли из покоев и повлекли к Волховскому мосту, там его спустили на плот, не имеющий весел, и предоставили течению воды нести куда угодно недостойного, по их мнению, архипастыря. Однако бес снова посрамлен: по Божиему изволению плот, "никым же пореваем", плывет против течения реки к Юрьеву монастырю. Иноки монастыря с честью встретили на берегу архипастыря. А новгородцы, пораженные чудом, осознали свою неправоту и со слезами просили святителя простить их и возвратиться на кафедру.
Незлобивый святитель простил всех и возвратился в Новгород. Его жизнь по-прежнему протекала в непрестанных подвигах поста и молитвы и в тех же неусыпных заботах о вверенной ему пастве, которая постоянно была волнуема смутами гражданскими.
Много потрудился святитель Иоанн на благо своей паствы. Наконец, удрученный летами, изнуренный трудами и чувствуя приближение своей кончины, святитель (в малой схиме Илия) был пострижен в великую схиму с прежним именем Иоанн. Под этим именем он впоследствии и прославился, поэтому в нашем каталоге он значится под именем Иоанн.
Скончался святитель Иоанн 7 сентября 1186 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе.
Через двести с лишним лет были обретены его нетленные мощи.
В 1439 году во время ремонта храма со стены упал большой камень и разбил каменную крышку гробницы над гробом святителя. В присутствии архиепископа Евфимия приподняли доску в образовавшемся отверстии, и тотчас вся церковь наполнилась благоуханием. Архиепископ Евфимий, наклонившись над гробом, увидел неизвестного святителя в схиме, которого не коснулось тление. Имя святителя не было известно, т. к. надписи на крышке не было. Тогда архиепископ усердно помолился Господу, чтобы ему было открыто имя святого. После усердной молитвы архиепископу Евфимию во сне явился сам обретенный во гробе святитель и назвал свое имя.
Мощи его открыто почивали в Новгородском Софийском соборе.
Канонизирован на Соборе 1547 года.
В 1629 году митрополит Новгородский Киприан (Старорусенков, 11634) установил празднование в честь обретения мощей святителя Иоанна.
Труды:
Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц // Памятники древнерусского канонического права. — СПб., 1880. — Ч. 1 (РИБ, т. 6), стб. 21—62.
Прибавление к Уставу о причащении, написанное вместе с неизвестным епископом Белгородским // Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. — М., 1821, с. 219—224.
Поучение // Павлов А. Неизданный памятник русского церковного права XII века // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1890, октябрь, с. 275—300.
Литература:
Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891. — Т. 1, с. 77—102.
Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — Новгород, 1902, с. 14,16—19. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 63, 64, 243. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 3, с. 33—34.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885. — Т. 9, с. 110—117. Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (приложение к журналу Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., сентябрь, с. 55. Краснянский Г., священник. Месяцеслов (святцы) новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих... — Новгород, 1876. — с. 121,122.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901 — 1902. — Т. 2, с. 237.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1. — С.1016—1018; 1019—1023,1270,1273. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, с. 260.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — с. 33.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 114—115.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 247—249.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, № 37, с. 37, 38. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 185.
Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. — М., 1821, с. 168, 200, 212, 223.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 3, с. 13—19,112—113. Исторический вестник. — СПб., 1885, декабрь, с. 35. — 1893, май, с. 465. — 1896, январь, с. 205. — 1900, октябрь, с. 250, 253. Жиганов Е. Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский // Журнал Московской Патриархии. — М., 1968, № 9, с. 72—76. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1090. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 6, с. 892. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 90. Творогов О. В. Иоанн // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 208—210.
Дмитриев Л. А. Житие Иоанна Новгородского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 514—517.